-Рубрики

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в REMEUR

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история древних цивилизаций.археология.дизайн.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.06.2009
Записей: 12153
Комментариев: 36231
Написано: 73032


Как появились современные интервалы в музыке

Среда, 26 Февраля 2020 г. 15:22 + в цитатник
Поиск оптимального музыкального звукоряда в чем-то схож с историей поиска идеального календаря. В обоих случаях человечеству приходилось искать компромисс между данностью природы и удобством использования. И ни одного шага на этом пути не было сделано напрасно.
Как появились современные интервалы в музыке
Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов. Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

В самом наглядном виде привычный нам звукоряд представлен в клавиатуре фортепиано. В каждой октаве семь белых клавиш и пять черных — всего 12 нот. А почему их именно 12, а не 13 или 6? И почему, если прислушаться, можно заметить, что квинты и кварты, взятые на рояле, звучат с явными биениями (пульсацией громкости), а терции и сексты — вообще диссонансно, неблагозвучно?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, придется обратиться для начала к самым азам восприятия звуков человеческим ухом. Человек слышит звуки от 30 Гц до 15−20 кГц. Музыкальные звуки, которые можно напеть, находятся в диапазоне 30 Гц — 5кГц. Вот этот-то непрерывный диапазон частот мы разбиваем, дробим на дискретные интервалы, создаем ноты. А может быть, и вообще не нужно никак разбивать, просто брать любые звуки в диапазоне 30−5000 Гц — вот тебе и музыка? И такой подход очень даже правомочен, он применяется музыкантами и композиторами, особенно современными.

Прежде чем прийти к равномерно темперированному звукоряду, человечеству пришлось миновать несколько этапов.

Однако уже тысячи лет назад выяснили, что есть благозвучные (консонансные) и неблагозвучные (диссонансные) сочетания звуков: это является свойством нашей слуховой системы. Если нам нравятся какие-то сочетания двух звуков, интервалы, то мы можем придумать и зафиксировать много звуков, сочетания которых будет нам нравиться, то есть создать звукоряд, музыкальный строй. Забегая вперед, можно сказать, что музыкальных строев было создано немало, но древним первопроходцам теории музыки, не знавшим еще ни физики, ни математики, для построения первого звукоряда потребовалась самая что ни на есть зримая, природная основа.

Древние звукоряды (практически идентичные древнекитайский строй Люй-Люй и пифагорейский строй) основывались на первых четырех гармониках струны или столба воздуха во флейте, хотя в древности учения о гармониках еще не было. В дальнейшем европейцы использовали и пятую, и шестую, и более старшие гармоники. Но и такие строи не подходили идеально для европейского многоголосья.

Голоса струны

Такую природную основу дали первые музыкальные инструменты: примитивные флейты, сделанные из тростника, и натянутая струна, которая, возможно, была изначально тетивой лука. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой, знает, что колеблющаяся струна совершает также так называемые гармонические колебания — самостоятельные колебания равных долей струны. При этом она издает не только свой основной тон, но и так называемые обертоны. Половина струны колеблется с вдвое более высокой частотой (и, значит, издает звук в два раза выше основного тона). Колебания одной трети струны имеют частоту в три раза больше основной, одной четвертой — в четыре и т. д.

Совсем другая музыка

Начиная с Иоганна Себастьяна Баха с его «Хорошо темперированным клавиром» полифония и современная музыкальная гармония завоевала весь современный музыкальный мир.
В 12-нотном равномерно темперированном строе написаны великие произведения Шопена, Шуберта, Шенберга, Шостаковича, Шнитке и других. Это замечательная музыка. Нужно лишь всегда помнить, что есть и другая, не менее замечательная музыка, например раги Рави Шанкара, познакомившего Запад с индийской музыкой и, увы, недавно покинувшего наш мир, горловое и обертонное пение тибетских монахов, византийская музыка монахов из Афона, японская музыка Гагаку, арабская традиционная музыка, современная микротоновая музыка, блюз и много, много других видов музыки. Во всех этих музыкальных традициях присутствует свой особый строй. Существуют также специальные инструменты, позволяющие извлекать ноты, находящиеся за пределами хроматического (12-нотного звукоряда). Это и клавишные инструменты, где в октаве может быть до 53 клавиш, и гитары с подвижными или фигурными порожками ладов. Существует также так называемая атональная музыка. Ее специфика не имеет прямого отношения к музыкальным строям. Просто в ней не используются понятия «тоники», «субдоминанты» и «доминанты» — основы современной музыкальной гармонии.

 

 

Звуки всех устойчивых обертонов, гармоник свободно звучащей струны — в прямом и переносном смысле — гармонично сочетаются. Гармоники струны образуют самые совершенные консонансы, самые благозвучно сочетающиеся пары звуков, музыкальные интервалы. Вторая и первая гармоника (колебания целой струны и ее половины) относятся друг к другу по частоте как 2/1, что соответствует музыкальному интервалу «октава». Эти звуки настолько хорошо сочетаются друг с другом, что в европейской практике им дали даже одинаковые названия, например «До первой октавы» — «До второй октавы». Но мы помним: это разные звуки с разной частотой. Следующим консонансным интервалом будет тот, что образуется между третьей и второй гармониками, которые имеют отношение частот 3/2. Это квинта, основа основ музыки — в современном европейском звукоряде это интервал, скажем, между «до» и «соль». Следующий интервал — кварта, сочетание четвертой и третьей гармоник, отношение частот 4/3. Это соответствует примерно интервалу «до-фа». И т. д.

Древнейшие звукоряды появились в незапамятные времена в Индии. Несмотря на различия, все они включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3 (см. таблицу далее). На фото — современные «микротоновые инструменты».

Звукоряд, который построен только на интервалах, основанных на отношениях частот гармоник, называется «натуральным», и в чистом виде он не используется в наше время нигде. В древние времена не было учения о гармонических колебаниях. Но интуитивно, эмпирически в античные времена и Средние века музыкальные математики для создания строев использовали младшие, а потом и старшие гармоники струны.

22 ноты и бамбуковые флейты

Вероятно, самым древним из известных нам сейчас звукорядов является индийский. Время его создания теряется где-то в тысячелетиях до нашей эры. Первые упоминания о традиционных индийских музыкальных инструментах «вина» встречаются еще в «Рамаяне» и «Махабхарате». Индийцы на основе первых семи нечетных гармоник свободно звучащей струны получили основу своего звукоряда, строй нот Свара. Каким бы экзотичным нам ни представлялось сейчас звучание индийской музыки, она абсолютно идеально сконструирована с точки зрения математики и акустики. Правда, эти рассуждения относятся лишь к самому древнему из дошедших до нас способов настройки индийских инструментов, гандхара-грама (реконструкция В.Е. Еремеева). Существуют и другие способы, например шадджа- и мадхьяма-грама. Но и эти настройки включают в себя и опираются на абсолютно чистые интервалы — квинты и кварты с соотношением частот 3/2 и 4/3

Ступени гамм гандхара-, шадджа- и мадхьяма-грама

Вообще в индийской гамме 22 ноты — 7 нот Свара и 15 дополнительных нот Шрути (не 12 и не 7!). Это удивительное звучание! Тонкое, с потрясающей мелодикой исполнение традиционных индийских раг основано на идеальном с точки зрения математики и психоакустики звукоряде. Послушайте, пожалуйста, эту музыку «вживую», вы получите несравненное удовольствие!

В основе принципов создания китайского звукоряда Люй-Люй (как, впрочем, и древнеиндийского) лежат космологические теории. Принципы построения китайского звукоряда основываются на взаимодействии Ян и Инь, мужского и женского начала, Неба и Земли.

Согласно преданию, император Хуан-ди (III тысячелетие до н.э.) приказал своему музыкальному министру Лин Луню изготовить бамбуковые флейты (люй). Когда тот взялся за дело, то перед ним вдруг появились две божественные птицы — фениксы, самка и самец, которые спели по шесть нот — шесть «иньских» и шесть «янских», взаимодействовавших определенным образом. Постигнув устройство звукоряда, Лин Лунь изготовил 12 бамбуковых флейт, которые и составили основу музыкальной системы.

Китайцы выяснили, что с помощью интервалов «квинта» и «октава», соотношений 2/1 и 3/2, можно настроить любой инструмент (12-нотный музыкальный строй назвали Люй-Люй). Современные настройщики данный способ настройки называют «октаво-квинтовым кругом» (откладываем квинты вверх, а затем понижаем найденные ноты октавами, чтобы не было большого разброса звукоряда по высоте).

И вот именно здесь у нас впервые появилось число 12: количество нот в одной октаве. Какой в этом физический смысл? Да никакого! Просто 12 квинт примерно равно семи октавам, и это соотношение оказалось зафиксированным в истории.

Для традиционной китайской музыки особое значение имеет пентатоника, пять нот. Это многим кажется странным: зачем брать всего пять нот, когда есть двенадцать? Тут, во‑первых, необходимо помнить о мистической роли числа 5 в древнекитайской философии. Ну а во-вторых, строй Люй-Люй получился нетемперированным, то есть соседние ноты не имеют меж собой равных частотных интервалов (как на рояле или современной гитаре).

Это особенность всех систем, основанных на чистых, натуральных интервалах, которые построены на гармониках струны. Имея 12 нот Люй-Люй, от каждой из которых может быть отложена любая ступень пентатоники, мы получаем 60 (12х5) ладотональностей с различными окрасками и множеством звуковых нюансов. Это очень, очень богатая основа для создания музыки. Гораздо шире, чем применяется сейчас.

Удивительным представляется тот факт, что китайский звукоряд Люй-Люй совпадает с точностью до мелочей со звукорядом Пифагора, основателя европейской математической и музыкально-философской школы, который жил в VI веке до н.э. Пифагор был первым человеком в Европе, кто провел настоящие научные эксперименты со струнами, выявляя математико-акустические закономерности с помощью специального приспособления — монохорда.

В результате этих экспериментов Пифагор выделил идеально гармоничную, с его точки зрения, четверку чисел: 12, 9, 8 и 6. Здесь 9 и 8 — это, соответственно, среднее арифметическое и среднее гармоническое между числами 12 и 6 (интервальный коэффициент октавы 2/1). Числа 9 и 8 соответствуют абсолютно консонансным интервалам квинта и кварта.

От чистоты к уравниловке

Долгое время, вплоть до Средних веков, европейцев вполне удовлетворял пифагорейский музыкальный строй. Однако, когда развитие музыки привело к созданию таких инструментов, как орган, клавикорд и др., возникли проблемы с их настройкой. Как уже говорилось, что индийский, что китайский Люй-Люй, что пифагорейский — строи нетемперированные. То есть расстояние между двумя соседними нотами разное. Казалось бы — ну и что?

А то, что почему-то именно в Европе сильно проявилось желание не просто петь и играть на музыкальных инструментах одноголосные мелодии, но брать сложные аккорды: трезвучия, септаккорды и проч. Почти все такие аккорды во всех нетемперированных строях звучат неблагозвучно.

Но первое слово опять за китайцами. Изобретателем современного равномерно темперированного 12-нотного строя считают музыканта и математика, принца династии Мин Чжу Цзай Юя (р. 1536). В XVI—XVII вв./bm9icg===>еках темперированный строй исследуют в Европе. В 1722 году публикуется эпохальная работа И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир». «Хорошая темперация» не была еще равномерной темперацией в современном понимании, но уже позволяла более-менее успешно играть в любой из тональностей.

Высота n-ной ноты в современном 12-нотном равномерно темперированном строе вычисляется по формуле: Fn = F0•12?2n. Таким образом, во‑первых, расстояние между каждыми двумя соседними нотами одинаково, а во-вторых, для любой ноты, кроме двенадцатой (октава), интервальный коэффициент (отношение частот) — иррациональное число и не может быть выражен в виде отношения целых чисел. Значит, нет и «чистых» интервалов.

Теперь нестыковки между ними как бы размазаны по звукоряду. Темперированные квинта и кварта еще более-менее похожи на «чистые» 3/2 и 4/3, но вот терции и сексты в таком строе звучат с явно слышимыми биениями. Детский слух эти биения хорошо слышит, взрослый, «развитый», уже часто нет. Если же мы хотим, чтобы и терции, и сексты звучали «чисто», нам нужно сделать другую разбивку октавы. Почти идеальным для полифонии считается 53-нотный равномерно темперированный строй. Но сделать рояль или орган с такой настройкой технически трудно, а играть на нем будет тяжеловато.

Статья «За пределами клавиш» опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2013).
Музыка сфер
В немецкой системе обозначений, ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. В этой системе си-бемоль обозначается как B, си-бекар — H. Самый известный пример такой монограммы — мотив B-A-C-H, который был использован Иоганном Себастьяном Бахом, а также его современниками и более поздними композиторами. Бах понимал, что его имя может быть записано на нотном стане, и неоднократно использовал этот факт в своих произведениях. Самым известным из примеров стал незаконченный цикл Искусство фуги, в котором последний Contrapunctus — сложнейшая тройная фуга — заканчивается вскоре после введения третьей темы — BACH. В рукописи содержится сообщение сына композитора, Карла Филиппа Эмануэля Баха, который утверждал: «В момент, когда BACH появляется в противосложении, композитор умер».
 
 

cbabefad30f2bdfd7b42c8dd94e56e37 (700x694, 59Kb)

Пифагорийская музыкальная спираль
Частота 432 Гц имеет совершенный гармонический баланс, это единственная частота, которая вызывает Пифагорейскую музыкальную спираль.

Известно открытие Пифагора в области теории музыки. Суть его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу. Приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длинны струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4. Таким образом Пифагор связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку золотого сечения», которая определяет в музыке точное место кульминации. Эта пропорция была названа Пифагором Божественной, ибо она выражает сокровенные глубинные соответствия, присущие эволюции Космоса. Спираль, построенная Пифагором, есть символ движения, развития и развёртывания Вселенной, которая содержит в себе знаменитый и неразгаданный Код Платона. Недавно американский математик и историк науки Джей Кеннеди, который работает в Манчестерском университете в Великобритании, объявил, что ему удалось расшифровать тайный Код Платона, скрытый в произведениях древнегреческого философа. Как утверждает учёный, Платон разделял пифагорейские представления о музыке сфер – неслышной музыкальной гармонии мироздания – и свои произведения строил по законам музыкальной гармонии. «Один из самых знаменитых платоновских диалогов «Государство» разделён на двенадцать частей, по числу звуков в хроматической музыкальной гамме, представления о которой были у древних греков. Причём, на каждый стык приходятся фразы, так или иначе относящиеся к музыке или звукам»,– заявил исследователь.

original (700x548, 109Kb)

Рубрики:  музыка


Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

REMEUR   обратиться по имени из сети Среда, 26 Февраля 2020 г. 15:24 (ссылка)
"Очень давно в Петербургской публичной библиотеке попадалась книжка, в СССР изданная, где подробно расписывался звукоряд индийской музыки. Причём частично в ней ещё и рассматривался индийский танец. Но напрочь не помню, как называлась. В книге рассматривались соотношения с "европейскими" (диатоническими) музыкальными ладами. Запомнился из этой книги один очень интересный момент: есть индийские лады, которые не соответствуют хроматической системе из 12 полутонов, а делятся на другое количество интервалов. Вроде как 22 их там. Откуда появляется некотороее несоотвествие диатонике."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Февраля 2020 г. 14:08ссылка
...Культовая музыка древней Индии называлась «марга сангита», что означает «музыка Пути». Это была музыка, «настраивающая» человека в унисон с космосом, гармонизирующая его внутреннее «звучание»

...Бхарата дает следующие названия 7 ступеней восходящей древнеиндийской гаммы: шадджа, ришабха, гандхара, мадхьяма, панчама, дхайвата, нишада (принятые сокращения: Са, Ри, Га, Ма, Па, Дха, Ни). Индийская музыкальная система обладает одной важной чертой, отличающей ее от всех музыкальных систем мира. Помимо выделения в звукоряде 7 ступеней (свара) существует еще разделение октавы на 22 шрути (букв. «то, что услышано»). Шрути представляют собой организующиеся вокруг свар микротоновые зоны, определяющие фиксированные различия в высоте звука. Между сварами может находиться 2, 3 или 4 шрути, причем для каждого случая величина шрути различна. Поэтому звукоряд, составленный из них, является нетемперированным и неравномерным.

Бхарата в «Натьяшастре» выделяет 8 эмоциональных состояний, соответствующих сварам: Ма и Па — веселье и любовь; Са и Ри — героизм, гнев, изумление; Га, Ни — печаль; Дха — отвращение, страх. Таким образом, структура звукоряда определялась древнеиндийскими психофизиоакустическими представлениями, согласно которым для каждого из 22 шрути в организме есть свой канал (нади). Но может, все-таки число 22 определяет какие-то структуры в организме?

По-видимому, его можно соотнести с хромосомным набором. У человека общее число хромосом равно 46. Из них: две половые хромосомы — мужская (Y) и женская (X) — и 44 парных. Таким образом, хромосомный набор имеет следующую структуру: Y + X + 22 пары. Эти 22 пары присутствуют в любой клетке организма. Каждая клетка выполняет свою особую функцию, что и отличает ее от других, но имеется нечто общее, что объединяет все клетки в единый организм — это хромосомный набор. Именно хромосомы как бы «связывают» клетки воедино, что, видимо, можно уподобить каналам-нади. Каждая хромосома имеет специфическую форму и размеры, которые существенным образом определяют ее назначение. Если составить последовательность из 2 половых и 22 парных хромосом в зависимости от квадратного корня их относительной длины, то получившиеся пропорции окажутся весьма схожими с пропорциями звукоряда из 22 шрути, причем половые хромосомы встанут на место «толчковых» ступеней…

(Отрывки из книги В. Е. Еремеева "Чертеж антропокосмоса")
Перейти к дневнику

Пятница, 28 Февраля 2020 г. 14:48ссылка
Спасибо,Танюша,что подключилась!Мы с утра поговорили с Ариной здесь
https://www.liveinternet.ru/users/2851019/post467261759/page1.html#BlCom702158269
Afatarwm   обратиться по имени Среда, 26 Февраля 2020 г. 19:05 (ссылка)
Как всё сложно и интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 27 Февраля 2020 г. 11:33ссылка
Очень интересно!Казиник вот говорит,что музыка это язык Бога.Интересно же как люди об этом узнали)))
Перейти к дневнику

Четверг, 27 Февраля 2020 г. 12:36ссылка
случайно )))
REMEUR   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 10:13 (ссылка)
.Пифагор



Частота 432 Гц имеет совершенный гармонический баланс, это единственная частота, которая вызывает Пифагорейскую музыкальную спираль.

Известно открытие Пифагора в области теории музыки. Суть его в том, что сочетание звуков, издаваемых струнами, наиболее благозвучно, если длины струн музыкального инструмента находятся в правильном численном отношении друг к другу. Приятные слуху созвучия получаются лишь в том случае, когда длинны струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки: 1:2; 2:3; 3:4. Таким образом Пифагор связал основные музыкальные интервалы с дробями.

Пифагорейцы открыли «золотую пропорцию» – «точку золотого сечения», которая определяет в музыке точное место кульминации. Эта пропорция была названа Пифагором Божественной, ибо она выражает сокровенные глубинные соответствия, присущие эволюции Космоса. Спираль, построенная Пифагором, есть символ движения, развития и развёртывания Вселенной, которая содержит в себе знаменитый и неразгаданный Код Платона. Недавно американский математик и историк науки Джей Кеннеди, который работает в Манчестерском университете в Великобритании, объявил, что ему удалось расшифровать тайный Код Платона, скрытый в произведениях древнегреческого философа. Как утверждает учёный, Платон разделял пифагорейские представления о музыке сфер – неслышной музыкальной гармонии мироздания – и свои произведения строил по законам музыкальной гармонии. «Один из самых знаменитых платоновских диалогов «Государство» разделён на двенадцать частей, по числу звуков в хроматической музыкальной гамме, представления о которой были у древних греков. Причём, на каждый стык приходятся фразы, так или иначе относящиеся к музыке или звукам»,– заявил исследователь.

А что собой представляют древние частоты сольфеджио? Это оригинальные звуковые частоты, используемые в древних григорианских песнопениях, например, таких как великий Гимн Св. Иоанну Крестителю.
original (700x548, 109Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
REMEUR   обратиться по имени код Платона Суббота, 11 Апреля 2020 г. 11:57 (ссылка)
Скрытые коды показывают, что Платон предвосхитил научную революцию за 2000 лет до Исаака Ньютона, раскрыв самую важную мысль – книга природы написана на языке математики. Расшифрованные сообщения также открывают удивительный способ объединения науки и религии. Благоговейный трепет перед природой, и красота, которую мы ощущаем в природе, говорит Платон, показывают, что она божественна.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 15 Сентября 2021 г. 10:28 (ссылка)
Ничего нет удивительного в том, что "система" Пифагора с чем-то там совпала - он путешествовал в Индию и Китай, там всё это подслушал и подсмотрел и, вернувшись в Грецию, выдал за собственные идеи и основал секту (которую в силу незнания часто называют "философской школой").
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку