Лучшие асы ВМС США 2-й мировой войны
Американская авиация во 2-й мировой войне делилась на армейскую и морскую. Морская же авиация, в свою очередь, подразделялась на палубную, самолеты которой действовали с палуб авианосцев, и авиацию Корпуса морской пехоты, которая оснащалась поначалу теми же самолетами, что и палубная, но действовала с береговых и островных баз. Армейские и морские самолеты ввиду различной специфики применения значительно отличались друг от друга по летным качествам; они проектировались и закупались на разных фирмах, специализировавшихся на производстве или только армейских, или только морских машин. А в середине войны произошло разделение по моделям машин и в морской авиации. Палубная авиация продолжала оснащаться машинами фирмы Grumman, а Корпус морской пехоты принял на вооружение машины фирмы Chance Vought.
Во время 2-й мировой войны в армейской авиации США крупные асы появились как на Европейском, так и на Дальневосточном ТВД. А вот в морской авиации Соединенных Штатов практически все имевшиеся асы были «тихоокеанцами». Так получилось потому, что в Европе морская авиация американцами практически почти не использовалась (за исключением двух коротких операций: высадка десанта в Африке и на Сицилии). Над водами же Тихого океана в течение нескольких лет разворачивались ожесточенные массовые воздушные бои, что позволило многим морским летчикам добиться большого количества побед. При этом в авиации морской пехоты асов было больше, чем в палубной. Ведь самолеты Корпуса базировалась на наземных аэродромах в зоне ведения боев, и потому чаще встречалась с противником, чем палубные самолеты, бывавшие на линии фронта «наскоками».
Напомню: как уже говорилось в сообщении об армейских асах США, в американской авиации использовалась своеобразная система учета побед. Американцы делили групповые победы пополам, а затем складывали эти половинки в целое число, прибавляя полученную цифру к числу личных побед. А если на поражение цели претендовали несколько летчиков, то победу вообще делили на количество участвовавших в бою пилотов, записывая полученные доли всем летчикам. Именно из-за этого в списках американских асов встречаются странные цифры побед с десятыми и даже сотыми долями от целого числа! Такие способы позволяли объявить асом даже летчика, в реальности не сбившего ни одного самолета, но «отстрелявшегося» по врагам в десятке общих групповых свалок. Заслуженному же летчику американская система подсчета помогала «раздуть» свой рейтинг до более солидных размеров. Так, например, по этой системе летчик, одержавший 10 личных и 5 групповых побед, считался асом с 12,5 победами, а летчик со счетом в 9,66 побед уже зачислялся в список асов, добившихся 10 побед…
Mc CAMPBELL David
34 победы
Палубная авиация
Дэвид Мак Кемпбелл (1910-1996) - самый результативный ас палубной авиации военно-морского флота США. Однако его путь к этому титулу мог бы и не состояться. В 1929 Дэвид попытался поступить в военную авиашколу, но был забракован медкомиссией из-за зрения. Тогда Мак Кемпбелл сдал экзамены в гражданскую высшую техническую школу, по окончании которой поступил в Стаутонскую военно-морскую академию. Из академии Дэвид вышел в 1936 г в звании энсайна (младшего лейтенанта) резерва флота со специальностью авианаблюдатель. Новая попытка стать пилотом опять провалилась из-за военной медкомиссии, и тогда неугомонный Мак Кемпбелл прошел гражданскую медкомиссию, которая признала Дэвида годным к летной службе без ограничений. Военным врачам пришлось уступить авторитету светил медицины, и энсайн Мак Кемпбелл стал наконец-то учащимся авиашколы морской авиации. В 1938 г Дэвид получил диплом пилота-истребителя и начал службу на авианосцах США.
В начале войны против Японии Дэвид Мак Кемпбелл был палубным офицером на авианосце CV-7 «Уосп»; поэтому он сам не летал, а занимался обеспечением полетов самолетов авианосца. В 1943 Дэвид был назначен командиром 15-го авиакрыла; после подготовки летчиков этого подразделения к бою коммандер (капитан 3-го ранга) Мак Кемпбелл вместе со своим крылом прибыл весной 1944 на авианосце CV-9 «Эссекс» в Тихий Океан. С апреля по ноябрь 1944 г он принимал активное участие в рейдах на остров Маркус, к Марианским островам и в залив Лейте. Основными задачами 15-го крыла в это время были атаки наземных целей на островах и штурмовка японских кораблей; воздушные бои с самолетами противника являлись делом второстепенным: истребители Мак Кемпбелла вступали в схватки с ними только защищая свои бомбардировщики или прикрывая от японских атак американские корабли. Тем не менее, за короткий срок участия в войне 27 пилотов 15-го авиакрыла стали асами; среди них был и Дэвид Мак Кемпбелл. Правда, не всегда его рейды были удачными. Так, во 2-й миссии «Хеллкет» Мак Кемпбелла был тяжело поврежден над островом Маркус 40-мм зенитным снарядом. Тем не менее, Дэвид долетел до своего авианосца на полуразрушенной машине и совершил посадку! Правда, при посадке вспыхнуло хлеставшее из разбитого бака топливо, и самолет превратился в костер, из которого коммандер еле успел спастись.
Первую воздушную победу Мак Кемпбелл одержал 11.06.1944: сбил атаковавший американские бомбардировщики истребитель «Зеро». Через день Дэвид отправил на дно океана пытавшийся прорваться к авианосцам бомбардировщик «Бэтти».А 19.06.1944 стал триумфальным днем для Мак Кемпбелла: в жесточайших схватках Дэвид сумел уничтожить 7 японских самолетов! Всего же к концу июньского похода коммандер записал на свой счет 10,5 воздушных побед. Новых успехов летчик добился в сентябрьском походе, к концу которого общий победный счет коммандера Мак Кемпбелла возрос до 19 уничтоженных крылатых машин. Но главные для Дэвида события разыгрались в октябре 1944 г: в ожесточенных сражениях над заливом Лейте Мак Кемпбелл сбил 11 японских самолетов, 9 из которых ему удалось уничтожить в одном бою 24.10.1944! Завершив тот свой победный бой, Мак Кемпбелл едва не погиб при возвращении, когда при посадке на авианосец «Ленгли» (палуба «Эссекса» оказалась занята) у него остановился двигатель - кончилось горючее! Не лучше обстояло дело и с боезапасом: при проверке выяснилось, что у Дэвида оставалось всего по 6 патронов на каждый ствол...
Отличился Мак Кемпбелл и на следующий день: возглавив все самолеты американского авианосного соединения, он руководил обнаружением и потоплением японских авианосцев «Зуйкаку» и «Зуйхо», а так же авиатранспортов «Читозе» и «Чиода». В ноябре 1944 г, сбив еще 4 японских самолета и выйдя на первое место среди асов Военно-Морского Флота США, коммандер Мак Кемпбелл вернулся в Соединенные Штаты, где президент США Рузвельт лично вручил кэптену (капитану 2-го ранга) Дэвиду Мак Кемпбеллу высшую военную награду Америки - Почетную Медаль Конгресса. По окончании войны Мак Кемпбелл командовал авианосцем CVA-31 «Бон-Ом-Ришар», на котором ему пришлось участвовать в Корейской войне.
За свою короткую 8-месячную летную боевую карьеру Дэвид Мак Кемпбелл в 72 вылетах и 61 бою уничтожил лично 33 и в группе - 2 самолета (по американской системе подсчета это равнялось 34 победам). Кроме того, при штурмовках вражеских аэродромов Дэвид сжег еще 21 японский самолет. За время участия в боях Мак Кемпбелл ни разу не был сбит и не покидал самолета на парашюте.
BOYINGTON Gregory
28 побед
Авиация Корпуса морской пехоты
Грегори Боингтон по прозвищу «Пэппи» (1912-1988) – самый результативный ас авиации Корпуса морской пехоты США во 2-й мировой войне. Грегори вступил в резерв Корпуса морской пехоты в 1936 году, а с 1937 он стал числиться в боевом составе Корпуса. К началу 2-й мировой войны Боингтон имел большой налет часов и обладал значительным опытом; поэтому летом 1941 он был включен в AVG - Группу Американских Волонтеров «Летающие тигры». Эти американские наемники сражались в составе китайских ВВС против японской авиации в Бирме. Данный период в жизни Боингтона очень туманен. Сам Грегори утверждал, что к 1942 г он совершил 300 боевых вылетов и одержал 6 воздушных побед; однако, ни документы AVG, ни сослуживцы Грегори этого не подтверждают…
Летом 1942 AVG была распущена, и Боингтон вновь попал в резерв Корпуса морской пехоты. Только в 1943 г Грегори получил назначение рядовым пилотом в эскадрилью VMF-222 Корпуса морской пехоты, воевавшую в районе Гуадалканала. В ее составе Грегори совершил много боевых вылетов, но не сбил ни одного японского самолета. А потом из-за конфликтного характера не желавшего никому подчиняться летчика начальство отчислило его из эскадрильи. Тут-то изнывавшему от безделья Боингтону и пришла в голову мысль создать из околачивавшихся в резерве пилотов новое авиасоединение. Командование неожиданно пошло навстречу неугомонному летчику и дало добро на создание новой эскадрильи морской пехоты. Она получила обозначение VMF-214; однако начальство отклонило предложение Грегори назвать эскадрилью «Ублюдки Боингтона», и тому пришлось удовольствоваться нейтральным названием «Black sheep» («Черная овца»).
Эскадрилья VMF-214 вступила в свой первый бой над Баллале: 20 «Корсаров» Боингтона столкнулись с 30-ю японскими истребителями «Зеро» и в ожесточенной «собачьей свалке» полностью разгромили противника. Грегори заявил об уничтожении им в этом бою 5 самолетов врага; его подчиненные, естественно, подтвердили эти победы. За последующие 32 дня счет Боингтона поднялся до 14 побед.
В начале декабря 1943 на счету «Пэппи» было уже 20 сбитых самолетов, а к Новому Году счет возрос до 25 побед. Но 3.01.1944 удача внезапно отвернулась от «Пэппи». В тот день в районе Рабаула Боингтону и его ведомому пришлось вступить в бой с 12-ю истребителями «Зеро». Сначала Грегори в стремительной атаке расстрелял один из вражеских самолетов, но затем японцам удалось затянуть американцев в «карусель», в которой более маневренные «Зеро» имели значительное преимущество. В результате оба «Корсара» были сбиты (победителем Боингтона стал 19-летний Масайиро Кавато из 253-й Кокутай). Боингтон выпрыгнул из падающего самолета с парашютом; оказавшись в воде обессиленный Грегори с перебитыми руками и ногами, с пулей в паху, сумел надуть спасательный плотик и влезть на него. Вскоре «Пэппи» подобрала японская подводная лодка, доставившая американца в Японию. Грегори находился в плену до окончания войны; только в сентябре 1945 ас вернулся в США, где президент Трумен лично вручил Боингтону высшую награду США - Почетную Медаль Конгресса, которой «Пэппи» был «посмертно» награжден еще в марте 1944 г.
FOSS Joseph
26 побед
Авиация Корпуса морской пехоты
Джозеф Фосс (1915-2003) – второй по результативности ас Корпуса морской пехоты США. Как и многие американцы, Джо Фосс с детства научился владеть оружием и стал отличным стрелком. Это умение метко стрелять сыграло большую роль во время войны.
Джо вступил в Корпус морской пехоты накануне войны. Освоив истребитель Грумман F4F «Уалдкет», он в составе эскадрильи VMF-12 прибыл 19.10.1942 на Гуадалканал. Уже в первом боевом вылете Фосс сбил японский истребитель «Зеро». Однако и его самолет в том бою получил тяжелые повреждения (200 пробоин!), и разбился во время посадки на аэродром. В последующих возвращениях из боев Джо разбил еще три своих изрешеченных «Уалдкета»; по этому поводу Фосс шутил, что если ему удастся уничтожить еще один свой самолет, то он станет японским асом. Однако, набравшись боевого опыта, Фосс начал вести бои в крайне агрессивной манере. При этом его истребитель часто получал повреждения от огня противника, но зато и Фосс практически из каждого боевого вылета возвращался с победой. Всего за девять дней он сбил пять японских самолетов, а за 4 месяца боев Джо одержал 26 воздушных побед. Причем 20 из сбитых Джо самолетов были истребителями «Зеро», превосходившими по летным качествам «Уалдкет» Фосса. Здесь же, на Гуадалканале, Фосс тяжело заболел малярией. Эта болезнь мешала ему участвовать в последующих боевых действиях, а весной 1943 и вовсе вывела летчика из строя. Фоссу требовалось серьезное лечение, и он вернулся в США, где получил за свои подвиги высшую американскую награду - Почетную медаль Конгресса.
HANSON Robert
25 побед
Авиация Корпуса морской пехоты
«Мясник Боб» Хэнсон (1920-1944) входил в тройку лучших асов авиации морской пехоты США и был одним из самых результативных пилотов истребителя «Корсар». Его боевая карьера началась в середине 1943 г в составе знаменитой эскадрильи VMF-214, «Мясник Боб» стал одним из первых «ублюдков Боингтона» - добровольцев, вошедших в формировавшуюся известным асом и хулиганом боевую эскадрилью. В августе 1943 г Хэнсон открыл свой счет, уничтожив в одном бою сразу 2 вражеских самолета. Вскоре его перевели в VMF-215, в составе которой Роберт отличился 1.11.43 г: сбил в ожесточенной схватке над Бугенвилем 2 «Зеро» и 1 бомбардировщик. В этом бою Хэнсон тоже был сбит, но через 4 дня он вернулся в эскадрилью и вновь приступил к боевым полетам.
Отведенная на отдых в тыл, эскадрилья VMF-215 вернулась на фронт в январе 1944 г, и тогда «Мясник Боб» проявил себя в полной мере. За 16 дней (с 14 по 30 января) в шести боях над Рабаулом он уничтожил 20 истребителей «Зеро»! Его общий счет дошел до 25 побед, но 3.02.44 г летевший на малой высоте «Корсар» Хэнсона был сбит зенитным огнем с земли. При вынужденной посадке на воду у самолета оторвались крылья и «Корсар» перевернулся вниз кабиной. Роберт не смог открыть прижатый давлением воды фонарь, и ушел на дно вместе с истребителем. Посмертно Хэнсон был удостоен высшей награды США - Почетной Медали Конгресса.
HARRIS Cecil
24 победы
Палубная авиация
Сесил Харрис (1916-1981) до начала войны был школьным учителем, но после нападения японцев на Перл-Харбор он записался в морскую авиацию. Впервые «понюхать пороху» ему пришлось еще во время обучения в авиаучилище: во время стажировки на авианосце «Suwanee» в 1942 году Сесил принимал участие в операции «Факел» - в высадке союзных войск в Северной Африке. Затем на том же авианосце Харрис оказался в Тихом океане - «Suwanee» в 1943 перебросили на этот океан для поддержки операций в районе Соломоновых островов. Здесь Харрис, летая на истребителе F4F «Уалдкет» в составе VF-27, одержал первые свои воздушные победы, уничтожив 2 японских самолета. По окончании обучения и завершении «практики» свежеиспеченный офицер Харрис был направлен для прохождения службы в эскадрилью VF-18, базировавшуюся на авианосец «Интрепид». Вся дальнейшая боевая деятельность Харриса была связана с этим авианосцем.
Взлетая с палубы «Интрепида», Сесил не раз добивался нескольких побед в один день. Так, 13.09.1944 он отправил на дно океана трех японцев. Но наиболее результативным для него днем стало 12.10.1944 – в тот день за три боевых вылета в район Формозы Сесил сбил 4 самолета. Через день счет Харриса пополнился еще тремя жертвами. Затем 29.10.1944 лейтенант у острова Лусон дважды отличился при сопровождении бомбардировщиков и торпедоносцев, отражая атаки японских перехватчиков. В тот день счет Сесила Харриса вырос до 24 побед, что сделало летчика вторым по результативности асом палубной авиации США. Но в этот день и закончилась боевая работа Сесила: «Интрепид» получил сильное повреждение при атаке камикадзе, и отправился на длительный ремонт. По прибытие в США Харрис был осыпан наградами (получил «Морской крест», «Серебряную звезду» и две «Золотые медали»), но отстранен от дальнейшего участия в боевых действиях: Америке нужны были живые герои…
Серия сообщений "Великолепная пятерка лучших асов 2МВ":
Часть 1 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-истребителей
Часть 2 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка советских асов-бомбардировщиков
...
Часть 4 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка американцев (1) Армейская авиация
Часть 5 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка Люфтваффе (1) Дневные истребители
Часть 6 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка американцев (2) Авиация флота
Часть 7 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка страны Суоми (лучшие асы Финляндии)
Часть 8 - Асы 2МВ: Великолепная пятерка Люфтваффе (2) Ночные истребители
...
Часть 14 - Асы 2МВ: пятерка лучших асов дневных тяжелых истребителей Люфтваффе
Часть 15 - Асы 2МВ: лучшие летчики британской бомбардировочной авиации
Часть 16 - Асы 2МВ. Лучшие пилоты бомбардировщиков Люфтваффе