-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Советские асы гражданской войны в Испании

Понедельник, 14 Декабря 2020 г. 05:15 + в цитатник
01 заставка (449x433, 47Kb)

Если «погулять» по просторам интернета в поисках информации по асам гражданской войны в Испании, то можно наткнуться на списки воевавших за республиканцев советских летчиков, в которых даются «астрономические», просто невероятные для того времени цифры побед – вплоть до 50! Так, во главе списка советских «испанцев» называется А.С. Осипенко, у которого указывается 51 воздушная победа. Между тем согласно архивным документам Александр Степанович Осипенко находился в Испании чуть больше пяти месяцев (с 12 января по 28 июня 1938), и за это время участвовал в 30 воздушных боях, чего явно маловато для достижения 50 побед. Известно, что Осипенко (вполне в духе довоенных коллективистских взглядов советских летчиков) своих побед не считал, а вся его эскадрилья (вся, вместе с ним!) сбила 26 самолетов франкистов. Похожая картина в интернете предстает и с «асом №2» советских испанцев, Львом Львовичем Шестаковым. Неизвестные «исследователи» присвоили ему 39 побед. Между тем согласно записям из журнала его эскадрильи Лев Шестаков за восемь месяцев пребывания в Испании участвовал в 36 воздушных боях, в которых сбил лично 2 и в группе 1 истребитель противника. В подобном же ключе в интернете дается информация и о других советских асах войны в Испании.

Между тем достижение за короткий срок высоких счетов побед на авиатехнике того времени было маловероятным. Авиастроение постоянно совершенствовалось: моторы становились все мощнее и надежнее, конструкции – все крепче; по сравнению с 1-й мировой войной живучесть самолетов заметно повысилась. А вот вооружение большинства истребителей 30-х гг. оставалось еще на уровне 1-й Мировой: пара, в лучшем случае четверка пулеметов винтовочного калибра. Но на истребителях к тому времени появились бронеспинки кресел пилотов, успешно спасавшие летчиков от пуль. И потому далеко не всегда поражение вражеского самолета пулеметной очередью завершалось его реальной гибелью. В этом плане наиболее подходящим для надежного поражения противника оказался итальянский истребитель Fiat CR.32; он был вооружен крупнокалиберными пулеметами, пробивавшими бронеспинку, и наносившими более разрушительные повреждения конструкции самолета. Именно на такой машине воевал лучший ас франкистов Гарсия Морато, заявивший о 40 воздушных победах (хотя они тоже в действительности не все были реальными). Однако Морато совершал боевые вылеты с первого и до последнего дня войны (в отличие от советских «командировочных», летавших в Испании всего по несколько месяцев), и имел намного больше времени для пополнения своего списка…
Таким образом, для составления истинного рейтинга советских асов войны в Испании необходимо обратиться не к статьям журналистов, зачастую принимающих желаемое за действительное, и «раздуваюших» до невероятных размеров даже скромные результаты, а к официальным документам. Сборник таких документов и их обработка опубликованы Сергеем Абросимовым в книге «В небе Испании 1936-1939 годы», изданной в 2003 году. В этой книге со ссылкой на архивные «дневники боевых действий» и «журналы эскадрилий» дается список всех советских летчиков, сбивавших в Испании самолеты националистов (с указанием числа побед каждого из них). Согласно этому списку из «советских испанцев» титула аса (5 и более личных побед) добились 6 пилотов. О них и будет рассказано ниже. К сожалению, рассказано очень кратко: из-за так любимой советским руководством секретности по любому поводу сегодня достоверно о подвигах наших асов-интернационалистов известно намного меньше, чем об успехах их соратников-испанцев, или о действиях противников – испанских националистов, немцев и итальянцев…

ЕРЁМЕНКО Иван Трофимович
9 побед в Испании
02 Еременко 9 поб Испания (573x239, 41Kb)

Капитан Ерёменко (1910-1986) воевал в Испании с 31 мая 1937 по 6 февраля 1938 г в качестве командира эскадрильи, вооруженной бипланами И-15. Эта эскадрилья действовала в районе Брунета, Мадрида и Сарагосы. Над Сарагосой Ерёменко и одержал самую выдающуюся свою победу: в ночь с 14 на 15 сентября в полной темноте нашел и сбил трехмоторный бомбардировщик Ju-52. Всего в Испании Ерёменко одержал 9 побед, что подтверждается записями в дневнике боевых действий и в журнале эскадрильи. 28 октября 1937 г капитану Еременко было присвоено звание Героя Советского Союза.
После возвращения из Испании карьера летчика пошла вверх: уже в 1939 (в возрасте 29 лет!) он получил звание комбрига и должность командующего ВВС 25-й дальневосточной армии. В годы Великой Отечественной войны генерал Ерёменко командовал авиадивизией, а затем авиакорпусом Южного фронта.

РЫЧАГОВ Павел Васильевич
8 побед в Испании
03 рычагов (241x309, 16Kb)

Старший лейтенант Рычагов (1911-1941) находился в командировке в Испании с 20 октября 1936 по 6 февраля 1937 года. Командуя эскадрильей И-15, он сразу же проявил себя выдающимся летчиком-истребителем: уже 9 декабря Рычагов одержал 6-ю документально подтвержденную победу, что сделало его на тот момент лидером среди советских летчиков Испании. Но эта успешность привела к тому, что командование, присвоив Рычагову 31 декабря 1936 г звание Героя Советского Союза, досрочно отозвало его назад в СССР. Правда, до отъезда из Испании Павел Васильевич успел сбить еще 2 вражеских самолета, доведя свой счет до 8 воздушных побед.
Вскоре после возвращения из Испании Павел Рычагов отправился в другую боевую командировку – в Китай. В 1938 г комбриг Рычагов руководил действиями ВВС в боях на Хасане, а в 1939-1940 – командовал авиацией 9-й армии, участвовавшей в Зимней советско-финской войне. В августе 1940 года 29-летний генерал-лейтенант Павел Рычагов стал начальником всех Военно-Воздушных Сил РККА! Но уже весной 1941 он был снят с должности по обвинению в высокой аварийности в советской авиации; а 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, Рычагов был арестован, и 28 октября расстрелян.

СЕРОВ Анатолий Константинович
8 побед в Испании
04 серов (242x342, 20Kb)

Старший лейтенант Серов (1910-1939) воевал в Испании с 14 июня 1937 по 21 января 1938 г. Командовал эскадрильей И-15; провел 38 воздушных боев на Центральном и Арагонском фронтах. Сбил лично 8 самолетов националистов (в том числе – ночью сбил бомбардировщик). Еще 1 победу Серов не смог подтвердить (как указано в документах: «самолет не зарегистрирован»). В интернете встречается упоминание о еще 7 его групповых победах, однако в журнале эскадрильи таких отметок нет. Кроме воздушных боев Анатолий Серов большое внимание уделял использованию истребителей в штурмовках наземных войск, в чем тоже добился значительных успехов.
После возвращения из командировки Анатолий Серов был представлен к званию Героя Советского Союза (звание утверждено правительством 2 марта 1938 г) и назначен начальником Главной летной инспекции ВВС. Однако пробыл он в этой должности недолго: 11 мая 1939 года комбриг Серов погиб в авиакатастрофе.

ГРИЦЕВЕЦ Сергей Иванович
6 побед в Испании
05 грицевец 6 поб Испания (595x201, 33Kb)

Старший лейтенант Грицевец (1909-1939) был в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 г.; за это время он на моноплане И-16 провел 42 воздушных боя. В популярной литературе утвердилось мнение, что в Испании Грицевец сбил 30 самолетов франкистов, причем считается, что 7 Фиатов Сергей Иванович «завалил» за один вылет (что при чисто пулеметном вооружении его И-16 просто невозможно). Но, вопреки популярным легендам, архивные документы («дневник боевых действий» и «журнал эскадрильи») зафиксировали только 6 личных и 1 неподтвержденную победу Грицевца в Испании. Тем не менее, в то время такой счет считался выдающимся, и 22 февраля 1939 года вернувшийся в СССР летчик был удостоен звания Героя Советского Союза.
А уже в июне 1939 майор Грицевец принял участие в воздушных боях на Халхин-Голе. В этом конфликте он оказался самым результативным советским асом: сбил 12 японских самолетов. По окончании боевых действий Грицевец стал Дважды Героем Советского Союза (29 августа 1939 г). Но получить Звезду Героя летчик не успел: 16 сентября Сергей Грицевец погиб в авиакатастрофе при столкновении в воздухе двух самолетов...

ЧЕРНЫХ Сергей Александрович
5+2 победы в Испании
06 Черных и И-16 Тархова (594x187, 38Kb)

Лейтенант Черных (1912-1941) находился в Испании с ноября 1936 по 6 февраля 1937 г., и был ведущим «снайперского звена» монопланов И-16 тип 5. В воздушных боях над Мадридом он сбил 5 франкистских самолетов лично и 2 в группе (хотя в некоторых книгах пишут о всего 3-х его победах, цифра 5+2 официально зафиксирована в документах эскадрильи). Таким образом, Сергей Александрович наравне с Павлом Рычаговым стал одним из первых советских асов Испании. Поэтому Черных одновременно с Рычаговым (31 декабря 1936 г) был удостоен звания Героя Советского Союза.
За один год после возвращения из командировки лейтенант Черных сделал головокружительную карьеру: уже весной 1938 он стал полковником и командиром авиабригады. Летом 1940 комбриг Черных возглавил 9-ю авиадивизию Западного округа. Но 22 июня 1941, в день нападения Германии, его дивизия потеряла из 409 самолетов 347 (в основном – на земле). Оставшиеся целыми самолеты 27 июня сжег сам Черных, приняв несколько садившихся на его аэродром советских самолетов за немецкий десант. Сразу после этого он был арестован, отдан под суд и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1941 г…

ФЕДОСЕЕВ Михаил Андреевич
5 побед в Испании
07 испан И-16 ФедосеевF (599x178, 30Kb)

Лейтенант Федосеев (1911-1942) воевал в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года ведущим звена И-16. За это время провел 40 воздушных боев, в которых сбил 5 вражеских самолетов. За боевые успехи Федосеев был награжден орденом Ленина.
Начало Великой Отечественной войны майор Федосеев встретил в должности командира 247-го истребительного полка, во главе которого сражался сначала на Западном направлении, а затем над Крымом. До своей гибели в бою 23 марта 1942 г Михаил Федосеев успел совершить более 170 боевых вылетов и в 27 боях сбить 18 немецких самолетов. В июне 1942 ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Серия сообщений "Испания: гражданская война 1936-1939 гг.":
Часть 1 - Гражданская война в Испании (1936-1939): истребители франкистов
Часть 2 - Лучшие немецкие асы гражданской войны в Испании
...
Часть 6 - Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)
Часть 7 - Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы
Часть 8 - Советские асы гражданской войны в Испании
Часть 9 - Бронетехника гражданской войны в Испании (01). Техника Испании
Часть 10 - Бронетехника гражданской войны в Испании (02). «Завозная» техника националистов
Часть 11 - Бронетехника гражданской войны в Испании (03). «Завозная» техника республиканцев

Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Воздушные асы 30-х гг.
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Сим_Никин   обратиться по имени Понедельник, 14 Декабря 2020 г. 07:19 (ссылка)
М-да... Не всегда у героев героический финал...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Декабря 2020 г. 07:52ссылка
Ну так судьбу не обманешь... Лейтенант, за один год ставший полковником или комбригом (что почти равно генералу) по уровню знаний и образу мышления все равно останется лейтенантом,сколько звездочек ему на воротник (позже - на погоны) не вешай... Тот же Рычагов - кто его за язык дергал на совещании у Сталина: "Аварийность и будет высокой, пока вы заставляете нас летать на "гробах"!" Это он - Иосифу Виссарионовичу! Словно сам Сталин ему самолеты проектировал... Нет, чтобы подойти с просчитанными выкладками: "Аварийность высока, потому что И-15 и И-16 сделаны неустойчивыми в угоду маневренности. Давайте, отправим Поликарпова "в места не столь отдаленные", а проектирование истребителей поручим более разумному специалисту"... Но Рычагов предпочел вместо детального разбора причин аварийности запретить летчикам выполнение крутых виражей и фигур высшего пилотажа. И уменьшил требуемое число учебных полетов, заменив их изучением матчасти на земле. Т.е., сократил число аварий в ущерб боевой подготовке! Естественно, что когда в июне 1941 немцы стали сбивать наших "сталинских соколов", как котят, ему пришлось отвечать за свое "умное руководство"... А Черных - тот вообще поддался панике и "наломал дров"... Ну нельзя ставить вчерашнего лейтенанта командиром дивизии - не готов он к этому еще ни морально, ни физически...
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Декабря 2020 г. 18:39ссылка
стремительные карьеры часто также стремительно заканчиваются.
Перейти к дневнику

Среда, 16 Декабря 2020 г. 19:18ссылка
Ретрофан, читал, что сталинских соколов "опустили" еще по итогам финской, когда ими не было выполнено ни одной боевой задачи. Все сколько-нибудь серьезные задания выполняли призванные на войну летчики-полярники и летчики гражданской авиации. Тогда новый нарком обороны провел серьезные изменения в летных училищах. И выпускники стали выходить не лейтенантами, а сержантами, с соответственным денежным и вещевым довольствием. Говорят, были даже случаи самоубийств от расстройства среди выпускников)
Ну и наверное надо учитывать слишком короткий век советской авиации. Просто неоткуда было брать опытных командиров. Это на промышленное предприятие можно поставить эффективного менеджера, поднявшего несколько захудалых колхозов. А командовать боевыми летчиками можно поставить только еще более боевого летчика)
Перейти к дневнику

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 07:35ссылка
Я думаю, все, что вы сказали - верно; хочется только добавить, что "выволочка" сверху - от правительства - ума авианачальникам, еще год назад носившим лейтенантские "кубари" (в лучшем случае - капитанскую "шпалу"), не прибавила. Провалы выполнения заданий и огромные потери в испанской, финской войнах, на Хасане и Халхин-Голе были громогласно осуждены; однако анализа и детального разбора причин этого авиационные начальники так и не провели. Поэтому и меры вроде выпуска из училищ не лейтенантов, а сержантов, были смехотворны, и служили "замазкой для отвода глаз правительства". Так что расправа с верхушкой авиакомандования в 1941, после позора первых дней войны была закономерна и, на мой взгляд, справедлива (хоть у нас и принято осуждать репрессии, но в данном случае без них нельзя было обойтись - виновники должны отвечать за тысячи загубленных жизней и бездарную потерю массы оборонной техники, которую страна создавала целое десятилетие!)
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку