-Цитатник

Без заголовка - (0)

Римантас Дихавичюс: «Женщины — это не люди, это другие создания» Римантас Дихавичюс &mdas...

Без заголовка - (0)

Рубаи Омара Хайяма в иллюстрациях Ирины Степановой Все, что видим мы, — видимость только...

Без заголовка - (0)

И лунный свет скользит по телу взглядом...     ...

Без заголовка - (1)

Я Вам душу свою на распашку открыл... KAYTS VANIKIAN | Street Saxophonist, 2010  Pri...

Полная коллекция песен с 1967 по 1973 год - (1)

Музыка на выходные | Полная коллекция песен с 1967 по 1973 год (190)   ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
13:25 18.06.2011
Фотографий: 8

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Гурген_Акопян

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 7) Live_Memory Нино_Катамадзе Ветеринарный_кабинет Авто-Любитель Geo_club humor_and_interes Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Авто-Любитель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.06.2009
Записей: 429
Комментариев: 284
Написано: 1738


Последний романтик

Среда, 20 Марта 2013 г. 22:32 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts



Этот маленький веб-проект дань уважения и любви к Микаэлу Леоновичу Таривердиеву, хотя, думаю, что эта преамбула излишняя. Хочу предупредить, что вы не найдёте тут ни музыки, ни видео, ни биографии, ни фильмографии композитора. Как и все мои проекты серии "Мы их любим" данный проект лишь выплеск моих чувств и переживаний.


Пролог

 

Люблю, - но реже говорю об этом,

Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.

Вильям Шекспир




Этот кадр запечатлен в моём сознании вот уже 30 лет.
Эти строки запечатлены в моём сердце вот уже 30 лет.
Эта музыка запечатлена в моей душе вот уже 30 лет.

  Благодаря этому сонету, вернее благодаря музыке к этому сонету, еще вернее - благодаря исполнению этого сонета автором музыки к нему - Микаэлом Леоновичем Таривердиевым я сейчас пишу стихи. Пишу.
  Именно этот кадр сделал меня поэтом. Я в этом не сомневаюсь. Хотя были и другие "кадры из прошлого". Но этот - главный.
  Пишу не потому, что однажды услышал строки Шекспира, исполненные Таривердиевым. Пишу потому, что Микаэл Таривердиев этим сонетом разбудил мою душу. И не только им. Но этот сонет - начало.
  Я сам не знал, что этот сонет был началом. Реально оно случится почти через 10 лет после этого кадра. Но это просто детали.
  В раннем детстве я хотел быть воспитателем в детском саду, и фильм "Усатый нянь", тут не причем я и не помню даже видел ли я его.
  Потом я хотел быть писателем. Просто потому, что считал что самая легкая профессия. Сиди дома стучи двумя пальцами по печатной машинке. Тепло, сыто, уютно... Но однажды я услышал в передаче "Писатели у микрофона", что эти самые писатели разъезжают на оленях по крайним северам, ездят на БАМ, и в прочие комариные, болотистые, холодные и жаркие места и... сразу передумал... Передумал и не думал...
  Но радио слушать я любил. Не смотря на то, что оно лишило меня выбранного пути.
  Однажды я услышал инсценировку по рассказу Константина Паустовского "Старый Повар". Она запала мне в душу.
    А потом были Микаэл Таривердиев и Сонеты Шекспира в Кинопанораме... и заноза иглой пронзила меня окончательно. Эта была непростая игла, а волшебная. Она спала и никто не знал, когда она проснется. Проснулась она в октября 1987-го года. Но это совершенно другая история.

    Я стал писать стихи.

    Мне было трудно. Очень трудно. Я не обладал и не обладаю музыкальным слухом и музыкальной памятью. Я никогда не почитал литературу. Я закончил математическую школу и мне стоило невероятных усилий выправить грамматику и литературу. Мне и сейчас трудно не делать грамматических ошибок - я от природы чудовищно рассеян. Наверное, всему виной темперамент, который видимо помогает писать. Палка о двух концах.... Но я отклоняюсь от темы...
    Мои ранние стихи, стихи периода становления, проб и ошибок ( а продолжался этот период почти 5 лет) я часто напевал про себя голосами любимых исполнителей (для того, чтобы выверить ритм). И голос Микаэла Леоновича звучал очень часто. Я не буду приводить строки моего четвертого или пятого стихотворения, которое я не "ровнял" потом, и не публиковал, и никогда не буду публиковать. Я просто хочу рассказать, что помню, как писал его прислонившись лбом к холодному стеклу троллейбуса, мчащегося по Щелковскому шоссе в сторону Преображенки от метро Щелковская, как всматривался в ночь и как слушал его голос. Его голос повторяющей мне: "Люблю, Люблю, но реже говорю об этом"... Его голос, поющий мои нескладные строчки, которые и прочитать-то было трудно, а он пел, и я креп в уверенности, что я на правильном пути. А интерференционные круги фонарей мигали мне маленькими радугами через дырочку продышанную на мерзлом стекле троллейбуса.

 




Действие первое

Как не сойти с ума от понравившейся мелодии
или обещания должно выполнять

    Отец моего близкого друга - кинорежиссер документалист снял очень много фильмов о Чернобыльской трагедии. Первые три фильма объединены в трилогию "Колокол Чернобыля".
    Лет 20 тому назад я был на премьере второго фильма. Пока зрители собирались, друг, который тогда учился на филологическом факультете МГУ и помогал отцу, в качестве литературного консультанта, рассказывал нам (своим друзьям - гостям премьеры) о работе над фильмом.
    Мы уже слышали от него, что музыку к фильму написал Микаэл Таривердиев, что они бывали у него дома... Я смотрел на друга и пытался через него "соприкоснуться" с маэстро.
    Вдруг он начал нам рассказывать мистическую историю, случившуюся во время работы над "саундтреком" (слово, которого тогда я не знал). Это сейчас мы приучены к любым - самым невероятным историям. А тогда, в конце 80-х....
    Мой друг и его отец приехали в домашнюю студию Микаэла Леоновича. Он проиграл им только что сочинённую мелодию и вышел на балкон покурить (или просто вышел на балкон - вы же понимаете, что я пересказываю то, что слышал 20 лет назад). Вдруг все трое (а как я выяснил впоследствии у Веры Таривердиевой - четверо, включая её) услышали над Москвой, прямо с неба лилась мелодия Маэстро, только что сочинённая, нигде не записанная, впервые только что прозвучавшая...

    Не верить оснований не было.

    Мы молчали, а друг, который тогда подшучивал над моими попытками писать стихи (как впрочем и другие немногие, кто знал о них). Открылся я даже родным много лет спустя, при чрезвычайных обстоятельства х- оказавшись в больнице.. Они просто, когда привозили мой портмоне, обнаружили блокнот, в котором было почти полторы сотни моих стихотворений. Но я опять отвлекся.
    Друг обернувшись ко мне сказал: - Запомни, Мишка. Когда-нибудь напишешь об этом стихи...
    Когда-нибудь...
    Прошло несколько лет. Я совершенно неожиданно угодил в больницу и в результате проблем с позвоночником (врожденных, о которых до 27 лет я и не подозревал) перестал ходить, оказался в инвалидном кресле и по этой причине наша семья эмигрировала в Америку, в Нью-Йорк.
    Прошло ещё несколько лет. Я еще с Москвы приобщился к интернету (стихи, да и вообще литературное творчество, и интернет помогли мне справится с моим новым положением.) Я создавал вебсайты, постепенно у меня появился свой интернет-мир на котором я показывал и собственное литературное-фото творчество и конечно же слушал, читал, смотрел - как и все мы жители страны виртуального-не параллельного мира.
    Однажды я открыл вебсайт на котором были собраны избранные инструментальные композиции Микаэла Таривердиева к фильмам за многие годы. Одна из них запала мне в душу. Я поставил воспроизводство на повтор.
    Сколько дней я ей слушал, я не вспомню. мои записи в веб-дневниках тех лет говорят, что 2-3 дня... А может это были 2 недели?... Я понял, что схожу с ума. Реально. Страшно. До ужаса.
    Я стер скаченный МП3 файл, ссылку и постарался забыть о ней... И забыл... На несколько лет.
    А через несколько лет снова нашел этот сайт. И снова нашел диск. И снова стал слушать. И снова "запал". И вспомнил, как едва смог спастись... И понял, что второй раз я "сорваться с иглы" не смогу, и что единственный шанс, который у меня есть - написать стихи. И... слава Б-гу я их написал ...
    Не помню, как долго я их вынашивал. Это раньше - лет 10-15 назад я мог вспомнить предысторию каждого моего стихотворения. Многие из тех стихотворений я и не показываю теперь вовсе. Стихи, написанные за первую декаду моего творчества с 1987 и вплоть до конца 90-х прошли жесточайший отбор. Начиная с 1999-го года я уже не предавал бумаги то, в чём я был не уверен.
    Так что сейчас я не вспомню, как долго я создавал это стихотворение, но именно тогда, само стихотворение вдруг плавно подвело меня к воспоминанию, изложенному выше и тем самым помогло найти центровую ось для себя, завершить себя и спасти меня от наваждения...
    Собственно само стихотворение вы сможете прочитать чуть ниже, как и прослушать мелодию. Собственно эта мелодия и дала название и стихотворению и этому проекту... Но перед этим хочу сказать, что на этом история с стихотворением не закончилась, но не буду забегать вперёд.

ПРОСЛУШАТЬ
(Дождитесь окончания звучания фоновой мелодии,
если она ещё звучит, прежде чем запускать эту).

Последний романтик

    •                 Микаэлу Таривердиеву

                      "…А я и есть моя музыка"
                           Микаэл Таривердиев


      Рояль волновался, он будто хотел убежать
      по лужам ночного проспекта
                                          в продрогшую бездну.
      Мелодия нежностью с неба лилась не спеша,
      и свет фонаря разрезал черноту, как кинжал,
      и время тянулось замкнувшимся мигом отъезда.

      Рояль торопился. Он словно пытался взлететь,
      и слезы стекали по стеклам оранжевой грустью.
      И не было сил у него эту муку терпеть.
      Рояль торопился как будто чего-то успеть.
      Он был не согласен, что в миг этот было так пусто.

      А дождик ночной луж касался, как звуков рука.
      Он тоже куда-то спешил через ночь переходом
      по клавишам черным и белым: он словно ругал
      и тех - кто не верил, и тех - кто надежды слагал
      в значки никому не известного древнего кода.

      И было тревожно и пусто. Одни лишь шумы
      врывались в мелодию эту спешащей походкой.
      И мир акварельный был снова как будто размыт
      пятном светофора, гудками, шуршаньем из тьмы
      в шаги убегающей в дождик случайной красотки.

      Рояль не смолкал, продолжая шептать о любви.
      Последний романтик среди этой мокнущей ночи.
      Ему светофор, растворяясь, твердил: - Погоди!
      Рояль сомневался. Он брызги, как звуки, ловил.
      И очень хотел достучаться... Не просто, - а очень.

      И вдруг над дворами во тьме зазвучал саксофон.
      Он вторил мелодии сердца ещё не рождённой.
      Реально.
               То было не эхо. Не призрак. Не сон.
      И значит, романтиком быть оставался резон:
      негромко играть, устремившись сквозь дождь убежденно.

      < 23 августа 2004 года >

Действие второе

О последствиях нескромной решительности
или продолжение истории

    Спустя некоторое время, после написания стихотворения я обнаружил официальный сайт Микаэла Таривердиева. И хотя Маэстро уже много лет нет с нами, сайт "на плаву". Им занимается Вера Таривердиева. И не только им. Она проводит конкурсы, фестивали и делает очень многое для того, что бы музыка композитора не забывалась. Не буду рассказывать о том, о чём не смогу рассказать хорошо. Зайдите на сайт и почитайте.
    Я в очередной раз отвлекся. Хотя в тот момент мне уже было почти сорок лет, я метался, как мальчишка между обуявшим меня желанием послать Вере Таривердиевой моё стихотворение со всеми предысториями и страхом, а имею ли право это делать и вообще кто я такой...
    Несколько раз я писал письмо, сохранял его в "Черновиках" стирал, потом спустя какое-то время писал снова и снова стирал...Стирал... Стирал...
    Стирал.... года два стирал и вдруг одним решительным нажатием (кликом) на клавишу мыши - отправил.
    Вера Таривердиева ответила почти сразу. Поблагодарила. Подтвердила подлинность истории, порекомендовала книгу воспоминаний Маэстро и своих воспоминаний. Сказала, что там есть и строки отца моего друга об этой истории.
    Ещё были тёплые слова в мой адрес. И... рассказ о самой мелодии. Я бы постеснялся спросить, но чуткая Вера сама написала мне, что эта ТЕМА, рождённая тогда, не отпускала Маэстро до последнего дня. Она просачивалась в тех или иных трактовых во многие произведения маэстро... Отражена и в последнем произведении, которое называется "Мария Стюарт"...
    Я отыскал названную мелодию и послушал её.
    Видимо к тому моменту у меня уже выработался иммунитет, а может быть я стал взрослее (очень хотелось написать "умнее", но боюсь, что это было бы заблуждением") и я сразу решил писать стихотворение. Потому что мелодия, конечно же, захватила...
    Про неё много сказано на сайтах связанных с творчеством Микаэла Таривердиева. Где-то прямо сказано, что это тема реквиема, конечности всего живого... А я подумал, что возможно - как раз Бесконечности. С другой стороны это лишь вопрос философии, Веры, внутренней религии... Не хочется предварять музыку и стихи словами.
    Добавлю лишь, что на этот раз от момента, когда я услышал божественные звуки Маэстро, до момента, когда поставил точку в конце стихотворения прошел всего год. Всего один год.
    Вот собственно и всё. Хотя нет. Могу добавить, что, уже не "тушуясь" отправил второе стихотворение Вере Таривердиевой. Получил ответ, в котором было даже предложение встретиться в Нью-Йорке, где Вера Таривердиева собиралась быть проездом, на очередной конкурс или фестиваль, но я застеснялся и не воспользовался им.

    Теперь уже точно всё. Ниже - ссылка на "Марию Стюарт" и моё стихотворение.

ПРОСЛУШАТЬ
ПРОСЛУШАТЬ
(Почему две мелодии?...
Ответ - после стихотворения)

Там...            

   Микаэлу Таривердиеву



    • - Ты слышал?.. Там… по воде...
      - Я видел. - Нет, ты услышь.
      Пойми, что они везде,
      как небо в проёме крыш.
      Ты видел?.. Шептала ночь,
      как в юности "…навсегда...".
      Поверь же в уменье смочь.
      Идти? Но кругом вода.

      Ты слышал шаги?.. Опять -
      дыханию вторят в такт.
      И время несётся вспять.
      И истина вновь проста.
      А крыши стремятся вверх.
      В бездонность твоей души.
      "Спеши!.." - то не вздох, не смех.
      Ты слышишь? - "...спеши...", "пиши..."

      Как ветер средь ив весной,
      как в жёлтых полях другой,
      да будет всегда со мной
      пресветлая эта боль.
      И в лёгкости новых фраз,
      и в стройности звонких нот
      опять свет отбросит бра
      на белый, как жизнь, блокнот.

      И нету нигде следов,
      но, видя опять шаги,
      ты пишешь у кромки льдов,
      твердя сам себе: - "не лги!"
      Ты слышал?.. Она твоя.
      Ты видел? - Ответа нет...
      Разлились и спят моря,
      и звёзд отражают свет.

      < 20 мая 2007 года >

    PS: Но без "Мистики" и тут не обошлось. Два года спустя, после того как я написал стихотворение (то есть буквально совсем недавно) я понял, что я скорее всего слушал не ту мелодию, о которой мне написала Вера Таривердиева. Совсем откровенно - я подозревал это с самого начала, не чувствуя элементов "реквиема", но... Просто сайт, с которого я её прослушивал - напутал названия.
    Пару месяцев назад, я нашел тот же диск, в более полном варианте и там мелодия, которую я слушал как "К спектаклю Мария Стюарт" идёт как мелодия к фильму "Воровка", а "Мария Стюарт" - совершенно другая. То есть другая, но не совершенно. И в этом - мистика. Мне кажется, что чувства, которые проникли в мои стихи сродни обеим мелодиям.
    Но, душевный покой потерян. Мне даже стыдно, что я так напутал и не придал должного внимания моим сомнениям. Просто любая мелодия Микаэла Леоновича несёт в себе невероятный запас мудрости и доброты и побуждает к творчеству...
    Возможно, скоро я начну поиски третьего стихотворения. Почему? Это необъяснимо. Мне нечего добавить к сказанному выше.

ЭПИЛОГ

    У меня на письменном столе заставленном компьютерами, мониторами, принтерами, фотоаппаратами, моими книгами, в сокровенном уголке лежат несколько книг: "Зяма-это Гердт", Воспоминания Муслима Магомаева, "Я просто живу и Биография музыки". Последняя - двойной сборник Микаэла и Веры Таривердиевой. Воспоминания композитора и воспоминания Веры Тариердиевой".
    Я очень часто открываю эти книги, листаю, рассматриваю фотографии, наугад читаю абзацы. Иногда по несколько страниц.
    Я прочитал первую главу воспоминаний Микаэла Леоновича и читаю примерно главу в месяц Воспоминания Муслима Магометовича Магомаева, с которым мне посчастливилось общаться на его сайте (вы можете почитать об этом на моём проекте его памяти)...
    Но я никак не решусь прочесть эти книги целиком. Я не хочу проглотить их. Выпить залпом.
    Чего я опасаюсь? Опасаюсь ли? Или просто не могу отбросить все дела и прочесть их от корки до корки...
    Не знаю... Но иногда мне кажется, что я боюсь, что после того как я их прочитаю, то время, о котором в них написано, время, когда люди, на творчестве которых я рос и формировался как личность, были молоды и создавали произведения, вскормившие мой духовный мир - уйдёт, спрячется, потеряется. Оно и так уходит...
    А может быть я просто оттягиваю удовольствие... Удовольствие и горечь, потому, что в таких книгах не может не быть боли...
    Не знаю... Надеюсь, что я все же прочитаю все три (четыре) книги в ближайшее время, но даже если я сделаю это совсем скоро, я не буду менять этот "Эпилог". Ни одного слова. Собственно это уже неважно. Я сказал всё, что хотел сказать на этой страничке.
    Как и на других проектах цикла "Мы их любим" вы не нашли тут ни фотографий, ни клипов, ни MP3 файлов, ни фактов из жизни Микаэла Леоновича - таких проектов много и вы без труда найдёте их в замечательном "Гугле".
    Для чего тогда я создал её - страничку с названием "Последний романтик"? Возможно, для того, что бы вы, хотя бы на маленькую толику поверили, что романтика еще не исчезла, что она тут, рядом с нами: в каплях дождя, бегущих по лужам ночного проспекта. Откройте окна и прислушайтесь. Возможно вы услышите ваши путеводные мелодии.



С любовью и уважением
Ваш Миша Мазель



Link

 

Рубрики:  Музыка
ЛИРИКА
Это интересно!
Метки:  

Миша_Мазель   обратиться по имени Суббота, 11 Мая 2013 г. 03:58 (ссылка)
Спасибо за распространение моего творчества
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Мая 2013 г. 12:18ссылка
Дорогой Миша, это Вас спасибо за прекрасное творчество!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку