-Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции народный праздник национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11872


Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим. Традиции празднования.

Воскресенье, 17 Апреля 2022 г. 10:04 + в цитатник

 Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье традиционно наступает за неделю до Пасхи и предваряет собой Страстную неделю - воспоминания о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Вербное воскресенье, как и вечером накануне этого праздника, во всех храмах Русской православной церкви верующим раздают распустившиеся вербные ветки и совершают их освящение. Освященные вербы принято хранить в течение всего года и украшать ими иконы в доме. В России они заменяют пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа жители Иерусалима.

Вход Господень в Иерусалим - одно из главных событий последних дней земной жизни Христа, которое описывают все четыре евангелиста. После праздника Входа Господня в Иерусалим у православных христиан начинается Страстная седмица (неделя) в память о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа, последняя и самая важная часть Великого поста, а в следующее воскресенье наступает Пасха - Воскресение Христово.

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы. Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV — начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. 

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.

Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. 

Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

Праздничное богослужение

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

На Вербное воскресенье православным верующим разрешается есть рыбу (во время строгого Великого поста такое послабление дается только дважды, в том числе в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы).

Вербное воскресение в народных традициях

Главная традиция Вербного воскресенья – посещение праздничного богослужения и освящение верб.

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!» В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!» А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова»… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Раньше существовал интересный обряд, связанный с вербой. В воскресное утром нужно было легонько ударить вербой всех жителей дома. Особенно старались коснуться освященными веточками детей и молодых в доме. Считалось, что после этого детей не могут коснуться злые духи, а молодые девушки родят легко и малыши будут здоровыми.

Подобное отношение к вербе легко объяснимо, поскольку на Руси она по праву считалась самым сильным, крепким и живучим деревом, которое могло расти в любой почве.

Чтобы злые силы не смогли войти в дом, принято брать ветки только со здоровых и молодых деревьев без повреждений. Нельзя срезать ветки с вербы, которая стоит возле кладбища, или у которой образовалось дупло. Следует обходить стороной и те деревья, ветви которых склоняются над водой. Приметы гласят, что на них могли по ночам раскачиваться русалки и водяные.
Для укрепления здоровья принято проглатывать 3 почки от вербы. Ритуал также способствует привлечению удачи. В посевной сезон следует перед выходом в поле воткнуть несколько вербных веток в землю для будущего богатого урожая.
К богатству сажали в праздник любое комнатное растение с мясистыми и крупными листьями. Но не все решаются на такой эксперимент: если цветок увянет, вся жизнь пройдет в бедности и лишениях. Не каждый готов заранее узнать негативное пророчество, поэтому эта примета постепенно уходит в прошлое.

Как отметить праздник?

Воцерковленные люди на Вербное воскресенье обязательно посещают храм. Накануне, в субботу, идут на всенощное бдение, где освящают вербы. А в день праздника спешат на литургию, чтобы помолиться на службе, а также исповедоваться и причаститься. Духовенство отмечает, что если у православного человека нет возможности посетить храм, то можно прочесть молитвы дома. Есть специальные праздничные гимны (кондаки), которые стоит пропеть в этот день.

После праздничной службы можно собраться с близкими за трапезой. Однако следует помнить, что Вербное воскресенье приходится на время Великого поста, поэтому на столе не может быть мяса и молочных продуктов. Правда, в праздник делается исключение — в пищу можно употребить немного рыбы, икры и вина, но не переедать.

Свободное время лучше провести в чтении духовных книг. В Вербное воскресенье не стоит заниматься тяжелым физическим трудом и домашней уборкой. В то же время совершать бытовую рутинную работу не возбраняется.

Серия сообщений " Вербное воскресенье":
Часть 1 - Вербное воскресенье. Народные обычаи, приметы и традиции праздника.
Часть 2 - Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим. Традиции празднования.
Часть 3 - 28 АПРЕЛЯ 2024 ГОДА - ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Рубрики:  Православие/Церковные праздники
Праздники
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям