К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в военно-морской базе Хель, или патрулировали прибрежные воды. На 1 сентября 1039 г у польского побережья отсутствовали три эсминца – 30 августа они отправились из Балтики в Северное море с заданием в случае начала войны уходить в английские порты (операция «Пекин»). Так еще до нападения Германии на Польшу польское командование приступило к первой фазе эвакуации своего флота из зоны будущих боевых действий!
«Операция» удалась «блестяще»: как только прозвучали первые выстрелы новой войны, польские эсминцы тут же «со всех ног» устремились в Великобританию. Туда же смогли прорваться из Польши две подводные лодки; еще две подлодки ушли в нейтральную Швецию, где были интернированы. Остальные польские корабли погибли под бомбами германских бомбардировщиков или были затоплены своими экипажами. Британцы приняли осколки флота Польши под свое управление, и впоследствии использовали польские корабли в боевых операциях (эти корабли сохранили свои польские флаги и польские экипажи). В течение войны англичане даже пополнили силы польского флота, передав полякам несколько своих кораблей, а так же кораблей капитулировавшей Франции, оказавшихся в британских портах (всего было передано 2 крейсера, 3 эсминца, 3 миноносца, 3 подводные лодки и 10 торпедных катеров).
Эсминцы типа «Wicher» (2 единицы)
«Wicher» (в строй в июле 1930; погиб 3.9.1939)
«Burza» (в строй в июле 1932; на слом в 1977)
Водоизмещение: стандартное 1540 т, полное 1920 т; размеры: длина 107,2 м, ширина 10,2 м, осадка 3,1 м. Мощность 33.000 л.с., скорость 33 узла, дальность 3.000 миль (15-узловым ходом). Вооружение: 4x130-мм орудия, 2x40-мм зенитки, 4 пулемета, 2х550-мм 3-трубных торпедных аппарата, 60 мин, 2 бомбосбрасывателя и 2 бомбомета. Экипаж: 155 человек.
Эсминцы типа «Wicher» стали первыми крупными кораблями польского флота. Оба эсминца с 1927 года строились во Франции, на судоверфи «Шантье Наваль Франсез» в Бланвилле, по образцу французского эсминца типа «Bourrasque». Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений, замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм «пом-помы» и установке оборудования для минных постановок. Поначалу корабли были двухмачтовыми; во второй половине 1930-х гг. грот-мачту с обоих эсминцев сняли.
«Wicher» практически не воевал: уже 3 сентября 1939 года он был потоплен бомбами германской авиации прямо в базе Хель. «Burza» уцелел, так как еще 30 августа ушел в Северное море для выполнения операции «Пекин»; а затем вместе с отрядом перебазировался в Англию.
В середине 1940 года на «Burza» заменили кормовой торпедный аппарат на 76-мм зенитное орудие, и установили 2 четырехствольных 12,7-мм пулемета «Виккерс». В 1942 г. корабль прошел еще одну модернизацию: на нем усилили противолодочное и зенитное вооружение. Вместо носового орудия главного калибра смонтировали реактивный противолодочный залповый бомбомет «Хеджехог»; число бортовых однозарядных бомбометов довели до четырех, что вместе с двумя бомбосбрасывателями обеспечило кораблю возможность проводить «10-бомбовый залп». Кормовое предпоследнее орудие главного калибра заменили на счетверенный 40-мм «пом-пом», а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные «пом-помы» — на 4х20-мм «эрликона» (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение «Burza» достигло 2430 т.
Эсминец «Burza» в мае 1940 участвовал в прибрежных боях при Дюнкерке; затем в 1941-1944 сопровождал многочисленные конвои, в одном из которых (22.02.1943) вместе с американским кораблем «Кэмпбелл» потопил немецкую подлодку U-606. В ноябре 1944 «Burza» был выведен в резерв; использовался как учебное судно. В Польшу он вернулся только в 1951 году, а в 1960 эсминец стал кораблем-музеем; в 1977 сдан на слом.
Эсминцы типа «Grom» (2 единицы)
«Grom» (в строй в мае 1937; погиб 4 мая 1940)
«Blyskawica» (в строй в ноябре 1937; в 1976 стал кораблем-музеем)
Водоизмещение: стандартное 1975 т, полное 2383 т; размеры: длина 114 м, ширина 11,3 м, осадка 3,5 м. Мощность 54.000 л.с., скорость 39 узла, дальность 3.500 миль (15-узловым ходом). Вооружение: 3x120-мм 2-ствольных + 1х120-мм 1-ствольное орудия, 2x40-мм спаренные зенитки, 4х13,2-мм спаренных пулемета, 2х550-мм 3-трубных торпедных аппарата, 44 мины, 2 бомбосбрасывателя (40 глубинных бомб). Экипаж: 190 человек.
Строились с 1935 года в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как то было с первыми польскими эсминцами типа «Wicher»). Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи «Уайт», «Blyskawica» и «Grom» оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артиллерийское вооружение эсминцев было шведского производства фирмы «Бофорс» (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы «Гочкис»). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с «Blyskawica» и «Grom» по этому показателю.
Торпедное вооружение — английского производства, причем торпедные аппараты имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей (по мнению английских специалистов, именно это послужило причиной гибели «Grom»).
Предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа («Huragan» и «Orkan») – но уже в Польше, в Гдыне. Однако из-за начала войны до закладки дело не дошло.
«Blyskawica» и «Grom» 30 августа 1939 ушли в Северное море для проведения операции «Пекин»; начало войны заставило их перебазироваться в Англию, после чего польские эсминцы оказались под оперативным управлением британского Адмиралтейства. Остойчивость «Blyskawica» и «Grom» не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение «верхнего» веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число спасательных плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой торпедный аппарат, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В начале мая 1940 г. «Grom» и «Blyskawica» участвовали в попытке отражения немецкого вторжения в Норвегию. При этом 4 мая «Grom» был потоплен германской авиацией: у побережья Норвегии в корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв торпедного аппарата, после чего корабль переломился и затонул.
В декабре 1941 г. «Blyskawica» прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства заменили на английские 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. Такая замена объяснялась желанием англичан избавиться от «нестандартного» боеприпаса иностранного производства. Замена артиллерии главного калибра на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место торпедный аппарат; а вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x20-мм «эрликона». Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
В июне 1940 «Blyskawica» принимал участие в Дюнкеркской спасательной операции; затем совершал походы в Средиземное море (в частности, прикрывал высадку союзников в Африке в ходе операции «Факел» в ноябре 1942 г), сопровождал конвои в Северной Атлантике. 6 июня 1944 «Blyskawica» принял участие в операции «Оверлорд» (высадка союзников во Франции). В ночь на 9 июня «Blyskawica» в группе британских и канадских эсминцев сражался в 4-часовом бою при Уэссане против 6-й флотилии эсминцев Кригсмарине; тогда были потоплены немецкие миноносцы Z32 и ZH1. После войны «Blyskawica» вернулся в Польшу, а с мая 1976 он стал кораблем-музеем (заменив в этом качестве «Burza»).
Подводные минные заградители типа «Wilk» (3 единицы)
«Wilk» (в строй в 1931; на слом в 1954)
«Rys» (в строй в 1931; интернирована в Швеции 17 сентября 1939)
«Zbik» (в строй в 1932; интернирована в Швеции 27 сентября 1939)
Водоизмещение надводное — 980 т, подводное —1248 т; длина 78,5 м, ширина 5,9 м, осадка 4,2 м. Мощность дизелей 1800 л.с., электродвигателей 1200 л.с., скорость надводная 14,5 узлов, скорость подводная 9,5 узлов. Дальность надводная 7000 миль 10-узловым ходом, дальность подводная 100 миль 5-узловым ходом. Максимальная глубина погружения 80 м. автономность 35 суток. Вооружение: 4 носовых и 1 сдвоенный кормовой поворотный 550-мм торпедные аппараты (10 торпед); 1х100-мм орудие, 1х13,2-мм спаренный пулемет, 38 мин. Экипаж 54 человека.
Эти подлодки строились с 1927 года во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских двухкорпусных лодок типа «Saphir». Они отличались хорошей мореходностью, но имели множество недостатков: были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Система минной постановки «Норман-Фюно» была сложна и имела низкую надежность.
Из шести имевшихся торпедных аппаратов четыре носовых размещались в прочном корпусе, а два — вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, лодки имели на вооружении по одному 40-мм автомату «пом-пом»; но в 1935 «пом-помы» заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
«Rys» и «Zbik» после бомбежек немцами польских баз ушли в Швецию, где и были интернированы. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу; сданы на слом в 1956 году. Подлодка «Wilk» ушла в Англию; с ноября 1940 по апрель 1942 она участвовала в 9 боевых походах, но успеха не имела (прошла около 10.000 миль). В мае 1942 была выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.
Подводные лодки типа «Orzel» (2 единицы)
«Orzel» (в строй в феврале 1939; погибла в мае — июне 1940)
«Sep» (в строй в апреле 1939; интернирована 16 сентября 1939)
Водоизмещение надводное: стандартное 1100 т, полное 1473 т, подводное — 1650 т. Длина 84 м, ширина 6,7 м, осадка 4,2 м. Мощность дизелей 4740 л.с., мощность электоромоторов 1100 л.с., скорость надводная 19,4 узла, скорость подводная 9 узлов. Дальность надводная 7000 миль 10-узловым ходом, дальность подводная 100 миль 5-узловым ходом. Максимальная глубина погружения 80 м, автономность до 90 суток. Вооружение: 8х550-мм торпедных аппарата (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед); 1x105-мм орудие, 1х40-мм спаренная зенитка, 1x13,2-мм спаренный пулемет. Экипаж: 60 человек.
В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали на эти деньги двухкорпусную подлодку, получившую название «Orzel». Одновременно из госбюджета выделили средства на постройку однотипной «Sеp». Польские подлодки проектировались на основе конструкции голландской субмарины О-16; но по сравнению с оригиналом они были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение.
Из двенадцати имевшихся торпедных аппаратов восемь находились в прочном корпусе, еще четыре — вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Особенностью этих подлодок было то, что из 550-мм аппаратов можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
После начала войны подлодки «Orzel» и «Sep» ушли из Польши; «Sep» - в Швецию, где она и была интернирована; «Orzel» добралась до Англии, где вошла под оперативное управление британского Адмиралтейства. С ноября 1939 года в течение 7 месяцев «Orzel» действовала в составе британского флота. За это время она потопила один германский грузовой пароход («Рио-де-Жанейро», 5.260 брт). В мае 1940 лодка «Orzel» вышла в боевой поход в Северное море, из которого не вернулась (вероятно, погибла: по разным данным либо 25 мая на английской мине, либо 8 июня — на германской мине).
«Sep» после войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу; в 1971 сдана на слом.
Минный заградитель «Gryf»
(в строй в 1938, погиб 3 сентября 1939)
Водоизмещение стандартное 2227 т; длина 103,2 м, ширина 13,1 м, осадка 3,6 м. Мощность 6000 л.с., скорость 20 уз., дальность 9500 миль 14-узловым ходом. Вооружение: 2х120-мм 2-ствольных и 2х120-мм 1-ствольных орудия, 2x40-мм спаренные зенитки, 4х13,2-мм спаренных пулемета, 600 мин. Экипаж 162 человека.
Этот строившийся во Франции минный заградитель планировалось использовать так же как учебный корабль и президентскую яхту. Противоречивые требования поляков разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение и выделить много места для жилых помещений при одновременном ограничении водоизмещения (ради снижения стоимости корабля) привело к тому, что на машинное отделение осталось мало места, и оно получилось крайне тесным.
В первый же день войны 1 сентября 1939 г «Gryf» был поврежден немецкими бомбами, и его поставили на ремонт в плавучий док. А 3 сентября при новом налете германской авиации «Gryf» был потоплен вместе с плавучим доком в базе Хель.
Тральщики типа «Jaskolka» (6 единиц)
«Jaskolka» (в строй в 1935; погиб 14 сентября 1939)
«Czajka» (в строй в 1936; захвачен Германией в октябре 1939)
«Mewa» (в строй в 1935; погиб 3 сентября 1939)
«Rybitwa» (в строй в 1935; погиб 3 сентября 1939)
«Czapla» (в строй в августе 1939; погиб 14 сентября 1939)
«Zuraw» (в строй в августе 1939; захвачен Германией в октябре 1939)
Водоизмещение стандартное 185 т, полное 203 т. Длина 45 м, ширина 5,5 м, осадка 1,6 м. Мощность 1050 л.с.; скорость 18 узлов. Вооружение: 1x75-мм орудие, 2 пулемета, 20 мин. Экипаж 30 человек.
Это были наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. «Mewa» и «Rybitwa» потоплены германской авиацией 3 сентября 1939 в базе Хель; то же произошло 14 сентября с «Jaskolka» и «Czapla», находившимися в Ястрани. Впоследствии «Mewa» и «Rybitwa» были подняты немцами, и вместе с захваченными «Czajka» и «Zuraw» введены в состав германского флота в качестве вспомогательных судов. После капитуляции Германии в 1945 году все они были возвращены Польше.
Канонерские лодки типа «General Haller» (2 единицы)
«General Haller» (в строю с 1921 г; погиб 6 сентября 1939)
«Komendant Pilsudski» (в строю с 1921 г.; затоплен 30 сентября 1939)
Водоизмещение стандартное 342 т, полное 441 т. Длина 50,1 м, ширина 6,8 м, осадка 2,3 м. Мощность 1150 л.с., скорость 15 узлов, дальность 700 миль 15-узловым ходом. Вооружение: 2х75-мм орудия, 1x13,2-мм спаренный пулемет. Экипаж 49 человек.
Эти корабли, спущенные на воду в 1916 г., раньше были сторожевыми кораблями русского Балтийского флота и носили имена «Водорез» и «Лунь». После революции 1917 г. находившиеся в достройке сторожевики оказались в руках финнов, а в 1921 они были перекуплены у финнов поляками, и вошли в состав флота Польши под названиями «General Haller» и «Komendant Pilsudski». Первоначально каждый корабль помимо 75-мм орудий нес еще и 2x47-мм пушки, но перед Второй мировой войной их заменили на 1x13,2-мм спаренный зенитный пулемет.
«General Haller» 6 сентября 1939 был потоплен бомбами германской авиации в базе Хель. Там же 30 сентября экипаж затопил «Komendant Pilsudski», чтобы не сдавать его немцам. Тем не менее, немцы его подняли и ввели в состав своего флота; 16 сентября 1943 находившийся в Нанте корабль был потоплен авиацией союзников.
Речные мониторы типа «Krakow» (2 единицы)
«Krakov» (в строю с 1926; затоплен 21 сентября 1939)
«Wilno» (в строю с 1926; затоплен 19 сентября 1939)
Водоизмещение стандартное 70 т, полное 90 т. Длина 35 м, ширина 6,1 м, осадка 0,4 м. Мощность 140 л.с., скорость 7,3 узлов. Бронирование 5 — 8 мм. Вооружение: 3х100-мм гаубицы (1-орудийная и 2-орудийные башни), 2x13,2-мм спаренных зенитных пулемета. Экипаж 29 человек.
Это - первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки, и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены – вместо снятых 75-мм пушек установлена башня с двумя 100-мм гаубицами.
19 сентября 1939 «Wilno» затоплен экипажем около Особовиц. Через день на реке Пине экипажем затоплен и «Krakov». В том же месяце он был поднят советскими войсками и введен в строй РККФ под названием «Смоленск».
Речные мониторы типа «Warszawa» (4 единицы)
«Horodyszcze», «Pinsk», «Torun», «Warszawa»
(все в строю с 1920; все затоплены 18 сентября 1939)
Водоизмещение стандартное 110 т, полное 126 т. Длина 34,5 м, ширина 5,1 м, осадка 0,8 м. Мощность 200 л.с., скорость 8,6 узлов. Бронирование 8 мм. Вооружение: 3х75-мм пушки (1-орудийная и 2-орудийные башни), 4 зенитных пулемета. Экипаж 41 человек.
Эти речные мониторы были первоначально вооружены 2х105-мм пушками, но в 1930-х гг. они были перевооружены на более скорострельную артиллерию.
18 сентября 1939 г. «Horodyszcze», «Pinsk», «Torun» и «Warszawa» были затоплены экипажами на реке Припять. Подняты советскими войсками в сентябре — октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями «Бобруйск», «Житомир», «Винница» и «Витебск» соответственно.
Прочие речные корабли
Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера «Zuchwala» и «Zawzieta», близкий к ним по типу «Zaranda», и 6 вооруженных колесных пароходов водо¬измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37-мм или 75-мм орудиями.
Бронекатера постройки 1932-1935 гг. имели водоизмещение 32-35 т, мощность двигателей до 120 л.с., скорость 5,6 узлов, и экипажи в 15-17 человек. Вооружение каждого состояло из 1х100-мм гаубицы, 1х37-мм пушки и 2 пулеметов. Все три бронекатера были затоплены экипажами 19 сентября 1939 г.
Серия сообщений "Вооруженные силы союзников СССР - ОБЗОРЫ":
Часть 1 - СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ ВОЙСКА ПОЛЬСКОГО - сентябрь 1939 г.
Часть 2 - УНИФОРМА ПОЛЬСКОЙ АРМИИ в 1939 г.
...
Часть 4 - 2МВ: Британские одноместные истребители, принятые в ходе войны
Часть 5 - 2МВ: палубная авиация Великобритании начала войны
Часть 6 - 2МВ: польский флот в войне
Часть 7 - 2МВ: самолеты авианосцев и морской пехоты США 1941-1942 гг.
Часть 8 - 2МВ: Вооруженные силы Польши в 1939 г.
...
Часть 13 - 2МВ: бронетехника Великобритании. Американские танки и САУ в английской армии
Часть 14 - 2МВ: массовые истребители ВВС Франции
Часть 15 - 2МВ: самые массовые ударные самолеты Франции