Никакая прежняя жизнь не может препятствовать вступлению в иночество, потому что иночество состоит в покаянии, а монастырь - лечебница. Поступивший в монастырь находится первоначально на испытании с целью определить, насколько искренне и серьезно его намерение посвятить себя монашеской жизни. В случае, если настоятель монастыря убедится в искренних стремлениях вновь поступившего в монастырь собрата, он благословляет ему ношение подрясника с поясом и скуфьи (подрясник - длинная черная одежда, с узкими рукавами; скуфья - шапочка, конусной формы). Такой, находящийся на испытании будущий инок, носит название послушника, потому что главной его обязанностью является научиться слушаться своего духовного отца.
В добросовестном исполнении возложенного на него послушания, послушник должен обнаружить все свое терпение и смирение - основные иноческие добродетели. "Послушание выше поста и молитвы," - гласит иноческая поговорка. Это оттого, что послушание, основанное на терпении и смирении, служит искоренению главного недуга человеческой души - гордости, а также самолюбия, от которого происходят все страсти.
Из среды монашества вышло наибольшее количество святых, и это естественно: ведь монашество ставит себе целью духовное совершенство. Святых монашеского чина именуют "пре-подобными" - в знак того, что они более других уподобились Христу. Монахом становится тот, кто почувствовал, что все в жизни - суета, кто захотел вырваться из плена и обрести Бога. Монашеский путь - это путь прямой линии, путь кратчайшего расстояния между двумя точками - человеком и Богом.
В монашеской среде возникла богатейшая духовная литература. Для большинства мирян она - "высшая математика." Духовные состояния, описанные в ней, недоступны людям, живущим светской жизнью. Тем не менее кое-что в этой подвижнической литературе доступно всем, ищущим Бога. Русские люди любили читать такие книги, как "Добротолюбие," в котором собраны (в 5-ти томах) наставления подвижников древности; "Лествицу" Иоанна, игумена Синайской горы; "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца; "Душеполезные поучения" аввы Дорофея; наставления старцев Варсонофия и Иоанна.[\more]