-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70925


Эдуард Мане [Manet, Édouard] (1832-1883). Musée d’Orsay. Part 1

Понедельник, 08 Ноября 2021 г. 09:26 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda



01. Edouard Manet
Buste de femme nue 1875
Pastel sur toile et châssis
53,5 x 44,6 cm
Musée d’Orsay





02. Edouard Manet
Jeune femme blonde aux yeux bleus 1877
Pastel sur papier beige
60,0 х 50,0 cm
Musée d’Orsay




03. Edouard Manet
La Blonde aux seins nus 1878
Huile sur toile
62,5 х 52,0 cm
Musée d’Orsay




04. Edouard Manet
Le Tub 1878
Pastel sur toile
54,0 х 45,0 cm.
Musée d’Orsay


В этой прекрасной пастели мы находим все характерные черты искусства Мане: особую смесь спонтанности и свежести со строгой композицией и вкусом к написанию четких, изогнутых линий на горизонтальном фоне. Фон фактически разрезан на тонкие цветные полосы, образованные зеркалом, туалетным столиком и цветочной кретоновой тканью. Нижнюю часть пастели занимает большая металлическая ванна - предмет, который Дега систематически использует в своих туалетных сценах. Позирующая женщина бесстрашно смотрит на художника. Она знает, что ее несовершенная нагота вызывает лишь дружеский, даже нежный взгляд.



05. Edouard Manet
Portrait de Mademoiselle Hecht, de profil en chapeau 1882
Pastel sur papier
54,0 х 44,0 cm
Musée d’Orsay




06. Edouard Manet
Portrait de Mademoiselle Hecht, de profil 1882
Pastel sur toile
49,0 х 39,0 cm.
Musée d’Orsay




07. Edouard Manet
Portrait de Mademoiselle Hecht, de face 1882
Pastel sur toile
56,0 х 35,0 cm
Musée d’Orsay




08. Edouard Manet
Berthe Morisot au bouquet de violettes 1872
Huile sur toile
55,5 х 40,5 cm
Musée d’Orsay


Франко-прусская война и Коммуна оказали глубокое влияние на Эдуарда Мане. Оставшись в Париже, он служил в Национальной гвардии, и его творческая деятельность неизбежно прекратилась. В конце 1871 года он снова начал рисовать и нашел свои старые модели, включая Берту Моризо, молодую художницу, с которой его связывала глубокая дружба и которая через несколько лет выйдет замуж за одного из его братьев.

Вместо того чтобы использовать однородное освещение, как он часто делал в своих портретах, Мане предпочитает здесь проецировать яркий боковой свет на свою модель, так, что Берта Морисо кажется лишь светом и тенью. Здесь она с черными глазами, которые на самом деле были зелеными, она одета и причесана в черное, несомненно, лучший способ возвеличить эту "испанскую" красоту, которая была отмечена с момента ее первого появления в работах Мане в 1869 году. Этой возвышенной вариацией на тему черного цвета Мане еще раз доказывает свою виртуозность. Но, возможно, он также предостерегает свою молодую ученицу, напоминая ей об удивительной силе черного цвета, поскольку она пишет все более светлые картины и направляется прямиком в импрессионизм.

Этот странный и завораживающий портрет был быстро признан близкими художницы одним из шедевров. Поль Валери также высоко оценил его в 1932 году в своем предисловии к каталогу ретроспективы в Оранжерее. "Я ничего не ставлю, - писал он, - из работ Мане выше портрета Берты Моризо, датированного 1872 годом".



09. Edouard Manet
Portrait de Madame Emile Zola 1879
Pastel sur toile et châssis
55,7 х 46,0 cm.
Musée d’Orsay




10. Edouard Manet
Portrait du Docteur Materne, (médecin de Napoléon III et de Manet) 1880
Pastel sur toile
56,0 х 35,0 cm
Musée d’Orsay




11. Edouard Manet
Stéphane Mallarmé (1842-1898), poète 1876
Huile sur toile
27,2 х 35,7 cm
Musée d’Orsay


Портрет написан в 1876 году. Датируется публикацией длинной поэмы Малларме "Счастливый день фавна", иллюстрированной гравюрами Мане. В предыдущем году художник и писатель уже объединились для публикации иллюстрированного перевода романа Эдгара Аллана По "Ле Корбо".

Их дружба зародилась в 1873 году, и на протяжении почти десяти лет они ежедневно встречались, чтобы обсудить живопись, литературу, новую эстетику, а также кошек и женскую моду. Как и в случае с Золя в 1866 году, Мане взялся за этот портрет в благодарность за публикацию статьи в английском журнале. Малларме преподавал английский язык в лицее Кондорсе. В этой статье поэт высоко оценил живопись Мане и поставил художника во главе импрессионистского движения.

Мане заставил его позировать в своей студии и выбрал небольшой холст, чтобы написать свою модель в непринужденной манере. Опираясь на подушки, поэт, засунув одну руку в карман пальто, опирается на связку бумаги, возможно, это намек на недавно опубликованную статью или другую писательскую работу. Он курит одну из тех больших сигар, которые придают руке элегантный жест. Поражает мастерство исполнения холста, вычищенного энергичной кистью. Поэт кажется одновременно живым и реалистичным, словно запечатленным в мгновенном видении.



12. Edouard Manet
La Dame aux éventails 1873
Huile sur toile
113,0 х 166,5 cm
Musée d’Orsay


Этой картиной 1873 года Мане завершил длинную серию "дам на диванах". Его моделью стала Нина де Каллиас (1844-1884), капризная женщина, попеременно восторженная и неврастеничная, с невротическим темпераментом, которую алкоголь вскоре довел до безумия и ранней смерти в возрасте тридцати девяти лет. Ее настоящее имя было Мари-Анна Гайяр, также известная как Нина де Виллар, и она была парадоксальным образом известна под фамилией весьма скоротечного мужа, Гектора де Каллиаса, писателя и журналиста газеты "Фигаро".

На момент написания портрета Нине едва исполнилось тридцать лет, и она владела одним из самых блестящих литературных и художественных салонов Парижа. Модель позирует в одном из "алжирских" костюмов, которые она любит надевать, когда развлекалась. Выбор поклонников (на стене), похоже, не имеет эмблематической цели. Прикалывая их вокруг Нины, Мане лишь стремился создать обстановку, ставшую почти банальной: Уистлер, Тиссо и Ренуар уже использовали ту же процедуру. Эти предметы также напоминают о японском стиле в маленьком городском доме модели.

Должны ли мы видеть в этой картине отголосок "Олимпии", написанной десятью годами ранее? Это маловероятно. Хотя две фигуры лежат на одной руке, а у их ног стоит животное (в данном случае маленькая собака-грифон), все разделяет их - и стиль, и прикосновение, и дух. Лицо, в частности, является одним из самых выразительных у Мане. Оно выражает веселье, соучастие, любопытство, а также меланхолию и недоумение.



13. Edouard Manet
Olympia 1863
Huile sur toile
130,5 х 191,0 cm
Musée d’Orsay


В своей "Олимпии" Мане заново прочелл традиционную тему женской обнаженной натуры, используя откровенный и бескомпромиссный стиль живописи. И тема, и живописный язык объясняют скандал, который произведение вызвало на Салоне 1865 года. Даже если Мане умножил формальные и иконографические ссылки: "Венера Урбинская" Тициана, "Maja desnuda" Гойи и тема одалиски с черным рабом, обработанная Энгром, в частности, он, прежде всего, живописно передал холодность и прозаичность очень современной темы.
Венера превратилась в проститутку, которая бросает вызов зрителю своим взглядом. Критики очерняли "эту одалиску с желтым брюхом", современность которой, тем не менее, отстаивали некоторые передовые люди во главе с Золя.



14. Edouard Manet
Portrait de Madame Edouard Manet sur un canapé bleu 1874
Pastel sur papier brun marouflé sur toile
49,0 х 60,0 cm
Musée d’Orsay


Возможно, под влиянием своего друга Дега, Мане широко использовал технику пастели. Живость этой техники позволяет ему здесь играть с материалами и цветами белой юбки, ярко-синего дивана и красного фона. Таким образом, Мане заново открывает качество самых красивых интимистических пастелей. Еще больше, чем в современных ему картинах, в этом портрете Мане отдает предпочтение энергичным, красочным контрастам, без отражений, и участкам откровенного цвета, а не эффектам свечения и мягкости материала.

В "Мадам Мане на голубом диване" художник берется за тему, которую импрессионисты, Моне и Ренуар, часто затрагивали в начале 1970-х годов: женщина в городской или домашней одежде, привычно отдыхающая на диване. Что касается позы: забавно видеть, как Мане, намеренно или нет, выбирает для своей жены ту же позу, что и в "Олимпии" (1863), по крайней мере, для бюста и рук.



15. Edouard Manet
Berthe Morisot à l'éventail 1872
Huile sur toile
60,4 х 45,2 cm
Musée d’Orsay




16. Edouard Manet
Monsieur et Madame Auguste Manet 1860
Huile sur toile
110,0 х 90,0 cm
Musée d’Orsay




17. Edouard Manet
Portrait de Berthe Morisot à l'éventail 1874
Huile sur toile
61,0 х 50,5 cm
Musée d’Orsay




18. Edouard Manet
Georges Clemenceau
Entre 1879 et 1880
Huile sur toile
94,0 х 73,8 cm
Musée d’Orsay


"Мой портрет работы Мане? Очень плохо, у меня его нет, и это меня не беспокоит. Он находится в Лувре, интересно, почему его туда поместили". В конце жизни Клемансо вынес бесповоротное суждение об этой картине. Однако из всех известных его портретов лишь немногие излучают такую силу и уверенность.

С трудом заставив свою модель позировать, Мане, вероятно, использовал фотографию, скорее всего Вильгема Бенке 1876 года, на которой политик изображен в полный рост с тем же положением рук. Возможно, художник также использовал небольшую фотографию головы Клемансо из семейного альбома Мане, хранящегося в Национальной библиотеке Франции.
Здесь художник переносит в краски аллюзивные качества своих рисунков пером и кистью того же периода. В нескольких линиях и кругах, выполненных в японском стиле, ему удается выразить всю энергию, решительность, жесткость и юмор, составляющие личность Клемансо.
Благодаря своей лаконичности и полному отсутствию декора, этот портрет, примерно за двадцать лет до своего времени, является одним из первых великих портретов 20-го века. Для некоторых критиков живописная сила портрета могла затмить истину изображения. "Чтобы Мане смог написать портрет Клемансо, он должен был решиться стать в нем всем, а Клемансо - почти ничем", - писал Мальро в 1957 году. Сегодня этот портрет представляется нам не только триумфом живописной современности, но и большой психологической правдой.



19. Edouard Manet
Emile Zola 1868
Huile sur toile
146,0 х 114,0 cm
Donation de Mme Emile Zola, veuve, 1918
Musée d’Orsay


Эмиль Золя, друг юности Сезанна, с ранних лет проявлял живой интерес к живописи. Его особенно интересовали художники, отвергнутые официальной критикой. В 1866 году он написал о Мане в "La Revue du XXe siècle" и снова защищал его в следующем году, по случаю его частной выставки, организованной на задворках Всемирной выставки. Золя считал художника, оспариваемого приверженцами традиций, одним из мастеров завтрашнего дня, чье место было в Лувре. В 1867 году статья была опубликована в виде тонкой брошюры в синей обложке, которая изображена здесь, на видном месте на столе.

В знак благодарности Мане предложил написать его портрет. Сеансы позирования были организованы в студии Мане на улице Гийо. Для этого случая была воссоздана обстановка с элементами, характерными для личности, вкусов и профессии Золя. На стене висит репродукция картины Мане "Олимпия", вызвавшей большой скандал на Салоне 1865 года, но которую Золя считал шедевром Мане. За ним находится гравюра с изображением "Вакха" Веласкеса, что свидетельствует об общем пристрастии художника и писателя к испанскому искусству. Завершает ансамбль японская гравюра Утагавы Куниаки II с изображением борца. Дальний Восток, который произвел революцию в концепции перспективы и цвета в западной живописи, сыграл существенную роль в появлении новой живописи. Японская ширма слева от композиции напоминает об этой важности.



20. Edouard Manet
Portrait d'Antonin Proust, Ministre des Beaux-Arts 1877
Huile sur toile
182,0 х 110,0 cm
Musée d’Orsay


musee-orsay
Рубрики:  ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ/Мане