РАДУЙТЕСЬ! Надежда Тузинайте |
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Надежды Тузинайте «Радуйтесь». Автор книги возглавляет Центр социальной помощи во имя преподобного Паисия Святогорца. Ее рассказы о непростой проблеме: больной ребенок и мир. Как сделать светлой, доброй, Божьей его жизнь от самого рождения? Путеводными для Надежды Тузинайте и в жизни, и в служении больным детям стали слова особо чтимого ею преподобного Паисия Святогорца: «Для тебя великая честь ухаживать за Ангелом (ребенком). Радуйтесь, потому что вы оба пойдете в рай».
Бог духовно укрепляет и освобождает
от крестов (испытаний) Своих усердных чад,
которые помогают поднимать кресты
своим собратьям!
Старец Паисий Святогорец
Все на свете промыслительно
В 2005 или в 2006 году моя тетя предложила мне почитать книгу «Слова старца Паисия Святогорца». Я ответила, что у нас есть свои святые, например преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Спустя несколько месяцев ко мне в руки попадает книга, и, как я потом поняла, это была та же книга отца Паисия. Вот так произошло мое знакомство с преподобным Паисием Святогорцем. Впоследствии я просила прощения у старца за то, что поначалу с нерадением отозвалась о его наставлениях. Все книги, изданные тогда в России, я читала с удовольствием и вниманием, в полной мере осознавая свою любовь к этому великому святому.
В 2007 году в ожидании второго ребенка я легла в больницу на сохранение. Беременность была нелегкой, сопровождалась угрозой выкидыша, началось лечение – капельницы и уколы. Привезли меня ночью, в суете быстрых сборов я не взяла ни одной иконки, и только маленькая книжечка отца Паисия Святогорца «Когда чужая боль становится своей», где на обложке – его фотография, была со мной.
Меня доставили в отделение гинекологии для беременных.
Пролежала около двух дней, улучшение не наступало, и я очень переживала за малыша. На третью ночь я стала молиться отцу Паисию слезно и с верой о том, чтобы он помог и мое состояние улучшилось. Помню, я очень плакала и просила своими словами его помощи, и в своей просьбе я пообещала, что если родится мальчик, то назову в честь него, отца Паисия, тем именем, с которым он был крещен в детстве, – Арсением (в честь святого Арсения Каппадокийского). Вот при таком молении и прошении я положила книгу с фото отца Паисия себе на живот и спокойно уснула.
Утром я проснулась в том же положении с чувством легкости в теле и ощущением выздоровления – живот мой больше не болел и чувствовала я себя очень хорошо. Это было первое чудо помощи отца Паисия мне и малышу! Через некоторое время нас выписали из больницы, и мы мирно доходили до 2 ноября 2007 года.
Во время беременности в голове моей родилось еще одно желание – окрестить ребенка на восьмой день по рождении.
У меня начались преждевременные роды, и в ночь на 2 ноября родился мой сын, недоношенный и очень слабый. Малыша поместили в кувез[1], а мне оставалось только молиться о нем.
Будучи человеком воцерковленным, я понимала, что ребенка нужно быстрее окрестить: неизвестно, как пойдет его выздоровление. Вспомнила, что хотела окрестить его на восьмой день по рождении, и выдался хороший случай это сделать. Отойдя к этому времени от родов, я пригласила в больницу священника, окормляющего роддом. Отец Андрей совершил таинство Крещения над младенцем. В вопросе об имени не было сомнений, свое обещание, данное отцу Паисию, я выполнила, и мальчика окрестили с именем Арсений.
Нас с малышом перевели в перинатальное отделение города Балашихи, и там случилось несчастье: у Арсения начался менингит, никто не сказал, по каким причинам, да это меня меньше всего заботило, тревога была связана с последствиями и вообще жизнью ребенка. Спустя время, проанализировав те события, я поняла, что Господь заранее мне показал, что мальчик будет глухим.
Когда мы с мужем приехали в больницу, то в холле на диване я увидела двух молодых людей с красивыми, волнистыми волосами и очень добрыми улыбками. Оба смотрели на меня, при этом они «говорили» руками и улыбались мне. Я тоже улыбнулась им, подумала: «Надо же, как жалко, такие красивые, улыбчивые – и глухие».
Мы с мужем поднялись в палату, где лежал наш сын, но его там не оказалось, он был в реанимации. Найдя нашего доктора и выслушав, по какой причине ребенок в реанимации, поняли, что положение тяжелое. Врач сказал: «Он может остаться и глухим, и слепым». Я подумала: «Только не слепой!» Почему-то для меня глухота не была страшна так, как слепота. Потом вдруг вспомнила, что в холле сидят молодые глухие люди, и побежала к ним. Мне хотелось еще раз их увидеть, спросить, как же мне теперь жить и воспитывать малыша, я их искала, но все тщетно, молодых людей не было...
***
Начались долгие дни выздоровления, и к 31 декабря нас выписали домой.
Диагноз по глухоте подтвердился к девяти месяцам. Ребенка мы окрестили, но крестного отца у нас не было, была только крестная мать. Я молилась о том, чтобы Господь послал нам хорошего человека, верующего и церковного. И Господь послал! Крестным Арсения стал раб Божий Алексий, многодетный отец, иконописец.
Воцерковление Арсения случилось 25 июля 2008 года в селе Петровское Щелковского района: отец Василий Филев, ныне почивший, внес моего сына в алтарь. Таким образом, таинство Крещения было закончено. Не буду описывать все годы воспитания мальчика, скажу только одно: все десять лет (верю, что и весь оставшийся наш земной путь) два очень мной почитаемых святых – преподобные Паисий Святогорец и Арсений Каппадокийский – не оставят нас и будут помогать и укреплять.
Скорбящим в утешение
Арсений подрастал. С самого его рождения у меня было огромное желание поклониться святой могилке отца Паисия в Греции. Но всему свое время!
Год спустя Алексий попросил меня рассказать ему о святом, в честь которого назван Арсений, чтобы он мог написать мерную икону крестнику. Нашла в интернете житие святого. (А еще прочитала, что в 2008 году в подарок московскому Сретенскому монастырю привезли икону из Греции, на которой изображены преподобный Арсений Каппадокийский и старец Паисий Святогорец.)
Из жития я узнала, что по молитве преподобного Арсения Каппадокийского Господь исцелял людей от разных болезней, а особенно от немоты и глухоты, что, конечно, не могло не радовать и давало надежду на лучшее.
Знаю: Господь укрепляет скорбящих и посылает утешение. Вот и мы приняли его от Бога, когда ребенку было два года. Моя подруга Ирина была в паломнической поездке в Греции, в монастыре, где покоятся святые мощи преподобного Арсения и находится могилка старца Паисия. По моей просьбе Ирина привезла иконы святых и немного песочка с могилки батюшки Паисия. В наш дом пришла радость и утешение от любимых святых!
Не имея возможности поехать в Грецию, я решила приложиться к иконе в Москве, в Сретенском монастыре. Позвонила в монастырь и спросила, где находится икона. Иеродиакон Серафим (Чернышук) внимательно выслушал мою историю и сказал, что в любое удобное время я с ребенком могу приехать и он вынесет икону из библиотеки, где она хранилась, чтобы мы могли помолиться и приложиться к святому образу.
Договорившись с отцом Серафимом, мы приехали к назначенному времени целой компанией: Ольга – жена крестного моего сына Арсения, их дочери Люба с Варей и я.
Отец Серафим предложил нам пройти в храм, где покоились тогда святые мощи Илариона Троицкого (ныне они – в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря).
Мы зашли в храм, в придел для семинаристов. Отец Серафим принес икону (она большая, тяжелая) и положил ее на аналой.
Призна̀юсь, когда мы ехали в метро, я сказала Ольге, что долго ждала этой встречи с иконой, а теперь даже и не знаю, о чем просить святых. Господь все так устроил, что вроде бы и просить не о чем. На что Оля ответила: «Там увидим!»
И вот мы стоим пред святым образом.
Вперед мы пропустили детей, потом подошла Ольга, последней – я.
Что испытала от так давно ожидаемой встречи, сложно описать... Приложившись к иконе, залилась слезами. Мне казалось, что тут и сейчас только я и они, так любимые мною святые. Будто мы много-много лет не виделись и так много всего надо сказать. Я что-то говорила, говорила, не замечая, что вокруг меня люди! Слезы текли рекой, мне казалось, что выплакала все слезы от рождения Арсения до встречи с иконой. Не знаю, сколько прошло времени, но, наговорившись со святыми (да, именно наговорившись), я обернулась на своих спутниц и увидела лица детей, которые не понимали, что произошло и почему я так плакала. Отец Серафим стоял не шелохнувшись, устремив свой взгляд в окно. Затем он вышел из храма и вернулся через некоторое время. В руках у него была пачка печенья, и он отдал ее мне. Этот его подарок привел меня в умиление и немного развеселил. Конечно, печенье мы отдали девочкам и после душевной беседы уехали домой.
Так было положено начало знакомству с иеродиаконом Серафимом (Сретенским) и нашей встрече с иконой. Арсению уже десять лет. Мы поддерживаем связь с отцом Серафимом, каждый год 10 ноября (28 октября по старому стилю), в день памяти преподобного Арсения Каппадокийского, приезжаем в монастырь для молитвы пред иконой.
В 2016 году по милости Божией я познакомилась с неким человеком, Сергием (имя условное), рассказала ему, что очень почитаю преподобного Паисия Святогорца. Тогда Сергий достал из своего ящика мощевик и сказал: «Это волосок от локона отца Паисия Святогорца». Святые мощи старца по его заповеданию не обретены, один келейник при жизни батюшки Паисия отрезал локон от святой его главы, и вот теперь частичка этого волоска лежит пред моими глазами. Можно представить мою радость и удивление, когда после услышанной истории Сергий дарит мне этот мощевик со словами: «Бери и беги, пока не пришел игумен N! Эта святыня была предназначена для его храма».
При очередной встрече с Сергием мы продолжили разговор о старце Паисии. Я вспомнила, что преподобный Арсений Каппадокийский крестил в младенчестве отца Паисия и мощи преподобного Арсения обретены им.
Прошло три дня. Сергий вновь пригласил меня на встречу и отдал небольшой конверт и бланк с печатью, на котором было написано:
Грамота
Для общества и отдельных лиц удостоверяю, а также свидетельствую, что я, к святой славе Господней и ради почитания Его святых, подтверждаю с верою о подлинности частиц мощей угодников Божьих: частица святого преподобного Арсения Каппадокийского, частица святого преподобного Паисия Святогорца, – переданных на поклонения верующих.
Сим удостоверяю.
Архимандрит Герман
Господи, слава Тебе!
Конечно, для вложения святых мощей в свою икону я поехала к иеродиакону Серафиму в Сретенский монастырь. Там вместе с иеромонахом Никодимом отец Серафим с молитвой и каждением разделили святые мощи на два мощевика, и один я отдала в дар Сретенскому монастырю.
Бог укрепляет
Пройдя личный путь воспитания «особого» ребенка, я поняла свое предназначение в жизни – служение таким детям, как мой сын, их семьям, а также детям, находящимся в детских домах.
В 2017 году я создала автономную некоммерческую организацию «Центр социальной помощи во имя преподобного Паисия Святогорца». Мы старались помочь всем, кто к нам обращался, но я понимала, что весь мир не охватишь и всех обогреть невозможно. Долгое время я взывала к Богу с молитвой о вразумлении: какое направление в работе мне выбрать, чтобы оказывать людям реальную помощь?
В июле 2017 года я приехала в город Муром на празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. В канун праздника на всенощном бдении служил митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), он приехал незадолго до начала службы.
Набравшись смелости, я подошла к владыке Евлогию с вопросом, который так давно меня волнует. Владыка уделил мне несколько минут. Я, как могла, рассказала, чем занимаюсь и почему, что не могу определиться с направлением опекаемых, не знаю, кто это должны быть: взрослые-инвалиды, дети-инвалиды, сироты, многодетные семьи, бездомные и т. д.
Владыка, подумав, ответил: «Дети-инвалиды!» Я опять спросила: «Какие дети? Есть дети-инвалиды с родителями, есть дети-инвалиды – сироты».
Помолчав еще немного, владыка дал ответ: «У детей-инвалидов с родителями есть любовь и забота, а у детей-инвалидов – сирот нет никого. Вы должны посвятить себя детям-инвалидам – сиротам!» И, перекрестив меня, отпустил.
Осенью я приехала в детский дом за сыном Арсением (где он живет по настоянию врачей), чтобы забрать его на выходные домой. Приехала раньше обычного, у них шел урок в гончарной мастерской, в сопровождении воспитателя я прошла в мастерскую, чтобы сделать несколько снимков. В группе сына занималась слепая девочка Лариса одиннадцати лет, сирота. Ее я знала давно, так как Арсений с двух до трех лет был в детском саду в этом же учреждении. Меня умиляло то, что на обед Арсений вел Ларису за руку в столовую: таким образом учат детей помогать друг другу.
Лариса прекрасно говорила уже в три года. Я всегда смотрела на этого ребенка с желанием стать ее опекуном, но понимала, что пока не могу взять на себя такую непростую миссию. Арсений – ребенок сложный, мне просто было не потянуть двоих.
Прошло почти пять лет. Арсений вернулся в детский дом на обучение, Лариса подросла, и теперь они уже отроки, ему – десять лет, ей – одиннадцать, основные жизненные навыки им привиты.
Я приняла решение оформить на гостевую опеку Ларису и осуществить свое давнее желание – взять именно эту девочку и дать ей немного заботы и любви не только своей, но еще и моего старшего сына Николая, который во всем меня поддерживает (ему двадцать один год), моих родителей и всех тех, кто так или иначе участвуют в жизни организации.
Снова и снова вспоминаю слова врача, сказавшего, что мой сын может остаться глухим и слепым. Спустя несколько лет на своем жизненном пути встречаю слепую девочку-сироту, и у меня возникает желание стать для нее другом и помощником; я не говорю – мамой, нужно завоевать и заслужить, чтобы ребенок-сирота начал считать тебя мамой или папой.
И добавлю: когда человек чего-то искренне желает, Господь посылает ему все необходимое для спасения! Сегодня меня уже не пугает то, что мой сын Арсений глухой, а Лариса слепая. Человек может иметь и слух, и зрение, но при этом оставаться глухим и слепым к проблемам и нуждам ближнего. Духовная глухота и слепота страшнее физической!..
Надежда Тузинайте 17 ноября 2018 г. http://www.pravoslavie.ru/117278.html
[1] Кувез (от фр. couveuse – «наседка», «инкубатор») – приспособление с автоматической подачей кислорода и с поддержанием оптимальной температуры, в которое помещают недоношенного или заболевшего новорожденного.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |