-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2МВ: польский флот в войне

Четверг, 21 Января 2021 г. 08:08 + в цитатник
01 польск Минзаг (595x391, 166Kb)

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в военно-морской базе Хель, или патрулировали прибрежные воды. На 1 сентября 1039 г у польского побережья отсутствовали три эсминца – 30 августа они отправились из Балтики в Северное море с заданием в случае начала войны уходить в английские порты (операция «Пекин»). Так еще до нападения Германии на Польшу польское командование приступило к первой фазе эвакуации своего флота из зоны будущих боевых действий!

«Операция» удалась «блестяще»: как только прозвучали первые выстрелы новой войны, польские эсминцы тут же «со всех ног» устремились в Великобританию. Туда же смогли прорваться из Польши две подводные лодки; еще две подлодки ушли в нейтральную Швецию, где были интернированы. Остальные польские корабли погибли под бомбами германских бомбардировщиков или были затоплены своими экипажами. Британцы приняли осколки флота Польши под свое управление, и впоследствии использовали польские корабли в боевых операциях (эти корабли сохранили свои польские флаги и польские экипажи). В течение войны англичане даже пополнили силы польского флота, передав полякам несколько своих кораблей, а так же кораблей капитулировавшей Франции, оказавшихся в британских портах (всего было передано 2 крейсера, 3 эсминца, 3 миноносца, 3 подводные лодки и 10 торпедных катеров).

Эсминцы типа «Wicher» (2 единицы)
«Wicher» (в строй в июле 1930; погиб 3.9.1939)
«Burza» (в строй в июле 1932; на слом в 1977)
02 польск РРњ wicher (584x528, 136Kb)

Водоизмещение: стандартное 1540 т, полное 1920 т; размеры: длина 107,2 м, ширина 10,2 м, осадка 3,1 м. Мощность 33.000 л.с., скорость 33 узла, дальность 3.000 миль (15-узловым ходом). Вооружение: 4x130-мм орудия, 2x40-мм зенитки, 4 пулемета, 2х550-мм 3-трубных торпедных аппарата, 60 мин, 2 бомбосбрасывателя и 2 бомбомета. Экипаж: 155 человек.

Эсминцы типа «Wicher» стали первыми крупными кораблями польского флота. Оба эсминца с 1927 года строились во Франции, на судоверфи «Шантье Наваль Франсез» в Бланвилле, по образцу французского эсминца типа «Bourrasque». Основные отличия от прототипа заключались в некоторой перепланировке внутренних помещений, замене 37-мм французских зениток на английские 40-мм «пом-помы» и установке оборудования для минных постановок. Поначалу корабли были двухмачтовыми; во второй половине 1930-х гг. грот-мачту с обоих эсминцев сняли.
«Wicher» практически не воевал: уже 3 сентября 1939 года он был потоплен бомбами германской авиации прямо в базе Хель. «Burza» уцелел, так как еще 30 августа ушел в Северное море для выполнения операции «Пекин»; а затем вместе с отрядом перебазировался в Англию.
В середине 1940 года на «Burza» заменили кормовой торпедный аппарат на 76-мм зенитное орудие, и установили 2 четырехствольных 12,7-мм пулемета «Виккерс». В 1942 г. корабль прошел еще одну модернизацию: на нем усилили противолодочное и зенитное вооружение. Вместо носового орудия главного калибра смонтировали реактивный противолодочный залповый бомбомет «Хеджехог»; число бортовых однозарядных бомбометов довели до четырех, что вместе с двумя бомбосбрасывателями обеспечило кораблю возможность проводить «10-бомбовый залп». Кормовое предпоследнее орудие главного калибра заменили на счетверенный 40-мм «пом-пом», а 12,7-мм пулеметы и 40-мм одноствольные «пом-помы» — на 4х20-мм «эрликона» (впоследствии их число довели до шести: два — на крыльях мостика, два — по бокам третьей дымовой трубы и два — перед кормовой надстройкой). После модернизации полное водоизмещение «Burza» достигло 2430 т.
Эсминец «Burza» в мае 1940 участвовал в прибрежных боях при Дюнкерке; затем в 1941-1944 сопровождал многочисленные конвои, в одном из которых (22.02.1943) вместе с американским кораблем «Кэмпбелл» потопил немецкую подлодку U-606. В ноябре 1944 «Burza» был выведен в резерв; использовался как учебное судно. В Польшу он вернулся только в 1951 году, а в 1960 эсминец стал кораблем-музеем; в 1977 сдан на слом.

Эсминцы типа «Grom» (2 единицы)
«Grom» (в строй в мае 1937; погиб 4 мая 1940)
«Blyskawica» (в строй в ноябре 1937; в 1976 стал кораблем-музеем)
03 польск РРњ Гром (535x539, 180Kb)

Водоизмещение: стандартное 1975 т, полное 2383 т; размеры: длина 114 м, ширина 11,3 м, осадка 3,5 м. Мощность 54.000 л.с., скорость 39 узла, дальность 3.500 миль (15-узловым ходом). Вооружение: 3x120-мм 2-ствольных + 1х120-мм 1-ствольное орудия, 2x40-мм спаренные зенитки, 4х13,2-мм спаренных пулемета, 2х550-мм 3-трубных торпедных аппарата, 44 мины, 2 бомбосбрасывателя (40 глубинных бомб). Экипаж: 190 человек.

Строились с 1935 года в Англии по оригинальному проекту, а не по переработанному уже существующему (как то было с первыми польскими эсминцами типа «Wicher»). Поскольку Польша не могла соперничать со своими соседями по числу строящихся единиц, при подготовке требований к новым эсминцам был избран путь индивидуального превосходства над кораблями этого класса флотов Германии и Советского Союза. В результате спроектированные конструкторами верфи «Уайт», «Blyskawica» и «Grom» оказались сильнейшими европейскими эсминцами своего времени, уступая лишь последним французским лидерам (кораблям промежуточного между крейсерами и эсминцами класса).
Артиллерийское вооружение эсминцев было шведского производства фирмы «Бофорс» (исключение составляли лишь 13,2-мм пулеметы «Гочкис»). Наличие в составе вооружения двух спаренных 40-мм автоматов выводило корабли этого типа на первое место по зенитному вооружению — в 1937 г., когда они вступили в строй, ни один эсминец в мире не мог соперничать с «Blyskawica» и «Grom» по этому показателю.
Торпедное вооружение — английского производства, причем торпедные аппараты имели возможность осуществлять пуск как штатных 533-мм, так и 457-мм торпед. В то же время у английских торпед Mk.X, которыми комплектовались польские корабли, имелся один серьезный недостаток — плохо продуманная система блокировки взрывателей (по мнению английских специалистов, именно это послужило причиной гибели «Grom»).
Предусматривалась постройка еще двух кораблей этого типа («Huragan» и «Orkan») – но уже в Польше, в Гдыне. Однако из-за начала войны до закладки дело не дошло.
«Blyskawica» и «Grom» 30 августа 1939 ушли в Северное море для проведения операции «Пекин»; начало войны заставило их перебазироваться в Англию, после чего польские эсминцы оказались под оперативным управлением британского Адмиралтейства. Остойчивость «Blyskawica» и «Grom» не в полной мере соответствовала английским стандартам, поэтому зимой 1939/40 г. они прошли модернизацию, направленную на снижение «верхнего» веса — были демонтированы прожекторная площадка фок-мачты, кормовой прожекторный пост, удален козырек с дымовой трубы, уменьшено число спасательных плавсредств. Кроме того, с кораблей сняли кормовой торпедный аппарат, на место которого поставили 102-мм зенитное орудие Mk.V.
В начале мая 1940 г. «Grom» и «Blyskawica» участвовали в попытке отражения немецкого вторжения в Норвегию. При этом 4 мая «Grom» был потоплен германской авиацией: у побережья Норвегии в корабль попали две бомбы, одна из которых вызвала взрыв торпедного аппарата, после чего корабль переломился и затонул.
В декабре 1941 г. «Blyskawica» прошел основательное перевооружение — все 120-мм орудия шведского производства заменили на английские 102-мм орудия Mk.XVI в четырех спаренных универсальных установках Mk.XIX. Такая замена объяснялась желанием англичан избавиться от «нестандартного» боеприпаса иностранного производства. Замена артиллерии главного калибра на универсальную потребовала замены системы управления огнем. Кроме того, с корабля сняли одиночную 102-мм зенитку и вернули на штатное место торпедный аппарат; а вместо 13,2-мм пулеметов установили 4x20-мм «эрликона». Противолодочное вооружение усилили за счет установки двух БМ. В середине 1942 г. число БМ увеличили до четырех, носовой ТА сняли для компенсации возросшего веса противолодочного вооружения, одновременно кормовой трехтрубный ТА заменили на четырехтрубный. Полное водоизмещение достигло 2440 т.
В июне 1940 «Blyskawica» принимал участие в Дюнкеркской спасательной операции; затем совершал походы в Средиземное море (в частности, прикрывал высадку союзников в Африке в ходе операции «Факел» в ноябре 1942 г), сопровождал конвои в Северной Атлантике. 6 июня 1944 «Blyskawica» принял участие в операции «Оверлорд» (высадка союзников во Франции). В ночь на 9 июня «Blyskawica» в группе британских и канадских эсминцев сражался в 4-часовом бою при Уэссане против 6-й флотилии эсминцев Кригсмарине; тогда были потоплены немецкие миноносцы Z32 и ZH1. После войны «Blyskawica» вернулся в Польшу, а с мая 1976 он стал кораблем-музеем (заменив в этом качестве «Burza»).

Подводные минные заградители типа «Wilk» (3 единицы)
«Wilk» (в строй в 1931; на слом в 1954)
«Rys» (в строй в 1931; интернирована в Швеции 17 сентября 1939)
«Zbik» (в строй в 1932; интернирована в Швеции 27 сентября 1939)
04 польск минзаг «Wilk» (576x462, 133Kb)

Водоизмещение надводное — 980 т, подводное —1248 т; длина 78,5 м, ширина 5,9 м, осадка 4,2 м. Мощность дизелей 1800 л.с., электродвигателей 1200 л.с., скорость надводная 14,5 узлов, скорость подводная 9,5 узлов. Дальность надводная 7000 миль 10-узловым ходом, дальность подводная 100 миль 5-узловым ходом. Максимальная глубина погружения 80 м. автономность 35 суток. Вооружение: 4 носовых и 1 сдвоенный кормовой поворотный 550-мм торпедные аппараты (10 торпед); 1х100-мм орудие, 1х13,2-мм спаренный пулемет, 38 мин. Экипаж 54 человека.

Эти подлодки строились с 1927 года во Франции и представляли собой увеличенный вариант французских двухкорпусных лодок типа «Saphir». Они отличались хорошей мореходностью, но имели множество недостатков: были шумны, топливные цистерны в легком корпусе при малейшем повреждении пропускали воду, что вело к загрязнению соляра. Система минной постановки «Норман-Фюно» была сложна и имела низкую надежность.
Из шести имевшихся торпедных аппаратов четыре носовых размещались в прочном корпусе, а два — вне прочного корпуса в кормовой поворотной установке. Первоначально, помимо 100-мм орудия Шнейдера, лодки имели на вооружении по одному 40-мм автомату «пом-пом»; но в 1935 «пом-помы» заменили на спаренный 13,2-мм пулемет.
«Rys» и «Zbik» после бомбежек немцами польских баз ушли в Швецию, где и были интернированы. После войны в октябре 1945 г. вернулись в Польшу; сданы на слом в 1956 году. Подлодка «Wilk» ушла в Англию; с ноября 1940 по апрель 1942 она участвовала в 9 боевых походах, но успеха не имела (прошла около 10.000 миль). В мае 1942 была выведена в резерв. В 1951 г. вернулась в Польшу.

Подводные лодки типа «Orzel» (2 единицы)
«Orzel» (в строй в феврале 1939; погибла в мае — июне 1940)
«Sep» (в строй в апреле 1939; интернирована 16 сентября 1939)
05 польск ПЛ «Orzel» (585x330, 99Kb)

Водоизмещение надводное: стандартное 1100 т, полное 1473 т, подводное — 1650 т. Длина 84 м, ширина 6,7 м, осадка 4,2 м. Мощность дизелей 4740 л.с., мощность электоромоторов 1100 л.с., скорость надводная 19,4 узла, скорость подводная 9 узлов. Дальность надводная 7000 миль 10-узловым ходом, дальность подводная 100 миль 5-узловым ходом. Максимальная глубина погружения 80 м, автономность до 90 суток. Вооружение: 8х550-мм торпедных аппарата (4 носовых, 4 кормовых и 2 сдвоенных поворотных, 20 торпед); 1x105-мм орудие, 1х40-мм спаренная зенитка, 1x13,2-мм спаренный пулемет. Экипаж: 60 человек.

В начале 1930-х гг. в Польше развернулась кампания по сбору средств среди населения на постройку большой подводной лодки. К середине 1935 г. необходимая сумма была собрана, и в Голландии заказали на эти деньги двухкорпусную подлодку, получившую название «Orzel». Одновременно из госбюджета выделили средства на постройку однотипной «Sеp». Польские подлодки проектировались на основе конструкции голландской субмарины О-16; но по сравнению с оригиналом они были крупнее, быстроходнее и имели более мощное вооружение.
Из двенадцати имевшихся торпедных аппаратов восемь находились в прочном корпусе, еще четыре — вне прочного корпуса в двух поворотных спаренных установках перед и за рубкой. Особенностью этих подлодок было то, что из 550-мм аппаратов можно было пускать как 550-мм, так и 533-мм торпеды.
После начала войны подлодки «Orzel» и «Sep» ушли из Польши; «Sep» - в Швецию, где она и была интернирована; «Orzel» добралась до Англии, где вошла под оперативное управление британского Адмиралтейства. С ноября 1939 года в течение 7 месяцев «Orzel» действовала в составе британского флота. За это время она потопила один германский грузовой пароход («Рио-де-Жанейро», 5.260 брт). В мае 1940 лодка «Orzel» вышла в боевой поход в Северное море, из которого не вернулась (вероятно, погибла: по разным данным либо 25 мая на английской мине, либо 8 июня — на германской мине).
«Sep» после войны в октябре 1945 г. вернулась в Польшу; в 1971 сдана на слом.

Минный заградитель «Gryf»
(в строй в 1938, погиб 3 сентября 1939)
06 польск Минзаг «Gryf» (527x586, 166Kb)

Водоизмещение стандартное 2227 т; длина 103,2 м, ширина 13,1 м, осадка 3,6 м. Мощность 6000 л.с., скорость 20 уз., дальность 9500 миль 14-узловым ходом. Вооружение: 2х120-мм 2-ствольных и 2х120-мм 1-ствольных орудия, 2x40-мм спаренные зенитки, 4х13,2-мм спаренных пулемета, 600 мин. Экипаж 162 человека.

Этот строившийся во Франции минный заградитель планировалось использовать так же как учебный корабль и президентскую яхту. Противоречивые требования поляков разместить на нем как можно более сильное артиллерийское вооружение и выделить много места для жилых помещений при одновременном ограничении водоизмещения (ради снижения стоимости корабля) привело к тому, что на машинное отделение осталось мало места, и оно получилось крайне тесным.
В первый же день войны 1 сентября 1939 г «Gryf» был поврежден немецкими бомбами, и его поставили на ремонт в плавучий док. А 3 сентября при новом налете германской авиации «Gryf» был потоплен вместе с плавучим доком в базе Хель.

Тральщики типа «Jaskolka» (6 единиц)
«Jaskolka» (в строй в 1935; погиб 14 сентября 1939)
«Czajka» (в строй в 1936; захвачен Германией в октябре 1939)
«Mewa» (в строй в 1935; погиб 3 сентября 1939)
«Rybitwa» (в строй в 1935; погиб 3 сентября 1939)
«Czapla» (в строй в августе 1939; погиб 14 сентября 1939)
«Zuraw» (в строй в августе 1939; захвачен Германией в октябре 1939)
07 польск Тральщ Jaskolka (520x481, 127Kb)

Водоизмещение стандартное 185 т, полное 203 т. Длина 45 м, ширина 5,5 м, осадка 1,6 м. Мощность 1050 л.с.; скорость 18 узлов. Вооружение: 1x75-мм орудие, 2 пулемета, 20 мин. Экипаж 30 человек.

Это были наиболее крупные военные корабли польского флота собственной постройки. «Mewa» и «Rybitwa» потоплены германской авиацией 3 сентября 1939 в базе Хель; то же произошло 14 сентября с «Jaskolka» и «Czapla», находившимися в Ястрани. Впоследствии «Mewa» и «Rybitwa» были подняты немцами, и вместе с захваченными «Czajka» и «Zuraw» введены в состав германского флота в качестве вспомогательных судов. После капитуляции Германии в 1945 году все они были возвращены Польше.

Канонерские лодки типа «General Haller» (2 единицы)
«General Haller» (в строю с 1921 г; погиб 6 сентября 1939)
«Komendant Pilsudski» (в строю с 1921 г.; затоплен 30 сентября 1939)
08 польск Канон Gen Haller (519x485, 136Kb)

Водоизмещение стандартное 342 т, полное 441 т. Длина 50,1 м, ширина 6,8 м, осадка 2,3 м. Мощность 1150 л.с., скорость 15 узлов, дальность 700 миль 15-узловым ходом. Вооружение: 2х75-мм орудия, 1x13,2-мм спаренный пулемет. Экипаж 49 человек.

Эти корабли, спущенные на воду в 1916 г., раньше были сторожевыми кораблями русского Балтийского флота и носили имена «Водорез» и «Лунь». После революции 1917 г. находившиеся в достройке сторожевики оказались в руках финнов, а в 1921 они были перекуплены у финнов поляками, и вошли в состав флота Польши под названиями «General Haller» и «Komendant Pilsudski». Первоначально каждый корабль помимо 75-мм орудий нес еще и 2x47-мм пушки, но перед Второй мировой войной их заменили на 1x13,2-мм спаренный зенитный пулемет.
«General Haller» 6 сентября 1939 был потоплен бомбами германской авиации в базе Хель. Там же 30 сентября экипаж затопил «Komendant Pilsudski», чтобы не сдавать его немцам. Тем не менее, немцы его подняли и ввели в состав своего флота; 16 сентября 1943 находившийся в Нанте корабль был потоплен авиацией союзников.

Речные мониторы типа «Krakow» (2 единицы)
«Krakov» (в строю с 1926; затоплен 21 сентября 1939)
«Wilno» (в строю с 1926; затоплен 19 сентября 1939)
09 Мониторы Krakow (624x338, 56Kb)

Водоизмещение стандартное 70 т, полное 90 т. Длина 35 м, ширина 6,1 м, осадка 0,4 м. Мощность 140 л.с., скорость 7,3 узлов. Бронирование 5 — 8 мм. Вооружение: 3х100-мм гаубицы (1-орудийная и 2-орудийные башни), 2x13,2-мм спаренных зенитных пулемета. Экипаж 29 человек.

Это - первые корабли, спроектированные и построенные в Польше. Первоначально вооружение состояло из двух 75-мм пушек в башне, вращающейся вокруг боевой рубки, и 100-м гаубицы во второй башне гораздо меньших размеров. В 1932 г. перевооружены – вместо снятых 75-мм пушек установлена башня с двумя 100-мм гаубицами.
19 сентября 1939 «Wilno» затоплен экипажем около Особовиц. Через день на реке Пине экипажем затоплен и «Krakov». В том же месяце он был поднят советскими войсками и введен в строй РККФ под названием «Смоленск».


Речные мониторы типа «Warszawa»
(4 единицы)
«Horodyszcze», «Pinsk», «Torun», «Warszawa»
(все в строю с 1920; все затоплены 18 сентября 1939)
10 польск монит Warszawa (512x341, 83Kb)

Водоизмещение стандартное 110 т, полное 126 т. Длина 34,5 м, ширина 5,1 м, осадка 0,8 м. Мощность 200 л.с., скорость 8,6 узлов. Бронирование 8 мм. Вооружение: 3х75-мм пушки (1-орудийная и 2-орудийные башни), 4 зенитных пулемета. Экипаж 41 человек.

Эти речные мониторы были первоначально вооружены 2х105-мм пушками, но в 1930-х гг. они были перевооружены на более скорострельную артиллерию.
18 сентября 1939 г. «Horodyszcze», «Pinsk», «Torun» и «Warszawa» были затоплены экипажами на реке Припять. Подняты советскими войсками в сентябре — октябре 1939 г. и вошли в состав РККФ под названиями «Бобруйск», «Житомир», «Винница» и «Витебск» соответственно.

Прочие речные корабли

Помимо мониторов, в состав польских речных флотилий входили однотипные бронекатера «Zuchwala» и «Zawzieta», близкий к ним по типу «Zaranda», и 6 вооруженных колесных пароходов водо¬измещением от 48 до 146 т и оснащенных 37-мм или 75-мм орудиями.
Бронекатера постройки 1932-1935 гг. имели водоизмещение 32-35 т, мощность двигателей до 120 л.с., скорость 5,6 узлов, и экипажи в 15-17 человек. Вооружение каждого состояло из 1х100-мм гаубицы, 1х37-мм пушки и 2 пулеметов. Все три бронекатера были затоплены экипажами 19 сентября 1939 г.

Серия сообщений "Вооруженные силы союзников СССР - ОБЗОРЫ":
Часть 1 - СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ ВОЙСКА ПОЛЬСКОГО - сентябрь 1939 г.
Часть 2 - УНИФОРМА ПОЛЬСКОЙ АРМИИ в 1939 г.
...
Часть 4 - 2МВ: Британские одноместные истребители, принятые в ходе войны
Часть 5 - 2МВ: палубная авиация Великобритании начала войны
Часть 6 - 2МВ: польский флот в войне
Часть 7 - 2МВ: самолеты авианосцев и морской пехоты США 1941-1942 гг.
Часть 8 - 2МВ: Вооруженные силы Польши в 1939 г.
...
Часть 13 - 2МВ: бронетехника Великобритании. Американские танки и САУ в английской армии
Часть 14 - 2МВ: массовые истребители ВВС Франции
Часть 15 - 2МВ: самые массовые ударные самолеты Франции

Рубрики:  ФЛОТ И МОРСКАЯ ИСТОРИЯ/Флоты 2-й мировой войны
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Сим_Никин   обратиться по имени Четверг, 21 Января 2021 г. 09:03 (ссылка)
Польские ВМС явились для меня откровением)
Ответить С цитатой В цитатник
Лезгафт   обратиться по имени Четверг, 21 Января 2021 г. 09:31 (ссылка)
Похоже польское морское военное командование оценивало обстановку более трезво чем польские политики и Рыдз- Смигла
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку