На раннем этапе 2-й мировой войны StuG.III в роли мобильной огневой поддержки пехоты показал себя просто отлично. Однако при вторжении в СССР в 1941 году встреча с мощными советскими танками выявила слабую пробивную способность короткоствольных орудий немецкой самоходки. Поэтому StuG’и, эффективно подавлявшие огневые точки противника и тем прокладывавшие путь своей пехоте, оказались совершенно неспособны защитить ее от атак советских хорошо бронированных танков Т-34 и КВ-1. Между тем в советских войсках количество таких танков постоянно увеличивалось, и немцам понадобилось мощное мобильное противотанковое средство, достаточно простое и недорогое в изготовлении, чтобы выпускать его в массовых количествах. Причем требовалось оно немедленно – у германской армии просто не было времени на длительную разработку и запуск в серию новой машины. А из всех имевшихся в производстве видов бронетехники на роль такого противотанкового средства подходила именно САУ StuG.III. Она требовала для превращения в противотанковую минимальной модернизации. В результате уже с весны 1942 года производившиеся новые версии StuG начали оснащать длинноствольными 75-мм пушками, способными пробивать советскую танковую броню. Благодаря длинной пушке, а так же низкому силуэту, позволявшему этим САУ легко укрываться в засадах, многочисленные самоходки StuG стали основным противотанковым средством Вермахта. В этом качестве StuG’и кроме панцергренадерских дивизий, в которые они поставлялись ранее, начали поступать и в обычные пехотные части, где из этих САУ формировали мобильные противотанковые дивизионы. Потребность в противотанковых САУ была столь велика, что «истребительных» StuG’гов за три с половиной года произвели почти в пять раз больше, чем «штурмовых» за всю войну: «штурмовиков за почти пять лет (с 1940 по 1945) изготовили 2.183 экземпляра, в то время как «истребителей» с 1942 года «наклепали» 9.939! Выпущенные в огромных для германской промышленности количествах, и «штурмовые», и «истребительные» StuG’и активно участвовали в боях на всех фронтах 2-й мировой войны вплоть до ее окончания. Именно StuG’и наравне со средними танками Pz.IV стали для немцев настоящими «рабочими лошадками войны».
Противотанковые модификации StuG
StuG.40 F (364 шт.)
Как уже говорилось в 1-й части, первые же бои немцев с неизвестными им ранее советскими танками показали крайне низкую пробивную способность короткоствольного 75-мм орудия Stuk.37 L24. Эта пушка могла справляться только с легкой бронетехникой Красной Армии, броня же новых русских танков Т-34 и КВ-1 не пробивалась «короткостволами» StuG’ов даже на близких дистанциях. Для исправления этой катастрофической ситуации в марте 1942 г Германия запустила в серийное производство StuG модели F, на кратком описании которой закончилась первая часть «Истории «штурмовика», ставшего «истребителем». Там было сказано, что начавшие поступать в войска Вермахта самоходки модели F были вооружены длинноствольной 75-мм пушкой StuK.40 L43 (длина ствола 43 калибра). Машина с этим орудием получила новое официальное обозначение «Sturmgeschutz 40 F» (StuG 40 F), хотя в литературе часто используется обозначение StuG.III F.
В отличие от «короткой» пушки Stuk.37 L24, имевшей скорость снаряда 385 м/с и пробивавшей на дистанции 450 м только 40-мм броню, «длинная» StuK.40 L43 разгоняла снаряд до 740 м/с и на той же дистанции поражала броню толщиной до 89 мм. Благодаря этому StuG.40 F стала успешно бороться со средними и даже тяжелыми советскими танками, Однако эффективность этой версии в работе по огневой поддержке пехоты заметно снизилась, из-за чего САУ стала менее пригодной, чем ранее, для выполнения чисто штурмовых задач. Более высокая скорость снаряда изменила его траекторию, значительно увеличив дальность прямого выстрела; в результате StuG 40 F потерял способность поражать окопы и другие укрепления противника навесным огнем. Заметив это, а так же опасаясь встреч с массами советских танков, самоходчики стали пополнять своих боекомплекты в значительной степени бронебойными, а не осколочно-фугасными снарядами, что еще больше ослабило возможности огневой поддержки своей пехоты. Мало того, по свидетельствам современников многие StuG, выходя на поле боя, вообще имели в боеукладке только бронебойные снаряды.
Таким образом, благодаря всему вышеперечисленному «пехотная» самоходка (при сохранении определения «штурмовая» - sturmgeschutz) фактически превратилась в «истребитель танков» (jagdpanzer). Учитывая это танкостроители Германии с 183-й машины модели F стали болтами закреплять на самоходке дополнительные броневые плиты. В результате бронезащита лба корпуса и рубки увеличилась до 80-мм; это позволило StuG.40 F вести дуэли с советскими танками «на прямой наводке».
Достаточно важным усовершенствованием этой версии, улучшившим работу экипажа, стала так же установка на крыше рубки модели F электрического вентилятора, который при стрельбе выдувал из отсека пороховые газы.
StuG.40 F/8 (334 шт.)
Версия StuG.40 F/8 фактически являлась той же моделью F на шасси среднего танка Pz.III L, но с некоторыми небольшими, хотя и довольно существенными изменениями. В первую очередь, это касалось установки усовершенствованного, еще более длинного орудия. Это была та же 75-мм пушка StuK.40, но уже L48 (длина ствола 48 калибров). Она пробивала более толстую броню; создание L48 было связано с появлением на фронте в 1943 г новых советских танков с усиленным бронированием. На этой версии StuG немцы так же продолжили усиление защиты, наложив плиты на борта и корму корпуса самоходки, что увеличило их бронирование до 50 мм.
StuG.40 G (8.071 шт.)
Модель G на шасси снимавшихся с вооружения танков Pz.III M стала последней версией StuG.III; она выпускалась с января 1943 г вплоть до конца войны. В этой САУ были учтены все улучшения предыдущих моделей, а так же сделан ряд новых усовершенствований. Все самоходки этой версии несли 75-мм пушку с длиной ствола в 48 калибров, отлично зарекомендовавшую себя в поединках с советскими танками. С осени 1944 г последние выпуски StuG.40 G получили новую литую маску пушки обтекаемой формы, прозванную в войсках «Saukopf» («пятачок» или «свиное рыло»). Значительно изменилась упрощенная для ускорения производства машин форма бронированной рубки; в 1944 г на StuG перестали навешивать дополнительные броневые листы и начали изготавливать рубки и корпуса из сплошной брони толщиной 80 мм (лоб) и 50 мм (борта и корма). Другой хорошо видимой особенностью модели G, отличавшей ее от других версий StuG, стала командирская башенка на крыше рубки. На этой версии наконец-то сделали жесткую установку оборонительного пулемета MG.34, на части машин прикрыв его щитом (на некоторых поздних самоходках эти пулеметы даже дистанционно управлялись прямо из рубки). С лета 1943 г многие StuG немцы стали покрывать цимеритом – антимагнитным составом, защищающим от магнитных кумулятивных боеприпасов. Так же для защиты от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей многие САУ получили бортовые навесные экраны. В 1943 году многие StuG 40 G несли на передней части рубки трехствольные мортирки для постановки дымовых завес, но осенью 1944 г от их использования отказались.
StuG.IV (1.170 шт.)
Самоходки StuG.IV выпускались с декабря 1943 г. Эта машина была разработана из-за того, что один из заводов, производивших StuG III, был полностью уничтожен британскими и американскими дальними бомбардировщиками. Но так как штурмовые орудия на всех фронтах требовались во все возрастающих количествах, под производство StuG был отдан один из заводов, строивших средние танки Pz.IV. В результате поспешно разработанная новая машина представляла собой компиляцию из боевой рубки StuG.III и шасси танка Pz.IV. Вооружение на ней стояло то же, что и на последних версиях StuG III: 75-мм пушка Stuk.40 L48 и 7,92-мм пулемет MG.34. StuG.IV от «троек» отличались только более длинным корпусом и увеличившимся количеством катков шасси. Из-за этого механик-водитель сидел не в общей рубке, а в отдельной, несколько выдвинутой вперед-влево (на изображении как раз на ней стоит крест). Увеличившиеся размеры новой самоходки позволили разместить на ней увеличенный боезапас, который дошел до 63 снарядов. StuG.IV использовались в тех же частях, что и StuG.III, до самого конца войны.
StuG в армиях союзников Германии
Помимо германских войск штурмовые орудия поставлялись так же и в армии стран-союзниц Третьего Рейха. Крупнейшим получателем боевых машин этого типа стала Румыния. В 1943 – 1944 годах она закупила 118 САУ StuG.40 G, которые получили в румынской армии обозначение TAS T-III. Из них сформировали 9 батарей, вошедших в состав 1-й и 2-й танковых дивизий, и в отдельное подразделение 4-й румынской армии. Румынские штурмовые орудия сражались против Красной Армии на Украине и в Молдавии, а после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции они вступили в бои против немцев на территории Чехословакии.
60 штурмовых орудий получили в 1943 – 1944 годах танковые войска венгерской армии; венгры до самого конца оставались верны немцам, и их StuG сражались против советских войск до последнего дня войны.
В 1943 году 30 StuG.40 G получила Финляндия, которая тут же модернизировала немецкие самоходки по своему вкусу: германские пулеметы MG-34 заменили на советские ДТ, двигатель сверху закрыли большим деревянным ящиком с ЗИПом, а запасные катки перевесили на борта рубки. Весной 1944 финны выпросили у немцев еще одну партию StuG, и успели получить очередные 29 машин до того, как перешли на сторону Советского Союза. Таким образом, Финляндия стала обладательницей 59 штурмовых орудий…
Болгарии в течение 1943 г было передано 55 штурмовых орудий. К сентябрю 1944, когда в стране произошел государственный переворот, и Болгария перешла на сторону СССР, StuG были вооружены два танковых батальона. Эти САУ активно участвовали в боях против немцев на территории Венгрии и Австрии до конца войны.
10 машин StuG F/8 были переданы немцами Испании; итальянцы же получили только 5 StuG.40 G, которые вскоре, после капитуляции Италии перед Союзниками, немцы захватили на севере страны и ввели в состав своих подразделений.
В Румынии САУ StuG состояли на вооружении до начала 50-х годов, а потом они были проданы Египту и Сирии; в Сирию же были проданы и все испанские штурмовые орудия. Финские StuG оставались в строю до начала 60-х годов, после чего были списаны и порезаны на металл (за исключением нескольких машин, ставших экспонатами музеев).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своей долгой боевой жизнью самоходные артиллерийские установки StuG обязаны удачным техническим решениям, заложенным в конструкцию изначально; они обеспечили резервы для усовершенствования по мере накопления опыта эксплуатации в боевых условиях. В результате StuG.III наряду со средним танком Pz.IV стал в годы Второй мировой войны настоящей «рабочей лошадью» Вермахта. Универсальность этой самоходки, а так же ее относительные простота и дешевизна производства сделали StuG.III самой массовой гусеничной боевой машиной Германии (по численности произведенных экземпляров StuG уступает только полугусеничному бронетранспортеру SdKfz.251). Сконструированный, как САУ поддержки пехоты, из-за изменившихся реалий войны StuG.III оказался вынужденным на значительном отрезке боевых действий играть роль истребителя танков. На этом поприще он добился впечатляющих успехов: за время войны подразделения, вооруженные StuG.III, уничтожили на всех фронтах, где им приходилось действовать, более 20.000 советских, английских, американских и французских танков и САУ…