Если «погулять» по просторам интернета в поисках информации по асам гражданской войны в Испании, то можно наткнуться на списки воевавших за республиканцев советских летчиков, в которых даются «астрономические», просто невероятные для того времени цифры побед – вплоть до 50! Так, во главе списка советских «испанцев» называется А.С. Осипенко, у которого указывается 51 воздушная победа. Между тем согласно архивным документам Александр Степанович Осипенко находился в Испании чуть больше пяти месяцев (с 12 января по 28 июня 1938), и за это время участвовал в 30 воздушных боях, чего явно маловато для достижения 50 побед. Известно, что Осипенко (вполне в духе довоенных коллективистских взглядов советских летчиков) своих побед не считал, а вся его эскадрилья (вся, вместе с ним!) сбила 26 самолетов франкистов. Похожая картина в интернете предстает и с «асом №2» советских испанцев, Львом Львовичем Шестаковым. Неизвестные «исследователи» присвоили ему 39 побед. Между тем согласно записям из журнала его эскадрильи Лев Шестаков за восемь месяцев пребывания в Испании участвовал в 36 воздушных боях, в которых сбил лично 2 и в группе 1 истребитель противника. В подобном же ключе в интернете дается информация и о других советских асах войны в Испании.
Между тем достижение за короткий срок высоких счетов побед на авиатехнике того времени было маловероятным. Авиастроение постоянно совершенствовалось: моторы становились все мощнее и надежнее, конструкции – все крепче; по сравнению с 1-й мировой войной живучесть самолетов заметно повысилась. А вот вооружение большинства истребителей 30-х гг. оставалось еще на уровне 1-й Мировой: пара, в лучшем случае четверка пулеметов винтовочного калибра. Но на истребителях к тому времени появились бронеспинки кресел пилотов, успешно спасавшие летчиков от пуль. И потому далеко не всегда поражение вражеского самолета пулеметной очередью завершалось его реальной гибелью. В этом плане наиболее подходящим для надежного поражения противника оказался итальянский истребитель Fiat CR.32; он был вооружен крупнокалиберными пулеметами, пробивавшими бронеспинку, и наносившими более разрушительные повреждения конструкции самолета. Именно на такой машине воевал лучший ас франкистов Гарсия Морато, заявивший о 40 воздушных победах (хотя они тоже в действительности не все были реальными). Однако Морато совершал боевые вылеты с первого и до последнего дня войны (в отличие от советских «командировочных», летавших в Испании всего по несколько месяцев), и имел намного больше времени для пополнения своего списка…
Таким образом, для составления истинного рейтинга советских асов войны в Испании необходимо обратиться не к статьям журналистов, зачастую принимающих желаемое за действительное, и «раздуваюших» до невероятных размеров даже скромные результаты, а к официальным документам. Сборник таких документов и их обработка опубликованы Сергеем Абросимовым в книге «В небе Испании 1936-1939 годы», изданной в 2003 году. В этой книге со ссылкой на архивные «дневники боевых действий» и «журналы эскадрилий» дается список всех советских летчиков, сбивавших в Испании самолеты националистов (с указанием числа побед каждого из них). Согласно этому списку из «советских испанцев» титула аса (5 и более личных побед) добились 6 пилотов. О них и будет рассказано ниже. К сожалению, рассказано очень кратко: из-за так любимой советским руководством секретности по любому поводу сегодня достоверно о подвигах наших асов-интернационалистов известно намного меньше, чем об успехах их соратников-испанцев, или о действиях противников – испанских националистов, немцев и итальянцев…
ЕРЁМЕНКО Иван Трофимович
9 побед в Испании
![02 Еременко 9 поб Испания (573x239, 41Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332508_02_Eremenko_9_pob_Ispaniya.jpg)
Капитан Ерёменко (1910-1986) воевал в Испании с 31 мая 1937 по 6 февраля 1938 г в качестве командира эскадрильи, вооруженной бипланами И-15. Эта эскадрилья действовала в районе Брунета, Мадрида и Сарагосы. Над Сарагосой Ерёменко и одержал самую выдающуюся свою победу: в ночь с 14 на 15 сентября в полной темноте нашел и сбил трехмоторный бомбардировщик Ju-52. Всего в Испании Ерёменко одержал 9 побед, что подтверждается записями в дневнике боевых действий и в журнале эскадрильи. 28 октября 1937 г капитану Еременко было присвоено звание Героя Советского Союза.
После возвращения из Испании карьера летчика пошла вверх: уже в 1939 (в возрасте 29 лет!) он получил звание комбрига и должность командующего ВВС 25-й дальневосточной армии. В годы Великой Отечественной войны генерал Ерёменко командовал авиадивизией, а затем авиакорпусом Южного фронта.
РЫЧАГОВ Павел Васильевич
8 побед в Испании
![03 рычагов (241x309, 16Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332512_03_ruychagov.jpg)
Старший лейтенант Рычагов (1911-1941) находился в командировке в Испании с 20 октября 1936 по 6 февраля 1937 года. Командуя эскадрильей И-15, он сразу же проявил себя выдающимся летчиком-истребителем: уже 9 декабря Рычагов одержал 6-ю документально подтвержденную победу, что сделало его на тот момент лидером среди советских летчиков Испании. Но эта успешность привела к тому, что командование, присвоив Рычагову 31 декабря 1936 г звание Героя Советского Союза, досрочно отозвало его назад в СССР. Правда, до отъезда из Испании Павел Васильевич успел сбить еще 2 вражеских самолета, доведя свой счет до 8 воздушных побед.
Вскоре после возвращения из Испании Павел Рычагов отправился в другую боевую командировку – в Китай. В 1938 г комбриг Рычагов руководил действиями ВВС в боях на Хасане, а в 1939-1940 – командовал авиацией 9-й армии, участвовавшей в Зимней советско-финской войне. В августе 1940 года 29-летний генерал-лейтенант Павел Рычагов стал начальником всех Военно-Воздушных Сил РККА! Но уже весной 1941 он был снят с должности по обвинению в высокой аварийности в советской авиации; а 22 июня 1941 года, в день нападения Германии на СССР, Рычагов был арестован, и 28 октября расстрелян.
СЕРОВ Анатолий Константинович
8 побед в Испании
![04 серов (242x342, 20Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332521_04_serov.jpg)
Старший лейтенант Серов (1910-1939) воевал в Испании с 14 июня 1937 по 21 января 1938 г. Командовал эскадрильей И-15; провел 38 воздушных боев на Центральном и Арагонском фронтах. Сбил лично 8 самолетов националистов (в том числе – ночью сбил бомбардировщик). Еще 1 победу Серов не смог подтвердить (как указано в документах: «самолет не зарегистрирован»). В интернете встречается упоминание о еще 7 его групповых победах, однако в журнале эскадрильи таких отметок нет. Кроме воздушных боев Анатолий Серов большое внимание уделял использованию истребителей в штурмовках наземных войск, в чем тоже добился значительных успехов.
После возвращения из командировки Анатолий Серов был представлен к званию Героя Советского Союза (звание утверждено правительством 2 марта 1938 г) и назначен начальником Главной летной инспекции ВВС. Однако пробыл он в этой должности недолго: 11 мая 1939 года комбриг Серов погиб в авиакатастрофе.
ГРИЦЕВЕЦ Сергей Иванович
6 побед в Испании
![05 грицевец 6 поб Испания (595x201, 33Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332524_05_gricevec_6_pob_Ispaniya.jpg)
Старший лейтенант Грицевец (1909-1939) был в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 г.; за это время он на моноплане И-16 провел 42 воздушных боя. В популярной литературе утвердилось мнение, что в Испании Грицевец сбил 30 самолетов франкистов, причем считается, что 7 Фиатов Сергей Иванович «завалил» за один вылет (что при чисто пулеметном вооружении его И-16 просто невозможно). Но, вопреки популярным легендам, архивные документы («дневник боевых действий» и «журнал эскадрильи») зафиксировали только 6 личных и 1 неподтвержденную победу Грицевца в Испании. Тем не менее, в то время такой счет считался выдающимся, и 22 февраля 1939 года вернувшийся в СССР летчик был удостоен звания Героя Советского Союза.
А уже в июне 1939 майор Грицевец принял участие в воздушных боях на Халхин-Голе. В этом конфликте он оказался самым результативным советским асом: сбил 12 японских самолетов. По окончании боевых действий Грицевец стал Дважды Героем Советского Союза (29 августа 1939 г). Но получить Звезду Героя летчик не успел: 16 сентября Сергей Грицевец погиб в авиакатастрофе при столкновении в воздухе двух самолетов...
ЧЕРНЫХ Сергей Александрович
5+2 победы в Испании
![06 Черных и И-16 Тархова (594x187, 38Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332526_06_CHernuyh_i_I16_Tarhova.jpg)
Лейтенант Черных (1912-1941) находился в Испании с ноября 1936 по 6 февраля 1937 г., и был ведущим «снайперского звена» монопланов И-16 тип 5. В воздушных боях над Мадридом он сбил 5 франкистских самолетов лично и 2 в группе (хотя в некоторых книгах пишут о всего 3-х его победах, цифра 5+2 официально зафиксирована в документах эскадрильи). Таким образом, Сергей Александрович наравне с Павлом Рычаговым стал одним из первых советских асов Испании. Поэтому Черных одновременно с Рычаговым (31 декабря 1936 г) был удостоен звания Героя Советского Союза.
За один год после возвращения из командировки лейтенант Черных сделал головокружительную карьеру: уже весной 1938 он стал полковником и командиром авиабригады. Летом 1940 комбриг Черных возглавил 9-ю авиадивизию Западного округа. Но 22 июня 1941, в день нападения Германии, его дивизия потеряла из 409 самолетов 347 (в основном – на земле). Оставшиеся целыми самолеты 27 июня сжег сам Черных, приняв несколько садившихся на его аэродром советских самолетов за немецкий десант. Сразу после этого он был арестован, отдан под суд и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1941 г…
ФЕДОСЕЕВ Михаил Андреевич
5 побед в Испании
![07 испан И-16 ФедосеевF (599x178, 30Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/154/332/154332531_07_ispan_I16_FedoseevF.jpg)
Лейтенант Федосеев (1911-1942) воевал в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года ведущим звена И-16. За это время провел 40 воздушных боев, в которых сбил 5 вражеских самолетов. За боевые успехи Федосеев был награжден орденом Ленина.
Начало Великой Отечественной войны майор Федосеев встретил в должности командира 247-го истребительного полка, во главе которого сражался сначала на Западном направлении, а затем над Крымом. До своей гибели в бою 23 марта 1942 г Михаил Федосеев успел совершить более 170 боевых вылетов и в 27 боях сбить 18 немецких самолетов. В июне 1942 ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Серия сообщений "Испания: гражданская война 1936-1939 гг.":
Часть 1 - Гражданская война в Испании (1936-1939): истребители франкистов
Часть 2 - Лучшие немецкие асы гражданской войны в Испании
...
Часть 6 - Гражданская война в Испании: истребители республиканцев (советского производства)
Часть 7 - Гражданская война в Испании: испанские асы-республиканцы
Часть 8 - Советские асы гражданской войны в Испании
Часть 9 - Бронетехника гражданской войны в Испании (01). Техника Испании
Часть 10 - Бронетехника гражданской войны в Испании (02). «Завозная» техника националистов
Часть 11 - Бронетехника гражданской войны в Испании (03). «Завозная» техника республиканцев