-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РУССКОГО ПИЛОТА (1)

Вторник, 24 Декабря 2019 г. 11:47 + в цитатник
01 заставка (545x340, 56Kb)

Часть 1.

Основным оружием военного летчика являются пушки, пулеметы, бомбы и ракеты его самолета; однако каждому пилоту в боевой обстановке необходимо и личное стрелковое оружие. Война полна неожиданностей, и военный человек должен быть всегда готов и способен защитить себя даже на своей территории - в случае внезапного нападения диверсантов, при неожиданной встрече с прорвавшимся или выходящим из окружения врагом. Кроме того, ни один летчик во время войны не застрахован от аварийной посадки или прыжка с парашютом - в случае повреждения или уничтожения его самолета; а на территории противника безоружный пилот фактически обречен. И средством спасения для него в этом случае зачастую остается именно личное оружие: револьвер или пистолет. А в начале авиационной эпохи – в годы 1-й мировой войны – некоторое время личные «короткостволы» летчиков вообще были их единственным оружием, которое авиаторы могли применить в воздушном бою против аэропланов противника…

На заре авиации ее развитием в России занимались в большинстве своем армейские и флотские офицеры. Именно они осваивали экзотическую технику, совершая первые полеты на первых российских аэропланах. В то, еще мирное время, люди смотрели на пилотов, как на героев; первым летчикам чуть ли не поклонялись, как богам, и вряд ли им что-то угрожало на земле. Тем не менее, как и положено офицерам Императорской армии, первые российские авиаторы имели личное оружие – штатные револьверы «Наган» и офицерские шашки (флотские офицеры – палаши при парадной форме и кортики при повседневной). Однако начало 1-й мировой войны внесло изменения в стандартное офицерское вооружение авиаторов. Сначала бесполезную и только мешавшую летчикам длинную шашку сменил официально утвержденный командованием короткий «Авиационный кортик образца 1914 года», по сути, копировавший стандартный флотский кортик. Правда, на войне и от него тоже было мало толку, однако традиция, согласно которой российский офицер обязан иметь холодное оружие, была соблюдена.
до ПМВ (546x293, 184Kb)

А вскоре первые столкновения в воздухе с аэропланами противника показали, что и револьвер мало подходит для ведения воздушного боя. В 1914 – 1915 годах самолеты противоборствующих армий еще не имели вооружения – считалось, что их роль на войне ограничится исключительно разведкой; о возможности воздушных боев поначалу даже не задумывались. И потому наличие «Наганов» у пилотов так же относилось к простому соблюдению традиции: офицер обязан иметь личное холодное и огнестрельное оружие, которое указывает на его статус в военной иерархии.
Однако патриотический подъем начала войны, подогревавший агрессивные намерения военных по отношению к противнику, а так же стремление не дать врагу наносить вред своим войскам очень скоро привели к возникновению воздушных перестрелок. Не имея другого оружия, авиаторы противоборствующих сторон при встрече стали палить друг по другу из своих штатных «короткостволов». И тут сразу в полной мере проявился главный недостаток револьверов: после израсходования патронов в барабане перезарядить оружие одной рукой (вторая рука авиатора занята управлением аэропланом) просто невозможно.
наган и заряжание (367x531, 301Kb)

В этой ситуации некоторое преимущество получали те пилоты, которые имели на вооружении личные самозарядные пистолеты: у этого оружия сменить отъемный магазин можно было и одной рукой. Именно поэтому практически все русские офицеры-авиаторы уже в 1914 году (а многие еще раньше – до войны) вооружились заграничными пистолетами, купленными в оружейных магазинах за свой счет. Так как это оружие не являлось штатным, «ассортимент» его оказался довольно разнообразным: каждый летчик приобретал оружие по собственному вкусу (но в целом покупка соответствовала списку в Высочайшем приказе №74, рекомендовавшему российским офицерам наиболее удачные образцы пистолетов). Правда, так как в этот период «короткостволы» являлись фактически единственным оружием авиаторов, причем довольно активно использовавшимся в воздушных схватках, летчики предпочитали иметь мощные крупные пистолеты армейских (а не карманных) образцов с относительно длинными стволами, а зачастую и с пристегивающимися кобурами-прикладами. Такое оружие несколько повышало вероятность попадания в быстро перемещающуюся в пространстве цель и нанесение ей более-менее серьезных повреждений. Наиболее популярными среди российских летчиков были следующие образцы:
Бельгийские 7-зарядные 9-мм «Браунинги №2» (обр. 1903 г), стоившие в русских оружейных магазинах 36 рублей (а с дополнительными удлиненными 10-зарядными магазинами и пристегивающейся к ним кобурой-прикладом 58 рублей);
американские 8-зарядные «Кольты» обр. 1900 и 1902 гг. калибра .38 (9 мм), стоившие 48 рублей, а с приставным прикладом 58 рублей;
04 Браунинг и Коль (543x450, 73Kb)

немецкие 8-зарядные «ПарабеллЮмы» (именно так, через «ю», обозначались в российских каталогах коммерческие пистолеты Люгера), стоившие в 7,65-мм варианте 38 рублей (43 рубля с приставным прикладом), а в 9-мм варианте - 52 рубля (с прикладом 58 рублей);
и особенно - наиболее любимый в России образец крупного пистолета: немецкий 10-зарядный 7,63-мм «Маузер» С.96, продававшийся только в комплекте с кобурой-прикладом. В разных исполнениях (модели с разным количеством нарезов в стволах, постоянный или секторный прицел, гравировка и т.д. и т.п.) он стоил от 40 до 48 рублей.
05 Люгер и Маузер (590x444, 72Kb)


Чтобы понять, доступны ли были такие цены военнослужащим для покупки оружия, нужно сказать, что в мирное время месячное жалование офицера самого низкого звания – подпоручика – составляло от 70 до 80 рублей (оклад + дополнительные + столовые + квартирные). Офицер среднего звена (капитан) получал от 135 до 145 рублей, а полковник - 320 рублей в месяц. К тому же с началом войны всем офицерам выплатили единовременные «военно-подъемные» деньги (от 100 рублей подпоручикам до 150 рублей полковникам) и установили «усиленный военный» оклад (ежемесячная прибавка от 20 до 35 рублей). Мало того; авиаторам за участие в боевых вылетах дополнительно выплачивались еще так называемые «залетные» деньги - 200 рублей в месяц для офицеров и 75 рублей для летающих «нижних чинов». Таким образом, российским летчикам даже при учете всех других трат вполне хватало денег на покупку самых дорогих пистолетов, тем более что в данной области авиаторы не скупились: ведь от этого оружия вполне могла зависеть их жизнь при встрече с вражеским аэропланом. Правда, здесь особняком стоят уже упоминавшиеся выше «нижние чины» - пилоты в унтер-офицерских званиях, чье жалование было несравнимо ниже офицерского. Поэтому «унтера» снабжались всем необходимым за счет государства и, соответственно, вооружались штатными казенными «Наганами».
Впрочем, уже в 1916 году наличие у авиаторов мощного дальнобойного пистолета стало не столь уж необходимым. К этому времени развитие авиации привело к ее разделению на разведывательную, бомбардировочную и истребительную; самолеты для нападения и обороны стали снабжаться скорострельными дальнобойными пулеметами. Их неизмеримо более высокая эффективность огня мгновенно низвела пистолеты пилотов до роли оружия только личной самозащиты, когда подбитый летчик оказывался на земле. Теперь авиаторы значительно реже пользовались «короткостволами»; а так как громоздкие армейские пистолеты зачастую мешали работе в тесных кабинах аэропланов, часть пилотов стала вооружаться более компактными «карманными» моделями.
Браунинг (520x330, 108Kb)
7,65-мм 7-зарядный «Браунинг» обр. 1900 г. (по русской классификации «Браунинг» №1)
.
«Ассортимент» компактных пистолетов был достаточно широк – российские оружейные магазины располагали огромным выбором образцов. Но самым популярным и массовым среди небольших «короткостволов» в России, несомненно, был «Браунинг» №1. Он выпускался бельгийским заводом фирмы «FN» с 1900 года, продавался в России уже много лет; пистолет был невелик в размерах, легок, прост и удобен, к тому же относительно дешев. Стоил «Браунинг» №1 всего 18 рублей (24 – в гравированном исполнении «люкс»). Это делало пистолет доступным не только любому офицеру, но даже (в случае нужды) простому рабочему, имевшему профессиональную квалификацию и соответствующую ей зарплату. Так что неудивительно, что к 1-й мировой войне «№1» стал в России самым распространенным и любимым пистолетом. Правда, с маленьким «Браунингом» №1 у совершившего аварийную посадку во вражеском тылу летчика вряд ли были шансы отбиться от вооруженных винтовками пехотинцев врага; но этим оружием вполне можно было распугать враждебно настроенное невооруженное население и скрыться от преследования в лесу. А вот «Маузер» с пристегнутой кобурой-прикладом в такой ситуации уже позволял пилоту отбиться от небольшой группы солдат. Поэтому даже в «пулеметный период» воздушной войны многие летчики по-прежнему продолжали отправляться в полет с большими армейскими пистолетами на ремне…
В 1917 году в России вспыхнула революция, и вскоре вся страна оказалась охвачена гражданской войной. Сумбур событий того времени совершенно смешал и без того не отличавшееся системой дело вооружения русских авиаторов личным оружием. «Нижние чины» в революционном угаре разоружали офицерский состав, отбирая у летчиков их «Маузеры», «Кольты» и «Браунинги». Сами пилоты раскололись на два лагеря: принявших революцию, и воспротивившихся ей. В результате одни оказались в рядах Красной, а другие – Белой Армий. Покупка оружия в магазинах стала невозможной: революция «прикрыла лавочку» - все оружие в магазинах было конфисковано новыми властями «для нужд большевиков». А потребность в оружии стала огромной: заполучить хоть какой-нибудь «ствол» для самозащиты в это неспокойное время желал фактически каждый. Даже вступившие в ту или иную армию военнослужащие вооружались теперь по принципу «кому что досталось». В результате какой-нибудь не летающий комиссар, вчерашний рядовой механик (а то и вовсе «цивильный пролетарий»), мог слоняться по аэродрому с роскошным длинноствольным «Маузером», бесполезно болтавшимся в деревянной кобуре у бедра. А отправлявшийся в боевой вылет летчик, бывший офицер – пользовался несамовзводным солдатским «Наганом», неохотно выданным ему недоверчивым отрядным комитетом «исключительно для борьбы с белогвардейщиной». Не лучше обстояло дело и по другую линию фронта: фактически все промышленные предприятия, производившие оружие, оказались в руках «красных», «белым» оружия не хватало даже с учетом поставок от союзников по Антанте; в результате часть пилотов отправлялась в боевые вылеты вообще без личного оружия…
летуны (602x278, 181Kb)


После окончания гражданской войны ситуация с личным огнестрельным оружием авиаторов Рабоче-Крестьянской Красной Армии сложилась следующим образом. Самостоятельное приобретение иностранных пистолетов стало невозможным по причине полностью оборванных торговых связей (и не только в этой области). К тому же Советская власть, руководители которой хорошо помнили, как свободная продажа пистолетов помогала им бороться против царизма, наложила запрет на оборот оружия. Им теперь могли владеть только военнослужащие и партийные функционеры; и те, и другие получали «стволы» централизовано, о частном приобретении пистолета в СССР даже речи не было. Отечественная же промышленность выпускала в 20-е годы лишь револьверы «Наган» (правда, теперь только в самовзводном варианте). Соответственно, большинство личного состава ВВС РККА было вооружено устаревшими револьверами, за исключением тех летчиков, командиров и политработников, которые еще со времен гражданской войны владели пистолетами зарубежного производства (кто личными, добытыми в то время разными путями, а кто – наградными, врученными командованием за боевые заслуги). Интересно, что в то время «Наганами» снабжались не только пилоты, но и рядовые красноармейцы из команд технического обслуживания самолетов; таким образом, авиация РККА была одним из главных потребителей короткоствольного оружия в Советской республике.
08 красвоенлеты (548x335, 42Kb)
Красвоенлеты 20-х годов.
У всех на ремешках от левого плеча до правого бедра висят револьверные кобуры

В январе 1927 года в стремлении упорядочить вопрос вооружения военнослужащих, и одновременно обеспечить авиацию наиболее современным оружием, руководство РККА утвердило «Общие положения о вооружении». Согласно этому документу рядовые красноармейцы Воздушного Флота должны были вооружиться винтовками, сдав свои револьверы для передачи их комсоставу других родов войск. Этим же «Положением» утверждалось вооружение комсостава технических служб авиации револьверами «Наган», а всего летного состава – пистолетами «Парабеллум». Выбор понятен: мощный современный пистолет армейского образца; при этом довольно компактный, не такой громоздкий, как харизматичный «громила» Маузер. Во исполнение данного распоряжения по всем другим родам войск собирались все имевшиеся там «Парабеллумы», которые передавались летчикам. А так как при стремительном росте советской авиации и значительном увеличении количества красвоенлетов старых запасов «Парабеллумов» (дореволюционных коммерческих, и трофейных с 1-й мировой войны) оказалось недостаточно, в 1929 году советское руководство заключило договор с Веймарской республикой на поставку в СССР 2000 пистолетов этой марки. При этом было выдвинуто условие переделки закупленных пистолетов под 7,63-мм патрон Маузера – к тому времени данный мощный патрон был стандартизован в Красной армии как основной пистолетный (по советской классификации «7,62-мм»). Так как условиями капитуляции при окончании 1-й мировой войны Германии было запрещено производить пистолеты армейских образцов, немцы отправляли в Советский Союз комплекты деталей пистолетов, а их сборкой занимался Сестрорецкий оружейный завод в Ленинграде. Но продолжалось это сотрудничество недолго: «Парабеллумы» советской сборки оказались крайне ненадежными, они постоянно «клинили». Кто в этом был виноват – «халтурщики-производители» или «криворукие сборщики», а может, грубо сделанные патроны отечественного производства, так и осталось неясным. Но после сдачи Воздушному Флоту 300 «советских» «Парабеллумов» их сборка была прекращена, а контракт с немцами аннулирован.
09 Люгер с клеймом СССР (560x423, 47Kb)
Данное фото «гуляет» по сайтам Интернета с подписью: «Трофейный «Люгер» с маркировкой «СССР» и звездочкой». Однако хорошо видно, что и звездочка, и «СССР» нанесены заводским способом, что совершенно не характерно для трофея. Осмелюсь предположить, что на этом фото запечатлен именно редкий «советский немец» сборки Сестрорецкого завода…

Проблема ненадежности «советского немца», помноженная на большую трудоемкость его изготовления и высокую себестоимость изделия заставили руководство ВВС РККА отказаться от этого оружия, тем более что «на подходе» был другой, отечественный образец пистолета – тоже мощный, но более простой и дешевый. В это время уже шли испытания и доводка пистолета «ТТ» – «Тульского Токарева», который вскоре стал основным штатным пистолетом РККА.
10 авиатор на стрельбище (296x368, 31Kb)
Пистолет «Парабеллум», в 1927 – 1934 гг. являлся штатным личным оружием всего летного состава ВВС РККА. На фото: красвоенлет на стрельбище ведет огонь из «Парабеллума».


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Серия сообщений "Армейские "короткостволы" 1-й и 2-й МВ":
Часть 1 - ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РУССКОГО ПИЛОТА (1)
Часть 2 - ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ РУССКОГО ПИЛОТА (2)
Часть 3 - Какие пистолеты царское правительство рекомендовало покупать русским офицерам
Часть 4 - 1МВ: оружие армии Австро-Венгерской империи. Револьверы и пистолеты
Часть 5 - 1МВ. Короткоствольное оружие Британской армии
Часть 6 - Пистолет для пилота Люфтваффе

Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Авиационная мозаика
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку