-Цитатник

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! - (1)

Чудо-бродилка по открыточкам на все случаи жизни!!! Девочки! Посмотрите, какую чудо-бродилку п...

Деревенчук Владимир - украинский художник - (2)

Деревенчук Владимир - украинский художник Художник Деревенчук Владимир (Derevenchuk Vladimir) ...

Распакованный скрап-набор "Ви - (0)

Распакованный скрап-набор "Винтажная шкатулка" Распакованный скрап-набор "Винтажная шкату...

Русский костюм, часть 4. - (0)

Нет, дорогие мои! Я ничего не забыла и честно продолжу серию очерков по истории русского кос...

Учим деток рисовать. - (0)

Учим деток рисовать. Учим деток рисовать. 1.  2.  3.  4.&nbs...

 -Метки

100 великих украинцев 1787г.крым. екатерина вторая.путешествие в крым 18 век ****маккензи crimea hand made natalie ukraine автобусные туры по европе автобусные туры по европе. автобусные туры по европе.англия автобусные туры по европе.германия автобусные туры по европе.италия автобусные туры по европе.франция английский . английский язык тексты для чтения анимэ бесплатный английский для детей блога ботанический рисунок... бразильский карнавал веселые картинки викторианская англия галантный век 18 век германия гостям севастополя.памятники севастополя. дневника италия как научиться как научиться рисовать как научиться рисовать в 3-4 года как научиться рисовать* уроки рисования как продвинуть сайт самостоятельно крым. лионтур. экскурсии лион-тур моей сестре о простой жизни обычаи нравы быт обычаи нравы быт*русский костюм*сарафан оформление оформление сайта памятники севастополя памятники севастополя.экскурсии. фирма «лион-тур» памятники севстополя скачать книгу схемы украинский костюм украинский язык культура украины франция экскурсии крым лионтур экскурсии крым лионтур- экскурсии по крыму

 -Рубрики

 -Музыка

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Жду окончания закачки

      Показать все (1)

       -Всегда под рукой

      Быстрый переход по страницам блога:

      50 49 48 47 46 45 44

       -Фотоальбом

      Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ

       -Подписка по e-mail

       

       -Статистика

      Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
      Создан: 03.07.2009
      Записей: 8491
      Комментариев: 1566
      Написано: 10735


      Глава 3. Эволюция освоения Крыма и место рекреационной деятельности в этом процессе

      Понедельник, 17 Января 2011 г. 10:05 + в цитатник

      www.i-u.ru/biblio/archive/nikolaenko_process/02.aspx

      РУССКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТ

      Глава 3. Эволюция освоения Крыма и место рекреационной деятельности в этом процессе

      3.1. Эволюция социо-культурного освоения Крыма и стандарты рекреационной деятельности на полуострове

      В истории освоения Крыма нами выделено 14 периодов. Еще раз уточним, что под периодом понимается составная часть этапа, в рамках которой проводятся существенные и четко различимые изменения с определенными частями социо-культурного пространства СКС. Основное отличие периода от этапа состоит в том, что изменения могут носить локальный характер и быть связанными только с отдельными регионами СКС. Совокупность периодов составляет этап.

      Основанием для периодизации эволюции Крыма послужила общая периодизация эволюции социо-культурных систем, предложенная Д.В. Николаенко [162, 163] и приведенная в приложении 1. В дополнение к ней нами проанализирована эволюция массового туризма в различных СКС. Результаты анализа приведены в приложении 2.

      На уровне отдельных регионов проявляются именно периоды, которые являются составными частями более общих этапов эволюции. Они охватывают различные временные промежутки. Некоторые периоды более длительны, другие - менее. Однако для всех периодов характерно, что в их рамках происходили существенные перемены, связанные с освоением региона. Как правило, периоды связаны с установлением нового доминанта в данном регионе.

      В данной работе мы предельно кратко описываем суть каждого периода и особенности рекреационной активности населения в его рамках. Значительная информация содержится в картоидах, характеризующих каждый период.

      Картоиды и условные обозначения к ним приведены в файлах re-6, re-7 & re-8. Общие пространственно-временные таблицы социо-культурной эволюции и характеристика массового туризма приведены в файлах re- 9, re-10 & re-11.  

      Период 1. С древнейших времен до VIII - VII веков до новой эры

      О начальном периоде социо-культурной эволюции Крыма существуют крайне обрывочные сведения. Вероятно, имело место доминирование варварско-кочевой социо-культурной системы (СКС) в обитаемой части территории Крыма. Контакты степной части полуострова с хоумлендом варварско-кочевой СКС, скорее всего, были устойчивыми и систематическими: ничто не могло им препятствовать.

      Южный берег Крыма (ЮБК) и горные районы, скорее, не были освоены людьми варварско-кочевой СКС. Это связано с необычными для них физико-географическими условиями данной части полуострова и, следовательно, невозможностью заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности, следовать привычному стандарту поведения и образу жизни. Горы и Южный берег, вероятно, требовали оседлого проживания.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Представлена недельным и квартальным циклами, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы.

      Период 2. С начала нреческой экспансии до восхождения Рима как нового лидера западной СКС: с VIII - VII по II - I века до новой эры

      Прибрежная зона Крыма становится частью районов освоения распространяющейся западной СКС. Началась греческая приморская экспансия. В Крыму и на побережье Черного моря в целом идет создание многочисленных греческих городов-государств. Это общий процесс, характерный для западной СКС в целом. Крым для западной СКС - только предельно удаленная территория очагового освоения. Греческие города-государства носили характер анклавов и положили начало процессу смешанного социо-культурного освоения Крыма. Города-государства Крыма тесно связаны с хоумлендом в Греции.

      Аналогичные процессы шли и в других районах бассейнов Черного и Средиземного морей. Греческие города-государства не порождали социо-культурного давления на варварско-кочевую СКС, и поэтому имело место их многовековое сосуществование. Причины феномена видятся нам в том, что западная СКС второго этапа не могла вести социо-культурной переработки кого бы то ни было, а варварско-кочевая СКС никогда не делала этого в принципе. В итоге - века относительно мирного сосуществования двух СКС в пределах различных физико-географических районов одного небольшого полуострова. Сложилось территориальное разделение труда, и имела место стабильная экономическая кооперация двух СКС.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних частей полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы.

      Для греческого населения Крыма рекреация реализуется в недельных, квартальных и годовых циклах. Годовые циклы для большинства греческого населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов-полисов. Для небольшой части населения годичная рекреация приобретала пространственно активной характер и была связана с поездками в Грецию и Малую Азию. Годовой цикл рекреации слабо отличим от жизненного, то есть дальние путешествия совершались очень редко.

      Период 3. Со II - I веков до новой эры по 380-е годы новой эры

      В целом, сохраняется преимущественное доминирование западного социо-культурного стандарта в прибрежной зоне Крыма и безусловное доминирование варварско-кочевого стандарта в степной части полуострова. Начала активно формироваться малоазиатская внешняя буферная зона как самостоятельное социо-культурное образование. Крым продолжает формироваться как район смешанного социо-культурного освоения. Имеет место устойчивое сочетание двух СКС, которые слабо влияют друг на друга и категорически не ориентированы на взаимное преобразование. Впервые проявляется различие внешней буферной зоны (Малой Азии) и региона смешанного освоения (Крыма) в бассейне Черного моря.

      На месте бывших греческих городов-государств и в контакте с ними в причерноморском районе возникают многочисленные государственные образования. Они ведут самостоятельную политику и отрываются от западной СКС, избегая при этом доминирующего влияния как варварско-кочевой, так и какой-либо другой СКС того времени.

      Показателем относительной социо-культурной самостоятельности Крыма являются войны Митридата VI с Римом, возникшие по инициативе боспорского царя. С 88 по 64 годы до новой эры прошло три таких войны. Аналогичного рода социо-культурные процессы протекали в Малой Азии как внешней буферной зоне.

      Рекреация в Крыму не приобретает принципиальных отличий по сравнению с прошлым периодом. Она также связана только с местным населением. По-прежнему имеется четкое различие стандартов рекреации для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма.

      Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Специфика годового цикла могла быть связана с его нерегулярностью по причине многочисленных и продолжительных войн. Отчасти изменилась география годовых рекреационных поездок. Крым больше стал ориентироваться на Малую Азию, а не на Грецию. Соответственно, могли измениться и направления годовых рекреационных поездок.

      Период4. С 380-х годов новой эры до середины VI века

      Социо-культурная интеграция варварско-кочевой и западной СКС – общий и, безусловно, доминирующий процесс этого времени. Его следствием для Крыма стало очередное перемешивание населения степной части полуострова в результате миграций в западном направлении большого количества новых народов варварско-кочевой СКС.

      Происходит драматическое ослабление и затем полная утеря связей приморских греческих городов-анклавов с материнской (западной) СКС, а также ослабление экономических связей с малоазиатской внешней буферной зоной – в связи с общим снижением интенсивности экономических контактов в этот период - и усиление социо-культурных связей с ней как наследницей западной СКС.

      Рекреация в Крыму приобретает существенные отличия по сравнению с прошлым периодом. Она также связана только с местным населением. По-прежнему имеется четкое различие стандартов рекреации для греческого прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма.

      Драматические изменения происходят с населением степной части полуострова. Недельный и квартальный циклы рекреации, скорее, неизменны. Крепнет связь Крыма с хоумлендом варварско-кочевой СКС. В итоге формируется годовой цикл рекреации в виде общих (религиозных) праздников. Доминирует культ Тенгри ("Великого Неба"). Годичная рекреация для большинства населения носит пространственно пассивную форму. Возникает феномен годичной – жизненной пространственно активной рекреации в виде поездок в иные районы хоумленда варварско-кочевой СКС. Это, безусловно, новинка.

      Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации, причем годовой цикл рекреации все более совмещается с жизненным. Усиливаются ориентации и направленность на Малую Азию. В конце периода греческое население Крыма оказывается фактически изолированным на полуострове. Соответственно, годовой цикл рекреации приобретает пространственно пассивный характер и связан только с самыми крупными праздниками городов-полисов.

      Период 5. С VI века по X век

      Дальнейшая эволюция Крыма как региона смешанного освоения. Сосуществование варварско-кочевого социо-культурного стандарта в его обновленном варианте (степная часть Крыма) с византийским, связанным с обновленными греческими портами-анклавами (приморская, в основном, южнобережная часть Крыма). Византийская империя как новая форма малоазиатского внешнего буфера унаследовала греческую приморскую систему расселения Крыма.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого прибрежного населения (подчиненного Византийской империи) и населения внутренних районов Крыма. Для населения внутренних частей полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы, с присущей пионерному освоению территории слабой различимостью типов пространства и временных ритмов перемещения людей. Путешествия и миграции с целью освоения новых территорий мало различимы. По сравнению с предыдущим периодом, в настоящий период наступает резкое их снижение.

      Для греческого населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Годовые циклы для большинства греческого населения носили пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Под влиянием Византийской империи набор праздников изменился, но их роль в рекреации осталась прежней. Для небольшой части населения годичная рекреация обретала пространственно активный характер и была связана с поездками в Малую Азию. Годовой цикл рекреации слабо отличим от жизненного.

      Период 6. С X века до начала XIII века

      Продолжение сосуществования различных социо-культурных стандартов освоения Крыма. В варварско-кочевой СКС происходит формирование буферных зон и постепенное оседание кочевников в восточных районах ее хоумленда, их частичная ассимиляция соседями.

      В приморской части Крыма сохраняется Византийское доминирование над портами-анклавами. Оно ослабевает в связи с внутренней деградацией Византийской империи и полностью зависит от ее тяжелого состояния. Идет борьба между западной и мусульманской СКС за контроль Малой Азии как внешнего буфера. Реальностью Южного берега Крыма становится присутствие очередных западных представителей (итальянцев).

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для греческого и итальянского прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма.

      Для населения внутренних районов полуострова, представляющих варварско-кочевую СКС, характерны недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл не выделяется. Годовой цикл рекреации мог быть пространственно пассивным и связанным с определенными праздниками. Новинкой, вероятно, является частичное изменение недельного цикла под влиянием поверхностного усвоения хазарами иудаизма. Но это во многом сомнительное дело. В любом случае, структура рекреационных циклов не меняется.

      Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Годовые циклы для большинства приморского населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Под влиянием Генуи и Венеции набор праздников изменился, но их роль в рекреационной деятельности осталась прежней. Для небольшой части населения годичная рекреация была пространственно активной, связанной с поездками в Европу и Малую Азию. Это, скорее, касалось только итальянского населения Крыма. Греческое население к этому времени практически утрачивает связь с Грецией.

      Период 7. С начала XIII века по1370-е годы

      Продолжение сосуществования различных социо-культурных стандартов освоения Крыма. Драматически меняется соотношение сил СКС. В варварско-кочевой СКС происходит интеграция с российской, мусульманской и китайской СКС. Следствием ее для Крыма становится установление доминирования на полуострове монголо-татар. Формируется их Крымский улус. Монголо-татары производят очередное перемешивание населения степной части. Начинается усвоение ислама. Так, древнейшая мечеть на полуострове построена в городе Солхате (ныне Старый Крым) в 1262 году выходцем из Бухары.

      В приморской части Крыма происходит постепенное замещение византийского доминирования над портами-анклавами на итальянское. Венеция и Генуя становятся основными наследниками византийских портов-анклавов. В Крым возвращается западная СКС.

      В труднодоступных районах Крыма, мало интересных для монголо-татар, начинают формироваться реликтовые социо-культурные этнические общности населения, государственности и даже религии (крымчаки, караимы, греко-армянские и готские образования). Их сохранение - во многом итог отсутствия на полуострове социо-культурного доминанта, ориентированного на целостное освоение территории Крыма.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением и четко различается для прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма.

      Население внутренних районов полуострова, представляющее варварско-кочевую СКС, переживает драматические перемены. Крым стал частью громадного пространства, находящегося под контролем монголо-татар. Представлены недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл носит элитарный характер и связан с визитами в другие регионы, контролируемые монголо-татарами. Эти визиты, как правило, приходились на разного рода праздники. Относительная связь монголо-татарской «империи» сохранялась до 1370-х годов и, следовательно, до этого же времени могли иметь место такого рода поездки. Для большинства населения внутренних районов Крыма годовой цикл рекреации мог быть только пространственно пассивным. С конца XIII века начинается поверхностное усвоение ислама и, соответственно, его праздников. Рамадан постепенно становится доминантом в пассивном годовом рекреационном цикле населения степного Крыма.

      Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма характерны недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Прибрежные города попали в вассальную зависимость от монголо-татар, но это не отразилось на социо-культурных стандартах поведения. Годовые циклы для большинства приморского населения имели пространственно пассивный характер и были связаны с самыми крупными праздниками городов. Доминирует генуэзский стандарт праздников. Для небольшой части населения годичная рекреация носит пространственно активный характер и связана с поездками в Европу и Малую Азию. Это, впрочем, касается только генуэзского населения Крыма.

      Период 8. С 1370-х годов по 1475 год

      Продолжение сосуществования различных стандартов освоения Крыма. Основная причина перемен в Крыму связана с изменениями в отношениях варварско-кочевой СКС с мусульманской, российской и китайской СКС. Вторая причина - изменения в мусульманской СКС, которая постепенно переходит к этапу активного распространения и генерирования военно-политических вассалов за пределами своего хоумленда.

      Формируется Крымское ханство как особая форма государства - итог драматических перемен в варварско-кочевой СКС, которая стала ассимилироваться в ранее покоренных ею СКС (российской, мусульманской и китайской). Крымское ханство оказалось вне досягаемости какой-либо СКС и благодаря этому реализовало реликтовый социо-культурный вариант государственности.

      Византийская империя слабеет и, соответственно, теряет свои территории в Крыму. Приморские южнобережные территории полностью переходят под контроль Генуи, которая успешно кооперируется с Крымским ханством. Возникает прецедент взаимовыгодного альянса западной СКС с властями Крыма и Малой Азии. Они объединяются, в основном, на базе борьбы против общего врага - российской СКС. Альянсу не мешает религиозная несовместимость ислама и католицизма.

      Социо-культурные реликты Крыма сохраняются и даже укрепляются. Этому способствует традиционная терпимость варварско-кочевой СКС, которая находит выражение и в случае с Крымским ханством.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Стандарты прошлого периода во многом сохраняются и четко различаются для прибрежного населения и населения внутренних районов Крыма.

      Для населения внутренних районов полуострова, представляющего варварско-кочевую СКС, характерны новые перемены в рекреационной деятельности. Основное в том, что становление Крымского ханства повлекло к усвоению ислама тюркским населением Крыма, и мусульманские праздники ислама становятся стандартом. Представлены недельный и квартальный циклы. Пространственно активный годовой цикл, связанный с посещением Мекки, практически не развит. Однако пассивный годовой цикл, связанный с рамаданом, становится нормой. Характерно имитационное следование исламским стандартам, с массой нарушений важных религиозных канонов.

      Для греческого и итальянского (генуэзского и венецианского) населения Крыма стандарты рекреационной деятельности остаются во многом схожими с прошлым периодом и проявляются в недельном, квартальном и годовом циклах. Прибрежные города сохраняют вассальную зависимость от Крымского ханства и фактическую независимость социо-культурных стандартов поведения. Годовые циклы для большинства приморского населения носят пространственно пассивный характер и связаны с самыми крупными праздниками городов. По-прежнему доминирует генуэзский стандарт праздников. Для небольшой части населения годичная рекреация носит пространственно активный характер и связана с поездками в Европу, что касается только генуэзского населения Крыма.

      Период 9. С 1475 года до начала XVIII века

      Продолжение сосуществования различных стандартов освоения Крыма. Соотношение сил снова меняется. Крымское ханство становится вассалом Османской империи, которая распространяет свое влияние на все пространство Византийской империи.

      Мусульманская СКС устанавливает доминирование над Крымом через посредство своих правителей в Малой Азии. Такая форма доминирования (генерирование вассалов через своих вассалов) никогда не влечет стабильной социо-культурной переработки территорий и ограничивается лишь поверхностным политическим и военным контролем. В таком состоянии регион может пребывать неопределенно долгое время без самостоятельного внутреннего социо-культурного развития. Это не означает, однако, полного отсутствия перемен.

      Исчезает различие степной и южнобережной частей Крыма в политическом отношении. Они впервые унифицированы и объединены в рамках одного государства. Приморская часть Крыма оказалась оторванной от западной СКС. Генуэзские порты-анклавы утратили свою политическую независимость и прежнее экономическое значение. Однако смешанное социо-культурное освоение полуострова остается. В Крыму проживает большое количество нетюркского населения, которое политически подчиняется крымскому хану и часто находится у него на службе. Для Крымского ханства характерна религиозная терпимость, в целом проявляющаяся в рамках варварско-кочевой СКС. Социо-культурные реликты сохраняются, хотя реликтовая государственность уничтожена (пример государства Феодоро - Мангуп).

      Претензии на Крым предъявила и российская СКС. Начался новый виток соперничества за регион. Крымское ханство стало активным и постоянным противником Московского царства. Борьба пока ограничивается ситуативными, хотя и крайне болезненными для русских нападениями татар на Московское царство. Со стороны российской СКС в отношении Крымского ханства начинает генерироваться политика систематического социо-культурного освоения южных территорий. Одним из наиболее ранних ее проявлений становится украинское казачество как новый социальный слой, со своими оригинальными формами территориальной и государственной организации. Социо-культурные реликты Крыма сохраняются.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Стандарты прошлого периода во многом сохраняются и четко различаются для тюркского и всего остального населения Крыма.

      Для тюркского населения безусловным доминантом становится мусульманский стандарт, с четко выраженными недельным, квартальным и годовым циклами. Пространственно активная годовая рекреация связана, прежде всего, с поездками в Османскую империю. Путешествия в Мекку не стали нормой, но рамадан соблюдается. Характерно вольное обращение с мусульманскими религиозными стандартами.

      Для богатых людей Крымского ханства новинкой в области рекреации становится сервис, связанный с проведением времени в специально созданных комфортных камеральных условиях. Дворец крымского хана дает самый яркий - и единственный сохранившийся в Крыму - пример подобного рода. Во дворце есть дворики - небольшие, но специализированные; большое количество всевозможных фонтанов. Разнообразие организации пространства достигается и за счет сочетания видов и форм растительности: все подобрано со смыслом. Определенную роль играла и роспись: изречения из Корана создавали соответствующий настрой во время отдыха. Такой стандарт рекреации мало связан с перемещениями за пределами своего непосредственного жилья. Он, в целом, характерен для жарких климатов и слабо освоенных территорий. Ему свойственно большое внимание к деталям. Рекреация - это не перемещения; это, скорее, созерцание.

      Важным местом рекреации богатого тюркского населения Крыма становятся бани. Примером и высшим образцом подобной рекреации в Крымском ханстве может служить баня Сары-Гюзель, сооруженная в 1532 году. Мощное, квадратное в плане здание, возведенное по типу турецких бань, которые, в свою очередь, строились по типу византийских бань (последние же, как известно, сооружались по типу римских бань). Баня Сары-Гюзель - не только место для гигиенических процедур: она была настоящим рекреационным центром, местом для общения и рекреации в самом широком смысле этого слова. Перед каждым отделением бани - крытые дворики с фонтанами. Все располагало к неторопливому, успокаивающему проведению времени.

      Устройство бани стандартно для такого типа заведений. В помещениях нет окон: свет проникал через отверстия в куполах, прорезанные в виде звезд и полумесяцев. Под полом бани, в подвале было устроено отопление: горячая и холодная вода подавались по свинцовым трубам, горячий воздух и пар согревали все здание. Баня функционировала до 1924 года.

      Для нетюркского населения Крыма (греческого, генуэзского, армянского) характерно следование своим стандартам рекреации. Их объединяет только отсутствие пространственно активной квартальной и, тем более, годовой рекреации. Все контакты за пределами Крыма для них перестали существовать. Годовые циклы для большинства нетюркского населения связаны со своими наиболее крупными праздниками.

      Особо выделяются караимы и караи - тюркские народы, исповедующие иудаизм (каноном является только Ветхий Завет). Иудаизм определяет и циклы их рекреационной деятельности, которые носят исключительно пассивный, с пространственной точки зрения, характер: народ замкнулся в Крыму.

      Период 10. С начала XVIII века по 1783 год

      Крым остается районом смешанного социо-культурного освоения. Крымское ханство приходит в экономический упадок и сотрясается сложнейшими внутренними проблемами. Упадок связан с восхождением Российской империи и ее продвижением на юг, прекращением прежних военных набегов татар на Русь и периодическими разорениями экономики Крымского ханства русскими войсками.

      Крым сохраняет на своей территории различные социо-культурные образования, которые вписаны в общую структуру народонаселения региона. Идет постепенная и естественная ассимиляция некоторых реликтовых народов (караев) крымскими татарами.

      Изменилась расстановка основных соперничающих сил в регионе. Российская СКС стала еще более активно распространяться на юг и перерабатывать южные территории в социо-культурном отношении. Наступил имперский этап эволюции российской СКС. Шел первый его период, на протяжении которого была в основном решена проблема военного покорения Крыма.

      Мусульманская СКС в лице Османской империи последовательно отступает и теряет вассальные территории. Это шестой этап эволюции мусульманской СКС, связанный с борьбой за буферные пространства. Идет последовательная утеря военно-политических вассалов, сформированных с начала XIV века. Они остаются в виде мусульманских анклавов в рамках иных социо-культурных образований - такова основная тактика борьбы мусульманской СКС в процессе собственного распространения и переработки удаленных буферных зон.

      Рекреация в Крыму связана только с местным населением. Стандарты прошлого периода сохраняются, без добавления чего бы то ни было нового. Отличие заключается лишь в том, что в Крыму систематически имеют место войны. Следствием их становятся многочисленные разрушения. Сохраняется и четкое различие стандартов рекреации тюркского и всего остального населения Крыма.

      Период 11. С 1783 по 1856 годы

      Над Крымом устанавливает доминирование российская СКС в виде Российской империи. Впервые начинается систематическое социо-культурное освоение Крыма и юга Украины по стандартам СКС, последовательно формирующей свое пространство. Варварско-кочевая СКС этого не делала. Этого не делали государства восточно-европейской буферной зоны, долгое время контролировавшие юг Украины. Этого не делала и мусульманская СКС, доминировавшая в регионе посредством своего вассала в лице Крымского ханства. За исключением времен доминирования варварско-кочевой СКС, юг Украины и Крым контролировались, как правило, вассалами вассалов.

      Делаются пионерные шаги в освоении Крыма по российским стандартам. Генерируется волна эмиграции тюркского населения за пределы Крыма и поощряемая государством волна переселения русского населения в Крым и на юг Украины из российского хоумленда.

      Ведется систематическая политика по привлечению немецких колонистов для освоения новых территорий на юге европейской части Российской империи. Крым становится важным районом германской иммиграции. Доля германских иммигрантов в населении региона достигает рекордно высокой для Российской империи величины.

      Начинается процесс неуклонного изменения соотношения пропорций различных групп населения в Крыму, формирования новой системы расселения и установления доминирования экономических стандартов российской СКС. Закладывается система городов, призванная закрепить Крым как внутреннюю буферную зону российской СКС. Административным центром Крыма становится Симферополь.

      Создается и начинает развиваться Севастополь как экстерриториальная военно-морская база российской СКС на Черном море. Город не вполне связан по своим функциям с остальной территорией Крыма и становится южным военно-морским форпостом российской СКС. Такого рода структура пространства, с экстерриториальным военным форпостом, обычно характерна для пионерных стадий освоения пограничных территорий. Она носит временный характер и теряет смысл по достижении искомого уровня социо-культурной освоенности территории.

      Крым остается регионом смешанного социо-культурного освоения. В нем много представителей разных социо-культурных образований, которые продолжают жить по своим стандартам. Идет постепенное социо-культурное «размывание» (ассимиляция) реликтовых народов Крыма, но они пока еще сохраняются.

      Период начинается присоединением Крыма к Российской империи и волной эмиграции - иммиграции. Период заканчивается Крымской войной, разорившей край и поведшей к дальнейшим серьезным социо-культурным переменам. Генерируется новая волна эмиграции местного, прежде всего, тюркского населения и затем очередная волна переселения русского населения на опустевшие территории. Драматически меняются экономические ориентации хозяйства Крыма.

      Рекреация в Крыму обретает столь же пестрый характер, как и его население, и строго соответствует особенностям последнего. В громадном большинстве случаев она носит пространственно пассивный характер. Имеют место недельный, квартальный и годовой циклы рекреации. Их конкретное наполнение определяется местными особенностями культуры населения.

      Новинкой становятся путешествия в Крым русской знати, которые приобретают регулярный характер с начала XIX века. Крым впервые становится центром систематической рекреации годового / жизненного циклов в рамках российской СКС. Важно, что он превращается в объект рекреации, так сказать, со стороны. Такой процесс - предтеча массированного освоения территории русскими. Идет создание новых населенных пунктов и постепенное освоение южного и западного побережий в рекреационных целях. Ориентация изначально взята на обслуживание всего населения Российской империи в целом. Создаются отдельные образцовые центры имперской освоенности, и пока имеет место только элитарный туризм российских высших кругов. Он часто совмещается с деловыми поездками по югу России и новым ее владениям.

      3.2. Становление рекреационной специализации Крыма в Российской империи

      В рамках Российской империи Крым не сразу стал развиваться как рекреационный район. Этому предшествовал весьма длительный период пионерного преобразования Крыма в хозяйственном и культурном отношениях по российским стандартам. Массированному российскому освоению Крыма (после 1856 года) предшествовали одиннадцать периодов социо-культурной эволюции региона в целом. Крымская война 1853 – 56 годов разорила край, вызвала массовую эмиграцию тюркского населения Крыма в пределы Османской империи и открыла возможности для систематического освоения района в соответствии с новыми стандартами.

      Именно с этого времени начинает складываться рекреационная специализация Крыма. Он становится не только регионом, в котором находят место недельный, квартальный и пассивный годовой циклы рекреации местного населения, но и районом специализации на годовом цикле пространственно активной рекреации всей российской СКС. Крым оказывается регионом с «уникальными» - для российской СКС - ресурсами. Смысл процесса связан с включением его в пределы российского социо-культурного пространства и освоением по российским стандартам. Рекреационная специализация Крыма ориентирована на привлечение населения всей Российской империи. Часть русских остается здесь для постоянного проживания, но большинство рекреантов ориентировано именно на кратковременное пребывание в регионе. Рекреационная специализация оказывается весьма удобной для его освоения.

      Логика формирования рекреационной специализации Крыма описана в таблицах 3 и 4. Не станем ее повторять. Отметим лишь, что рекреационное освоение Крыма в российской СКС – это длительный процесс, ведущий начало со времени присоединения полуострова к Российской империи. В формировании рекреационной специализации региона прослеживается жесткая логика. Российская империя перевоплотилась в СССР; СССР перевоплотился в СНГ. Этот общий и, безусловно, доминирующий над тенденциями рекреационного освоения региона процесс находил здесь свое закономерное отражение. Особенности рекреационного освоения Крыма вытекают из общих тенденций освоения пространства российской СКС.

       Период 12. С 1856 по 1917 годы

      Военное противостояние российской и западной СКС с ее союзником в лице Османской империи перемещается из Крыма в соседние регионы бассейна Черного моря (Балканы и Кавказ). В Крыму начинается новый виток интенсивной социо-культурной переработки территории. Оставаясь регионом смешанного социо-культурного освоения, Крым все более теряет свою специфику и становится относительно рядовым районом Российской империи, с характерным для ее окраин культурным и экономическим разнообразием.

      В Крыму проживает большое количество немецких колонистов, успешно ведущих хозяйство в степной части полуострова. Количество русского населения неуклонно возрастает, хотя по территории Крыма оно распределено очень неравномерно. Сохраняются районы, например, Южный берег Крыма, где по-прежнему доминирует татарское население. Структура системы расселения не меняется, но быстро меняется значимость отдельных населенных пунктов. Созданные после присоединения Крыма населенные пункты интенсивно наращивают численность своего населения и начинают доминировать в регионе. Особенно выделяются Симферополь (как административный центр) и Севастополь (как военный анклав на территории Крыма). Начинает развиваться рекреационная специализация Крыма в масштабе всей российской СКС.

      Зарождение рекреационной специализации Крыма приходится на 1860-е годы. Этому процессу было положено блестящее начало: семья Императора приобрела имение в Ливадии и сделала его своей летней резиденцией. В Крыму начинается бум приморского строительства, появляются дачи и летние имения русской знати. Крым становится местом паломничества большого числа известных людей Российской империи - интеллигентов (писателей, ученых, художников, композиторов), военных и общественных деятелей. Начинается интенсивное развитие некоторых районов Крыма под специализированное лечение, в основном, туберкулезное лечение на Южном берегу и грязелечение на Сакском и Мойнакским озерах (см. таблицу 3).

      В СССР этот период освоения Крыма оценивался как превращение его в «модный буржуазный курорт». Так и было, но важно заметить, что иного пути пионерного рекреационного освоения Крыма и не существовало.

      3.3. Развитие рекреационной специализации Крыма в СССР

      Революция 1917 года не стала чем-то необычным в истории российской СКС. Появились совершенно новые идеалы, но фундаментальные тенденции освоения территории российской СКС были лишь продолжены [167, 168].

      В литературе настойчиво подчеркивается исключительность перехода к новым стандартам в 1917 году. Об этом говорили сторонники Российской империи, которые оказались за рубежами России, в эмиграции. Для них СССР стал символом ада. Об этом говорили и советские идеологи, для которых СССР был символом прорыва из «предыстории» в историю. Однако, с точки зрения процессов освоения территорий, становление коммунистической программы не было чем-то необычным. Очень многие стандарты сохранились, и лишь получили новые названия. Нечто аналогичное произошло и с рекреационным освоением Крыма. Прежние направления его освоения сохранились, но вышли на совершенно новый уровень развития.

      Понять особенности рекреационного освоения Крыма в СССР можно только в общем контексте коммунистической социо-культурной программы российской СКС.

      В рамках СССР в освоении Крыма выделяется несколько периодов и стадий. Коротко об их датировке и общих особенностях. Особенности развития рекреации в Крыму рассмотрены по выделенным направлениям в таблице 3.

      Период 13. Стадия 1. С 1917 по 1924 годы

      Начинается коммунистическая программа российской СКС. Революция и гражданская война особенно интенсивны и длительны на юге. Их итогом в Крыму и на юге Украины в целом становится очередная волна эмиграции тюркского населения за пределы Крыма, активное перемешивание всего остального населения и приток в Крым большого количества людей из пределов всей российской СКС. Естественный итог гражданской войны - очередное и полное разорение края в экономическом отношении. В Крыму перемешано все мыслимое и немыслимое население российской СКС. Это создает предпосылки для нового витка социо-культурной переработки Крыма: очередной «первый день творения» в регионе. (В 1924 году постановлением ВЦИК свободное перемещение населения в Крым было приостановлено.)

      Сразу же после стабилизации политической ситуации в Крыму он начинает развиваться как центр рекреации, ориентированный на всю страну. Быстро восстанавливается рекреационная инфраструктура, и формируется устойчивый рекреационный поток, направленный в пределы полуострова.

      Период 13. Стадия 2. С 1924 по 1941 годы

      Время стабилизации. Пропорции численности различных групп населения в Крыму драматически изменились: количество тюркского населения сократилось и абсолютно, и относительно; количество русского населения выросло и абсолютно, и относительно. Экономика Крыма создается с нового «нуля». В Крыму начинается активное развитие промышленности и вызванный этим приток русского населения из хоумленда российской СКС. Оставаясь регионом смешанного социо-культурного освоения, Крым последовательно превращается в русский анклав. Это проявляется в виде развития промышленности, ориентированной в реальности, прежде всего, на русское население. Доминирующая идея однородного пространства российской СКС в виде СССР и выравнивания уровней экономического развития всех его регионов ведет и к унификации Крыма. К концу периода из Крыма депортируется немецкое население (1939 - 1940 годы). В национальном отношении население Крыма приобретает еще большую однородность, а сам он становится слабо различимой частью громадного СССР.

      Начинается интенсивное развитие приморской рекреации в Крыму, которая, в основном, затрагивает Южный берег и западное побережье. В этих районах неуклонно растет доля русского населения. Создается большое количество здравниц, ориентированных на обслуживание приезжего населения из различных регионов СССР. Реликтовые народы Крыма активно ассимилируются, теряют свою специфику: они растворяются в советском этническом и социо-культурном «плавильном котле».

      Период 13. Стадия 3. С 1941 по 1944 годы

      Великая Отечественная война очень сильно отразилась на состоянии Крыма. С осени 1941 по весну 1944 года большая часть территории полуострова была оккупирована фашистской Германией. В регионе появились два города-героя - Севастополь и Керчь, давшие примеры почти сказочного героизма. Остальная территория, исключая Перекоп, оставлялась советскими войсками без тяжких боев.

      Итогом войны стала депортация практического всего нерусского (неславянского) населения за пределы Крыма в 1944 году. Это была четвертая массовая эмиграция тюркского населения, на этот раз насильственная. Закономерным, с точки зрения эволюции этого этноса, итогом депортации стало перемешивание крымских татар - степных, горных и южнобережных - в местах их нового проживания.

      Война серьезно отразилась на реликтовых народах Крыма. Благодаря их приверженности иудаистской религии, они интерпретировались как евреи и, соответственно, преследовались фашистами. Караимы и караи стали еще малочисленнее и неразличимее в социо-культурном отношении.

      Оставшись без нерусского населения, территория Крыма весной 1944 года представляла собой «чистую доску», на которой можно было реализовывать новые – старые российские стандарты освоения территорий. Впервые за долгое время исторического развития Крым перестал быть районом смешанного освоения. Он стал русским анклавом.

      Великая Отечественная война нанесла тяжкий удар по рекреационной сфере Крыма. Очень многое было разрушено. Однако сразу же после освобождения начинают быстро отстраиваться здравницы. Для этого существовали важные стимулы в виде наличия в стране большого количества больных и раненых. Крым становится реальной всесоюзной здравницей. Первым примером стало восстановление дворцов на Южном берегу для проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

      Период 13. Стадия 4. С 1944 до конца 1980-Х годов

      Начинается активное освоение Крыма уже как русского анклава в рамках российской СКС (в виде СССР). Он на некоторое время перестает быть районом смешанного социо-культурного освоения, ввиду отсутствия неславянского населения и абсолютного доминирования российского социо-культурного стандарта. Идет стремительное нивелирование Крыма с остальной территорией СССР и, прежде всего, с Россией. Начинается массовая иммиграция русского населения из российского хоумленда в Крым. Создается промышленность, вписанная в общесоюзное разделение труда и предполагающая занятость дополнительного количества нового русского населения. Специализация промышленности - на трудоемком машиностроении.

      Начинается «старение» крымского населения, что связано с переселением в Крым значительного числа людей пенсионного возраста, отработавших в различных регионах СССР. В том числе переезжает большое количество отставных военных.

      Особенно активно развиваются населенные пункты, созданные уже во времена российского освоения Крыма. Система сельского расселения, созданная крымскими татарами, приходит в упадок. В степных и предгорных районах произошло заселение татарских сел русскими. В горных районах татарские населенные пункты оказались заброшенными. Быстро растет численность городского населения. Города становятся монолитными в социо-культурном отношении и проводят только российской (в данный период - советский) стандарт освоения территории. Основная задача этого периода - в создании структуры промышленности, способной удерживать новое русское население. Даже в рекреационных регионах создается полифункциональная экономическая структура, способная поддерживать их население в стабильном состоянии и без процветающей рекреационной специализации.

      Активно развивается приморская летняя рекреация. В особенности бурно развиваются районы ЮБК и Евпатории - Сак. Крым становится «всесоюзной здравницей», обслуживающей миллионы приезжих. Создается мощная рекреационная инфраструктура. Идет активное освоение приморских регионов по российским стандартам. В этих регионах закрепляется русское население, и они становятся не различимыми от остальной территории российской СКС в социо-культурном и экономическом отношениях. (Общая характеристика рекреационной сферы Крыма в советский период приведена в таблице 3.)

      Крым передается в административное подчинение Украины (1953 год). Это делается только после того, как сам полуостров и вся Украина прошли строго определенную социо-культурную переработку: Украина – естественно зависимый вассал российской СКС; Крым – русский анклав в пределах территории естественно зависимого вассала.

      В рамках СССР Крым стал рядовой областью. Произошла его резкая унификация с остальными территориями СССР. Оценивать это можно различно, но это объективный процесс, не зависящий от субъективных оценок. Итогом нескольких предшествующих периодов стала малая отличимость Крыма от других российских территорий в хозяйственном и культурном отношениях. Это важный показатель социо-культурной освоенности региона.

      3.4. Состояние рекреационной специализации Крыма в СНГ

      С исчезновением СССР не стало и основного заказчика на «уникальный» крымский рекреационный сервис. Это долгое время не понималось и не вполне осознано даже в 1998 году. Для осмысления современного состояния нужно исходить из описанной ранее эволюции социо-культурного освоения Крыма и связанной с этим процессом эволюции формирования рекреационной специализации полуострова. В противном случае современное состояние предстает как набор случайностей, недоразумений. Оно и воспринимается именно таким образом в громадном большинстве работ крымских специалистов по рекреационной географии [62, 65, 68, 69, 70, 71, 72, 97, 104, 117, 118, 184, 217, 218, 293]. Катастрофическое падение популярности Крыма - не более чем преходящее недоразумение, которое объясняется «смутным временем», дороговизной билетов и прочими сугубо частными причинами. Прогноз оптимистический: скоро все установится и пойдет на старый лад, и Крым по-прежнему будет принимать 10 миллионов человек в год. Таково мнение, высказываемое в очень многих научных публикациях после 1991 года.

      Для понимания региональных тенденций развития рекреации нужно, опять же, исходить из общих закономерностей освоения Крыма.

      Период 14. С конца 1980-х годов и на будущее

      Коммунистическая программа (СССР) сделала свое дело и неожиданно испарилась. Периферийные - относительно Российской Федерации - территории прошли социо-культурную переработку и были освоены по российским стандартам. СССР распался. В Крыму абсолютное доминирование российского населения (более 90 % населения составляют русские и украинцы, которые практически не различаются в этом регионе). Территория освоена в строгом соответствии с российскими социо-культурными стандартами. Экономика Крыма коммунистического периода создавалась в рамках общесоюзного разделения труда.

      Возвращается (ранее депортированное) нерусское население. Оно, в основном, представлено крымскими татарами и армянами. Крым снова становится районом смешанного социо-культурного освоения. Но татары и армяне начинают воспроизводить существующий в регионе доминирующий российский стандарт. Прежняя система татарского расселения не возрождается – напротив, возникают новые пригородные и при-магистральные районы расселения крымских татар: вместо степных, горных и южнобережных крымских татар появляются «пригородные» и «магистральные» крымские татары.

      Начинается движение за (социо-культурное) возрождение реликтовых народов Крыма, которые носят уже отчасти полулегендарный характер и представляют, в основном, научный интерес.

      СССР распался, и экономика Крыма моментально попала в тяжкий кризис. Она создавалась для закрепления в регионе русского населения. Именно этим определялись промышленная и сельскохозяйственная специализации Крыма. После 1991 года промышленная продукция крымских предприятий стала никому не нужна. Это в полной мере проявилось и в сельском хозяйстве. Рекреацию постигла та же участь, что и все хозяйство региона, - глубокий кризис. По своим социо-культурным функциям она мало чем отличается в Крыму от промышленности и сельского хозяйства.

      Появляется массовая безработица, но она не вызывает массовых перемещений русского населения из Крыма: оно закреплено здесь очень стабильно. Формируется модель поведения «проживание / прописка в Крыму – периодические и реальные заработки в России». Это, вероятно, норма для государства Украина и ее отношений нового типа с Российской Федерацией.

      Рекреация в Крыму стремительно деградирует. Прежние центры «всесоюзной здравницы» становятся наиболее депрессивными районами полуострова. Смысл процесса в том, что рекреация сделала свое дело: закрепила в приморских районах русское население и помогла сделать эти районы полифункциональными. Затем рекреация «убила» рекреацию. Можно сказать и так, что достигнутый уровень освоенности Крыма убил рекреацию в Крыму. Важно, что новое население рекреационные районы принять практически не могут ввиду высокой степени их освоенности и реальной экономической депрессивности.

      Рекреационный потенциал Крыма в 1991 – 98 годах

      В наследство от СССР Крым получил мощный рекреационный потенциал. Этот потенциал - по сравнению с прошлым периодом и сам по себе - остался прежним, но спрос на него катастрофически упал. Дело в том, что значительная его часть была ориентирована именно на советские формы отдыха, на строго определенное соотношение личности – трудового коллектива – общества – государства. Исключительно важно и то, что государство брало на себя значительную часть расходов по поддержанию этого потенциала, а также выполняло весь комплекс работ, связанный с маркетингом и реализацией рекреационных услуг, заполнением крымских санаторно-курортных учреждений клиентами.

      Приведем вкратце основные данные, характеризующие рекреационный потенциал Крыма. Но прежде отметим, что своеобразие современной крымской статистики проявляется даже в подсчете количества санаторно-курортных учреждений и, тем более, их емкости. В частности, данные Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым (АРК) и данные ТАСИС весьма различаются.

      По данным Министерства курортов, на территории Крыма (кроме г. Севастополя) расположены 628 (± 10) санаторно-курортных учреждений, в которых одновременно могут отдыхать и лечиться 80,6 тысяч человек круглогодично, а в пик курортного сезона - при максимальном развертывании - более 130,1 тысяч. То есть, емкость санаторно-курортного комплекса составляет 1 370 200 – 2 211 700 мест (в зависимости от загрузки и с учетом продолжительности пребывания в здравницах). С учетом сезонности, наиболее реалистично оценить максимальную емкость в 1 568 200 (расчет основан на 17 «сменах» в год по 3 недели пребывания в санаторно-курортном учреждении, где 4 «смены» с максимальной загрузкой, приходящиеся на летний сезон, и 13 – с регулярной загрузкой, для круглогодичных мест).

      Наибольшая емкость здравниц в Ялте: 26 % круглогодичных мест и 28 % сезонных; далее следуют Евпатория – 21 % и 22 % соответственно, Алушта – 13 % и 14 %, Феодосия – 7 % и 7 %, Судак – 6 % и 4 %; всего здравницы расположены в 15 регионах.

      Санаторно-курортные учреждения Крыма очень разнообразны. Среди них - 150 санаториев и пансионатов с лечением, 26 домов отдыха и творчества, 103 пансионата, 265 баз отдыха, детские оздоровительные заведения (лагеря) и другие. Для круглогодичной работы в Крыму приспособлены только 252 санаторно-курортных и туристских учреждения, что составляет около 40 % от их общего количества.

      Приведенные выше данные повторяются множество раз, но никогда не отмечается, что они носят во многом реликтовый характер. Они были бы корректны в СССР. Однако с 1991 года существует СНГ. В новых условиях часть учреждений практически не должна учитываться как часть рекреационного потенциала Крыма. Это касается не только некоторых устаревших здравниц, требующих капитального ремонта и существующих лишь по инерции, но и некоторых типов оздоровительных учреждений в целом. Так, на полуострове более 180 пионерских лагерей, которые по-прежнему учитываются как часть санаторно-курортного комплекса. Но эта форма отдыха носила явно советский характер и в современных условиях стала в высшей степени проблематичной. В СССР эта форма рекреации развивалась как логическое следствие того, что государство полностью брало на себя опеку над своими гражданами. Как бы ни критиковать СССР, следует признать, что советское государство вызывало доверие большинства своих граждан. В этой связи население спокойно отправляло собственных детей в пионерские лагеря. Сервис там мог быть лучше или хуже, но он был гарантирован. В условиях СНГ и, в частности, в условиях государства Украины такого доверия к государству уже нет и, соответственно, только очень небольшая часть населения согласится пользоваться услугами детских лагерей.

      Фактически, из 180 пионерских лагерей только некоторые могут выжить в новых условиях. Самый известный пример - это «Артек». Он по-прежнему остается детским лагерем № 1 и находится сейчас под патронажем Президента Украины. «Артек» – исключение; это образцово-показательный лагерь. В каком состоянии пребывают ныне остальные детские лагеря, сказать сложно. Скорее, его можно оценить как разрушение. Процесс еще не завершился. Часть лагерей, вероятно, переориентируется на иные формы отдыха, как детского, так и взрослого. В любом случае нужно отметить, что более 28 % санаторно-курортных учреждений Крыма, связанных с детским отдыхом и оставшихся в наследство от СССР, находятся под тяжким сомнением и перспектив развития практически не имеют.

      При оценке рекреационного потенциала Крыма нужно учитывать и места в частном секторе. Эта форма размещения рекреантов оценивается очень различно. Нет корректной методики оценки частного сектора как части рекреационного потенциала Крыма. Похоже, нет и проблемы такого рода оценки. Министерство курортов данной темы не касается: в его публикациях об этом ни слова. Мельком тема затрагивается только в отчетах ТАСИС. Определяется число 170 тысяч мест единовременного размещения рекреантов в частном секторе по Крыму в целом. Обоснований оценке нет [293].

      С нашей точки зрения, оценка в 170 тысяч единовременных мест в частном секторе может быть корректной только с учетом того, что сохранится советский стандарт неорганизованного отдыха в Крыму (когда в одной комнате могут проживать 3-4 человека, порой не знакомых друг другу). При этом значительная часть подобных мест имеет лишь частичные удобства. Однако такой стандарт остался в прошлом.

      При оценке емкости частного сектора нужно исходить из следующих факторов: (1) требования к арендуемому для отдыха жилью изменились. Так, обязательное условие наличие отдельной комнаты и удобств. В реальности этим требованиям удовлетворяют только благоустроенные квартиры в многоэтажных домах и незначительная часть хорошо оборудованных частных одно- или двухэтажных домов; (2) только Южный берег Крыма и, отчасти, евпаторийское побережье сохранили привлекательность для неорганизованных рекреантов. Ранее учитывалось все побережье Крыма, и оно, действительно, относительно равномерно заполнялось в летнее время; (3) новинкой является рост популярности Севастополя. Он, в основном, ориентирован на «родственный» региональный отдых / туризм.

      По нашему мнению, единовременная емкость частного сектора по Крыму в целом, с учетом текущих требований к сервису и изменившихся предпочтений рекреантов, может быть оценена в диапазоне 40–50 тысяч мест, из которых 15–20 тысяч приходятся на Севастополь.///

      Рубрики:  Маккензи*Что я знаю о Мекензи Ф.Ф. ( Макензи *Tho/Морейская экспедиция Мекензи флот 18 век18 th ce
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку