Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Иконография. |
Память святителя (345 г.) празднуется дважды в году — 19 декабря (Никола Зимний) и 22 мая н. ст. (Никола Вешний — перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бари в 1087 г.).
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья.
Никола оплечный, деисус и избранные святые на полях
Школа или худ. центр: Новгород XVI в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Из Варваринской часовни деревни Есино Медвежьегорского района.
Карманов Петр Андреевич (уп. 1836–1848)
Школа или худ. центр: Невьянск 1843 г.
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
По нижнему полю иконы надписи: «Писанъ сей
Привезена в 1977 г. экспедицией музея из Невьянского района Свердловской области. Происходит из Никольской единоверческой церкви в Невьянском заводе
Школа или худ. центр: Невьянск 1818 г.
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия
По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася сей
Из поступлений музея 1920–1930-х гг. Происхождение не установлено. Снимок сделан до реставрации.
Вторая половина XIX в.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
Этот иконографический тип, созданный на русской почве, был вдохновлен конкретными историческими событиями. Несмотря на канонический запрет делать скульптурные изображения святых, именно резной деревянный Никола занял место на Никольских воротах Можайска, охраняя город от врагов. Объемный образ святого стал особенно популярным в северных областях России. Распространен он и в иконописи.
Никола, защитивший город от татар в 1302 г., остался в народной памяти как национальный герой. Отличительные атрибуты меч и образ города Можайска — придают фигуре свойства геральдического символа. Ощутимая статуарность изображения напоминает о его первоисточнике — монументальной деревянной полихромной скульптуре. На иконах Никола Можайский нередко изображается в киотообразном обрамлении.
Конец XVIII — начало XIX вв. (оклад — 1825 г., Невьянск)
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург, Россия Инв. И-204
По нижнему полю оклада в картуше текст: «1825 года декабря 5 числа».
Поступила в 1978 г. из Невьянского краеведческого музея. Происходит из Никольской единоверческой церкви в Невьянском заводе.
Школа или худ. центр: Невьянск Вторая половина XVIII в.
Частное собрание Е. В. Ройзмана, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1996–1997 — Пузанков Ю. А.
1770-е годы
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
|
Происходит из Спасо-Преображенского собора города Рыбинска.
Поступила в музей в 1928 году.
Реставрировалась в 2001 году в РГИАХМЗ Е. А. Цаплиной.
Оклад реставрирован в 1982 году в ГосНИИР (Москва) художником-реставратором В. В. Игошевым.
О святителе Николае Чудотворце см. кат. № 31.
На иконе из Рыбинского музея святой изображен по пояс, правой рукой он благословляет, на левой, прикрытой фелонью, держит закрытое Евангелие. Этот иконографический тип известен с X — начала XI века. В дальнейшем он получил повсеместное распространение в искусстве христианского мира, в том числе и в русской иконописи. Святитель облачен в крещатую фелонь (греч. — полиставрион, т. е. «многокрестный») — символ той пурпурной хламиды, которая была надета на Христа перед Распятием. Фелонь архиерея во время литургии уподобляет его Спасителю, приносящему Себя в жертву. Образ Голгофы зримо представлен на крышке Евангелия. В иконе она выписана с замечательной подробностью и вниманием, напоминая о тексте славословия, обращенного к Мирликийскому чудотворцу: «Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих...» (кондак, глас 3). На плечи святителя поверх фелони возложен омофор с крестами, символизирующий заблудшую овцу, спасенную Добрым пастырем.
Изображения Христа и Богоматери в облачных медальонах напоминают о «никейском чуде» — согласно одному из эпизодов Жития святого, на Первом Вселенском Соборе в Никее он, в пылу обличения, дал пощечину еретику Арию, за что был ввергнут в темницу и лишен сана. Однако Христос и Богородица вернули ему знаки епископского достоинства — Евангелие и омофор. Кроме того, в некоторых вариантах Жития святителя говорится о его посвящении в сан непосредственно Христом и Божией Матерью, что подчеркивало его исключительное положение в святительской иерархии и «равночестность апостолам».
Икона святителя Николая из Спасо-Преображенского собора Рыбинска, видимо, была заказана и исполнена в старообрядческих мастерских города Романова. Атрибутировав икону как «романовскую», И. П. Болотцева отметила орнаментацию фелони киноварными равноконечными крестами в характерной технике цвечения по золоту. Изысканные барочные картуши с надписями выполнены на золоте черным контуром «под гравюру», напоминая черневую наводку на металле. Использование цветных лаков и узорочье «под чернь» восходит к произведениям Семена Спиридонова Холмогорца и других ярославских иконописцев второй половины XVII века. Крышка книги в руке святителя имитирует эмалевые миниатюры напрестольных Евангелий. Мастер-романовец любовно передает драгоценные детали, контрастирующие с жесткой графичной трактовкой лика святого, в котором подчеркнуто аскетическое начало.
Алимпий, монах 1782 г.
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия
Поступила в музей в 1998 году от Е. А. Цаплиной.
Реставрирована в 1997 году в РГИАХМЗ Е. А. Цаплиной.
Надпись на обороте: «НАПИСАН СЕЙ СВЯТЫЙ ОБРАЗЪ ВЪ СОЛОВЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯЩЕННО//АРХИМАНДРИТА ВАСИЛЬЯ А ТРУДИЛСЯ ТОГО МОНАСТЫРЯ МОНАХЪ АЛИМПИЙ 1782».
Святитель Николай Мирликийский — один из наиболее почитаемых святых христианского мира. Его подробное Житие было составлено в X веке выдающимся византийским агиографом Симеоном Метафрастом. Согласно Житию, святитель Николай родился в ликийском городе Патаре, там же принял священнический сан, а затем был избран архиепископом Мир Ликийских. Он сотворил многие чудеса как при жизни, так и после кончины, последовавшей около 345 года. В 1087 году цельбоносные мощи святителя перенесли в итальянский город Бари. Память совершается 6/19 декабря — в день преставления и 9/22 мая — в день перенесения мощей.
Тип изображения святителя Николая Чудотворца на публикуемой иконе не вполне обычен. Композиционно он ближе всего к «Николе Зарайскому», где чудотворец также изображается в рост, прямолично, с разведенными в стороны руками. Чудотворная икона такой иконографии, по преданию, была принесена в город Зарайск из Корсуни (византийского Херсонеса) в 1225 году. Однако в данном случае правой рукой святой не благословляет, а держит крест; глава его увенчана архиерейской митрой, что не встречается в древнерусской иконописи, а на втором плане простирается водная гладь с плывущими по ней лодками. Очевидно, святитель представлен на фоне залива с парусниками — как покровитель мореплавателей и защитник тонущих в душевных невзгодах. Недаром Житие его изобилует чудесами избавления «от потопа» и водной пучины. Изображенный пейзаж ассоциируется с Соловками, где подвизался автор иконы. Монументальная фигура мирликийского чудотворца словно освящает своим присутствием суровую северную землю. Для монаха-иконописца его обитель — корабль спасения в бурном житейском море, полном искушений, а святитель Николай — лоцман к «тихой гавани», т. е. ко Христу.
Письмо иконы очень профессионально и не чуждо стилю барокко, особенно в передаче драматических цветовых контрастов, ярких орнаментов облачений и бурно клубящихся облаков. Впрочем, их старательно моделированные валеры и светлые тона уже затронуты влиянием классицизма, что говорит о художественной эрудиции соловецкого мастера.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец
Икона начала XX века. Храм Успения Пресвятой Богородицы (Молдавия)
Свт. Николай Чудотворец и св. царица Александра
Цепков А. И. (конец XIX — начало XX вв.) 1898 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Образ, написанный мстерским иконописцем А. И. Цепковым, представляет небесных покровителей императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Имя свт. Николая Чудотворца носили многие представители династии Романовых. Св. царица Александра, супруга императора Диоклетиана, пострадала во время гонений на христиан в начале IV века. Ее имя получила, приняв в России православие, принцесса Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса Гессен-Дармштадская, будущая императрица Александра Федоровна.
Икона Феодоровской Богоматери со святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином
Гурьянов Василий Павлович (1867–1920)
Школа или худ. центр: Москва 1913 г.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург, Россия
Святитель Николай Чудотворец
Школа или худ. центр: Холуй (?) Вторая половина XIX в.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
В этой иконе, созданной, вероятно, в знаменитом селе Холуе, привлекает непритязательность изобразительных средств. Яркие желтые, оранжевые тона создают необычайно приподнятое звучание. Созвучны народной традиции и крупные яркие цветы на фелони, напоминающие дорогую, недоступную в крестьянском быту парчу. Полуфигуры Христа и Богоматери в медальонах более походят на «иероглифы», напоминающие молящимся о первообразах.
Святитель Николай Чудотворец с четырьмя святыми на полях
Последняя треть XIX в.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
Никола Липенский
Петров Александр (Алекса) (уп. 1294)
Школа или худ. центр: Новгород 1294 г.
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия
Икона была написана для монастырской церкви Николы на Липне под Новгородом (постоена в 1292 году), где являлась храмовым образом. Во второй половине XIX века находилась в церкви Архангела Михаила Сковородского монастяря близ Новгорода.
По сторонам от нимба Николы изображены в рост Христос и Богоматерь.
На верхнем поле - этимасия и деисус.
На боковых полях (попарно сверху вниз): Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Ипатий, Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский, Борис и Глеб, Георгий и Дмитрий, Флор и Лавр, Козьма и Дамиан.
Николай Чудотворец
Двухсторонняя икона
Школа или худ. центр: Тверь Первая четверть XV в.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Выносная икона.
Оборот иконы - Богоматерь Одигитрия.
Никола
Школа или худ. центр: Москва Середина XVI в.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Святитель Николай
Школа или худ. центр: Москва Третья четверть XVI в.
Музей икон, Реклингхаузен, Германия
Приобретена в 1955 году из собрания проф. Винклера.
Николай Чудотворец с избранными святыми на полях
Школа или худ. центр: Невьянск 1830 г.
Частное собрание, Екатеринбург, Россия
Реставрация: 1995–1996 — Бызов О. И.
[На полях изображены:] слева — Власий, Михаил и Флор; справа — Медост, Конон-градарь и Лавр.
По нижнему полю иконы в картуше текст: «Написася
Святитель Николай Чудотворец
Двухсторонняя выносная икона Вторая половина XVI в.
Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Реставрация: 2004–2005 — Клячина А. Н.
Оборот — Богоматерь Одигитрия
Никола Чудотворец
Школа или худ. центр: Тверь XV в.
Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Святой Никола
Школа или худ. центр: Новгород (северная провинция, Обонежье) XV в.
Карельский музей изобразительных искусств, Петрозаводск, Россия
Николай Чудотворец
Школа или худ. центр: Новгород Середина XIII в.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Инв. 2778
Из Свято-Духова монастыря в Новгороде, впервые упоминаемого в летописи под 1162 годом.
Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.
Рубрики: | Православие/иконы |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |