-Цитатник

Без заголовка - (0)

Шалом,Израиль!(Путешествие по Галилее ч.1)   Добрый  день ,мои ПЧ друзья! ...

Как опубликовать свой материал в Сообществе? - (0)

Как опубликовать свой материал в Сообществе?   Дорогие и Уважае...

Начинающим на ЛиРу - (0)

Начинающим на ЛиРу Зарегистрировать твой ник! Серия сообщений "Для ЛиРу": Часть...

Тег more или Как убрать текст под кат - (0)

Помощь новичкам: Тег more или Как убрать текст под кат По просьбам читателей - новичков, попроб...

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ - (0)

ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ ВЕЛИКИЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ НА КАРТИНАХ ИЗВЕ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854 - 1855 г.г.


 -Всегда под рукой

 -

Быстрый переход по страницам блога Краснофлотец:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краснофлотец

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2009
Записей: 4010
Комментариев: 933
Написано: 6326


Херсонесский маяк

Четверг, 30 Июня 2011 г. 15:57 + в цитатник
Цитата сообщения routir Херсонесский маяк

В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует – и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше – свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.

Занимаясь исследованием объектов "Викимапии",я обнаружил пробелы по Херсонесскому полуострову и маяку.

Отправляюсь в дорогу на автобусе№95А,следующему до маяка. Проезжаем мимо 35-й батареи,несколько поворотов и мы на месте.
-А где же маяк?,-спрашиваю я у водителя.
-По той дороге,до конца,-отвечает он,указывая в направлении аэродрома.
-Я думал,вы едете до самого маяка?
-Нет,туда ходит маршрут"маяк-2" и то-очень редко
-Ясно,спасибо,-произношу я с разочарованием и выхожу.
Тогда я не послушал совета водителя и выбрал  путь вдоль береговой линии. Дело в том,что я тут никогда не бывал и захотелось все рассмотреть со стороны моря. Через пять минут,я уже стоял на краю обрыва и,вдыхая соленый воздух,наслаждался красотой побережья. По левую сторону от меня расположились дачи и коттеджики,а по правую маячила главная цель моего путешествия-беленький столбик."Какое живописное местечко!",подумал я и подошел к краю. Вода переливалась всеми оттенками радуги и я просто замер,не в силах оторвать взгляд от этого великолепия...Несколько чаек сидели на камнях и приводили себя в порядок...они заметили мою попытку подобраться ближе для"захвата"и,взмахнув крыльями,упорхали в сторону домиков....
Измерив расстояние("вики"всегда со мной),я улыбнулся"2,5км всего лишь!"

Вперед!!!
       
       


       
       
       
       

Через несколько сотен метров,показался "Радиотехнический узел системы предупреждения о ракетном нападении Днепр"

Насчет работоспособности данного объекта ничего не могу сказать,но он охраняется.


       
С этого места,я увидел "моржа",который плавал около берега,заметив меня,он вылез на сушу.
-Скажите,пожалуйста,могу ли я здесь пройти к маяку?,-спросил я у него.
-Вообще-то,там морпехи сидят,но сейчас никого не вижу,можно пройти,-ответил он.
-Значит,маяк охраняется?
-Он находится на территории воинской части
-А меня там не повяжут?
-Милицию вызывать не будут,скажете,что заблудились и вас проводят к выходу
-Спасибо!,-ответил я и подумал,какой вежливый "морж" попался.

Пробежав мимо поста морпехов,я оказался у стены.

 -Урааааааа!!!!! Мой первый маяк!!!! Красота-то какая!!! 

Немного истории

Маяк основан в 1816 году и на протяжении своей долголетней службы, играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота. Маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П. С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед.

**************************

Фрегат «Везул»

Исправно горящий огонь маяка, как показывает жизнь, ещё не гарантия безопасного судоходства. Если у капитана не достаёт морской выучки или опыта плавания в штормящем море, а команда не расторопна или плохо обучена, то и свет маяка не поможет попавшим в беду мореплавателям. И тогда служителям маяка приходится идти на помощь терпящим бедствие.

В ночь на 1 октября 1817 года на траверзе Херсонесского маяка разыгралась трагедия. С заходом солнца при спокойном море из Севастополя на Одессу вышел фрегат «Везул» под командованием капитана 2 ранга И. И. Стожевского. Шли по счислению. Вскорости погода начала портиться. Небо заволокло низкими грозовыми тучами. Ветер, быстро усиливаясь, перешёл в жестокий шторм. Наставление мореплавателям на этот случай даёт чёткий совет: «Держитесь на хорошем расстоянии от береговой линии». Но ошибка в счислении места составила около 6 морских миль (примерно 12 км). Сильно уклонившийся в сторону берега фрегат нёсся прямо на Херсонесский риф. Увидев приближающийся огонь маяка, командир попытался сделать галс в море, но поворот не получился. Тогда срочно отдали якорь, но он «не забрал». Беспомощный фрегат несло на камни. Вскоре послышался удар корпуса о гранитное дно. На маяке, увидев эту трагедию, тут же сообщили в Севастополь на эскадру. Больше пока ничем помочь терпящим бедствие не могли. Море бесновалось с такой яростью, что о спуске на воду шлюпки не могло быть и речи.



К рассвету шторм начал стихать и к лежащему на борту «Везулу», который волны продолжали методично колотить о камни, подошёл вельбот с маячниками. Команду во главе с командиром спасли, а вот фрегат измолотило в щепки. Квартирмейстер и юнга, до подхода спасателей со страху бросившиеся в море, погибли.

Великий князь Михаил Павлович, оказавшийся в то время в Севастополе, писал царю: «Многие из офицеров, находившихся на эскадре, свободные от должности, поспешали на помощь несчастным сослуживцам... наняли верховых лошадей — барказов нельзя было посылать в открытое море в такой ветер — и опрометью поскакали к Херсонесскому маяку. Фрегат был разбит, и потеря его оценена в 270 630 руб.».

Море не раз испытывало и сам маяк. Тысячетонная махина маячной башни без труда выдерживала натиск ураганов и свирепых штормов, а вот городок и находившиеся на его территории постройки море не щадило. Особо жестокие испытания выпали на долю обитателей Херсонесского маяка в ночь на 18 декабря 1887 года. Смотритель маяка А. Федотов срочно телеграфировал в Севастополь: «Бурей залило двор и здания, прошу спасти служащих от гибели». Командир Севастопольского порта контр-адмирал М. Н. Кумани немедленно выслал на маяк людей и спасательные средства. Позже Федотов показывал: «При шторме 17 декабря 1887 года зыбь с моря перебрасывало через каменные возвышения набережной, а в 11 часов сделался сильный шторм. Вокруг маяка образовалось уже озеро... В некоторых местах вода доходила до 6 футов (почти 2 метра)... Затопило конюшню, сараи, кладовые, погреб... Вода поднималась до окон зданий. Женщин и детей отправили вброд по пояс в ближайшую деревню. .. Служители, набрав хлеба и петролеума в запас, укрылись в башне, чтобы обеспечивать исправное освещение. Перед этим они спасли команду турецкого брига с грузом, который разбился до основания. Утонуло 10 человек, а 4 спаслось. Нужна небольшая плоскодонная вёсельная шлюпка для спасения».

После шторма башню и все жилые и хозяйственные постройки пришлось капитально ремонтировать. Со стороны моря для защиты от буйства стихии возвели мощный каменный вал (брекватер), а при маяке возродили упразднённую ранее спасательную команду, оснастив её вёсельными вельботами и специальным снаряжением.

Потом ещё не раз море испытывало обитателей маяка. Во время землетрясения 12 сентября 1927 года, одного из самых сильных в Крыму за всю историю, могучая башня Херсонесского маяка выстояла. Служители же отмечали, что во время толчков они раскачивались, как стволы могучих дубов. Одновременно из фонарного сооружения маяка наблюдали далеко в море между Севастополем и мысом Лукулл громадную огненную полосу. Создавалось впечатление, что там горит море. Истинная причина столь необычного явления и по сей день остаётся загадкой...

***************************

Маяк Херсонесский стал свидетелем невиданного массового героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка.

"Количество раненых и убитых в первые дни июля, особенно 2 и 3 июля, росло неимоверно быстро из-за многочисленных контратак, массированных бомбардировок, артиллерийского, минометного, пулеметного и стрелкового огня противника. Тем более, что на оставшейся у наших войск небольшой территории размером примерно 5 х 3 км, где находилось десятки тысяч защитников Севастополя, чуть не каждый вражеский снаряд, бомба или пуля находили свою жертву.

 Командир санитарного взвода 20 МАБ военфельдшер С. В. Пух написал, что их выносили с поля боя и собирали на 1 этаже Херсонесского маяка.

 Потом были заняты второй, третий и даже самый верхний этаж маяка. 3 июля во время массированного налета самолетов противника, рядом с маяком упала тонная авиабомба. В результате взрыва рухнула часть стены маяка, похоронив под своими обломками сотни раненых."

Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно поврежденный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся через минные поля в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года в день освобождения Севастополя на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.

Башня маяка построена заново в 1950-1951 годах. Архитектурно оформленная красивая белая железобетонная башня маяка высотой 36 м, облицованная инкерманским камнем с огромным остекленным фонарным сооружением, горделиво возвышается над мысом Херсонес. Дальность действия белого огня маяка 16 миль.

Раньше, до появления электричества, световой сигнал из этого, а также Тарханкутского маяка (они сооружались и вступали в строй одновременно) подавался при помощи особой керосиновой установки — это был эдакий огромный примус. Керосин подавался в горелку под давлением через жиклер, яркое пламя от горения  было далеко видно. Ту маячную «керосинку», как и обычный примус, смотрителю маяка приходилось часто прочищать от нагара. А для вращения линзы, усиливающей и концентрирующей световой поток, а также для работы топливного насоса использовался гиревой механизм: 200–килограммовый груз ходил прямо в шахте маяка.

Лампа и линза — это, по сути, главные из видимых рабочих элементов маяка. Лампа — кварцево–галогенная, мощностью 1.000 ватт. Линза вокруг нее изготовлена в 1957 году на одном из заводов в Харьковской области, по спецзаказу.

Техническая характеристика маяка довольно сложная, а сигнал он выдает в виде световой морзянки — точек и тире. Херсонесский маяк посылает код СВ, что значит «Севастополь». Полная подача сигнала занимает 18 секунд, он циклично повторяется. Выходит маяк «на работу» за час до захода солнца, а гаснет через час после восхода.

Световой сигнал, оказывается, иногда подается маяком и в дневное время — если видимость на море меньше 10 километров. А в обычную, хорошую погоду вахтенный наблюдатель на корабле с высоты 5–метровой рубки обозревает пространство вкруговую на 16 морских миль.

Херсонесский маяк — лишь один из объектов Гидрографической службы Черноморского флота (структурное подразделение МО России). Его обслуживают как люди военные, так и вольнонаемные. Рядом с маяком находится маячно–техническое здание, в нем и несет обслуживающий персонал круглосуточные дежурства. На мысе Херсонес еще работает и радиомаяк КРМ–300: он посылает на разных частотах тот же позывной СВ в радиоэфир. Для чего? Для дивиации, поясняют нам, то есть для определения координат судна в море.

Установлена здесь и навигационная система «Марс», что позволяет Херсонесскому маяку поддерживать связь на коротких волнах в радиорежиме с маяками, находящимися на крымских мысах Тарханкут, Фиолент и в Геническе. При помощи сигналов с маяков суда могут настраивать и проверять свою навигационную аппаратуру.

Аппаратура на маяке работает от горсети,но,в случае неполадок,предусмотрены мощные дизельные генераторы,которые могут обеспечить током весь поселок.

А еще,жители маяка,вынуждены терпеть мощный звук, похожий на трубный рык слона. Говорят, он слышен за 3 мили. Звук издает специальное устройство шведского производства — наутофон. В период туманов и штормов (декабрь — февраль) жителям поселка не позавидуешь: иногда этот резкий протяжный рык приходится терпеть сутками, днем и ночью.

Ночью башня маяка подсвечивается мощными прожекторами, что улучшает ее опознаваемость с моря.

*************************************

-Как на него подняться???
Я спрыгнул вниз и начал искать вход.....


       
       
      

 
       
       

Он оказался закрыт
       
       

 
       
       
       

Неожиданно,я услышал чьи-то голоса и,нырнув в кусты,затаился...

В трех метрах от меня показался мужик в камуфляжной куртке и с сачком в руках,а рядом с ним-маленькая девочка. Они прошли в сторону моря,а я продолжил свой репортаж.

Части волнолома
       

Где-то там,вдалеке,начинался мой путь сюда.


       
       
    Дедушка с внучкой вышли на рыбалку:)

 Немного подумав,спустился к ним

-Добрый день!,-обратился я к дедушке.

-А как Вы сюда попали?,-удивился тот.

-По берегу прошел!,-ответил я,улыбнувшись.

-И Вас никто не остановил?,-спросил он.

-Нет,мне сказали,что берег охраняют морпехи,но они ушли спать и можно пройти! Хотелось на маяк посмотреть!

Дед засмеялся и подозвал меня к себе

-А мы тут рачков ловим,-сказал он и протянул мне сачок.

Я посмотрел на улов,а затем подошел к девочке и спросил,как её зовут

-Аня,-ответила она и показала мне баночку с рыбками,-Смотри,что у меня есть!

-Ух ты! Какие маленькие!,-воскликнул я.

-Вот эти колются,-указала она на"шарики"морских ежей на дне баночки и достала одного.

-Не больно ручками брать?,-спросил я,удивленно.

-Неа,я  привыкла!,-ответила девочка.

Я снова обратился к деду,-А Вы тут работаете?

-25лет живу и работаю,-ответил он и закинул сачок.

-Какая здесь красота!,-заметил я.

-Вон там-Ялта,там-Стамбул,а вон там-Кача,-оживился старик,рукой  указывая в нужном направлении,-Пару дней назад,мужика в лодке в сторону Качи унесло,-продолжил он,-а мы,в прошлом году,вчетвером гребли,но так и не выгребли...

-Внучка тоже с вами живет?,-поинтересовался я и посмотрел на девочку,которая,склонившись над баночкой,перебирала дедушкин улов.

-Вся наша семья тут проживает...дочка  в городе работает...,-пробормотал дед и задумался.

Тут мне вспомнилась одна заметка о том,что,устроившись на маяк,отсюда не уходят....здесь вырастают дети...многие из них навсегда остаются на маяке, продолжая семейные традиции...

-Смотрите,рапаны!,-воскликнул я,увидев несколько раковин у самого берега.

-Мелочь! Мы вот ТАКИХ доставали!,-начал хвастаться дед.

Я понял,что у него в запасе много разных историй,но решил вернуться к главной теме:

-А на маяк можно подняться?

-Только с разрешения начальника!

-Жаль

Открытое  море вокруг,производило неизгладимое впечатление...тут и там плавали небольшие медузки,на камнях,распустив клешни,грелись крабики...вдыхая удивительно чистый воздух,я не переставал любоваться красотой мыса херсонес...

-Деда,ты поймал?,-донеслись до меня слова Анечки.

-Поймал,поймал!

Дедушка подошел к внучке и она вынула улов.
       

-Ну что,пойдем домой сходим?,-спросил он у Анечки

-Пойдем,-ответила она.

По дороге домой,девочка болтала не переставая:

-В следующий раз,мы в лодке поплывем,-она остановилась и сорвала несколько одуванчиков,-и маску возьмем...и трубку...и ласты

Тут мы с дедушкой рассмеялись...

-2,5 года! Насмотрелась!,-воскликнул дед.

-Прелесть!

Мы подошли к двухэтажному зданию и дед попрощался

-Спасибо! Всего хорошего!,-ответил я.

-А кто этот дядя?,-спросила Анечка у деда.

-Просто хороший человек,-ответил он.

Проходя через КПП,я думал,что могут прицепиться...на воротах сидел парнишка и читал газету...я прошел мимо,а он  на меня даже не взглянул.

Я покидал маячный городок в прекрасном настроении. Отправляясь к главной цели моего путешествия,удалось не только побывать на закрытой территории,но и побеседовать с местными жителями. Как хорошо,что они мне повстречались....без них,эта история была бы неполной. Дедушка оказался очень добрым,"просоленным"человеком и девочка очень понравилась,эдакая маленькая морячка. Она живет в удивительной атмосфере на маяке,вдалеке от городской суеты...в своем,обособленном мире...наполненном сказочной романтикой....

Как же здесь хорошо!!!!!


Далее,я оказался на территории запасного аэродрома"Херсонес" ВВС ЧФ РФ и увидел следы гоночных машин"Автоэкзотики 2010"

Интересную статью о событиях на полуострове читайте в статье  Гонки на костях


       
       
       

Памятник защитникам Севастополя 1941-42гг


       
       
       
       

 
       
       
       
       


       
       
       
       
       
       

Вечная память...



 

Маршрут моего путешествия

посмотреть на карте

Херсонесский полуостров хранит множество тайн и я сюда еще вернусь.

ROUTIR 2010 ©

Источники:

lighthouse21v.narod.ru/s24.html

 www.nkj.ru/archive/articles/15565/

pda.sb.by/post/46678/

sevfront.ru/news.php

flot2017.com/file/show/other/11422

www.liveinternet.ru/users/tatasoz/post136794033/

 

Серия сообщений "Севастополь":
Часть 1 - Кришна в Севастополе!(фото+видео)
Часть 2 - Фестиваль невест(фото)
...
Часть 37 - 35 Береговая Батарея.День памяти 30-го октября.Эта правда страшнее, чем бездна !
Часть 38 - Всеукраинская выставка-ярмарка декоративных голубей
Часть 39 - Херсонесский маяк
Часть 40 - Масленица 2011
Часть 41 - Масленица на приморской бульваре.Часть первая.
...
Часть 60 - Огонь, батарея.Неизвестная драма Севастополя
Часть 61 - Подъем с глубины или апвеллинг
Часть 62 - Музейный комплекс«35 Береговая батарея»приглашает почтить память защитников Севастополя в День Памяти

Серия сообщений "Достопримечательности":
Часть 1 - Приморский бульвар.Севастополь.(видео)
Часть 2 - Исторический бульвар
Часть 3 - Херсонесский маяк
Рубрики:  Севастополь,Балаклава,
Севастополь ,Балаклава
История
Историческая летопись Севастополя
,Туризм,страны,путешествия
оружие,техника
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку