Робер Оссейн принадлежит к "Русской гвардии парижской сцены и кино". Он - потомок эмигрантов первой волны. Того самого могучего шквала, который выплеснул на французские берега Шаляпина и Питоевых, Балашову и Вакевича, Балиева и Соколова, братьев Мозжухиных и Волкова, Надеждина и Римского, Лошакова и Турянского, Кованько и Колина... Яркие таланты, давшие новый импульс французским кино и театру. "Кому, как не нам, вечным кочевникам, рисковать в столь опасном ремесле, как кино и театр", - сказал однажды Оссейн. Кто знает, может, в этих словах кроется ключ к пониманию если не всей его жизни, то самого главного в ней. ИНТЕРЕСНЫЙ НЕГОДЯЙ
В жилах Робера Оссейна смешались славянская и персидская кровь. Он родился 30 ого декабря 1927 года в Париже, в семье музыканта и композитора Андре Оссейна (Аминулы Гуссейнова) - выходца из Самарканда и Анны Мневской - дочери русских эмигрантов.
В детские годы Роберу пришлось сменить насколько интернатов. У родителей не хватало денег на плату за обучение в обычной школе. Мальчик упрямо прогуливал многие занятия, друзьями он не обзаводился, любил .сидя на дереве, наблюдать жизнь улицы и уже в то время мечтал о подмостках.
В 19-ти летнем возрасте Робер начал постигать драматическое искусство, окончил знаменитые курсы Рене Симона, пришел в театр "Гран гиньоль". Здесь молодой Оссейн приобрел не только актерский , но и режиссерский опыт.
Впервые Робер появился на экране в 1948 году, однако зрители и критики обратили на него внимание только в 1954 году и долгое время считали носителем отрицательного обаяния. Этому способствовала и манера игры и внешность Оссейна - плечистый верзила с крупными чертами лица и тяжелым взглядом глубоко посаженных темных глаз.
Робер частенько играл опасных типов, персонажей с "двойным дном", преступников, а то и просто откровенных садистов, подобных Петеру Куртену - герою, поставленной Оссейном криминально-психологической драмы "Вампир из Дюссельдорфа". Даже став режиссером, он не оставлял себе положительных ролей, похоже ему и в театре и в кино нравилось примерять демонические маски. ГОЛОС КРОВИ
Через год после экранного дебюта, в1955-ом Робер женился на Марине Влади.
"Когда я впервые увидел Марину, она была совсем ребенком, - вспоминает Оссейн. - Я хорошо знал ее старших сестер: уважал ум и такт Ольги Байдаровой-Поляковой, дружил с Элен Валлье, играл в театре "Старая голубятня" вместе с Одиль Версуа... Марину же впервые увидел на сцене - балеринкой парижской "Опера". Беленькая, розовая, острая на язычок! К пятнадцати годам она стала очень красива! Я был старше на десять лет, но при ней робел словно мальчишка. Моя гримуборная в театре пестрела ее фотографиями. Я готов был на что угодно, лишь бы обратить на себя ее внимание. Я предложил Марине главную роль в моем первом самостоятельном фильме по пьесе моего друга Фредерика Дара. "Негодяи идут в ад". Был несомненный успех, а затем Жорж Лампен пригласил нас сняться в "Преступлении и наказании". Марина играла Сонечку Мармеладову, переименованную на французский манер в Лили, а я - Раскольникова..."
Марина Влади была первой женой Оссейна, матерью двоих его сыновей - Игоря и Петра. Она снималась в нескольких фильмах мужа - "Простите наши прегрешения" (1956), "Ты - яд" (1958), "Ночи шпионов" (1959). И происхождение, и близость к семье Поляковых - причина постоянного интереса Оссейна к истории и культуре России. Долгая дружба связывала его с Роже Вадимом (Племянниковым), который тоже имел русские корни..." По большому счету, я никогда не переставал считать себя эмигрантом во Франции.." - как то признался Робер, и добавил - "Меня мучит ностальгия по большому пространству - по необъятной заснеженной степи, по бескрайним лесам без привычных в Европе, тщательно асфальтированных дорог." В беседе с Эльдаром Рязановым, в рамках телепередачи из цикла "Парижские тайны" знаменитый француз поведал о своих гастрономических пристрастиях - "ржаной хлеб и соленые огурцы - мое любимое лакомство".
РЕДКОЕ ИМЯ
Наш зритель видел Робера Оссейна в фильмах "Приговор" и "Вторая истина", обе картины, при всей их добротности, широкого отклика у советской публики не нашли. С выходом на экраны увлекательной мелодрамы о приключениях красавицы Анжелики (кстати, авторы романа, послужившего основой сценария этого кино-сериала, тоже русские) исполнитель роли графа де Пейрака, в одночасье стал одним из самых любимых в СССР французских актеров. Слегка покалеченный, но невообразимо притягательный Жофрей де Пейрак нарушил некоторое однообразие отрицательных персонажей Оссейна. Аристократ по духу, а не по происхождению, вольнодумец и путешественник, ученый-алхимик и поэт, ценитель искусства и знаток женского сердца, человек живущий мыслями и страстями, выпадающий из эпохи, жертва зависти и коварства, чудом избежавший казни изгнанник - тот единственный, кто достоин любви и верности прекрасной Анжелики. Если бы кинематографа не существовало, его следовало бы изобрести ради "Анжелики", ради Жофрея де Пейрака.