Мадонны Тициана. |
Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения.
"Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни.
Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов...
Мадонна с младенцем, Святой Екатериной и кроликом, 1530
Лувр, Париж
Мадонна Гипси, 1511 Вена, Исторический Музей
Мадонна и дитя, 1565-70
Национальная Галерея, Лондон
Благовещение Мадонны. Часть полиптиха Воскрешение Христа, 1520
Галерея Санти Назаро Е Целсо, Брешиа, Италия
Мать Долороса, 1553-1554. Музей Прадо, Мадрид
Матерь Долороса, 1555
Музей Прадо, Мадрид
Мадонна с младенцем и святыми, 1530
Лондонская Национальная Галерея
Благовещение, 1535
Галерея Скуоло Гранде ди Сан Россо, Венеция, Италия
Мадонна с младенцем, 1545
Коллекция Тиссен Борнемицца, Педралбес, Испания
Мадонна с младенцем на фоне вечернего пейзажа. 1562-1565
Альт Пинакотека, Мюнхен
Вишневая Мадонна. 1515
Исторический Музей, Вена
Мадонна во славе, с младенцем Иисусом, Святым Франциском и Альвесом, 1520 Музей Цивицо, Анкона
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие. Так оно и случилось. Дела многих его современников канули в вечность вместе с их смертью, но лица и имена продолжают жить в веках благодаря кисти Тициана. Под его взглядом женщина становилась прекрасной. Солнечный луч касался луга — цветок распускался. Фигура казалась отпечатком живого тела.
Тициан прожил почти сто лет, но и в последние дни своей долгой жизни он сохранял ясность ума, остроту зрения, не выпускал кисти и палитру из рук. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал».
Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. По дошедшим до нас сведениям, завершив последнюю, обращенную к Богу работу, старый художник велел накрыть стол на множество персон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один.
Тициан как бы прощался с тенями своих учителей, друзей, современников и современниц — героями и моделями своих полотен. Прощался с первым учителем Джованни Беллини, у которого он перенял любовь к мифологическим темам и гармонию колорита. С Микеланджело и Рафаэлем, работы которых он даже в зрелом возрасте ученически копировал, чтобы постичь тайны композиционного мастерства этих великих художников. С Джорджоне, своим ровесником, с которым они когда-то вместе расписывали фресками стены храмов в Венеции, а когда тот погиб в молодости от чумы, дописал одну из лучших картин Джорджоне — «Венеру». С императором Карлом V, жестоким, победоносным полководцем, отрекшимся от престола и закончившим дни свои в монастыре.
Тициан простился с тенями ушедших из жизни дорогих ему людей. Но сам так и не успел приступить к этому последнему ужину...
Рубрики: | живопись/художники история |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |