1.
На набережной старого Яффо, пригорода Тель-Авива, армянские песни звучат раз в две недели, когда сюда, в старинную церковь и небольшое подворье, приезжает священник из Иерусалима. Молодой отец Геворг сумел объединить едва ли не всю небольшую армянскую общину страны.
Так, во всех областях жизни,всегда и везде получается у тех, для кого работа - не средство существования или отчетов, а служение.
Армяне живут на Святой земле две тысячи лет. Когда- то они имели здесь 76 церквей. Сегодня осталось шесть. Недвижимость и земля, сдаваемые в аренду, позволяют поддерживать жизнь общины. В том числе, - хор монахов, чье звучание в древнем храме армянского подворья Старого города одно из подлинных современных чудес Иерусалима.
Этот народ всегда ценил и стоял на трех постулатах - церковь, вера и школа. Где бы армяне ни жили, они стараются сначала поставить свой храм и рядом - школу с изучением родного языка. Отец Геворг считает, что у его народа грустные глаза, потому что разбросан он по всему миру. И пока человек живет вдали от Родины, у него не бывает настоящей радости.
- Сегодня оттуда уезжают, но потом все равно вернутся - говорит он - Вернуться сами или наши дети. Более мудрыми, опытными, знающими. Нельзя брать отрезок тяжелого времени и принимать его за аксиому. Все меняется...
Постоянным остается только стремление священника, когда-то выпускника театрального института в Ереване, еще и писать картины. Из более, чем трехсот профессиональных работ, за многие годы , проведенные на Святой Земле, у него так и не оказалось ни одной даже об Иерусалиме. Все работы - об Армении.
Армянская церковь, с доминирующим черным цветом и внешней строгостью, на самом деле, очень демократична и терпима. Возможно, это связано с трагической историей народа, когда именно духовные лидеры и храмы, по сути, заменяли государство и были связующей силой армян.
В Израиле их, по официальным данным, пять тысяч. По не официальным - десять. Две тысячи армян - коренные израильтяне. Остальные приехали уже после распада Советского Союза, отовсюду, и некоторые даже крестились именно здесь. Ощутив, как мне рассказывали, кто одиночество, кто потребность в общении на родном языке. Многие адаптировались к новой жизни безболезненно.
Армяне, они ведь такие же как все - тоже разные. Но ключевым для большинства из них понятием остается мысль о том, что солнце для армянина, где бы он ни жил, всходит в Армении.
2.
Их древнее подворье в Старом Иерусалиме, закрытое для свободного входа из соображений безопасности - одно из самых больших. Там и храм, и школа, и духовная семинария, и конечно же небольшой музей, рассказывающий о геноциде этого народа в 20-ом веке, когда с 1915-го по 1918 годы и позже были вырезаны турками полтора миллиона человек, а миллион армян бежали по всему миру.
3.
4.
Большинство стран Европы признали факт геноцида и отрицание его считается, в той же Франции или Германии, уголовным преступлением. Современная Турция так не считает.
Геноцидом эту трагедию до сих пор не признали на государственном уровне ни США, ни Израиль. Видимо, Турция в регионе - слишком важный политический и военный партнер. А политика важнее, чем правда. 24 апреля ежегодно армяне, в том числе и в Израиле, проводят траурные шествия или поминают первый день той страшной резни.
У армян в Иерусалиме есть несколько самых почитаемых мест. Это замечательный кафедральный собор 12-го века, названный именем святого Якова, чьи останки , по преданию, захоронены здесь же, под алтарем.
А в закрытом, без специального разрешения квартале, и сегодня за оградой зеленеет олива, к которой, как считают верующие, был привязан Христос во время бичевания. Армяне приняли христианство задолго до русских. Но с учетом географических соседей, этот выбор стоил им очень дорого.
- И все-таки, - объяснял мне монах подворья - У нас говорят, что вера - не одежда, которую легко меняют. Вера человека - как его кожа.
Армянская автокефальная церковь на Святой земле пользуется равным авторитетом и правами наряду с русской и греческой православными. И владеет вместе с ними значительной частью главной христианской святыни мира - Храма Гроба Господня. Это святое и тоже закрытое отдельное место, куда можно приходить на литургию лишь в пасхальные дни.
Храм Гроба Господен с высоты армянской части его окружающего , выглядит совсем иначе, чем для паломников и туристов внизу. Гораздо более четко, зримо и незыблемо. Как и вера людей, для которых солнце всегда восходит в Армении.
5.
6.
Источник:http://uryst.livejournal.com/130643.html