-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


"Летающий священик" - "Убийца аэростатов"

Вторник, 05 Июля 2011 г. 15:10 + в цитатник
ЛЕОН БУРЖАД
LEON BOURJADE
(1889 - 1924)



СТРАНА - Франция
УЧАСТИЕ В ВОЙНЕ - 1914-1918 гг
ЛЕТНАЯ КАРЬЕРА - 1917-1918 гг
ЗВАНИЯ - ряд. - лейт.
НАГРАДЫ - орд.Поч.Легиона
ЧАСТИ - N-152 (SPA-152)
СБИЛ АЭРОСТАТОВ - 28

Лейтенанта Леона Буржада можно назвать "летающим священником" - готовившийся к рукоположению в священный сан Леон с началом войны встал на защиту своей страны, с честью пройдя весь боевой путь от первого до последнего дня. За время участия в воздушных боях Леон Буржад сбил 28 аэростатов "Драккен", разделив вместе с другим асом Мишелем Куаффаром первое место среди французских летчиков, уничтожавших эти опасные цели. Многие французы говорили, что послушник Буржад охотился исключительно за аэростатами, отпуская "с миром" самолеты, потому что у наблюдателей аэростатов были парашюты, дававшие им шанс спастись...

Леон Буржад родился родился в Монтобане 25 мая 1889 года в многодетной семье (он был шестым ребенком из девяти детей Буржад). В юности он решил стать священиком и был принят послушником в колледж Пресвятой Богоматери в Иссудоне, а затем поступил в богословский институт Кане де Мар в Испании. По возвращении во Францию молодого человека призвали в армию, и он отслужил положенный срок в артиллерийской части в Тулузе. После демобилизации Леон Буржад продолжил свое религиозное образование в Миссионерском институте Сакре-Кер во Фрибурге (Швейцария).
Начавшаяся 1-я мировая война открыла новую страницу в жизни этого 25-летнего человека, выбравшего себе трудный и опасный путь религиозного миссионера. Известие о войне с Германией застало Леона при подготовке к первой миссионерской поездке. Движимый патриотическим чувством, молодой послушник отказался от сутаны ради мундира защитника Отечества. Став артиллеристом 23-го артполка, Буржад уже в битве при Марне показал свое хладнокровие на поле боя и заслужил погоны сержанта артиллерии, став командиром плутонга полевой артиллерии, которая действовала прямо в траншеях передовой линии. За смелость и решительные действия сержант Буржад получил благодарность в приказе по армии в феврале, мае, июне и июле 1915 года. А с 21 по 26 сентября 1915 года Буржад выполнял особо опасную миссию в передовых окопах, вызывая на себя огонь вражеской артиллерии для обнаружения немецких батарей. Эту миссию Леон выполнил с честью, несмотря на то, что из его плутонга в живых осталось только двое, а единственное уцелевшее орудие было буквально засыпано землей после ураганного обстрела противника.
За два года, проведенных в окопах Великой войны, Леон Буржад дослужился до звания лейтенанта артиллерии. В ходе боев ему неоднократно приходилось взаимодействовать с французской разведывательной авиацией, передававшей его батарее данные о расположении войск противника, а так же "на собственной шкуре" убедиться в эффективности действий вражеских аэростатов наблюдения. Поняв, какую важную роль в войне начала играть авиация, лейтенант Буржад в 1917 году добился перевода в этот новый род войск. Пройдя обучение на разведывательных аэропланах "Кодрон" в учебных авиачастях G-3 и G-4, Леон 20 сентября 1917 года сдал экзамен и получил диплом пилота. В октябре, после непродолжительной стажировки в школе воздушного пилотажа в По, свежеиспеченного летчика определили в эскадрилью N-152 (впоследствии SPA-152), сражавшуюся у Воиз. В этой части, имевшей неофициальное название "эскадрилья крокодилов", Буржад скоро сдружился с лейтенантами Монури и Виаль. 5 декабря 1917 года Леон получил боевое крещение в бою над Бо-де-Сат, проходившим на головокружительной для того времени высоте 4000 метров! А 10 февраля 1918 года он одержал свою первую победу над вражеским самолетом, которая, правда, не была ему зачтена. 20 февраля Буржад в одиночку атаковал над вражеской территорией и поджег разведывательный аэростат "Драккен", но и эта победа из-за отсутствия свидетелей не была зачтена молодому летчику. Поэтому первой официальной победой будущего аса стал "Драккен", сбитый им 20 марта между Мюнстером и Танном. Дальше дела пошли успешнее: к 15 мая на счету Леона Буржада, летавшего на Ньюпоре с бортовым именем "Святая Тереза", числилось уже 4 уничтоженных "Драккена".
В мае 1918 года N-152 отвели в Казо для перевооружения на истребители СПАД-XIII. Здесь же лейтенант Буржад прошел стажировку по поражению наземных мишеней. 5 июня Леон стал кавалером ордена Почетного легиона. В приказе о награждении указывалось, что он "пилот неординарной отваги и мужества. После блестящих успехов в артиллерии он показал самые прекрасные качества бойца в борьбе с аэростатами наблюдения "Драккен", сбив 4 из них".
После переоснащения на новые истребители его эскадрилья, получившая теперь название SPA-152, вернулась на фронт в Шампань. Леон ринулся в бои с новой энергией. Уже 16 июня над южной окраиной Реймса он атаковал вражеский самолет, но этот бой закончился безуспешно - на СПАДе Буржада отказали пулеметы. 18 июня история в точности повторилась: южнее Помпелля экс-послушник напал на немецкий аэроплан, которому удалось оторваться от француза и уйти только из-за того, что пулеметы Леона вновь отказались работать. Зато атака на аэростат "Драккен" над Сент-Этьенн-сюр-Арв прошла блестяще, пополнив список Буржада еще одной победой. А 30 июня в районе Марво Леон уничтожил еще один "Драккен", после чего ему пришлось вести бой с немецким воздушным патрулем - и вновь безуспешно: пулеметы француза отказались стрелять по самолетам!
17 июля при уничтожении очередного "Драккена" Буржад получил ранение в плечо. Развернувшись для возвращения на базу, Леон потерял сознание от боли, однако его самолет не упал, а продолжил лететь в направлении французских позиций. Пришедший через некоторое время в себя бывший послушник сумел посадить СПАД на своем аэродроме, однако от отправки в госпиталь категорически отказался. Уже через день, 19 июля, он вновь отправился в боевой вылет и сбил над Тауром очередной аэростат, но при этом опять был ранен. После этого командование отправило пилота в принудительный отпуск, отметив в приказе по армии мужество Леона в том бою: "19 июля лейтенант Буржад атаковал аэростат "Драккен", но на его аэроплане отказали пулеметы. Германский аэростат пошел к земле, однако летчик продолжил преследование уходящего разведчика. Сумев на ходу исправить оружие, получивший ранение от огня с земли лейтенант Буржад на высоте 500 метров вновь вышел в атаку на "Драккен" и поджег его".
27 августа вылечившийся и отдохнувший Леон вернулся в эскадрилью и уже через три дня (30 августа) сбил 16-й "Драккен". 1 сентября, 15 сентября и 1 октября Буржад добился "дублей", сбив в эти дни по два аэростата. Всего же до конца войны Леон "завалил" еще 6 "Драккенов", доведя свой общий счет до 28 официальных побед (хотя, по словам знавших Буржада летчиков, Леон на самом деле одержал около 40 побед). За 11 месяцев участия в воздушных боях лейтенант Буржад провел в воздухе 254 часа, заслужив 14 благодарностей в приказах по армии.

В июле 1919 года Леон демобилизовался и вернулся во Фрибург, чтобы продолжить свою подготовку к миссионерской деятельности. В 1921 году его рукоположили в священники. Это произошло практически одновременно с вручением Буржаду ордена Почетного легиона, заработанного в боях Великой войны. При вручении награды было сказано, что Леон "послужил родине не только числом своих побед, но и примером великолепных качеств настоящего человека".
После войны по стране распространилась легенда, что религиозно настроенный Буржад, не желая убивать людей, охотился исключительно за воздушными шарами. Он якобы это делал потому, что в отличие от пилотов самолетов наблюдатели аэростатов имели парашюты, и у них был серьезный шанс спастись. Сам же Буржад по этому поводу как-то заметил: "Я никогда не упускал шанса сразиться с немцами, будь то в окопах или в воздухе. Я защищал свою родину всеми возможными способами. Что за глупые идеи мне приписывают?"
В сентябре 1921 года отец Леон отправился с миссионерской целью в Папуа на Новой Гвинее. Положив все силы на заботу о прокаженных, он скончался там от истощения 22 октября 1924 года.

На этом СПАДе-13 Леон Буржад летал в июне 1918 г. Перед кабиной закреплена икона Девы Марии


Это СПАД-13 Леон Буржад использовал в боях в июле 1918 г. Крокодил на борту - эмблема эскадрильи СПА-152.


СПАД-13 Леона Буржада бортовой №13 - удивительный, даже странный бортовой номер для священника. Лето 1918 г.


Леон Буржад после окончания войны - грудь священника украшают боевые награды, полученные в боях.
Рубрики:  ИСТОРИЯ АВИАЦИИ/Воздушные асы 1-й мировой войны

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку