-Метки

:) апокалиптическое архимандрит андрей конанос афон афонские старцы бог болезни вера воспитание вышивка вышивка бисером вышивка гладью вяз игрушки вяз сумки вяз цветы листья вязание вязание крючком вязание спицами грех дети детское вязание для женщин добродетели домашнее хозяйство духовная борьба духовная жизнь духовное возрастание духовное воспитание духовное очищение жаккард жизнь заготовки зверюшки здоровье игрушки игумен нектарий морозов из бумаги картона интересное интерьер история история россии корчевников борис кошки куклы кулинария лествица лирика любовь любовь божия милосердие митрополит антоний сурожский молитва монастыри монашество музыка новогоднее/рождественское отношения паисий святогорец пасхальное повседневная жизнь христианина покаяние полезное пост постные блюда похудение пресвятая богородица протоиерей андрей ткачев протоиерей игорь фомин размышления россия рукоделие рукодельное видео салфетки святые семья скорби смирение собаки современные духовные проблемы спасение стихи страдания стройные рецепты сумки тайна обретения веры узоры узоры крючком узоры спицами украшение одежды украшения украшения своими руками упражнения уход за собой филейки христос церковный календарь церковь чудеса шитые игрушки шитьё

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Андрусенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2009
Записей: 40354
Комментариев: 31726
Написано: 88864


История о папской гордыне, приведшей к Великому расколу.Протоиерей Владимир Долгих

Четверг, 30 Июля 2020 г. 09:47 + в цитатник
Фото: tsargrad.tv
 

21 января 1059 года преставился Константинопольский патриарх Михаил Керуларий. В XI веке этот замечательный человек вступил в борьбу с притязаниями римского папы, что и привело к Великому расколу Церквей 1054 года. Об этих судьбоносных событиях мы сегодня и поговорим. 

Конфликты между Восточной и Западной Церквями возникали и раньше, и уже не единожды. Впервые против притязаний папы выступил святитель Фотий еще в IX столетии, однако с тех пор, на протяжении практически двухсот лет, противоборствующие стороны находили различные способы для примирения, но вот с XI века христианский мир разделился окончательно.                           

Первым шагом к возникновению конфронтации между Константинопольской и Римской церквями был тот факт, что патриарх Михаил запретил совершение богослужений по римским обрядам на территориях византийской столицы и подчиненных ему епархиях в Италии. Данное предприятие слишком сильно оскорбило гордого папу Льва IX. Более того, в своем письме на имя подчиненного ему епископа Иоанна Транийского, Керуларий изобличил и ряд отступлений латинян, наличествующих в их учении к тому времени.

Послание патриарха Михаила не носило сугубо догматический характер и в нем не упоминается пресловутое учение о filioque.

Справедливости ради нужно сказать, что послание патриарха Михаила не носило сугубо догматический характер и в нем не упоминается пресловутое учение о filioque, против которого выступал еще святитель Фотий. Керуларий обвиняет западных христиан в совершении Евхаристии на опресноках и в соблюдении поста в субботу.

Однако самое «страшное преступление» в том, что он посмел адресовать свое письмо не лично папе, а рядовому епископу, а что еще «страшнее» папе написать должен был этот самый Иоанн Транийский, а не лично Константинопольский патриарх. Вполне понятно, что когда папа Лев IX узнал о данном письме, то вызвало это бурю негодования. В ответном послании он даже не пытается как-то обосновать те отступления, на которые указал патриарх Михаил, но в довольно обширном тексте раскрывает, уже знакомые для большинства православных, властные притязания римского первосвященника.

Папа Лев IX. Мозаика. Фрагмент.  Фото: iglesia.info

Более того, папа Лев не скупится на довольно унизительные для Константинопольской церкви эпитеты, и обращается к ней как к «нашкодившему» ребенку, которому строгий отец сейчас объяснит, как надо жить. Для наглядности приведем некоторые высказывания из письма римского понтифика:

«Ты, возлюбленный наш, и еще нарицаемый во Христе брат и предстоятель Константинопольский, с небывалою дерзостью и неслыханною смелостью осмелился осуждать явно апостольскую и латинскую церковь… Вот неосмотрительная брань ваша, вот недобрая хвастливость ваша, когда вы, полагая, что уста ваши на небеси, в сущности своим языком пресмыкаетесь по земле… Если вы не образумитесь, то будете на том хвосте дракона (апокалипсического), которым этот дракон третью часть звёзд небесных отторг и поверг на землю».

Далее идет ставшая уже классической аргументация в пользу того, что Римская церковь не может быть обличаема никем другим, при этом является руководительницей всех остальных церквей. Что интересно, ссылаясь на слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16,18), папа Лев, в качестве дополнительного обоснования своих властных полномочий, указывает на положение тела распятого апостола Петра. Таким образом, по мнению понтифика, казненный вверх ногами апостол как бы склонил свою голову, дабы сблизить ее с краеугольным камнем – Спасителем, и чтобы все остальные члены Тела Христова были воздвигнуты на ней к Небу.

Папа Лев IX. Фреска из часовни Святого Льва в Эгисхайме. Конец XIX века. Фото: vokrugsveta.ru

Но на этом оригинальность папы не заканчивается, и он идет еще дальше. Лев IX говорит, что апостол Петр обладал даром такого чудотворения, которого не было даже у Христа и проявлялось это в том, что целительной была даже его тень. Нужно сказать, что XI век не явил ничего оригинального в папских притязаниях, проявлявшихся и гораздо раньше, оригинальными же были те ухищрения, которые мы рассмотрели. Папа Лев привел и ряд других аргументов, но все они достаточно известны, и найти их можно в любом учебнике по сравнительному богословию, главный же вывод можно свести к следующим словам: «Высшая кафедра ни от кого не судится».

Как это еще император не отдал папе свою жену и детей и не вышел на пенсию?

Однако сугубо церковной властью папа не ограничивается и утверждает, что император Константин Великий даровал римскому престолу еще и власть светскую, превосходящую власть всех земных царей. Далее он утверждает, что император Константин одарил различными богатствами своего современника папу Сильвестра и собственноручно хотел возложить на его голову свою корону, но тот отказался от короны из золота и получил вместо нее фригийский императорский венец, а в довесок еще и багряную тунику, пурпурную хламиду, нарамники и царский скипетр.

Все это описано с таким пафосом и надменностью, что возникает вопрос: как это еще император не отдал папе свою жену и детей и не вышел на пенсию?

Фото: disgustingmen.com

В общем, в своем письме Лев IX сделал все, чтобы Константинопольский патриарх Михаил прочувствовал, сколь незначительна его роль в христианском мире, и чтоб он даже не думал ставить себя наравне с Римом. А что, вполне себе евангельский подход?

Но давайте вернемся к историческим событиям и отметим, что еще до составления указанного письма папа Лев вошел в отношения с византийским императором Константином Мономахом по чисто политическим мотивам. Дело в том, что греческие области в Италии терпели притеснения со стороны норманнов, понятно, что покоя они не давали и римскому понтифику. По этой причине Константин Мономах, при поддержке папы, хотел склонить германского короля Генриха III к союзу и совместной войне против этих самых норманнов.

Для улаживания намеченных дел в Константинополь было направлено папское посольство, помимо политических, в число задач которого входило и примирение с патриархом Михаилом, естественно на выгодных для Льва условиях.

«Высшая кафедра ни от кого не судится».

Ни одной из своих целей данное предприятие не достигло. Римские послы привезли с собой два письма – одно императору, другое – патриарху. По понятным причинам политическую сторону мы затрагивать не будем. Вполне естественно ожидать, что своей позиции папа Лев не изменил, и его новое послание снова изобилует целым «букетом» унизительных для Константинопольской кафедры сентенций.

Помимо прочего, папа здесь обвиняет патриарха в необоснованных притязаниях на власть над всеми восточными Церквями, возмущается его идеей о том, что руководящие кафедры, по важнейшим вопросам, должны согласовывать свои действия друг с другом и таким образом достигать мира, а также сам хочет властвовать над всей христианской ойкуменой.

Однако же, не смотря на столь надменный тон письма, можно предположить, что все как-нибудь уладилось, если бы не отвратительное и откровенно безрассудное поведение папских легатов.

Папа римский Лев IX и патриарх Константинопольский Михаил Кируларий.  Византийская миниатюра. Фото: tunnel.ru

Во главе римского посольства 1054 года стоял кардинал Гумберт, характер которого историки описывают как страстный и сварливый, а притом еще он был истовым борцом за преимущества папской кафедры. С таким человеком надежда на сколь-нибудь шаткий мир и возможность договориться была утрачена еще до его вступления в византийскую столицу.

В Константинополе кардинал Гумберт ведет себя так, будто вся греческая церковь уже подчинена Риму, а он выступает в роли некоего судьи, которому беспрекословно должен быть послушен даже патриарх. Не смотря на столь вызывающее поведение, к чести владыки Михаила Керулария нужно сказать, что он не позволил ни одного оскорбительного высказывания в сторону римского посольства, а просто удалился от всяких переговоров с ними. Он понимал, что малейшие уступки папским легатам будут равносильны признанию верховенства власти римского понтифика, а пытаться вступать в дискуссию с такими людьми как кардинал Гумберт, было совершенно бессмысленно.

Позиция патриарха Михаила сильно раздражала римское посольство, что подтолкнуло их к совершению позорного поступка – произнесению анафемы на Константинопольскую церковь.

16 июля 1054 года они дерзко ворвались в Софийский собор во время богослужения и положили в алтаре отлучительную грамоту.

Святая  София.  Средневековая гравюра. Фото: new.chronologia.org 

Ответные действия не заставили себя ждать.

Уже 20 июля патриарх Михаил созывает собор, в числе определений которого есть такие слова: «Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого как из источника истекают воды чистого учения до пределов земли. В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину».

И здесь нужно сказать, что две особенности действий патриарха Михаила качественно отличают его от действий римских легатов:

  1. Для решения проблемы он прибегает к соборному, а не к личному авторитету.
  2. Анафема, произнесенная Собором, относится не ко всей Римской церкви, а только к легатам и лицам, соотнесенных с ними.

Этот обмен анафемами и стал отправной точкой окончательного разделения христианского мира на Восточный и Западный. В то время никто и подумать не мог, что данная схизма уже никогда не будет уврачевана. И хотя в ближайшей истории мы не видим больше конфликтов между Константинопольской и Римской церквями, однако же разделение это только увеличивалось.

Патриарх Михаил был достойным человеком и нашел единственно правильный выход из сложившейся непростой ситуации. Нам же дай Бог разумения, дабы усвоить уроки истории и ориентироваться на таких людей как Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/67963-ist...-privedshej-k-velikomu-raskolu

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку