Что такое мезонин, чем он отличается от мансарды и как выглядит на современных домах? 25 интересных примеров |
Помните, герои литературных произведений XIX века, навещая тетушек-помещиц или городскую родню, частенько поселялись в мезонинах. Практически у всех классиков можно найти описание традиционных жилищ мало-мальски состоятельных граждан. Например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» оно звучит так: «Дом был довольно ветх, но наружность имел приятную: одноэтажный, с мезонином, окрашенный серенькою краской и с красною железною крышкой».
А вот из Мамина-Сибиряка: «Это было низкое деревянное здание с мезонином, выкрашенное желтою краской; фронтон составляли толстые белые колонны, как строились при Александре I». И ещё из гоголевских «Мертвых душ»: «Дома были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов». Примеры можно продолжать и продолжать. А что же все-таки такое этот самый «вечный мезонин» и представлен ли он в современной архитектуре, или так и остался в давно минувших временах?
Мезонин — это надстройка над одно-двухэтажными домами, деревянными или каменными, представляющая собой дополнительный жилой полуэтаж. Дело в том, что высоты чердака, как правило, было недостаточно для того, чтобы сделать хотя бы часть его «обитаемым» и прирастить таким образом полезную площадь дома. Поэтому приходилось сооружать небольшую прямоугольную надстройку, выступающую над кровлей и имеющую для освещения одно-три окна в торцевой стене. Поскольку в архитектуре тогда царствовал классицизм, исповедующий симметрию, полуэтаж следовало располагать перпендикулярно главному фасаду, строго по центру, а именно — над парадным крыльцом с колоннами. И если в дворянских усадьбах каноны стиля соблюдались неукоснительно, то домовладельцы попроще следовали им на свой лад: например, даже когда вход в здание находился со двора, окнами мезонин все равно смотрел на улицу. Ведь надстройка служила не только целям увеличения жилой площади, но и украшала дом и свидетельствовала о состоятельности его хозяина: ее фронтон оформляли ажурной резьбой, дополняли балкончиком с витыми колонками и балясинами, декорировали окна витражами и шпросами.
В домах с двускатными или вальмовыми кровлями полуэтаж мог располагаться как поперек, так и вдоль оси конька. Кроме прямоугольника, традиционной формой конструкции являлась крестообразная, которая позволяла вывести окна мезонина на все четыре стороны и, при достаточных размерах, устроить в нем не одно, а несколько помещений. Иногда конфигурацию надстройки усложняли и делали ее шестигранной, в виде башенки и др.
Если крутизна двускатной крыши позволяла, то была возможность сделать в доме мансарду с доступом света через фронтонные окна. А вот чтобы приспособить чердачное помещение под жилье в постройках с шатровыми или вальмовыми кровлями, приходилось создавать в них специальные световые проемы. Поскольку мансардные окна на то время еще не придумали, над отверстиями в крыше сооружали выступ с вертикальными стенками в виде миниатюрного домика для установки обычного окна. В архитектуре такая конструкция называется слуховым окном (устар. слух - продушина, отверстие, проем) или люкарной. Кстати, широко распространенный прием при возведении «домика» для окна или мезонина на вальмовой крыше – вывод их конька на один уровень с коньком здания. Добавим, что вертикальные оконные выступы делали также и на скатах двускатных кровель.
Отличие надстройки от мансарды очевидно: мезонин возвышается над кровлей, имеет собственные стены, крышу и окна. Полуэтаж занимает только часть площади перекрытия (обычно не более трети) и образует объем, обособленный от подкровельного пространства. Венчающий здание домик называли также вышкой, горенкой или светелкой. Здесь селили приезжающих погостить родственников, отдавали помещение внаем студентам и одиноким мелким чиновникам, а кое-кто порой «жил в доме своего тестя, в мезонине с женой и детьми, и помещался очень тесно» (С. Т. Аксаков, «Литературные и театральные воспоминания», 1858). Благодаря тому, что в мезонин вела отдельная лестница (а зачастую у него имелся и свой вход со двора), жильцы и хозяева могли проживать изолированно друг от друга. В богатых домах помещение в надстройке отводилось для прислуги, приказчиков, гувернеров или играло, сажем, роль классной комнаты для занятия отпрысков с домашними учителями. А испытывающие финансовые затруднения владельцы загородных усадеб летом сдавали полуэтаж дачникам.
«Классика жанра» в усадебной архитектуре — мезонин с просторной террасой, которая опирается на массивные колонны крыльца
Новое время — новые формы. Сегодня надстройкам, которые с архитектурной точки зрения являются не чем иным, как мезонинами, порой придают такие причудливые черты, что узнать в них ту самую горенку-светелку почти невозможно. А некоторые современные конструкции подобного типа и вовсе трудно поддаются определению. Однако и «модернизированный», мезонин в наше время выполняет те же функции.
Первая из них — декоративная. Надстройка «обогащает» экстерьер дома, разбивает монотонную плоскость скатов, усложняет, делая более интересной, геометрию здания и гармонизирует его пропорции. Мезонины сегодня могут иметь крышу любой конфигурации (не только традиционную двускатную), обширные террасы вдоль боковых фасадов, опоясывающие галереи.
Мезонин органично вписывается в любую архитектурную стилистику. Так, например, в домах строгой геометрической формы «из стекла и бетона» встречаются надстройки-кубы со светопрозрачным фасадом и плоской крышей. А конструкции с арочными окнами, с плавными, скругленными линиями стен и кровли прекрасно смотрятся на постройках в стиле модерн и «органика». Строят сегодня дома с мезонинами и в духе классической русской усадьбы.
Характерная примета многих современных проектов, предусматривающих мезонин, — отход от канонического принципа симметрии при расположении надстройки
Вторая функция современных мезонинов, образно говоря, «просветительская». Следуя актуальным тенденциям в дизайне интерьеров (открытые пространства, свободно перетекающие друг в друга), надстройку в большинстве случаев полностью или частично объединяют с нижерасположенным этажом. Образующийся в результате общий объем получает «второй свет», а также возможность устройства антресольного яруса с хорошей инсоляцией. Для усиления «просветительского» эффекта в полуэтаже часто делают сплошное панорамное остекление.
Рубрики: | это интересно Архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |