Церковь Рождества Богородицы в Путинках. |
Храмы столицы-1: Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Во Всеминый день архитектуры размещаю в блоге этот свой пост.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки.
Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище "Путинки": здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова "паутина" - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой "паутинку", окружавшую церковь со всех сторон.
Деревянная трехшатровая церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г., как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Так, по представлению mozhav (сообщества livejournal.com), автора этого рисунка, выглядела Пушкинская площадь (сейчас - от Макдоналса к кинотеатру "Россия") в XVII в.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - слева на рисунке, прямо - Страстной монастырь с собором и надвратной церковью (по чертежу 19 века), за ней чуть виднеется (как и теперь) колокольня Высокопетровского, и у правого края - Дмитрий Солунский (кажется здоровенным, поскольку уровень земли внутри крепости, как правило, выше наружного).
http://pics.livejournal.com/mozhav/pic/00068xt7/
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Строилась она в 1649-1652 гг., на средства, выделенные царём Алексеем Михайловичем. Являлась приходской церковью небольшой слободы, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города, у развилки дорог, ведущих в Тверь и Дмитров.
Каменный придел в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" был построен в 1652 г. именно по ходатайству патриарха Иерусалимского Паисия, бывшего в 1649 г. в Москве и просившего царя о разрешении о построении храма в честь иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина" и дачи для него средств и материалов. Из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства. Остальные средства собирались прихожанами.
Придел Церкви впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
коммент.:
Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
У чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.
По преданию список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами...
Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней.
Необычно в композиции храма то, что здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон.
Основной объем храма увенчан тремя декоративными шатрами, поставленными в ряд.
Маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню были самой заметной чертой церкви.
Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой, строители проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера.
Трапезная и южный придел Феодора Тирона пристроены в конце XVII века. Третий придел Николая Чудотворца.
Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957 г.).
В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века.
В 1812 г. храм не пострадал от нашествия французов, а лишь на 2 недели прекратились богослужения.
Западный вход в храм устроен в 1864 г. по проекту архитектора Завьялова.
На колокольне было 9 колоколов, 4 из них 1715 г., один из которых отлит Иваном Маториным, 4-й — 1856 г., а по 9-му колоколу информация отсутствует.
Последнее обновление церкви было в конце XIX века.
Храм закрыли в 1938 г. В нем долгое время располагались конторы, затем в нем находился репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене".
Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 годах под руководством архитектора Свешникова была проведена комплексная реставрация. Свешников со своими помощниками буквально по кирпичу перебрал все здание от фундамента до куполов и подробно описал все периоды строительства. Храму был возвращен его первоначальный вид, который он имел на рубеже XVII-XVIII веков, а на древнем фундаменте XVII века было восстановлено шатровое крыльцо. Благодаря этой блестящей работе — образцу научной реставрации, удалось сохранить и восстановить здание храма с его удивительной архитектурой.
Возвращена Церкви в 1990 г. Первая Божественная Литургия после пятидесяти лет забвения была совершена 24 августа 1991 года, то есть сразу после путча, в праздничные дни Преображения Господня.
Пост составлен в основном на основе материалов, представленных здесь:
http://www.otdihinfo.ru/catalog/468.html
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-rozhdestvo.htm
с сокращениями и небольшими дополнениями. Часть фотографий - лично мои (съемка - сентябрь 2008 г.)
Серия сообщений "Москва":
Часть 1 - Церковь Спаса Преображения, что на Песках и "Московский дворик" Поленова.
Часть 2 - Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской.
...
Часть 15 - 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.
Часть 16 - Художник Александр Стародубов.
Часть 17 - Церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Часть 18 - Храмы Москвы.
Часть 19 - Собор Василия Блаженного.
...
Часть 26 - Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву).
Часть 27 - Старая Москва. Архитектура Древней Руси в картинах Аполлинария Васнецова.
Часть 28 - История московских улиц.
Рубрики: | Православие/храмы соборы монастыри страны/Россия архитектура история города |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |