Часто, слишком часто вы вредите своему разуму неискренностью, ожесточаете неправедными помыслами; вы подвергаете его животному страху и терзаете ненужным беспокойством. Источник разума божественен, но разум, известный в мире вашего восхождения, вряд ли может быть предметом особого восхищения, тем более объектом обожания или поклонения. Созерцание незрелого и пассивного человеческого интеллекта должно вести только к смирению.
Тело материально, осязаемо, его можно потрогать, увидеть и даже заглянуть внутрь. Оно изучается врачами и анатомами на протяжении веков. Сегодня в анатомическом атласе можно найти картинки самых глубинных и потаенных мест нашего тела. Благодаря наглядности органов возможно их лечение. Например, если болит зуб, то врач сделает рентгеновский снимок, определит заболевание и решит вопрос с лечением. Душа, в отличие от тела, невидима, ее невозможно схватить руками. На первый взгляд к ней никак не подобраться - ни зарисовать, ни сфотографировать. Но, несмотря на свою эфемерность и трудность в изучении, душа привлекает к себе внимание ученых не менее, чем тело.
Со временем сложилась наука - психология, изучающая душу, нашу психику, формы поведения человека. Как самостоятельное учение она сформировалась всего чуть более ста лет назад. Своим названием психология обязана двум древнегреческим словам – 'психо' и 'логос', что в переводе означает душа и учение, или наука о душе.
Душа - компьютер, управляющий нашим поведением. У здорового новорожденного младенца душа чиста. При рождении она несет на себе блок генетической информации, которую передали ребенку его предки - дедушки и бабушки. В ходе его развития все сигналы, поступающие извне, также заносятся в зависимости от их нужности и важности в дальние или ближние отделы мозга, своеобразного компьютера. Собирается банк данных. Вся эта информация в дальнейшем влияет на выбор поведения человека, на его поступки. Иными словами, определяет нашу судьбу.
С самого детства мы получаем указания от родителей - не суй руку в огонь, обожжешься, или не трогай нож, порежешься. Помимо этого, нам внушаются элементарные правила поведения воспитателями в детском саду, соседями и просто прохожими. Мы запоминаем принятые в обществе формы общения - заходя, здоровайся, или уважай старших... Таких установок усваивается нами множество и, согласно им, мы автоматически совершаем поступки. Но если бы все было так просто, то все люди были бы похожи в поведении друг на друга. Все бы поступали одинаково - в школе все сидели бы ровно, внимательно слушая учителя, на работу все приходили бы пунктуально, а в кругу семьи царила бы идиллия. Что-то типа мыльной оперы: 'Приятного аппетита, дорогой!', 'Спасибо, любимая!', 'Положить тебе еще мармелада, драгоценный!', 'Спасибо, я уже сыт, родная!' Это были бы не люди, а роботы, в которых заложены одинаковые поведенческие программы.
Так почему же мы ведем себя по-разному?
В действительности одни дети не могут усидеть и пяти минут, другие не встают со своего места и на перемене. Став взрослыми, мы тоже ведем себя зачастую непредсказуемо. Вы, наверное, замечали, что иногда поступки других вам понятны, а иногда вызывают недоверие или полное непонимание. Как часто мы задаемся вопросом - почему он так сделал? Или почему она так поступила?
С чем же связано различие в поведении людей? Дело в том, что с самых первых дней нашей жизни в наш компьютер, как было сказано выше, вносятся всевозможные сигналы. Но каждый из нас получает и запоминает свой, отличный от других, набор информации. Он зависит от того, где прошло ваше детство - в городе или поселке, на юге или на севере, в какой семье (полной, неполной, без родителей и т. д.) вы воспитывались, в какой школе учились, с кем дружили и т. д. На формирование вашей психики имели влияние всевозможные установки, действующие в том районе, где вы росли, в той семье, в которой вы воспитывались, в том кругу, в котором вы общались. Все это в совокупности сознательно или бессознательно управляет вашим поведением, составляет в конечном итоге ваш характер. Так как у каждого свой опыт, то и формы поведения, и реакция на то или иное действие у всех различное. Существование двух абсолютно идентичных наборов информации, формирующих вашу личность и определяющих поведение, невозможно. Даже родные братья имеют массу различных пунктов, не соприкасающихся друг с другом. У них похожий опыт общения в семье, но в школе, например, сфера их контактов и интересов различается и, соответственно этому, формируется иное отношение к жизни и иные формы поведения.
Почему мы иногда не можем понять самого себя? Иногда мы совершаем непредвиденные даже для себя поступки. Почему такое происходит? Выходит, мы не знаем себя достаточно хорошо? Дело в том, что многие сигналы, поступающие в наш мозг-компьютер, воспринимаются нами бессознательно. Часть информации, подобно заученным правилам поведения типа: 'не воруй!' или 'будь вежливым!', находятся на поверхности, и мы пользуемся ими сознательно, хорошо понимая их суть. Но другая, огромная часть информации поступает бессознательно (или неосознанно) и откладывается где-то в недрах мозгового центра, выполняющего функцию компьютера. Но так как мы не помним всех моментов, заложенных в памяти, мы и сами иногда не можем понять причину того или иного своего поступка. Как говорят специалисты, это подкорковая информация, то есть то, что получено неосознанно и хранится в дальних уголках компьютера, но тем не менее влияет на наши поступки.(С)