Цирк – это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск – зачем – не требует ответа.
Опасность, боль здесь – это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут
Все силы отдавая не жалея!
Мой мир – манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала
И бьются громко в унисон сердца
И в каждом сила, и любовь, и счастье
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, любовь и счастье!
И счастлив я, что цирк – мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё, твоё и цирковое детство!
Э.Боровик
Как ни покажется это нелепо вам,
Но едва разгоралась заря малиново,
Я просыпалась от великолепного,
Важного, грозного рыка львиного.
Ржавый тополь шумел у окна открытого.
Высыхало... Теплело... Тянуло чадом...
Всех готова жалеть я, кто не испытывал
Величайшего счастья - жить с цирком рядом.
Просыпаться и тотчас, не тронув чая,
Обманувши бдительность домочадцев,
К сердцу хлеб, похищенный прижимая,
К заветному лазу в заборе мчаться!
Я помню, мама диву давалась -
Куда столько хлеба у нас девалось?
Ведь жили тогда мы в приволжском городе,
Еще не успевшим забыть о голоде.
Но я ни о чем не думала, кроме
Восхитительной дружбы слоненка Томми.
Я вдыхала чудесный запах конюшен,
Запах опилок, острый и свежий,
Двери были раскрыты, огонь потушен,
Шли репетиции на манеже.
Меня давно гонять перестали,
Чередою привычной текла работа,
Трико стеклярусом не блистали,
Они темнели от пятен пота.
Я часами не отрываясь глядела,
С какой беспощадностью и упорством
Эти люди себе подчиняли тело,
Чтобы трудное стало легко и просто.
Я часами не отрываясь глядела,
Как размеренно-ровно качалась лестница,
Как в десятый и в сотый четко и смело,
Как пружинка, взлетала моя ровесница.
Изредка меня родители брали
На вечернее представленье.
Бодро марши гремели, трико сверкали
В непривычно-торжественном отдалении.
И хотя я помнила, как им трудно -
Друзьям моим - давалась удача,
Все равно мне казалось все это чудом,
Да и нынче не думаю я иначе.
И нынче я, вспоминая о многом,
Радуюсь, что когда-то в детстве
Дни свои проводила в цирке убогом,
С чудесами такими в соседстве.
Вероника Тушнова.
Застенчивая синенькая будка,
Поёживаясь, зябнет на ветру...
Кассирша улыбается - как будто
Раздаривает пропуски в Весну...
...Хотите поглазеть на акробата?
Вот он идёт свободно и легко,
И яркий луч, как желтая заплата,
Устроился на выцветшем трико.
Могучая весенняя крамола
Его к прыжку подталкивает вдруг,
Но тесен акробату, как камора,
Для выступленья выделенный круг.
Вот он, во власти юного азарта,
Вниманием толпы смущён и горд,
Пульнул себя в немыслимое сальто
Коротким, словно выстрел, "алле-гоп!".
...Довольно вам завистливо коситься,
И если счастьем вы обделены,
Купите на полтинник у кассирши
Совсем немного цирка и весны...
Леонид Филатов.
Красные круги от хула-хупа
И разверстых глоток чернота,
Тигров дрессированная группа
- Мне привычна атмосфера та.
Я хотел бы побывать здесь снова,
Я хотел бы жить здесь, пить и есть.
Это сердца твердая основа.
Где еще такое в мире есть?
Шум и пыль сопутствуют манежу.
Я готов здесь вечно пол мести.
Где бы ни был я и где бы не жил,
Мне такого ввек не обрести.
В варьете я выступаю поздно,
Вновь - разверстых глоток чернота.
Здесь все это, в общем, несерьезно -
Алкогольные напитки, духота…
Лица, перекошенные трансом,
Речи, переполненные вздором -
Что им мои нервы из фаянса,
Что им мое сердце из фарфора!
Мне поаплодируют невежи,
А чему - они не знают сами.
Им неведомо дыхание манежа,
Да и сердце нынче - просто камень.
Б. Амарантов.
Клоун в огненном кольце.
Хохот мерзкий, как проказа.
И на гипсовом лице
Два горящих болью глаза.
Лязг оркестра, свист и стук.
Точно каждый озабочен
Заглушить позорный звук
Мокро хлещущих пощечин.
Как огонь подвижный круг.
Люди - звери, люди - гады,
Как стоглазый, злой паук,
Заплетают в кольца взгляды.
Все крикливо, все пестро…
Мне б хотелось вызвать снова
Образ бледного, больного,
Грациозного Пьеро.
В лунном свете с мандолиной
Он поет в своем окне
Песню страсти лебединой
Коломбине и луне.
Хохот мерзкий, как проказа:
Клоун в огненном кольце.
И на гипсовом лице
Два горящих болью глаза.
Анна Ахматова 1911г.
От боли плачет Арлекин,
А люди морщатся картинно.
Они твердят, что не таким
Привыкли видеть Арлекина.
Они твердят, что слезы – ложь,
Всего лишь слабой воли знаки.
“Когда же ты, дружок, поймешь:
Ты – шут! И ты не должен плакать!”
От боли плачет Арлекин,
И горьких слез уже не прячет.
И хоть бы кто-нибудь один
Спросил его, о чем он плачет!
Так дайте право быть другим
Под слоем шутовского грима.
От боли плачет Арлекин...
Глупцы, глупцы, пройдите мимо!
Тоску и слезы ни на миг
Не осудите слишком строго
И удержите этот крик:
“Ты – шут! Так смейся, ради Бога!”
Мария Горбачева
Веселые ребята - Старый цирк
Он смыл последний грим,
Снял клоунскую шляпу,
И, в зеркало взглянув,
Себя он не узнал,
И добрый старый мим
Впервые вдруг заплакал,
A там еще кричал
И хохотал весь зал.
Со стареньких афиш,
Расклеенных по стенам,
Смешил свой трудный век
Bеселый резвый шут.
Москва, Нью-Иорк, Париж,
Жизнь мчалась по арeнам,
И в цирках в честь его
Был праздничный салют.
Успех его кляня,
Покинули манежи Паяцы и шуты.
Сейчас он вспомнил всех,
Как часто век менял
Все модные одежды
Каким жестоким был
Любой чужой успех.
Шумела, как листва, зеленая портьера,
Весенний ветер бил
B открытое окно.
Ты, слава, как слова,
Конец, ты, как премьера
Из давнего-давно,
Из дальнего-давно.
ГАГИК CАРКИСЯН
Гремит барабан, рассыпается сухая дробь, между тремя булавами мечется фигурка жонглера.
- Не урони! Не урони!
Три булавы - три деревяшки вылетают из-за спины, выскакивают из-под ног, кувыркаются высоко над головой; и то закрутятся бешенно у самой земли, то как будто повиснут в воздухе.
- Не урони, как однажды уронил свое счастье. Эти три деревяшки забрали у тебя все. А что они дали взамен?..
Но об этом потом. Сейчас твои ладони в кровавых трещинах, и беспощадные прожекторы так и бьют по глазам.
- Не урони! Ты - жонглер!
Сплети еще одно прекрасное кружево, выдумай еще одну невероятную линию, которая мелькнет и исчезнет... Потом, когда кончится дробь барабана и подойдет к концу жизнь, тебе скажут, что был несчастлив в жизни, потому что ты всегда работал и ни на что другое у тебя не оставалось времени. Но зато ты делал невозможное - человек, чьи ладони в кровавых трещинах... Разве это не Счастье?
Л.Енгибаров