-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению СХЕМА метро СХЕМА метроСхема метро

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии http://content.foto.mail.ru/mail/glamourtat/_mypho
http://content.foto.mail.ru/mail/glamourtat/_mypho
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Всегда под рукой

flash=350,300,http://www.yapfiles.ru/files/899279/.swf

 -

Быстрый переход по страницам блога Ванда:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ванда

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 84034


Гуляев Юрий Александрович родился 9 сентября

Воскресенье, 09 Сентября 2012 г. 09:31 + в цитатник

 

Солист академического театра оперы и балета Украинской ССР,

Большого театра. Народный артист Украинской ССР Лауреат Государственной премии СССР (за исполнение концертных программ) Народный артист СССР (1968)

Лауреат Государственной премии СССР (1975)

Юрий Гуляев родился 9 сентября 1930 года в Тюмени.



Огромное влияние на Юрия оказала его мама, Вера Федоровна. Она знала и любила музыку, сама хорошо пела. Юрий с детства заучивал песни и романсы, которые звучали на пластинках, с которых звучали голоса Ляли Черной, Вари Паниной, Тамары Церетели, и Сергея Яковлевича Лемешева, которого он боготворил с детства. После десятилетки Гуляев поступил в Свердловский медицинский институт. Там принимал активное участие в художественной самодеятельности и ему посоветовали учиться пению профессионально. Юрий поступил в Свердловскую консерваторию, но учеба чуть не завершилась сильным психологическим стрессом. Педагог неправильно определил его голос. Из-за широкого диапазона, позволяющего брать высокое теноровое «до», его, баритона, учили как тенора. Поэтому голосовые связки у юноши быстро уставали.

Профессор Фрида Образцовская поняла, в чем дело, и взяла Гуляева на пятом курсе в свой класс. Она так его прекрасно подготовила, что Юрию Гуляеву после выпуска предложили сразу стать солистом Свердловской оперы. Проработав там год, молодой певец переехал в Донецк. Это было в 1956 году. А в 1959 году 29-летний Юрий Гуляев получил золотую медаль на соревновании вокалистов в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Вене. В.В.Барсова, входившая в жюри отборочного прослушивания претендентов на поездку в австрийскую столицу, сказала о Гуляеве: «Это будущий великий певец».

А в 1960 году состоялась Декада украинского искусства в Москве. Счастливый случай позволил молодому артисту блеснуть во всей красе. Очевидец и лучший друг Юрия Гуляева, народный артист Украины, дирижер Вадим Гнедаш рассказывал.

— После концерта пригласили всю нашу украинскую делегацию на банкет на Воробьевых горах к Хрущеву. Поскольку гостей было очень много, все перебрались в большой зал. Его перегораживал стол с закусками, за которым стояли артисты и гости. Пиршествовало все политбюро во главе с Хрущевым. На банкете присутствовали тогдашние партийные чины: Ворошилов, Буденный, Брежнев. Они зазывали к своему столу артистов, чтобы те в микрофон пели. Фортепиано в этом зале не было. Сначала Николай Ворвулев спел песню без аккомпанемента, потом еще кто-то... Хозяева не очень довольны... Вдруг слышу разговор: Иван Семенович Козловский говорит: «Я позвоню знакомому баянисту, чтобы он выручил».

Приехал баянист через 15 минут, но он по слуху не умел играть. Тогда секретарь ЦК Украины Скаба подозвал Гуляева, с которым был хорошо знаком, и предложил стать аккомпаниатором. И вот Юра, солист оперы, берет баян и без нот, по слуху (а он у него был отменный), сначала аккомпанировал себе, а потом всем украинским артистам. И уже до конца вечера он не снимал с плеч баян. Ворошилов, который прекрасно знал романсы, все время контролировал Юру, чтобы он куплеты не пропускал. После того «концерта» 26-летнему Гуляеву присвоили звание заслуженного артиста Украины и предложили переехать в Киев... На сцене Национальной оперы Украины певец стал настоящей звездой. Он уверенно входил в баритоновый репертуар, начиная с Моралеса в «Кармен» и доходя до Елецкого в «Пиковой даме», Валентина в «Фаусте», - партий, которые потом будут спеты им в Большом театре. У него было много товарищей, среди которых Е.Чавдар, Б.Гмыря, Л.Руденко, Е.Червонюк, Б.Руденко, В.Третьяк, «голосовые» коллеги Д.Гнатюк, А.Мокренко и многие другие. С этим периодом у Юрия Александровича будет очень много связано. Он исполнял свыше десяти оперных партий, в числе которых Фигаро, Валентин (прошедший с Гуляевым от Донецкой оперы до Большого), так и не увиденный москвичами Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта. В активе Гуляева были концертные программы, работа в студиях грамзаписи, звание народного артиста СССР в то время, когда им не был перейден еще сорокалетний рубеж. И первый выход на сцену главного театра страны в 1971 году.

«Мы были дублерами, — вспоминал народный артист СССР Анатолий Мокренко. — Пели один и тот же репертуар в театре. Когда я, молодой певец, пришел в Киевскую оперу, то Юрий Гуляев и Дмитрий Гнатюк были уже очень популярными артистами. Они хотели выступать не только в нашем театре, но и петь в концертах, ездить на гастроли, поэтому мое появление в труппе они приняли очень хорошо. Я вспоминаю, как впервые его услышал в партии Валентина в опере «Фауст». У Юры был лирический баритон, и его голос был очень красив. Мы, баритоны, никогда не ссорились, не интриговали, а жили дружно. Знали, что всегда можем подстраховать друг друга.

 



Гуляев на сцене казался рубахой-парнем, а на самом деле он был тонкий лирик. Трепетно относился он к своей матери, что был патриотом родного города — Тюмени. Часто туда ездил. Он был замечательным товарищем и человеком слова. Открытый, улыбчивый, но не допускал панибратства. Юра прекрасно знал поэзию, виртуозно играл на баяне, без акцента пел по-украински, сам сочинял музыку. На концертах публика его не отпускала, пока певец не исполнит «Знаете, каким он парнем был» Александры Пахмутовой и «Романтики», «Бригантина» Игоря Шамо. Он блестяще пел романсы, арии, народные песни. Поводом для отъезда Гуляева в Москву стала разгромная рецензия в одной из киевских газет после премьеры «Евгения Онегина». Критик ополчился не только на Ирину Молостову, поставившую эту оперу Чайковского, но и на исполнителя главной роли — Юрия Гуляева. Певец очень переживал, что его трактовку образа рецензент не понял. Юра был творческой натурой и болезненно переносил несправедливость. И он решил доказать, что станет звездой в Большом театре. Во всяком случае, с переездом в Россию он чаще стал сниматься на Центральном телевидении, звучать по радио. А мы, в Киеве, потеряли великолепного певца. Был у Юрия еще один личный повод перебраться в Москву. У Гуляева единственный сын, которого тоже звали Юрой, был тяжело болен (инвалид с детства). Ради него певец уехал, т. к. в столице ему обещали помочь с лечением ребенка. Юра обожал своего сына, страдал из-за него...».

После приезда в Москву Юрий Гуляев полгода жил в гостиницах... В перерывах между концертами и спектаклями делал записи на Всесоюзном радио. Но счастья Москва певцу, как рассказывают его друзья, не принесла. В то время в Большом театре была огромная труппа, а солистов, которые ногами открывают двери в высокие кабинеты, девать было некуда. По три года в очереди стояли, чтобы на сцену выйти. А тут еще чужак появился... Начались интриги, ролей удалось сыграть немного. Он стал больше выступать с концертами, объездил весь СССР. Именно Гуляев был первым исполнителем многих эстрадных песен... Но Гуляева стало подводить здоровье: разыгралась астма, мучившая Юрия Александровича еще в Киеве.

Концертная деятельность принесла певцу широкую известность. Зрителей покоряли его теплый и богатый по тембру баритон, незаурядная внешность, обаятельная улыбка. Репертуар Гуляева составляли народные песни («Вдоль по улице метелица метет», «Дывлюсь я на небо»), русские романсы («Средь шумного бала», «Не лукавьте», «Не пробуждай воспоминаний»), зарубежная классика (Шуман, Григ) и, конечно, современная песня. В 1968 году появился музыкально-вокальный цикл песен Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «Созвездие Гагарина», в который вошли песни «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полет провожал», «Запевала звездных дорог». Песня «Знаете, каким он парнем был» навсегда стала визитной карточкой Гуляева, как и песни «Русское поле», «На безымянной высоте». Целый цикл произведений написал для него Микаэл Таривердиев.

 



Так же Гуляев исполнял песни Т. Хренникова, Г. Свиридова, Д.Шостаковича, Д. Кабалевского. Юрий Гуляев и сам написал несколько десятков песен, наиболее известные из них - «Воспоминания о полевом оркестре», «Желаю Вам» на стихи Роберта Рождественского и цикл песен на стихи Сергея Есенина («Под окошком месяц», «Дорогая, сядем рядом»). Гуляев много гастролировал в США, Канаде, Франции, Японии, Бельгии и на Кубе. Друзья и знакомые Юрия Александровича рассказывали, что он никогда не страдал «звездной» болезнью. Став знаменитым певцом, он охотно общался с молодыми, просил у коллег совета, как спеть ту или иную музыкальную фразу.

Хотя при этом мог дать в каком-нибудь городе бывшего СССР пятнадцать концертов подряд на стадионе в 15 тысяч зрителей, и каждый день были аншлаги. Юрий Гуляев обладал красивым голосом, музыкальной культурой. Стремление передать мысль песни, её поэтический образ, внимание к слову, благородный темперамент и выразительность — характерные черты его манеры исполнения. Александра Пахмутова говорила о певце: «Юру отличает большое уважение к герою песни, в его исполнении это всегда человек высоко интеллектуальный и исключительно богатый душой, а, по-моему, именно в этом — существо облика нашего молодого современника…». У Юрия Александровича были золотые руки. Он мог смастерить проигрыватель для грампластинок и тумбочку под него, разобрать ли и собрать по винтику автомашину

.

Многим певец казался улыбчивым, счастливым и беззаботным человеком. Но в соперничестве, пусть и негласном, со многими другими первоклассными баритонами ему приходилось весьма нелегко. Певец, по его собственному признанию, любил представить, "…"показать" весь характер сразу". Однако это не означало, что исполнитель "обрушивался" на слушателя, не давая ему возможности и вникнуть в происходящее на сцене. Речь шла о намерении с самого начала обозначить и выделить наиболее важные черты персонажа. Это был неординарный человек и легендарный певец. Став солистом Большого театра, Гуляев выступал с Лемешевым. Об их необыкновенно теплых, дружеских отношениях рассказала вдова певца Лариса Гуляева. Однажды был такой случай. Закончился художественный совет, все артисты разъезжались из театра, а про Лемешева в суете забыли. Он стоит один... Юрий Александрович не знал, как поступить. Подойти – вроде неудобно. Потом подошел и спросил: «Можно, Сергей Яковлевич, я вас до дома довезу?» Лемешев благодарно улыбнулся: «Да, большое спасибо, Юрочка!» Все, кто близко знал Юрия Гуляева, утверждают, что он был напрочь лишен зависти, напротив, умел радоваться за своих коллег. Необыкновенно красивый внешне, Юрий Гуляев умел вести себя как лорд и при этом никогда не довлел над людьми. Все чувствовали себя с ним на равных

.

Он легко находил общий язык с каждым, ему не важно было, кто перед ним, уборщица или министр культуры. Когда ему сказали, что Фурцева недовольна тем, что Гуляев поет «Семеновну» с эстрадным ансамблем, он напрямую выразил свое отношение: «Дура ваша Фурцева». На досуге его любимыми занятиями были шахматы и игра на пианино. Гуляев сам сочинял музыку, причем был очень строг по отношению к себе. Он говорил: «Если композитору достаточно написать на тройку – это будет моей пятеркой, но если я напишу на пятерку, это будет всего лишь тройка». Из писателей больше всех любил Чехова и Есенина. Гуляев любил водить машину. Он умер, сидя за рулем. Выезжал из гаража и почувствовал себя плохо. Ему показалось, что начался приступ астмы, и он вытащил из кармана алупент. Но это была не астма, а сердце. Смерть наступила почти мгновенно. Каким образом могло получиться так, что не встретилось ни одной - по крайней мере, выполненной в студии и изданной официально, - полной оперной записи с его участием? Сейчас остается лишь недоумевать по этому поводу.



Многих партий он так и не спел. Очень многое сделал для памяти этого замечательного человека Фонд русской классики его имени при активнейшем участии жены певца Ларисы Максимовны. Ее незаменимая поддержка сопутствовала Юрию Александровичу многие годы. А так же сына Юрия Гуляева-младшего, и спонсорских организаций. После смерти Гуляева издавались его записи, расширялась его дискография, выходили печатные материалы. "…Как ужасно непростительно мы в будничной суете невнимательны друг к другу", - писала И. К. Архипова, вспоминая о Юрии Гуляеве

.

Юрий Гуляев похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

В 2009 году о Юрии Гуляеве был снят документальный фильм "Не

оконченная песня. Юрий Гуляев".


Текст подготовил Андрей Гончаров Использованные материалы: Материалы сайта www.gudok.ru Материалы сайта www.partyofregions.org.ua Материалы сайта www.opera-news.com

Свердловский театр оперы и балета

Моралес — «Кармен», Ж.Бизе Молодой цыган — «Алеко», С.В.Рахманинов Януш — «Галька», С.Монюшко Елецкий — «Пиковая дама», П.И.Чайковский Валентин — «Фауст», Ш.Гуно

Донецкий оперный театр

Валентин — «Фауст», Ш. Гуно Лисницкий — «Тихий Дон», И. Дзержинский Онегин — «Евгений Онегин», П. И. Чайковский Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж. Россини Сильвио — «Паяцы», Р. Леонковалло Жермон — «Травиата», Дж. Верди Елецкий — «Пиковая дама», П. И. Чайковский Ренато — «Бал-маскарад», Дж. Верди

Киевский театр оперы и балета

Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж.Россини Ренато — «Бал-маскарад», Дж.Верди Валентин — «Фауст», Ш.Гуно Алеко — «Алеко», С.В.Рахманинов Эскамильо — «Кармен», Ж.Бизе Щорс — «Полководец», Б.Лятошинский Максим — «Арсенал», Г.Майборода Султан — «Запорожец за Дунаем», Н.Лысенко Папагено — «Волшебная флейта», В.А.Моцарт Граф ди Луна — «Трубадур», Дж.Верди Роберт — «Иоланта», П.И.Чайковский

Большой театр

Онегин — «Евгений Онегин», П.И.Чайковский Граф ди Луна — «Трубадур», Дж.Верди Фигаро — «Севильский цирюльник», Дж.Россини Валентин — «Фауст», Ш.Гуно Жермон — «Травиата», Дж.Верди Тараш — «Похищение луны», О.Тактакишвили Эскамильо — «Кармен», Ж.Бизе Рамиро — «Испанский час», М.Равель Роберт — «Иоланта», П.И.Чайковский Дон Карлос — «Обручение в монастыре», С.С.Прокофьев Шарплес — «Чио-Чио-сан», Дж.Пуччини

9 августа 1930 года — 23 апреля 1986 года

 

источник

Рубрики:  ЖЗЛ, биография
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку