Рязанский костюм. |
Слева: женская праздничная одежда, Рязанская губ., Михайловский у., 2 пол.19в. - рубаха, понёва, передник-запон, шушпан, нагрудное украшение-"гайтан"
Справа: женская праздничная одежда, Рязанская губ., посл.четв.19в. - рубаха, понёва, передник
Рязанская губерния, II половина ХIХ века
Рязанская область, Скопинский район, деревня Свинушки,II половина ХХ века
Необычные природные условия Рязанской губернии - обособленность, местами непроходимость лесистого Мещерского края - дали возможность сформироваться совершенно особому народному костюму, резко отличающемуся от костюмов других регионов.
Неисчерпаемо разнообразие рязанских костюмов. Удивительно и то, что до сих пор существуют места на Рязанщине (например, село Секирино, Скопинский район), где хранят и в особо торжественных случаях надевают народные костюмы. Для нас ценно то обстоятельство, что разнообразие рязанского народного костюма сохранилось до наших дней, и мы можем изучать рязанский костюм по тем подлинникам, которые имеются в музейных коллекциях. Большие богатства хранит Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ).
Элементами женского костюма являются в основном рубаха, понева, передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.
Костюм с укороченным навершником.
Костюм с укороченным навершником (рис. 1) включает рубаху, поневу, передник, навершник, головной убор, обувь.
Рис. 1. Рязанский костюм с укороченнём навершником. Костюм-образ.
Рубаха холщовая, с длинными рукавами. Рукава и лиф декорированы вышивкой, кружевом, лентами. Длина рубахи 110 см, ширина по низу 67 см; длина рукавов 58 см.
Понёва состоит из трех полотнищ и прошвы. Ткань поневы - синяя, браного ткачества (ткань двойная). По низу поневы - тканый орнамент "челноками". Низ поневы завершается красной каймой. Верх поневы выполнен на гашнике, прошва - из холста.
Передник - запон "с грудинкой" и с "бочками", состоит из трех полотнищ холста, по краю декорирован браным ткачеством, полосами желтой ткани, зеленой лентой, тесьмой, кумачом и белым фабричным кружевом. Материал передника - пестрядь. Длина передника 91 см, ширина 78 см.
Навершник - короткий сарафан, состоит из четырех полотнищ. Между полотнищами - полоса кумача. Низ и вырез горловины обшиты кумачом, зеленой и черной тесьмой.
Головной убор - повойник, надеваемый без платка, форма "лопатой".
Обувь - лапти.
Костюм с удлинённым навершником.
Костюм с удлиненным навершником (рис. 2) включает рубаху, поневу, передник, навершник, кику (сорока), позатыльник, нашейные украшения, пояс, обувь. Рубаха с орнаментированными рукавами - "денежкой". Понева - синяя, клетчатая; низ декорирован цветными полосами. Навершник распашной, сплошь орнаментированный. Кика (сорока) - рогатая; позатыльник, спадающий на линию плеч.
Нашейные украшения — гайтан, низан бисером.
Пояс и передник.
Обувь - лапти плетеные из лыка.
Рис. 2. Рязанский костюм с удлинённым навершником. Костюм-образ.
Выкройки. Рубаха. ">
Рязанские рубахи по конструкции могли быть разными: с прямыми и косыми поликами, с квадратной ластовицей, с треугольной ластовицей. Ворот обычно присборен, но более ранние рубахи могли быть с обычным прямым воротом. Ниже приведены примеры кроя обычных туникообразных рубах: 1. ворот не присборен, 2. ворот присборен.
Передник.
Шушпан. Шушпан (шушун, сушан) - туникообразная распашная (располочная) или глухая (круглая) женская верхняя одежда, изготовлялась из трех-четырех полотнищ белой домотканины - шерстяной или ипортяной (см. рис. 128). Шушпан по конструкции - видоизмененный навершник, изготовлялся он без ластовиц или с ластовицами из кумача или ситца (белого, цветного). Рукава ("крылья") у шушпана делались до линии локтя, прямые или зауженные книзу, с клиньями, которые присоединялись к среднему полотнищу. Носили шушпаны, вдевая в рукава, а также как накидную одежду, перекинув рукава наперед. В непогоду шушпан набрасывали на голову. Иногда носили два шушпана: один, вдевая в рукава, а другим закрывали голову и лицо. Во время работы в поле шушпан снимали и в него завертывали ребенка.
Пониток. Верхняя халатообразная одежда без застёжек, изготовленная из четырёх полотнищ полушерстяной домотканины, с клиньями по бокам и длянными рукавами, доходящими порой до пола, подкладка из холста. Воротник и низ рукавов обшивался гарусом или тесьмой.
Рязанские костюмы из собрания Сергея Глебушкина.
|
Рязанский костюм. Музей декоративно-прикладного искусства в Москве.
Рязанский костюм. Российский этнографический музей. |
Фотографии костюма Рязанской губернии можно посмотреть в фотоальбоме.
Серия сообщений "национальная одежда":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
...
Часть 12 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 1.
Часть 13 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 2.
Часть 14 - Рязанский костюм.
Часть 15 - Головной убор.
Часть 16 - Солнцев Ф.Г. Женский народный костюм.
...
Часть 22 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Киевская губерния. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Часть 23 - Из альбома "Одежды Русского государства". 1869 год. Акварели Ф.Г. Солнцева.
Часть 24 - Одежды Русского государства. Акварели Ф. Г. Солнцева.
Серия сообщений "русский костюм":
Часть 1 - СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 2 - Русский национальный костюм.
...
Часть 11 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 1.
Часть 12 - Народный костюм Пензенской губернии конца 19 - начала 20 века. Часть 2.
Часть 13 - Рязанский костюм.
Часть 14 - Головной убор.
Часть 15 - Женские костюмы Московской Руси.
...
Часть 20 - Русские женщины в народном костюме.
Часть 21 - Усерязи, колты и другие украшения, которые носили модницы-простолюдинки в Древней Руси.
Часть 22 - Головные уборы.
Рубрики: | декоративно - прикладное искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |