Исаак Сирский: Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Происходит это потому, что ты или недостоин получить просимое, или пути сердца твоего противны с просимым, или ты еще не достиг меры, нужной для получения просимого дарования. Нам не должно преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтобы дарование Божие при скором получении не попало в пренебрежение. Все скоро получаемое и утрачивается скоро. Все же приобретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (251)
30. Искренне сознавай свою немощь и невежество и исповедуй Господу в молитве в противодействие своему незаметному возношению, чтобы не быть тебе оставленным. Искушение скверными желаниями и блуд последуют гордости, а возношению последует прелесть. (276)
42. Хочешь ли духом твоим вступить в общение с Богом и принять ощущение той сладости, которая не порабощена чувствам? - Последуй милостыни. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в тебе святая красота, которой человек уподобляется Богу. Когда вся деятельность растворена милостью, она совершает в душе постоянное общение со светлой славой Божества. Это духовное соединение есть незапечатленное памятвование, возжигаемое в сердце горящей любовью, неимеющее расстояний, получающей силу к союзу от соблюдения Евангельских Заповедей, и это не по законам естества. (279)
42. Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда: этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. Немоществующих и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, которые имеешь, и десница Божия будет поддерживать тебя. Прими участие молитвой и скорбью сердца об огорченных, и источник милости откроется перед твоими прошениями.
Не променяй любви к брату на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты обретаешь внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Оставь малое, чтобы приобрести великое. Пренебреги излишним и ничегонезначущим, чтобы приобресть многоценное. Будь как бы умершим для этой жизни, чтобы тебе не жить для смерти. (280)
42. Пусть твоя милостыня побеждает все прочие виды добра, пока не ощутишь в себе той милостыни, которую имеет Бог к миру. Да сможем мы с помощью милосердия увидеть в себе (как в зеркале) подобие и образ совершенства, находящегося в Божьем естестве. Такими понятиями просветимся и направимся к Богоугодной жизни. Жестокое и немилосердное сердце никогда не сможет очиститься. Милосердный человек есть врач своей души: он как бы сильным ветром изгонят страсти из своей души. Милость есть наш долг Богу по Евангельскому слову жизни. (281)
28. Пророчество Скитских отцов о последнем роде. Они задали вопрос: что сделали мы? Великий авва Исхарион ответил: мы соблюдали заповеди Божьи. Тогда они спросили: что сделают те, которые за нами последуют? Он отвечал: они против нашего сделают половину. А те, которые будут после них? - Эти - отвечал авва, не будут иметь монашеского делания, но их постигнут напасти, и они, подвергшись им и искушениям, окажутся больше нас и наших отцов. (283)
24. Авва Иоанн Колов говорил: если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресечет подвоз в него съестных припасов; граждане, страдая от голода, чтобы не погибнуть, покорятся.. То же бывает с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, - вожделения изнемогут в его душе. (287)
12. Авва Пимен поведал об авве Иоанне Колове: Он умолил Бога и от него отошли страстные вожделения. Он ощутил ненарушимое спокойствие. Тогда он сказал некоторому отцу: я спокоен и не имею никакой брани. Старец отвечал ему: иди и умоли Бога, чтобы возвратились брани и то сокрушение сердце и смирение, которое ты имел прежде: по причине браней душа преуспевает. Иоанн так и поступил, и когда брани вернулись, то он только молил Бога: Господи! Даруй мне терпение в брани. (288)
5. Св. Тихон Воронежский: Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель. И хотя Он есть Бог всех, и всем одинаково повелевает уклоняться от зла и творить благое, но принимай как бы повеление то тебя одного касалось. Тогда с Его помощью породится в тебе новое движение и новый дух. Поучаясь этим размышлением ежедневно, тем день от дня почувствуешь большее усердие к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога и размышлять о Нем по надлежащему не можем. (363)[\more]