-Метки

:) апокалиптическое архимандрит андрей конанос афон афонские старцы бог болезни вера воспитание вышивка вышивка бисером вышивка гладью вяз игрушки вяз сумки вяз цветы листья вязание вязание крючком вязание спицами грех дети детское вязание для женщин добродетели домашнее хозяйство духовная борьба духовная жизнь духовное возрастание духовное воспитание духовное очищение жаккард жизнь заготовки зверюшки здоровье игрушки игумен нектарий морозов из бумаги картона интересное интерьер история история россии корчевников борис кошки куклы кулинария лествица лирика любовь любовь божия милосердие митрополит антоний сурожский молитва монастыри монашество музыка новогоднее/рождественское отношения паисий святогорец пасхальное повседневная жизнь христианина покаяние полезное пост постные блюда похудение пресвятая богородица протоиерей андрей ткачев протоиерей игорь фомин размышления россия рукоделие рукодельное видео салфетки святые семья скорби смирение собаки современные духовные проблемы спасение стихи страдания стройные рецепты сумки тайна обретения веры узоры узоры крючком узоры спицами украшение одежды украшения украшения своими руками упражнения уход за собой филейки христос церковный календарь церковь чудеса шитые игрушки шитьё

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Андрусенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.06.2009
Записей: 40354
Комментариев: 31726
Написано: 88864


Россия — она такая… Православный храм-чум на крайнем севере

Пятница, 24 Августа 2018 г. 09:19 + в цитатник

chum

 

Представляем вниманию наших читателей рассказ о миссионерах Салехардской епархии, которые проповедуют Евангелие среди ненцев и других народов крайнего севера.

Местные священники не только посещают свою паству в довольно отдалённых районах, но и устраивают храмы прямо в стойбищах — превращая в молитвенные дома отведённые им чумы. Именно так произошло на фактории Кар-Нат, о чём рассказал портал Приходы.ру:

«Общеизвестно, что у лесных ненцев, как и у других северных народов, нет такого понятия, как «праздник». Про все значимые события, происходящие в их жизни, они говорят «хороший день» или «день большой радости». Суровые условия жизни не располагают к праздности, и календарь «дней большой радости» у жителей тайги и тундры более чем скромный. Осенью, после того как снег основательно ляжет на землю, лесные ненцы отмечают Новый год. По многовековой традиции в начале апреля, в дни прилета первых ворон на берега северных рек лесные ненцы и ханты празднуют День ворона, из новых праздников лесные ненцы отмечают летом День рыбака, а в конце февраля – День оленевода. Эти два праздника появились в жизни северных народов в советское время, но стали популярными, так как это хорошая возможность встретиться с родственниками из самых отдаленных стойбищ.

Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе на Ямале, открывают общерайонные соревнования по национальным видам спорта на кубок главы района, проходящие в фактории Кар-Нат. В это день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне, южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня, и если посчитать количество чумов, то можно с уверенностью сказать, что в этот день в нем принимает участие вся пуровская тайга и тундра.

В 2016 году соревнования по национальным видам спорта в Кар-Нате проходили 21 и 22 февраля, и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц, особо выделялся чум с установленной над входом иконой святителя Николая Чудотворца. Этот православный святой хорошо знаком коренным жителям Севера, они считают, что Старик-Миколай (так они называю святого) всегда приходит на помощь всем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям, содействует  тем, кто трудится.

IMG_3412-800x554.JPG

По информации сайта Салехардской епархии, создание православного чума на центральной площади импровизированного стойбища стало общим проектом комитета культуры районной администрации, миссионерского отдела Никольского храма города Тарко-Сале и казаков Пуровского станичного казачьего общества. Непосредственно этой работой занимались специалисты парка культуры и отдыха «Северный очаг» из Тарко-Сале, имеющие специальные навыки в установке переносного северного жилища.

Чум – это древнейшее жилище ненцев, оно по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума – практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет; во всем остальном чум остался без изменений.

IMG_3377-800x533.JPG

Чум для ненца – это не только жилье, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались, при обязательном соблюдении всех православных канонов, максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Например, походный иконостас был размещен на противоположной от входа стороне чума – у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной. Для этого и сам чум был установлен так, чтобы его выход был ориентирован на западную сторону, тогда подставки для икон заняли восточную сторону чума.

Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна, и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесных ненцев из стойбища Медвежья гора. Отец Алексий не раз бывал у них на стойбище, и увидев его в церковном облачении, ненцы поспешили к батюшке на встречу.

IMG_3431-800x533.JPG

Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие, правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол – порой в чум заходило столько народу, что даже перейти с его одной на другую половину было затруднительно. Особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с совсем маленькими детьми. Для общения со священником выстраивалась очередь, и пока одни общались с отцом Алексием и ставили свечи, другие пили чай. Так продолжалось весь первый день, пока не стемнело. Тогда жизнь в импровизированном стойбище затихла.

Как рассказал заместитель атамана Обско-Полярного отдельского казачьего общества подъесаул Петр Колесников, по просьбе коренных жителей на второй день была освещена целая фляга воды, для ее раздачи отец Алексий привез с собой литровые пластиковые бутылки.

IMG_3399-800x533.JPG

Как и в первый день, главными посетителями православного чума были дети и многодетные семьи.

Православная вера близка и понятна лесному народу, во многих семьях в священных нартах издревле хранятся старинные иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что принятие ненцами, ханты и селькупами христианства не только не противоречит их мировоззрению, но может быть важнейшим фактором, который поможет им сохранить свой образ жизни и сохраниться как народам. Посещая в сентябре 2015 года ненецкое стойбище на полуострове Ямал, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Там с этими людьми Господь вместе. Они по своей простоте душевной, чувствуют это Божье присутствие и бесхитростно, но ясно свидетельствуют о своей вере. И воспитывают детей, и из тундры уезжать не хотят. То есть делают, то, что абсолютному большинству нашего народа не под силу! Не можем мы этого совершить, для нас это подвиг, а для них – радостная и спокойная жизнь, вместе с этой Богосозданной красотой, которую можно только здесь увидеть».

Организация поездок к коренным жителям Севера – дело непростое, нужно знать обычаи и традиции северных народов. Но, по мнению организаторов нынешней просветительской акции, первый опыт установки на Ямале православного чума непосредственно в стойбище коренных жителей можно признать успешным».


https://pravoslavie.fm/interested/rossiya-ona-takaya-pravoslavnyy-khram-ch/

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку