Про всякие лаки немножко, с любовью Про всякие лаки немножко, с любовью ...
Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы - (0)Состаренное зеркальное стекло или Mercury Glass. Мастер-Классы Совершенно простые стеклянные изде...
Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана - (0)Лепка. Интересные фактуры Терри Хогана. Вдохновляемся!!!
Andre Rieu - My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) - (0)Andre Rieu - My Way (Live at Radio City Music Hall, New York) Весь концерт можно посмотр...
Украшения армянских женщин - (0)Украшения армянских женщин. 1. 2. ...
"Прощание славянки" - белые пятна в истории марша |
Предисловие редактора
Почти год назад мне довелось вплотную заниматься проблемами датировки и установления авторства знаменитого русского марша «Тоска по Родине». В статье, опубликованной тогда в журнале «Солнечный ветер», ситуация с этим маршем описывалась всего одним ёмким словом — беспредел. Никто не имел ни малейшего представления о том, когда марш «Тоска по Родине» был написан — и это при том, что в крупнейших библиотеках и на руках у коллекционеров находятся буквально десятки изданных в начале прошлого века нотных текстов марша и его граммофонных записей. Никто не имел ни малейшего представления о том, кто же написал «Тоску по Родине» — потому что на обложках нотных изданий и на этикетках грампластинок мы видим множество различных фамилий. Претендентов на авторство слишком много, а это как раз и означает, что о настоящем авторе марша мы не знаем ничего.
На первый взляд, ситуация с маршем «Прощание славянки» выглядит совсем по-иному: в любом справочнике указывается, что этот наш известнейший и замечательно красивый марш был написан осенью 1912 года и что его автором является Василий Агапкин. Но это лишь на первый взгляд. На второй же и на все последующие взгляды выясняется, что официальная история «Прощания славянки» изобилует столь великим множеством противоречий, недомолвок, несуразностей и совершенно необъяснимых поступков, что невольно начинаешь задумываться: а уж действительно ли этот безупречный по вкусу, совершенно элегантный русский марш написал тот молодой человек, который — с явно не своими, а взятыми у кого-то напрокат боевыми крестами на гимнастёрке — позирует фотографу на снимке того периода (слева), почти столь же элегантно показывая нам ножку со шпорой.
Немало вопросов вызывает и официальная датировка марша. На фоне утверждений о мгновенной и необычайной популярности «Прощания славянки» в годы Первой мировой войны вызывает недоумение почти полное отсутствие каких-либо нот, грамзаписей, да хотя бы просто каких-нибудь клочков, обрывков партитур того времени — их нет ни в частных коллекциях, ни в библиотеках, их нет нигде. Ничего нет, и даже то единичное, что есть, известно, по большей части, в виде фотографий обложки и этикетки. Но каким же тогда образом распространялась по России мелодия марша?.. Распространялась, как нас уверяет официальная его история, словно пожар, — на слух, что ли?..
Нам известна фотография обложки нотного издания примерно 1914 года, но вот сохранился ли хотя бы один его экземпляр… боюсь, что этого не знает никто. Нам известна грампластинка, выпущенная в 1915 году, но вот что как звучит там знаменитый марш — непонятно: сохранились, быть может, всего один или два экземпляра этой грамзаписи. Для сравнения: существует и доступно огромное количество дореволюционных нотных изданий и граммофонных записей марша «Тоска по Родине», который, судя по всему, был написан даже несколько ранее «Прощания славянки».
После грамзаписи 1915 года следующая запись «Прощания славянки» была сделана в нашей стране лишь в ноябре 1944 года (Грампласттрест, номер по каталогу 12334). Марш «Прощание славянки» исполняет оркестр Военно-политической академии под управлением И. В. Петрова:
Серия сообщений " Композиторы":
Часть 1 - К 75-ЛЕТИЮ ВЯЧЕСЛАВА ОВЧИННИКОВА. Острова
Часть 2 - Штраус в исполнении Питера Гута
...
Часть 6 - Н. А. Римский-Корсаков «Шахерезада»
Часть 7 - Скончался автор легендарной песни «Памяти Карузо»
Часть 8 - "Прощание славянки" - белые пятна в истории марша
Часть 9 - РУССКИЕ ОПЕРЫ, ПОКОРИВШИЕ МИР. М.И.ГЛИНКА «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»
Часть 10 - Головин А.Я.-Эскизы костюмов к балету "Жар-Птица" Стравинского, Фокина. Русские сезоны 1910. Париж
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |