Кирилл Юрьевич Лавров
( 15.09.1925 года [Ленинград]- 27.04.2007 года [Санкт-Петербург])
Россия (Russia)
Сайт: Актеры советского кино
Детство
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в актерской семье. Его отец, Юрий Сергеевич Лавров, - народный артист СССР, уже в 14 лет поступил на работу в Большой драматический театр имени Горького. В то время там работали Владимир Федорович Монахов, Юрий Михайлович Юрьев, Мария Федоровна Андреева, а литературным директором театра был Александр Блок. Получается, что фамилия Лавровых связана с этим театром давно, и до сих пор в кабинете Товстоногова висит эскиз Александра Николаевича Бенуа, где написано: "Эскиз костюма" и маленькими карандашными буквами - "Лавров". Вскоре отцу Кирилла надоело участвовать в массовках, и они вместе с Владимиром Николаевичем Соловьевым, очень известным режиссером, решили создать свой Молодой театр. В нем Лавров познакомился с молодой актрисой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович, которая стала его женой и мамой Кирилла. Помимо театра, мама Кирилла Лаврова занималась литературно-чтецкой деятельностью и много записывалась на радио.
Прабабушка Кирилла Лаврова по материнской линии владела фамильным имением в Смоленской губернии, под Вязьмой, в трех верстах от усадьбы Грибоедовых, - так что предки Кирилла Лаврова дружили с семьей Грибоедовых, и с Александром Сергеевичем Грибоедовым в частности. Дед по матери служил офицером в Павловском полку, мама Кирилла Лаврова родилась в его служебной квартире на Миллионной дом 2, где сейчас находится «Ленэнерго».
Дед Кирилла Лаврова с отцовской стороны, Сергей Васильевич Лавров, руководил гимназией Императорского человеколюбивого общества, помогавшего детям-сиротам. Сергей Васильевич не принял революцию и уехал в эмиграцию. А бабушка Кирилла Лаврова, Елизавета Акимовна, категорически отказалась уезжать и осталась с детьми одна в Петрограде. Сергей Васильевич, в конце концов, осел в Белграде, где стал основателем центра русской эмиграции, смотрителем русских школ, разбросанных по разным городам Сербии.
В детстве Кирилл был обычным ленинградским пацаном в самом банальном смысле слова. Телегин в "Хождении по мукам" говорит: "Я обычен, как восьмой номер калош", так и Кирилл был абсолютно восьмой номер калош ленинградского мальчишки. Кирилл рос весьма хулиганистым и задиристым мальчишкой. В то время, до войны, вся шпана и Кирилл в том числе, гуляла по «Бродвею» — части Невского от площади Восстания до Литейного, а добропорядочные граждане предпочитали обходить их по другой стороне проспекта.
Одним из увлечений Кирилла был футбол, он даже сам играл в футбол, причем для мальчишки играл профессионально, наверное, поэтому его взяли в команду ленинградского «Спартака».
Война
Война повергла в шок всю страну и Кирилл Лавров не остался исключением - он искренне хотел защищать Родину, хотел попасть на фронт, чтобы с винтовкой в руках бить фашистских оккупантов. Но в армию его не брали: дело в том, что Кирилл работал на военном заводе в Новосибирске, у него была «бронь» и не было призывного возраста. Но Кирилл не сдавался, и изо дня в день ходил с просьбами, а иногда и просто с требованиями в военкомат, где всех «достал». И, в конце концов, в начале 1943 года, в неполные восемнадцать лет его взяли, но не на фронт, а отправили учиться в Усть–Каменогорск, куда эвакуировалась Астраханская военно-авиационная школа механиков. Там он проучился два года и вышел из училища, когда уже закончилась война. После этого он пять лет служил техником на одном из Курильских островов (остров Итуруп) – обслуживал самолеты.
Первой сценой Кирилла были подмостки самодеятельного театра в армии. Служил то он на краю света: закончишь службу — идти некуда, тоска смертная. Вот от этой-то тоски и создали драматический кружок. И после демобилизации в 1950 году Кирилл Лавров, едва сойдя с поезда, сразу побежал показываться Товстоногову. Его имя гремело уже тогда, а Кирилл играл в самодеятельности с большим успехом и самонадеянно считал себя опытным актером. Но, когда Георгию Александровичу доложили, что его дожидается какой-то солдат, он удрал от него через другой ход.
В ту же пору в Ленинграде гастролировал Киевский театр драмы имени Леси Украинки, где тогда работал отец Кирилла. Он решил попробоваться там и ему повезло — взяли. Правда, во вспомогательный состав. Несколько лет он участвовал исключительно в массовках и был счастлив от того, что просто выходил на сцену. Тогда в театре царила удивительная творческая атмосфера благодаря его художественному руководителю Константину Хохлову. Для Кирилла, тогда еще мальчишки, пришедшего только что из армии и ничего не умеющего, эта первая ступень театрального образования была очень важна.
Отец был категорически против того, чтобы Кирилл стал артистом. Династические проблемы его совершенно не интересовали, он очень хорошо знал актерский мир и понимал, насколько это неверная профессия, насколько она зависит от случая, стечения обстоятельств. Ему казалось, что военное училище, законченное Кириллом, – прекрасное начало. Он видел сына военным инженером и думал, что он закончит академию, станет офицером. А тут – театр! Но, видимо, у судьбы было другое предназначение для него, да и в Кирилле все-таки сыграли какие-то гены.
В 1955 году Кирилл перешел в Большой драматический театр в Ленинграде. Среди самых ярких театральных ролей - его герои в постановках Георгия Товстоногова «Пять вечеров», «Океан», «Мещане», «Ревизор».
Когда в 1989 году умер Товстоногов, всеобщим тайным голосованием Кирилла Лаврова выбрали на должность художественного руководителя театра. Против был только один голос — его собственный. При повторном голосовании против проголосовали двое: Кирилл Лавров и его жена. Но, конечно же, актеру пришлось согласиться. Никогда в жизни Кирилл Лавров не думал, что будет чем-то руководить, а тем более театром, который всегда вызывал у него священный трепет.
Сниматься в кино Кирилл Лавров начал с 1956 года. Однако решающим для актера стал 1964 год, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль Синцова в фильме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова. В 1969 году вышел фильм Ивана Пырьева "Братья Карамазовы", где Лавров исполнил роль Ивана Карамазова. Этапной для актера стала и роль Андрея Башкирцева (прообраз Сергея Королева) в фильме "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого. Потом последовала целая череда превосходных работ, таких как, граф Карнеев в фильме "Мой ласковый и нежный зверь", Гладышев в "Объяснении в любви", Виктор в "Долгой счастливой жизни", Болингброк в телефильме "Стакан воды", Ярослав Мудрый в "Ярославне - королеве Франции".
Миллионам россиян Кирилл Лавров запомнился по роли Ленина в фильме «Доверие». Кстати, Ленина ему довелось сыграть еще в трех работах – в фильме «Двадцатое декабря», а также в спектаклях «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново». За последнюю роль он был удостоен Ленинской премии. Лавров признается, что до сих пор считает Ленина одной из ярчайших личностей века, но говорит, что «в своих ролях не идеализировал этого человека, а старался содрать с него позолоту». Актер вспоминает сцену о том, как Ленин давал независимость Финляндии, а в это время наши войска вошли в Прагу! И Лавров играл Ленина, имея в виду тогдашнее положение в Чехословакии. «Ленин был для меня эталоном – с его пусть кажущейся, но скромностью. Я был в его квартире в Кремле, видел комнату, в которой он жил в Смольном. Разве это можно сравнить с тем, как сегодня живут?» - говорит актер.
Последней работой актера стала роль Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко. Он очень давно ждал приглашения на настоящую роль в кино, но в последние годы ему предлагали почему-то исключительно роли криминальных авторитетов.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Лавров - актер истинно петербургского стиля. За внешней сдержанностью скрывается мощный темперамент, способный как на вулканические проявления, так и на нежный, подчас трогательный лиризм. За неброскостью облика - необыкновенно яркая, глубокая, разносторонне одаренная личность незаурядного масштаба и безграничного обаяния. Его актерская техника филигранна, театральный язык лаконичен, а мастерство отточено до такого совершенства, что кажется вовсе незаметным. Все работы мастера наполнены проницательным умом, внутренним артистизмом, тонкостью переживаний, точностью психологических нюансов и абсолютным чувством театра с пониманием всей его лицедейской сущности и умением существовать в ней легко и непринужденно.
Лавров — не просто замечательный актер, а и во многом знаковая фигура: из десятилетия в десятилетие он неизменно остается героем нашего времени. Ему дана удивительная способность выразить свою эпоху. За полвека, отданные сцене, Кирилом Лавровым сыграна история не отдельного человека, а целого поколения.
Награждение за забывчивость
В фильме «Укрощение огня» Кирилл Лавров играет Сергея Павловича Королева. В начале работы над ролью артист расспрашивал людей, близко знавших конструктора, и один старый рабочий рассказал ему такую историю. Однажды готовился очередной ответственный пуск ракеты. И этот рабочий, бывший в то время монтажником, находился внутри корабля, совершая последние положенные операции. Вот все готово, ракета на старте, все люки задраены. И вдруг монтажник хватился своей отвертки. Все обшарил — нигде нет. Закралось подозрение, что он оставил ее на корабле. Сейчас ракета стартует в космос вместе с забытой отверткой, и кто его знает, что может произойти. Но отложить старт — тоже ЧП. Делать нечего, побежал к Королеву, кинулся в ноги:
— Хоть казни, Сергей Павлович, не могу найти отвертку. Вдруг на корабле...
Старт отложили. Люки открыли и нашли отвертку. Рабочий в ожидании наказания выкурил две пачки «Беломора». Наконец появился на доске объявлений приказ, подписанный Королевым: «За проявленную честность и принципиальность рабочий такой-то награждается денежной премией и почетной грамотой...»
Не задумываясь ответил бы.
Во время обсуждения современного состояния кинематографа, в котором участвовал и Кирилл Лавров, речь шла о последних фильмах, о творчестве нынешнего поколения режиссеров. Стали высказываться о двух деятелях кино, о которых в ту пору постоянно писали газеты.
— Как вы полагаете, — спросили у Кирилла Лаврова, — кто из этих режиссеров лучше и перспективнее ?
Кирилл Лавров — всегда исключительно деликатный и доброжелательный по отношению к коллегам — все-таки на этот раз не выдержал и язвительно сказал:
— Право, мне затруднительно определить, кто из них лучше. Вот если бы вы спросили, кто из них хуже, я, пожалуй, ответил бы, не задумываясь!
Ничья
Шла премьера одного конъюнктурного спектакля на рабочую тему, которые в изобилии клепались режиссерами в семидесятые годы. Публика на спектакли эти шла неохотно, залы были полупустые, несмотря на хвалебные отзывы критиков. После премьеры кто-то из близких поинтересовался у Кирилла Лаврова:
— Ну, как принимала публика? Как сыграли?
— Вничью! — ответил Кирилл Лавров.
Спорт прежде всего
Когда режиссер Геннадий Полока снимал на “Ленфильме” кинокартину про летчиков, он опасался, не обгонят ли главного героя, роль которого играл Кирилл Лавров, парни, которые моложе мэтра отечественного кинематографа раза в три. Но не тут-то было! 200 метров до вертолета Кирилл Юрьевич пробежал быстрее всех. Дубль не потребовался.
Надо заметить, что актер страстный поклонник футбола, и до сих пор Кирилл Лавров не упускает случая выйти на футбольное поле и никогда не промахивается, когда бьет пенальти.
Знакомство с прототипом
В телесериале «Бандитский Петербург», поставленном по книге Андрея Константинова, Кирилл Юрьевич Лавров исполнил роль вора-«законника» по кличке Барон. Прототипом Барона был реальный человек по кличке Горбатый. Он действительно умер в тюремной больнице от рака.
Интересно, что Кирилл Лавров был знаком со своим прототипом. Однажды Горбатый подошел к актеру на улице, вручил свою визитку, на которой значилось: «главный эксперт по антиквариату», и посоветовал обращаться в случае затруднительных ситуаций.