-Цитатник

Без заголовка - (0)

Шалом,Израиль!(Путешествие по Галилее ч.1)   Добрый  день ,мои ПЧ друзья! ...

Как опубликовать свой материал в Сообществе? - (0)

Как опубликовать свой материал в Сообществе?   Дорогие и Уважае...

Начинающим на ЛиРу - (0)

Начинающим на ЛиРу Зарегистрировать твой ник! Серия сообщений "Для ЛиРу": Часть...

Тег more или Как убрать текст под кат - (0)

Помощь новичкам: Тег more или Как убрать текст под кат По просьбам читателей - новичков, попроб...

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ - (0)

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854 - 1855 г.г.


 -Всегда под рукой

 -

Быстрый переход по страницам блога Краснофлотец:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краснофлотец

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей: 4010
Комментариев: 933
Написано: 6326


Балаклавская "железка"

Воскресенье, 08 Февраля 2015 г. 13:59 + в цитатник

 

Балаклавская "железка", канувшая в Лету

 


 

...Сегодня доподлинно неизвестно, кто принимал решение покрошить на мелкие кусочки эту мраморную мемориальную доску под Севастополем. Но в июле 1860 года ее вырвали из скалы и торжественно разбили кувалдами...

О чем же гласила надпись, сделанная на языке англосаксов - главных действующих лиц союзников, штурмовавших Севастополь в ходе Крымской кампании 1854-1855 годов? О том, что по инициативе достославного сэра Самуила Мортона Пето из Балаклавы до створа Воронцовской дороги в рекордные сроки была проложена самая первая в Крыму железная дорога с ответвлениями протяженностью около 20 миль.

Ее начало было положено 8 февраля 1855 года - ровно 160 лет назад. А первый состав пошел 26 марта 1855 года. В британском парламенте решение о строительстве дороги родилось в спорах - слишком дорогое удовольствие. Но "ястребы" всех убедили.

Чем же было обусловлено строительное рвение рачительных оккупантов? Конечно же не заботой о том, чтобы крымские аборигены забыли о мулах и повозках и вкусили транспортные блага западной цивилизации. В преддверии 3-го штурма Севастополя остро назрела проблема жалкого состояния английской базы, которая из-за недостатка транспортных средств и боезапасов была совершенно не готова к активизации военных действий против сил россиян, защищавших 3-й бастион на Корабельной стороне...

Под руководством военного инженера Кола Мудро из Англии к началу первой декады декабря 1854 г. на судах были доставлены в плановом количестве первые сотни тонн рельсов, тысячи шпал, механизмы для забивания шпал, подъемные краны, вагонетки, около трех тысяч инструментов и т.д.

Через р. Балаклавку англичане перекинули мост. Рельсовый путь змеился по западному склону гор, стиснувших горловину Балаклавской бухты, затем пересекал долину у деревни Кады-Кой, устремляясь на запад, до главной квартиры англичан - к хутору генерала Бракера.

Несомненно, завершение строительства 11-километровой главной ветки железной дороги в рекордно короткие сроки - за 7 недель - позволило англо-франко-сардинским войскам резко изменить ситуацию в битве за Севастополь.

Для того чтобы на пересеченной местности четыре паровоза (они носили импозантные имена - "Содружество", "Победа", "Лебедь" и "Черный бриллиант") двигались с грузами беспрепятственно, на возвышенных участках полотна впрягали в локомотив специально подкованных йоркширских ломовых лошадей, а когда на траверзе деревни Кады-Кой им требовалась передышка, включались в дело стационарные двигатели, снабженные приводными тросами. Ежедневно по этой трассе доставлялось до Сапун-горы до 300 тонн грузов...

Сегодня от этой первой в Крыму железной дороги остались лишь артефактные останки. Педантичные и тороватые англичане в 1856 году выдрали из балаклавской земли тысячи тонн металла, служащего базисом этой железной дороги, аккуратно отсортировали фрагменты "железки" и морем увезли их на продажу туркам в Константинополь.

Однако следует - ради исторической справедливости! - заметить, что все-таки самая первая железная дорога в Крыму была сооружена также у нас, в Севастопольском регионе, и значительно раньше событий Крымской кампании. Правда, она была конной, а не на паровой тяге, и имела протяженность 1 километр.

В 1843 году при строительстве Адмиралтейства возникла идея отказаться от добычи инкерманского камня (он вообще-то довольно хрупкий при нарезке) и добывать блоки крымбальского камня, который выигрывал по прочностным характеристикам.

В этих целях в низовьях Килен-балки обустроили карьер. А чтобы доставлять огромные известняковые блоки к месту закладки фундамента Адмиралтейства, надо было проложить от карьера до Килен-бухты узкоколейку на конной тяге. Стать ответственным застройщиком вызвался отставной мичман Дмитрий Волохов. Ему, выходит, и принадлежат лавры первенства в прокладке самой-самой первой в Крыму железной дороги. А "самое-самое" нельзя предавать забвению, многое ведь - потомству в пример...

 

 

 
 
Рубрики:  Севастополь,Балаклава,
Севастополь ,Балаклава
Крымская война
http://www.liontour.com.ua/ua/
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку