К сожалению, информация по артиллерии «Страны восходящего солнца» периода русско-японской войны еще более скудна, чем даже информация об униформе этой армии. Поэтому – извините за малый объем и некоторую противоречивость этого сообщения: уж что смог «нарыть», то и «нарыл»…
Судя по имеющимся отрывочным сведениям, организация японской артиллерии была более рациональна, чем русская. Она включала в себя полевую, тяжелую, а так же горную артиллерию, крайне необходимую для гористого дальневосточного театра военных действий. К началу войны полевая артиллерия Японии (в ее составе числилась и горная артиллерия) насчитывала 19 полков. Из них 1 гвардейский и 18 армейских (всего 114 батарей 6-орудийного состава). Вся полевая японская артиллерия подразделялась на дивизионную и армейскую.
ДИВИЗИОННАЯ АРТИЛЛЕРИЯ высаженных на Ляодунском полуострове и в Манчжурии японских армий состояла из 13 артиллерийских полков; каждый полк находился в составе какой-либо пехотной дивизии и подчинялся ее командованию. Артполк делился на два дивизиона; дивизион состоял из трех 6-орудийных батарей (итого в дивизионе числилось 18, а в полку - 36 орудий). 6-орудийная организация делала японскую батарею более мобильной и гибкой, чем 8-орудийная русская батарея. Перевозка полевых пушек осуществлялась шестеркой лошадей. Щитов японские пушки не имели (как, впрочем, и русские).
Из 13 дивизионных артполков 6 были вооружены горными орудиями. Это так же значительно повышало мобильность японских войск при действиях на сложном дальневосточном рельефе, обеспечивая пехоте артиллерийскую поддержку даже в условиях гористой местности. Количество горных орудий в японских дивизиях просто несопоставимо с русской горной артиллерией (216 горных орудий у японцев против 16 армейских и 24 пограничных горных орудий во всей Дальневосточной армии России!). В результате российские войска при движении по горам часто вообще оставались без артиллерии, которая просто отставала из-за неспособности преодолевать крутые высоты. А японская пехота обычно имела в своих рядах горные орудия и была способна подавить противника мощным артиллерийским огнем.
АРМЕЙСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ находилась в распоряжении командования армий и использовалась на направлениях главных ударов, усиливая своими залпами огонь артиллерии тех пехотных дивизий, что наступали на данном участке. Армейскую артиллерию составляли 2 артбригады; каждая бригада включала в себя 3 полевых артиллерийских полка и один тяжелый артполк. Армейские полевые полки по составу соответствовали дивизионным, а тяжелый артполк включал в себя пять 4-орудийных гаубичных батарей (всего 20 гаубиц). Таким образом, кроме артиллерии, находившейся в дивизиях, японское армейское командование располагало еще собственным резервом из 216 полевых орудий и 40 гаубиц. Все японские орудия были приспособлены для стрельбы снарядами с бездымным порохом.
ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ Японии подразделялась на крепостную и осадную (всего в Японии имелось 23 тяжелые батареи). Так как собственное артиллерийское производство находилось в этой стране еще на невысоком уровне, и полностью было занято производством полевых и горных пушек, орудия крупных калибров Япония закупала в европейских странах - в первую очередь в Германии и Франции. Правда, по другим сведениям, японцы хотя бы часть тяжелой артиллерии строили сами, копируя иностранные образцы. Вся купленная (или изготовленная самими японцами?) крупнокалиберная артиллерия представляла собой гаубицы и мортиры, предназначенные для ведения навесного огня. Такой тип орудий навесного огня был очень важен для позиционной войны на сильно пересеченной местности, какую представлял собой Дальневосточный театр. Значительная часть этой тяжелой артиллерии была сосредоточена японцами под Порт-Артуром - главной базой российского Тихоокеанского флота. Наиболее грозными из них являлись крупповские (или японские подражания Круппу?) 280-мм мортиры. Именно эти «монстры» нанесли наибольший вред оборонным укреплениям русской морской крепости и кораблям Тихоокеанского флота, запертым в ее гавани. Так же японцы часто использовали и при осаде Порт-Артура, и в полевых боях трофейные русские крупнокалиберные орудия, доставшиеся им при поспешных отступлениях российских войск после поражений в Манчжурии.
Японцы ведут огонь с закрытой позиции из трофейных русских 6-дм пушек обр. 1877 г
75-мм полевая пушка Арисака образца 1898 года
Полевая дивизионная и армейская артиллерия Японии была представлена 75-мм пушками образца 1898 года с поршневым затвором, считавшимися системой генерала Арисака. Японская армия завершила перевооружение своих артиллерийских частей в 1902 году, и потому полностью располагала новыми, только что изготовленными пушками (старых образцов к 1904 году в армии оставалось всего 8 «стволов»). Однако конструктивно новое японское 75-мм полевое орудие относилось к устаревшим системам. «Главный оружейник Страны восходящего солнца» генерал Арисака скопировал старый немецкий образец крупповской пушки, лишь (в традиционном для него стремлении скрыть плагиат) внеся в разработку некоторый «японский акцент». В результате новейшая японская пушка, заявленная как «система ускоренной стрельбы», не имела современного для того времени отката ствола; ствол орудия Арисаки «по старинке» был жестко закреплен на однобрусном лафете. Из-за этого при выстреле всю пушку сильно отбрасывало назад (в зависимости от почвы – до 10 метров!); для частичного гашения отката пушки под ее колеса подкладывали специальные башмаки. Поэтому пушка Арисака, несмотря на то, что в ней использовались современные поршневой затвор и унитарное заряжание, по скорострельности значительно уступала новой русской «трехдюймовке» образца 1900 года (3 выстрела в минуту против 10). Так же пушка Арисаки уступала новому русскому орудию по дальнобойности – 6,2 км гранатой (против 8,5 км русской «трехдюймовки») и 4,8 км шрапнелью (против 5,5 км). Правда, японская пушка все же заметно превосходила и по скорострельности, и по дальности стрельбы старую русскую 4-фунтовую полевую пушку образца 1877 года, которая в начале войны составляла значительную часть артиллерии русской Дальневосточной армии. Еще одним важным преимуществом японской пушки перед русскими была ее приземистость: Арисака при копировании германского орудия понизил ось цапф ствола до уровня осей колес (это и был «японский акцент», внесенный в крупповскую систему). Низкий силуэт позволил японцам легко укрывать пушки в складках местности, маскировать их кустами или прятать в зарослях гаоляна. Но самое важное преимущество японского орудия перед российскими пушками заключалось в более высокой эффективности поражения целей. Причем виновниками этого преимущества стали сами русские: приняв французскую концепцию «единого снаряда», российское командование снабжало свою артиллерию только шрапнельными боеприпасами. Однако высокоэффективная при стрельбе по открыто расположенной живой силе противника, шрапнель оказалась бесполезной против окопавшейся пехоты. Это заставило русских уже в ходе войны спешно закупать фугасные гранаты за границей и везти их по одноколейной железной дороге через всю страну на Дальний Восток. Японцы же фугасы широко использовали с самого начала боевых действий, что помогало им поражать и окопавшуюся пехоту, и укрытые в складках местности артиллерийские батареи противника.
ТТХ 75-мм полевой пушки Арисака обр. 1898 г:
Калибр – 75-мм. Длина ствола – 30 калибров. Вес – ? кг. Вес снаряда – 6,1 кг. Угол возвышения ствола – от -10 до +30 град. Начальная скорость снаряда – 487 м/с. Дальность выстрела: гранатой – 6,2 км, шрапнелью – 4,8 км. Заряжание - унитарное. Скорострельность – 3 выст./мин.
75-мм горная пушка Арисака обр. 1898 г
Горная пушка Арисака представляла собой уменьшенную копию 75-мм полевой пушки Арисака, приспособленную для быстрой разборки и сборки. Пушка разбиралась на 4 части (ствол был неразборным), и перевозилась во вьюках на лошадях.
Так как горная Арисака копировалась с полевой Арисаки, она имела те же характерные черты: современный поршневой затвор и устаревший жесткий лафет без противооткатных устройств. Наиболее значительными отличиями являлись сильно укороченный ствол и заряжание раздельными боеприпасами (сначала снаряд, потом – картуз с зарядом пороха). Это и определило низкую скорострельность горных пушек – всего 2 выстрела в минуту. Достоинствами японской горной пушки были очень малый вес и приземистость (ствол находился от земли всего в 44 см) – это обеспечивало как быстрое перетаскивание расчетом собранного орудия в боевой обстановке даже в горах, так и высокую скрытность пушки на пересеченной местности.
ТТХ 75-мм горной пушки Арисака обр. 1898 г:
Калибр – 75-мм. Длина ствола – 13,3 калибра. Вес – 327 кг. Угол возвышения ствола – от -10 до +30 град. Вес снаряда – 6,1 кг. Начальная скорость снаряда – 263 м/с. Дальность выстрела гранатой – 4,3 км. Скорострельность – 2 выст./мин.
120-мм полевая гаубица
Этот важный и для полевого, и для осадного сражения тип орудий, который у японцев был в наличии в относительно большом количестве, является для меня наиболее загадочным. В литературе, посвященной русско-японской войне, а так же в книгах по истории артиллерии гаубицы «Страны восходящего солнца» почти не упоминаются (даже узнать их калибр мне удалось только после длительных поисков). А вот найти описание, тактико-технические характеристики и изображения японских гаубиц той войны мне так и не удалось. Между тем эти гаубицы играли в сражениях весьма важную роль: навесным огнем они громили спрятавшуюся в окопах пехоту и уничтожали размещенные за гребнями гор русские артиллерийские батареи, серьезно влияя на исход многих сражений. Обидно, но наблюдавшие со стороны за событиями русско-турецкой войны 1977-1878 гг. японцы лучше усвоили ее уроки, чем российское военное руководство. Русские генералы за 26 лет после той войны так и не удосужились ввести в состав российской артиллерии крупнокалиберное навесное орудие; японское же армейское руководство имело в своем распоряжении не менее сорока таких гаубиц, которые в полевых сражениях успешно взламывали оборону российских войск…
280-мм японская осадная гаубица (конструкции Круппа) обр. 1892 г.
По этому типу орудий, сильно повлиявших на судьбу Порт-Артура и запертых в его гавани кораблей русской Тихоокеанской эскадры, встречается много разночтений. В одних источниках говорится о том, что 280-мм гаубицы являлись орудиями немецкого производства, купленными японцами и привезенными ими на Дальний Восток. Другие же утверждают, что эти гаубицы были изготовлены в самой Японии по образцу орудий Круппа. Но все сходятся в одном: воздействие их огромных снарядов на оборонные укрепления крепости и на русские корабли было поистине ужасным. Все участники боев за Порт-Артур отзывались о 280-мм японских гаубицах, как о главном оружии осаждающих, обеспечившем успех при взятии этой крепости. Японцы первыми в истории применили для прорыва обороны крепости орудия столь крупного калибра. До этого максимальный калибр, использовавшийся для борьбы с крепостями, не превышал 228 мм (9-дм); именно выдерживать удары снарядов такого калибра и были рассчитаны казематы и форты Порт-Артура. Однако тяжеленные 280-мм (11-дм) снаряды японских гаубиц пробивали даже метровые бетонные своды русских казематов, буквально выворачивая их наизнанку, а при попадании в корабли проламывали борта и палубы, словно стекло. И противодействовать этим орудиям было просто невозможно: благодаря большой дальности их выстрела японцы устанавливали 280-мм гаубицы на закрытых позициях за горными хребтами, из-за чего подавить грозные японские орудия своей полевой и крепостной артиллерией у русских никак не получалось.
Вообще-то эти гаубицы создавались как орудия береговой обороны, и поначалу они стояли в береговых крепостях Японии, защищавший Токийский залив. Однако когда японцы вышли к Порт-Артуру и не смогли взять его «с ходу», им пришлось перейти к длительной осаде крепости. Когда же они убедились, что их осадные орудия бессильны против порт-артурских укреплений, а запертый в Порт-Артуре российский флот уже не способен атаковать японские острова, они решились снять 280-мм гаубицы, охранявшие столицу Японии, с их позиций. Орудия были доставлены морем в захваченный японцами порт Дальний, находившийся неподалеку от Порт-Артура. При перевозке морем 18 гаубиц были потеряны на потопленном русскими грузовом пароходе; из-за этого у Порт-Артура оказалось только 18 280-мм орудий. Интересен способ доставки громоздких гаубиц по суше из Дальнего к стенам осажденной русской крепости. Японцы разобрали каждую гаубицу на три части и… впрягли в них людей. Японцы потащили разобранные орудия по грунтовой дороге волоком, как бурлаки; на каждую деталь весом в 7-8 тонн приходилось по 300 человек. Доставленные к Порт-Артуру орудия вновь собрали, забетонировав на выбранных местах платформы под них. И с сентября сведенные в 2-орудийные батареи 280-мм гаубицы начали обстрел русских укреплений, продолжавшийся несколько месяцев - пока в конце декабря 1904 г Порт-Артур не сдался японцам.
Что же конструктивно представляли собой орудия, решившие судьбу главной на Дальнем Востоке русской морской крепости? Здесь в разных источниках мы видим разночтения, не позволяющие нам представить четкую картину. Одинаковым является общее описание орудия: тяжелый ствол гаубицы при помощи цапф был жестко связан с верхним подвижным станком, который на отдаче откатывался по наклонной поворотной раме нижнего станка, а потом под собственным весом возвращался на прежнее место. Нижний поворотный станок вращался на 360 градусов на шаровом погоне металлического основания, вделанном в бетонное основание; это позволяло орудию вести круговой обстрел. А вот об устройстве затвора гаубицы в разных изданиях сведения приводятся разные. Одни говорят о том, что он был горизонтальным клиновым (именно таким был затвор гаубиц Круппа); другие утверждают, что эти орудия имели поршневой затвор - благодаря японской переработке идей Круппа. Вполне возможно, что и та, и другая версия верны; допускаю, что под Порт-Артуром находились и орудия, купленные в Германии, и гаубицы, изготовленные по этому образцу (с переделками) в Японии; однако из-за скудности информации точных сведений об этом нет.
Заряжание 280-мм гаубицы было раздельным: в зарядную камору сначала вставлялся снаряд, за ним – латунная гильза с зарядами пороха в картузах. В гильзе размещалось до 6 картузов; варьирование количества зарядов позволяло изменять дальность выстрела, скорость полета и траекторию падения снаряда.
ТТХ японской 280-мм осадной гаубицы (конструкции Круппа) обр. 1892 г:
Калибр – 280-мм. Длина ствола – 10,2 калибра. Вес ствола – 10,8 т; вес орудия с поворотной платформой – 24,3 т. Угол возвышения ствола – от -10 до +68 град. Вес снарядов – 217 и 350 кг. Начальная скорость снаряда – 142-217 м/с (в зависимости от веса снаряда и количества заряда). Дальность выстрела – до 7,8 км. Скорострельность – 1 выстрел в 5 минут.
Серия сообщений "Вооруженные силы Японии 1904-1905 гг":
Часть 1 - Форма японской армии периода русско-японской войны 1904-1905 гг.
Часть 2 - Оружие японской армии русско-японской войны (1)
Часть 3 - Оружие японской армии русско-японской войны (2)
Часть 4 - Японская артиллерия периода русско-японской войны 1904-1905 гг.
Часть 5 - Японский флот в русско-японской войне (1)
Часть 6 - Японский флот в русско-японской войне (2)
Часть 7 - Японский флот в русско-японской войне (3)
Часть 8 - Японский флот русско-японской войны (4)
Часть 9 - Японский флот русско-японской войны (5)