Выделить пятерку самых результативных асов Франции периода 2-й мировой войны одновременно очень просто и в то же время крайне сложно. После быстрого крушения их государства при столкновении с гитлеровской Германией те французские летчики, что не желали сдаться врагу, «разбежались» по разным странам (в основном в Англию, а позже - в СССР), чтобы продолжить борьбу под другими знаменами. Соответственно, их дальнейшие боевые счета велись по системам, принятым в тех ВВС, куда попали эти пилоты. Тем не менее, разница этих систем подсчета в выявлении лучших асов для послевоенного руководства французской авиации особой роли не играла. Ведь по окончании войны французы пересчитали полученные в английских и советских ВВС результаты своих пилотов по французский системе, выстроив стройный рейтинг асов Франции. Проблема кроется в самой французской системе подсчета. В ВВС Франции она совершенно не изменилась со времен 1-й мировой войны, и для новых времен была уже устарелой, не отражавшей достаточно точно успехи летчиков.
Французы по-прежнему делили победы на подтвержденные и вероятные; при этом вероятные победы они (в отличие от англичан) в общем рейтинге летчика не учитывали (зачем тогда их вообще фиксировали?). А вот личные и групповые победы французы ценили одинаково. Поэтому «валили их в общую кучу», что не соответствовало ни английской, ни советской системам подсчета, да и противоречило менталитету самих французов, в большинстве своем являющихся крайними индивидуалистами. В результате такого подхода на вершине рейтинга французских асов оказались: Пьер Клостерманн (33 подтвержденный победы), Альбер Марсель (23 победы), Жан Демозей (21 победа), Пьер Ле Глон (18 побед) и Жак Андре (16 побед). Однако из этой «пятерки высших» в составе французской авиации на всем протяжении войны оставался только Ле Глон. Из остальных двое воевали в RAF, и двое – в ВВС СССР. То есть в странах, где личная победа ценилась значительно выше групповой (и это справедливо!). Так что, если учитывать, что выиграть поединок с равным противником намного сложнее, чем «толпой заклевать одного», то рейтинг французских асов мог бы выглядеть несколько иначе. Ведь занимающий второе место Марсель Альбер имел всего лишь 7 личных побед (остальные 16 – групповые), и с таким счетом он должен бы переместиться на пятое место. Его второе место в этом случае переходит к Демозею (18 личных + 7 групповых побед), а на первом месте остается все тот же Клостерманн – у него 19 личных и 14 групповых побед. На третьем месте должен оказаться Жак Андре (11 личных + 5 групповых). И только Ле Глон по-прежнему продолжает быть четвертым (8 личных + 10 групповых побед).
Такой расклад мест был бы более справедливым, и лучше бы соответствовал системам учета, принятым в британских и советских ВВС. Однако так как французы придерживаются иного мнения, ниже биографии их асов будут расставлены в соответствии с системой, принятой во Франции.
CLOSTERMANN Pierre
33 подтвержденные (19 личных + 14 групповых), и 5 неподтвержденных побед
Сын французского дипломата Пьер Клостерман (1921 – 2006) встретил начало 2-й мировой войны в Латинской Америке. Известие о быстром падении и оккупации Франции возмутило юношу, и имевший американский диплом спортивного пилота Пьер решил бороться за освобождение своей страны. В то время такую возможность ему могла дать только Великобритания, и Клостерман добрался до Англии, где в марте 1942 вступил в ВВС «Свободной Франции». Однако, несмотря на имеющийся летный диплом, ему пришлось еще почти год проходить тренировки в полетах на боевых истребителях. Лишь в январе 1943 Клостермана в звании сержанта зачислили в интернациональную 341-ю истребительную эскадрилью «Эльзас», и Пьер приступил к боевым вылетам. Первую воздушную победу он одержал 27-го июля 1943: сбил в ходе одного боевого вылета сразу 2 германских истребителя «FW-190»! А к началу октября, когда его перевели, в 602-ю эскадрилью, на счету Пьера числилось уже 5 воздушных побед. В составе новой части Клостерман занимался в основном сопровождением «Летающих крепостей», прикрывая которые он сбил еще 7 вражеских самолетов (из них 3 FW-190 Пьер уничтожил в одном ожесточенном 14-минутном бою 2 июля). А в августе 1944 ставшего к тому времени офицером Клостермана перевели на штабную работу
Однако рутинная «канцелярщина» раздражала Пьера, желавшего драться с врагом ради скорейшего освобождения своей родины. Он постоянно «бомбил» руководство просьбами о переводе его в действующую часть, и в декабре рапорт Клостерманна был удовлетворен: его отправили изучать на новые самолеты, с последующим переводом в боевую эскадрилью. За зиму 1944-45 гг. Пьер изучил самолеты «Тайфун» и «Темпест», применявшиеся англичанами не только как истребители, но и как штурмовики. Это назначение самолетов потребовало от молодого француза освоения совершенно новой тактики атак наземных малоразмерных быстродвижущихся объектов при помощи не только обычного стрелкового, но и бомбового, а так же ракетного оружия. А в начале марта 1945 Клостерман возглавил звено в 274-й эскадрилье, и вновь приступил к боевым вылетам.
Огромные потери личного состава в штурмовых вылетах из-за яростного сопротивления немцев привели к быстрому карьерному росту Клостермана: 1 апреля он стал командиром 274-й эскадрильи, а уже 27 апреля ему пришлось возглавить все 122-е Авиакрыло, в которое входила и его эскадрилья! При этом Пьер рисковал своей жизнью не меньше погибших командиров, которых Клостерману приходилось заменять: он тоже получал ранения но, перевязанный бинтами, продолжал участвовать в боевых вылетах. И к окончанию войны Пьер Клостерман, вступивший в нее сержантом, подошел в звании подполковника британских ВВС (правда, в списках ВВС «Вольной Франции» Пьер числился всего лейтенантом).
За 2,5 года боевой деятельности (1943-1945) винг-коммандер Пьер Клостерманн совершил 432 боевых вылета, в ходе которых он одержал 33 подтвержденные воздушные победы (19 лично и 14 в группе). Еще 5 побед Пьера не имели подтверждения, и признали вероятными (среди них значится германский реактивный истребитель Ме-262). Кроме того, при штурмовках на воде и на земле Пьером Клостерманом было уничтожено еще 30 самолетов и гидросамолетов. В личный счет летчика входят также взорванные им при штурмовках 2 торпедных катера, 7 танков, 72 паровоза и 225 грузовиков!
ALBERT Marcel
23 подтвержденные (7 личных + 16 групповых), и 2 неподтвержденные победы
Рабочий-металлург Марсель Альбер (1917 – 2010) почти всю свою зарплату тратил на обучение полетам в аэроклубе; за год до начала войны он сдал экзамен на диплом пилота, и стал инструктором в центре подготовки летчиков-истребителей. А после начала 2-й мировой войны капрал Альбер с мая 1940 в составе Истребительной Группы 1/3 принял участие в боях за Францию. В первом же боевом вылете Альберу удалось сбить германский истребитель Bf-109, однако из-за отсутствия свидетелей эта победа Марселю не была засчитана. Но вскоре Марсель уже на глазах всей своей эскадрильи уничтожил бомбардировщик Хейнкель Не-111, и эта победа была засчитана ему, как подтвержденная.
После поражения Франции Группа 1/3 перебазировалась в Северную Африку. Для французских летчиков, возмущенных позорной капитуляцией Франции, наступившее бездействие стало просто невыносимым. И известие о том, что генерал де Голль создает в Англии французские отряды для продолжения борьбы против гитлеровской Германии, сподвигло Альбера, Дюрана и Лефевра сбежать в Англию. Во время тренировочного полета летчики перелетели через Гибралтар и сели на английской базе. Переправленные в Великобританию, французы вступили в RAF, и до сентября 1942 Марсель совершил 47 боевых вылетов на защиту Англии от немецких налетов. А в сентябре Адьбер, Дюран и Лефевр в качестве добровольцев вылетели в СССР, чтобы вместе с русскими принять участие в борьбе против Гитлера. В ноябре эти «три мушкетера» в группе с другими французскими летчиками прибыли в Советский Союз и приступили к освоению советской авиатехники - истребителей Як-1М.
В марте 1943 завершившая формирование эскадрилья «Нормандия» прибыла на фронт. Свою первую победу на советско-германском фронте Марсель Альбер одержал 16 июня. А 14 июля он при сопровождении Ил-2 сбил в одном бою сразу 2 пытавшихся атаковать штурмовиков немецких истребителя. К тому времени благодаря пополнениям «Нормандия» превратилась в авиаполк; и в сентябре лейтенант Марсель Альбер возглавил 1-ю эскадрилью полка. В 1944 в боях на Смоленском направлении, а затем в Восточной Пруссии Марсель довел счет до 19 сбитых самолетов, и в ноябре правительством СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А к моменту окончания войны Марсель Альбер стал самым результативным асом полка «Нормандия-Неман» - на его счету было 23 подтвержденные воздушные победы, 21 из которых он одержал на советско-германском фронте. Такой результат по французской системе подсчета побед вывел Альбера на 2-е место среди всех французских асов 2-й мировой войны (хотя по количеству личных побед Марселя превзошли «британец» Демозей и сослуживец Альбера по «Нормандии» Жак Андре).
DEMOZAY Jean
21 подтвержденная (18 личных + 7 групповых), и 2 неподтвержденные победы
Жан-Франсуа Демозей (1915 – 1945) до войны был гражданским пилотом. С началом боевых действий он вступил в ВВС Франции; как владеющего английским языком его направили переводчиком в британскую эскадрилью, прибывшую во Францию на поддержку французов. Когда немцы победили и все, кто мог, бежали из капитулировавшей Франции, Демозей наспех отремонтировал найденный на аэродроме в Нанте поврежденный транспортный самолет, и вылетел на нем в Англию, прихватив с собой 16 британских солдат. В Великобритании Демозей вступил в организацию «Свободная Франция», которую создали французы, не смирившиеся с поражением. Пройдя подготовку на летчика-истребителя, Демозей в начале 1941 года вступил в 1-ю британскую эскадрилью. В составе этой эскадрильи Жан с марта по май 1941 одержал над Ла-Маншем 3 победы. Переведенный в 242-ю FS, он сбил еще 2 немецких истребителя, а с июля 1941 Демозей постоянно служил 91-й эскадрилье. Уже за первый месяц пребывания в этой части Жан сбил 3 Мессершмитта и 4 повредил; к тому же при штурмовках вражеского побережья он сжег стоявшие на немецком аэродроме два разведывательных самолета, и даже потопил вражеский минный заградитель! К началу 1942 года на счету «английского француза» числилось уже 15 воздушных побед. Демозей успешно воевал до самого конца войны, доведя свой общий счет до 18 личных и 7 групповых подтвержденных побед; еще 2 победы он не смог подтвердить. В декабре 1945 года, уже после окончания боев, Жан, вернувшийся в освобожденную Францию, погиб в авиакатастрофе…
LE GLOAN Pierre
18 подтвержденных (8 личных + 10 групповых), и 3 неподтвержденные победы
Сверхсрочник старший сержант Пьер Ле Глон (1913-1943) встретил начало 2-й мировой войны в составе истребительной Группы III/6, базировавшейся на Реймс. За время так называемой «Странной войны» летавший на истребителе Моран-Солнье MS-406 летчик одержал 2 воздушные победы. За это Ле Глона произвели в офицеры и он возглавил воздушный патруль из нескольких самолетов. В первый день вторжения немцев во Францию в апреле 1940 г Пьер сбил немецкий бомбардировщик Не.111, расстреляв его с такой малой дистанции, что хлещущим из разбитого мотора жертвы маслом Ле Глону залило весь фонарь кабины. Ослепленный, он все же смог вернуться на базу и посадить машину. Второй раз Ле Глон чуть не погиб 14 мая, когда при уничтожении вражеского самолета у него было перебито управление, и Пьер совершал посадку на фактически неуправляемом истребителе!
В начале июня 1940 г Группа III/6 спешно освоила прямо на заводе в Тулузе новейший истребитель Девуатин-520, и была брошена на юг – противодействовать наступлению вступившей в войну Италии. Здесь 15-го июня Ле Глон всего за 30 минут сбил 4 истребителя и 1 разведывательный самолет, поставив рекорд этой кампании!
После поражения Франции Группа III/6 отступила в Северную Африку. На предложение некоторых сослуживцев перелететь к англичанам и влиться в ряды «Свободной Франции» Ле Глон ответил отказом и по приказу марионеточного правительства Виши (подчинявшегося оккупировавшим страну немцам), принял участие в налетах на английские базы в Ливане. В боях Ле Глон одержал еще 4 победы – теперь уже над вчерашними союзниками англичанами! Эти успехи аса широко освещались в вишистской прессе, что впоследствии создало Ле Глону трудности при переходе на сторону Де Голля.
Когда в ноябре 1942 г союзники высадились в Северной Африке, Группа III/6 базировалась на Алжир. Предварительным ударом по аэродрому союзники уничтожили все самолеты этой группы, и французы не оказали десантированию никакого сопротивления. Перейдя на сторону высадившихся, летчики III/6 получили американские истребителя Р-39 «Аэрокобра» и приступили к их освоению. Пересел на эту машину и Ле Глон. Действуя в составе Берегового Командования, французы занимались воздушным прикрытием наступления англичан и американцев. Ле Глон участвовал в этих вылетах до 11 сентября 1943 г; в тот день он погиб в авиакатастрофе около Мостаганема в Алжире.
Общий счет побед Ле Глона выглядит довольно оригинально: на его счету 4 сбитых немецких самолета, 7 итальянских и… 7 британских!
ANDRE Jacques
16 подтвержденных (11 личных + 5 групповых), и 4 неподтвержденные победы
Жак Андре (1919-1988) уже в 15 лет получил диплом планериста, а в 20 вступил во французскую военную авиацию, и вскоре стал инструктором авиашколы. Именно поэтому он в 1940 не смог принять участия в защите Франции – Андре спешно готовил для ВВС новых летчиков. После поражения Франции Жак перебрался в Алжир и вступил в боевую группу GC-II/3. В ее составе Андре сражался в июне 1941 г в Сирии против британцев; и хотя дрался Жак со вчерашними союзниками без энтузиазма, ему удалось уничтожить нескольких британских самолетов, стоявших на земле, а в мае 1942 Андре одержал свою первую групповую победу над летающей лодкой «Каталина».
После высадки союзников в Алжире французские части в Африке перешли на сторону союзников, а Андре дал согласие на включение его в отряд летчиков, отправлявшихся в СССР. Жак прибыл в Советский Союз в декабре 1943, и после изучения советской авиатехники с июля 1944 начал боевые вылеты на советско-германском фронте. Уже в первом рейде 30 июля Андре добился воздушной победы: отправил на землю истребитель FW-190. Вторую победу Андре одержал только 9 октября 1944 г, но эта победа открыла целую серию удачных боев молодого француза: до 8 апреля 1945 г Жак сбил 15 немецких самолетов (из которых 11 были им уничтожены лично и 4 - в группе). Это вывело его в тройку самых результативных асов «Нормандии», а с учетом 1 групповой победы в Африке – на 5-е место в рейтинге самых успешных французских асов 2-й мировой войны. Русские по достоинству оценили успехи молодого союзника, удостоив его высшей награды СССР - звания Героя Советского Союза.
Серия сообщений "Великолепная пятерка лучших асов 2МВ":
Часть 1 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-истребителей
Часть 2 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков
...
Часть 7 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка страны Суоми (лучшие асы Финляндии)
Часть 8 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка Люфтваффе (2) Ночные истребители
Часть 9 - Асы 2МВ: великолепная пятерка французов
Часть 10 - Асы 2МВ: великолепная пятерка Великобритании
Часть 11 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка итальянцев
...
Часть 14 - Асы 2МВ: пятерка лучших асов дневных тяжелых истребителей Люфтваффе
Часть 15 - Асы 2МВ: лучшие летчики британской бомбардировочной авиации
Часть 16 - Асы 2МВ. Лучшие пилоты бомбардировщиков Люфтваффе