-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


2.2.1. Воздушная война над Францией

Четверг, 05 Августа 2010 г. 10:03 + в цитатник
В развернувшихся во Франции весной 1940 года боях авиация играла исключительно важную роль, оказывая огромное влияние на происходящие на земле события.
 (700x396, 62Kb)

СРАВНЕНИЕ АВИАЦИИ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ СТОРОН

ИСТРЕБИТЕЛИ

Основным истребителем германской авиации в сражениях над Францией по-прежнему являлся Мессершмитт Bf.109; однако к моменту вторжения во Францию устаревшая версия Bf.109D уже «сошла со сцены». Постепенно исчезала из частей и «чисто пулеметная» модификация E-1; большинство находившихся на вооружении истребителей принадлежали теперь к версии Е-3 (скорость 560 км/ч., вооружение 2х7,92-мм пулемета и 2 крыльевых 20-мм пушки, пилот защищен бронеспинкой). Но и этот самолет уже был снят немцами с производства, потери авиачастей восполнялись другой, более совершенной модификацией – Е-4 с двигателем увеличенной мощности (скорость возросла до 570 км/ч., хотя машина стала тяжелее из-за нового движка и установленных на ней бронестекла и бронеплит впереди и позади пилота; вооружение осталось прежним).
 (696x189, 29Kb)
Германский истребитель Bf-109E-3

 (697x186, 61Kb)
Германский истребитель Bf-109E-4

Отлично зарекомендовавший себя в польской кампании тяжелый 2-моторный 2-местный истребитель Мессершмитт Bf.110C также активно использовался немцами в боях. Количество «стодесяток» в войсках несколько увеличилось: именно они заменили в некоторых частях устаревшие «Доры». Этот самолет летал со скоростью 540 км/ч, был менее маневренным, чем одноместные машины, зато имел более мощное носовое вооружение: 4х7,92-мм пулеметов и 2х20-мм пушки (+ еще 1х7,92-мм пулемет защищал машину с задних ракурсов).
 (698x189, 31Kb)
Германский тяжелый истребитель Bf-110C

Французская авиация вступила во 2-ю мировую войну, не имея четкой концепции, какие же именно самолеты понадобятся французам на поле боя. Об этом очень точно сказал в своей книге «Цель жизни» выдающийся советский авиаконструктор А.С. Яковлев: «Долгое время во Франции преобладала точка зрения, будто важнее всего создавать как можно больше образцов самолетов, с тем, чтобы в будущем отобрать наилучшие. Это было выгодно всякого рода мошенникам и авантюристам, объявлявшим себя предпринимателями. Они нанимали конструкторов, создавали бесчисленное количество новых типов самолетов, получая на это государственные субсидии, дотации... К середине 30-х годов Франция утонула в огромном количестве новых образцов самолетов и совершенно запуталась в выборе тех, которые можно было бы запустить в серийное, массовое производство и использовать во время войны». В результате французские ВВС оказались насыщены огромным количеством машин самых разных типов, многие из которых были выпущены в количестве всего нескольких десятков экземпляров… Так как темой данной работы является хроника воздушных боев, а не исследование результатов «метаний» французских авиаконструкторов, я рассмотрю здесь только самые массовые типы истребителей и бомбардировщиков Франции, сыгравших более-менее заметную роль в войне.

Первым, естественно, нужно назвать самый массовый истребитель французских ВВС – Моран-Солнье MS.406 (выпущено 1074 экземпляра). К началу 2-й Мировой войны MS.406 был основным истребителем ВВС Франции (1.09.1939 года французские ВВС имели в строю 557 «Моранов»), но находился на грани устарелости. Уступал немецкому Bf-109 по всем параметрам, кроме маневренности (скорость 460 км/ч, вооружение 1х20-мм пушка, 2х7,5-мм пулемета). Часто использовался не по назначению (например, для штурмовки наземных войск). Нес в боях самые высокие потери среди всех типов французских истребителей.
 (700x304, 32Kb)
Французский истребитель Моран-Солнье MS-406

Несколько лучше MS.406 был новый истребитель Блок MB.151 и .152. К началу войны французы имели 250 таких самолетов (скорость 480 км/ч, МВ.151 был вооружен 4х7,5-мм пулеметами, МВ.152 имел 2х20-мм пушки и 2х7,5-мм пулемета). Машину отличала очень прочная конструкция, выдерживавшая большое количество повреждений, она имела отличные пилотажные качества, удовлетворительную маневренность и высокоэффективное вооружение. К недостаткам нужно отнести плохую скороподъемность и невысокую скорость (непродуманная система капотирования мотора создавала огромное сопротивление, которое и снижало скорость, несмотря на мощный мотор).
Когда с началом боев эта машина не оправдала возлагаемых не нее надежд, французские пилоты уничижительно прозвали ее "avion a quatre mains" («самолет для четырех рук»). Это было связано с тем, что в крутом пикировании Блок имел тенденцию к постепенному занятию почти вертикального положения. Поэтому пилот должен был одновременно держать ручку правой рукой, левой управлять сектором газа, а еще подбирать шаг винта и в то же время вращать штурвальчик регулировки триммера хвостового оперения...
 (699x291, 33Kb)
Французский истребитель Блок МВ.152

Самым современным истребителем производства Франции был, без сомнения, истребитель Девуатин D.520, выпуск которого был налажен буквально накануне Второй мировой войны (скорость 530 км/ч, вооружение 1х20-мм пушка и 4х7,5-мм пулемета). Он имел высокие для того времени летные данные, приятное пилотирование, эффективное вооружение, просторную, удобную кабину. Недостаток скорости (по сравнению с Мессершмиттом) несколько компенсировался высочайшей маневренностью, к тому же эти машины поставлялись в войска уже в ходе войны, и направлялись в первую очередь в части, имевшие наибольший боевой опыт, что также положительно сказалось на боевой эффективности нового истребителя. До капитуляции Франции успели произвести 437 экземпляров D.520, однако далеко не все из них успели принять участие в воздушных сражениях.
 (699x279, 32Kb)
Французский истребитель Девуатин D.520

Отдали должное французы и концепции тяжелого двухмоторного истребителя, построив 300 экземпляров Потэ.630 и .631. У этих машин была отличная для двухмоторного истребителя горизонтальная маневренность, и защита задней сферы 1х7,5-мм пулеметом. Но на этом ее достоинства и заканчивались. А вот недостатков было, хоть отбавляй: малая скорость (440 км/ч), плохая скороподъемность; до февраля 1940 г Потэ имели слишком слабое для тяжелого истребителя носовое вооружение (в зависимости от версии 4х7,5-мм пулемета или 1х20-мм пушка и 1х7-мм пулемет). Это потом их решили перевооружить 2х20-мм пушками и 4х7,5-мм пулеметами, однако многие самолеты более сильного вооружения так и не успели получить. Ночные варианты этих истребителей не имели никакого оборудования для ночного поиска целей. Кроме того, внешне Потэ был так похож на германский Bf-110, что неоднократно подвергался атакам своих же истребителей. Самолет имел очень низкую эффективность: за время участия в боях на долю всех Потэ.630 и 631 пришлось всего 29 побед.
 (699x243, 25Kb)
Французский тяжелый истребитель Потэ.631

Большинство французских летчиков, многие из которых еще даже не слышали о Девуатине, из всех имевшихся у них истребителей больше всего любили самолет Кертис «Хок» Н.75. Это был импортный истребитель, поставляемый из США с мая 1938 года. К началу 2-й мировой войны французы успели получить 130 «Хоков», а всего к моменту вторжения немецких войск во Францию «Armee de I'Air» имела более 300 «Семьдесят пятых». Эта верткая, надежная машина с приличной для тех лет скоростью (500 км/ч) была достаточно живучей и неплохо вооруженной (6х7,5-мм пулеметов). «Хоки» довольно успешно сражались и с истребителями, и с бомбардировщиками. Конечно, Кэртис уступал Мессершмитту, но французские летчики дрались на них с упорством и умением. По статистике Кертис занимает второе место по боевой эффективности, лишь ненамного уступая Девуатину D.520. На один сбитый Н.75 приходится 6,2 уничтоженных самолетов противника — в два-два с половиной раза больше, чем у MB. 151/152 и MS. 406. Из 11 французских летчиков, записавших на свой счет более пяти немецких машин, семь летали на Н. 75!
 (698x225, 36Kb)
Французский истребитель американского производства Кертис "Хок" Н.75

Британская истребительная авиация, посланная во Францию, была вооружена тремя типами истребителей: бипланом Глостер "Гладиатор", монопланом Хаукер "Харрикейн" и тяжелым истребителем Болтон Пол "Дифайнт".

Основу английских истребительных частей в начале боевых действий составляли истребители-бипланы Глостер «Гладиатор», которые к тому моменту являлись уже совершенно устаревшими (скорость всего 420 км/ч, вооружение 4х7,69-мм пулемета), и фактически не имели шансов на победу в бою. Поэтому в боях они понесли тяжелейшие потери – к окончанию битвы за Францию подразделения, оснащенные Гладиаторами, были фактически полностью уничтожены…
 (651x283, 99Kb)
Британский истребитель Глостер "Гладиатор"

Истребитель Хаукер «Харрикейн» Мк.1 был ровесником Мессершмитта Bf-109 и считался в начале войны современным самолетом. Тем не менее, он понес в боях огромные потери, так как оказался значительно хуже своего оппонента. Фактически единственным достоинством «Харрикейна» была его отличная горизонтальная маневренность, которую и использовали лучшие британские пилоты для борьбы с врагом. Скорость «Харрикейна» была значительно ниже, чем у Мессершмитта (всего 520 км/ч), скороподъемность так же оставляла желать лучшего. Что же касается пикирования, то этот, в общем-то, достаточно тяжелый самолет из-за слишком широких крыльев очень неохотно переходил в снижение. Все эти выявившиеся в боях недостатки оставляли британским летчикам мало шансов на успех; тем не менее, английские пилоты храбро сражались с врагом, «по максимуму» используя немногочисленные достоинства «Харрикейна» - отличную маневренность и плотный огонь их 8х7,7-мм пулеметов…
 (697x229, 43Kb)
Британский истребитель Хоукер "Харрикейн"

Болтон Пол «Дифайнт» являлся тяжелым двухместным истребителем, оснащенным, в отличие от немецкой «стодесятки» всего одним мотором. Еще одной особенностью этого самолета было наличие позади кабины летчика большой и тяжелой четырехствольной турели, создававшей высокий уровень лобового сопротивления. Это в сочетании с весом турели существенно ограничивало скорость самолета и его маневренность. Тем не менее, именно эта турель и считалась среди британцев «изюминкой» данного самолета: истребители, атаковавшие самолеты «Дифайнт» традиционно из задней полусферы, неожиданно для себя встречали сильный огонь из четырех пулеметов! Однако достигнутая внезапность оказалось лишь временным явлением: пилотам истребителей Люфтваффе понадобилось немного времени, чтобы обнаружить возможность совершенно безнаказанно атаковать истребители «Дифайнт» в лоб или снизу. Как только это произошло, в боевой карьере «Дифайнта» как дневного истребителя была поставлена точка; их потрепанные в боях подразделения были спешно переведены в разряд ночных. (Скорость «Дифайнта» - 500 км/ч, вооружение – 4х7,7-мм турельных пулемета).
 (698x216, 20Kb)
Британский тяжелый истребитель Болтон Пол "Дифайнт"


БОМБАРДИРОВЩИКИ
Самым распространенным бомбардировщиком Германии оставался 2-моторный Не.111 (скорость 390 км/ч, нагрузка 1,5 – 2 тонны бомб). Hе.111 был прекрасным бомбардировщиком с хорошими летными данными и отличной управляемостью, но относительно слабым оборонительным вооружением (вообще-то Хейнкель имел 7х7,92-мм пулеметов, но реально по противнику могли стрелять одновременно не более 1-2 стволов - слишком нерационально было размещено вооружение).
 (699x207, 65Kb)
германский бомбардировщик Не.111

Вторым по численности германским бомбардировщиком был 2-моторный Do.17Z, который мог нести 1 тонну бомб со скоростью 410 км/ч. Do.17Z был популярен среди экипажей и обслуживающего персонала. Это был наиболее надежный бомбардировщик люфтваффе, но недостаточная боевая нагрузка по сравнению с Не.111 ограничивала его применение. Что кассается защитного вооружения самолета, то здесь мнения разнятся: англичане считали, что 6х7,92-мм пулеметов размещены на Дорнье нерационально и не обеспечивали надежной защиты, немцы же были убеждены, что защитное вооружение Do-17Z наиболее оптимально и удачно.
 (700x153, 65Kb)
германский бомбардировщик Do.17Z

Отлично зарекомендовавший себя в Польше одномоторный пикировщик Ju-87B обладал не очень высокими характеристиками: при скорости 380 км/ч он мог нести максимально только 700 кг бомб, однако точность бомбометания с этой машины была поистине уникальной – Юнкерс был способен на пикировании всаживать бомбу в отдельно идущий танк! В результате Юнкерсы буквально терроризировали французские наземные части и были их самым ненавидимым кошмаром.
 (700x264, 82Kb)
германский пикирующий бомбардировщик Ju-87B

Совершенно архаичный тихоходный биплан Hs.123 (максимальная скорость 340 км/ч) мог нести не более 450 кг бомб и имел всего 2 курсовых 7,92-мм пулемета. Однако Хеншель отлично подходил для выполнения штурмовых задач, и он вместе с Ju-87 очень эффективно наводил ужас на французские войска.
 (700x307, 72Kb)
Германский штурмовик Hs.123


Французская бомбардировочная авиация находилась почти в упадочном состоянии. На вооружении «Armee de 1’Air» состояло 12 типов бомбардировщиков (это – не считая их различных модификаций!), причем большинство типов было произведено в количестве, едва превышающем сотню экземпляров… Учитывая, что большинство этих типов относились к устаревшим, говорить о серьезной мощи французской бомбардировочной авиации просто не приходится. Из всей разнородной массы французских «бомберов» я выбрал для описания самые многочисленные: Лео-451 (выпущено 554 шт.), Бреге-691/695 (384 шт.) и Блок-210 (280 шт.)

Средний бомбардировщик Лео-451 перед войной считался одним из лучших самолетов своего типа во всем мире. Несмотря на кое-какие незначительные недостатки, он был очень популярен среди французских бомбаpдиpовочных экипажей, перешедших в 1939-40 годах на самолеты Лео с таких устаревших типов, как Блок.200 и .210. В начале войны, несмотря на значительный вес и размеры, LeO-451 по максимальной скорости (480 км/ч) был сравним с лучшими французскими истребителями, находящимися в строю – MS.406, MB.152 и Н.75. Очень приличной была и носимая им бомбовая нагрузка – 1500 кг. Необычно мощным для того времени было и защитное вооружение самолета: заднюю сферу прикрывала 20-мм авиапушка! Казалось, такая машина обречена на успех в бою. Однако использование Лео в боях мая 1940 г оказалось крайне неудачным. «Arme de l'Air» оказались не способны остановить немецкие бронеколонны во время Битвы за Францию. Они несли напрасные потери при атаках с малой высоты, для которых не были приспособлены, становясь легкой добычей зениток и пехотных пулеметов. Во время таких маловысотных атак прикрывающие пехоту и танки истребители Bf.109 также производили опустошение в рядах атакующих бомбаpдиpовщиков.
 (698x233, 26Kb)
Французский средний бомбардировщик Лео-451

Легкий бомбардировщик-штурмовик Бреге-691 (а также его модификации 693 и 695) создавался на базе тяжелого двухмоторного истребителя. Наверное, именно из-за этого самолет достигал очень хорошей для своего типа скорости: 490 км/ч. Вот только бомбовая нагрузка Бреге была слишком мала: всего 400 кг. Носовое вооружение состояло из 1х20-мм пушки и 2х7,5-мм пулеметов; хвостовую сферу защищали 2х7,5-мм пулемета, однако они смотрели в разные стороны (вверх и вниз), а стрелять из них должен был только 1 стрелок. Участие в боевых действиях самолетов этого типа поначалу было просто катастрофой: подавляющее большинство этих бомбардировщиков уничтожались в воздухе или при посадке. Но последующее использование показало эффективность этого типа, если обеспечивалось соответствующее сопровождение истребителями или если он приближался к цели на малой высоте. Тем не менее, к 25 июня почти 50 процентов Бреге, состоявших в ВВС Франции, были уничтожены.
 (699x263, 67Kb)
Французский легкий бомбардировщик-штурмовик Бреге-691

Блок-210 – это средний бомбардировщик, в котором был применен современный для того времени дизайн - моноплан с низкорасположенными крыльями и убирающимся шасси. Довольно мощными были и стоявшие на этой машине моторы, тем не менее, скорость бомбардировщика еле-еле достигала 320 км/ч. Слабым оказалось и защитное вооружение самолета – 3 торчащих в разные стороны 7,5-мм пулемета. Единственное достоинство этого тихохода – хорошая бомбовая нагрузка (1600 кг). Слабовооруженный тихоходный бомбардировщик фактически не имел шансов на успех в бою, и в ходе войны понес ужасающие потери.
 (698x217, 38Kb)
Французский средний бомбардировщик Блок-210

Британцы использовали в боях во Франции бомбардировщики двух типов: средние двухмоторные бомбардировщики «Бленхейм» и легкие одномоторные бомбардировщики «Бэттл».

Средний бомбардировщик «Бленхейм» Мк-IV считался для своего времени очень удачным самолетом. Эта машина имела скорость 430 км/ч и могла нести 600 кг бомб. Его защитное вооружение состояло из 5х7,7-мм пулеметов (1 в левой консоли крыла, 2 в надфюзеляжной турели с механическим управлением и 2 с дистанционным управлением на опоре под носовой частью для обстрела задней полусферы) и создавало в целом неплохую зону поражения вражеских истребителей. Поэтому «Бленхейм» достаточно успешно участвовал в боях и использовался британцами до самого конца войны.
 (697x203, 25Kb)
Британский средний бомбардировщик «Бленхейм» Мк-IV

Легкий бомбардировщик Фэйри «Бэттл» (скорость 410 км/ч) к началу войны являлся уже устаревшим. При этом он был исключительно простым самолетом, очень легким в пилотировании, удобным для экипажа. Однако небольшая бомбовая нагрузка (450 кг бомб) и малая дальность полета значительно снижали боевую ценность этой машины; невысокой оказалась и его боевая живучесть. Не очень удачным было и вооружение: 1х7,7-мм пулемет в правой консоли крыла и 1х7,7-мм пулемет в задней кабине не обеспечивали надежной защиты «Бэттла». Во Франции «Бэттлы» сражались очень доблестно и почти безуспешно; подавляющее большинство их было уничтожено в этих боях.
 (696x184, 32Kb)
Британский легкий бомбардировщик Фэйри «Бэттл»
Рубрики:  2-я МИРОВАЯ ВОЙНА/Техника и вооружение 2МВ (подробно)
2-я МИРОВАЯ ВОЙНА/Сражения и операции 2-й мировой


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку