Женская любовь. |
Петр Киле
Странно, я никогда не задумывался, что любовь существует как женская любовь и как мужская. Очевидно, воспринимал любовь с мужской точки зрения, как любовь к женщине. А любовь к природе, к Родине - это тоже во мне мужская любовь? Вероятно, и Родину можно любить по-мужски? Но все же иначе, чем природу. И женщину, видимо, любят сугубо по-мужски, это, уж конечно, со стремлением к обладанию ею, но и чуть иначе, чисто по-человечески, когда естественны привязанность и дружба.
Есть доверительная дружба влюбленных, возможно, до времени. Она же естественна в отношениях супругов, когда говорить о женской или мужской любви не приходится, здесь жена может проявлять мужской характер, а муж - женский. Впрочем, мужская любовь как таковая меня не занимает. А вот женская любовь - это действительно феномен, тайна и загадка как женщины, так и любви.
Впервые я задумался о женской любви, проникся ее тайной, прочитав последние две строки в стихотворении Тютчева вчера (17 июня 2010 года), сидя в электричке и поглядывая в светлые небеса и лес.
* * *
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
Какое-то воздушное дуновение женской любви в лучезарных проявлениях природы и весны, что уловил поэт! И я невольно задумался: «Что же это - женская любовь?» Как весна, что же это такое женская любовь сама по себе, в ее сущности? Женщина и любовь сливаются как понятие и представление о любви . Женская любовь - жизнь ее души, ее природа, нега, ее нежность, сочувствие, ее женственность, ее красота.
Ничего подобного о мужской любви нельзя сказать. Разве что о любви поэта в минуты его грез и вдохновений. Недаром Муза присутствует при этом. Женская любовь - это движения ее тела и души, исполненные выразительной пластики, это ее грация, в чем проступают любовь и благодать. И это безотносительно к кому бы то ни было, что сосредоточенно, не всегда счастливо, проступает, когда она влюблена в кого-то конкретно и любит.
Женская любовь - это ее слабость, ее любопытство, отмеченное Апулеем недаром у Психеи, что может довести ее до измены, но не себе, ибо женская любовь - это отдача, верность и при измене, это страдание, муки и ликующая радость бытия, что мы замечает в ее глазах, вспыхивает и светится в ее улыбке, когда уже нет ничего прекраснее женских глаз!
Женская любовь - это и вынашивание дитя. О сексе помыслов здесь нет, как у птиц. Ведь сексуальность в женщине - природа, с волнением пробуждающаяся по весне, нега во всем теле, тайная любовь, женственность в ее внутренних и внешних проявлениях.
Женская любовь - Афродита сама, небесная и земная, в реальной жизни. У меня спрашивали: «Афродита. Как стать на нее похожей?». Теперь ясно: внешные достоинства женщины могут быть любые, как Венеру художники эпохи Возрождения изображали по-разному, то стройной, то полной, важно одно: любить. В ее существе окружающими и ею самою должна быть взлелеяна любовь, а у многих девушек с детства и юности это врожденное чувство, что делает их красавицами, отнюдь не обязательно счастливыми, что зависит от многих обстоятельств, но сами по себе они счастливы - во красоте, пусть порою и мучительно.
О женской любви самые проникновенные стихи у Тютчева, поэта, которого одарили любовью женщины неизмеримо более щедро, чем Пушкина. Однажды он написал стихотворение от лица ее возлюбленной, жены вне уз брака (об истории любви Тютчева и Денисьевой будет рассказано отдельно).
* * *
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Три строфы, а по впечатлению целая трагедия в античном духе. Таких шедевров в мировой лирике поискать. И не найти.
Несомненно это одно из стихотворений, определивших явление лирики Анны Ахматовой. У нее одна всеобъемлющая тема - любовь, а именно женская любовь в ее сущности. Первая книжка стихов «Вечер» (1912) открывается, можно сказать, вступлением в поэтический мир поэта, уже прояснившийся совершенно, стихотворением «Любовь».
ЛЮБОВЬ
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
О лирике Анны Ахматовой лучше сказать отдельно. Здесь по теме приведу еще одно стихотворение, казалось бы, столь простое и ясное, словно чудом всплывшее в памяти Анны Ахматовой утраченная песня Сафо.
* * *
И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек, -
Я вижу всё. Я всё запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу,
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.
Я не прошу ни мудрости, ни силы.
О, только дайте греться у огня!
Мне холодно... Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.
Это полное выражение женской любви по ее природе, с отражением в ней впечатлений бытия, что женщина лелеет в своем сердце любовно-кротко и проявляет в пластике ее движений и чувств. Но отзыва нет. Ни Эрота, ни Диониса не дождаться ей.
Возвращаясь с дачи, на станции, все почитывая Тютчева, я поднял голову, словно на меня взглянули, и обратил внимание на молодую женщину в синих джинсовых брюках, не в обтяжку, скорее слегка свободных, как все ее движения, шаги легкие и быстрые, тем более что она перешагивала через рельсы, ведя за руку маленького мальчика, да перед товарным поездом, который тут и пронесся, как они вступили на асфальт. Ни суеты, ни испуга, точно и поезда не заметили, занятые друг с другом весело и непринужденно. И направились в сторону здания, как стало ясно после, за билетами в кассу.
В момент, как она вступила на асфальт, выпрямляясь во весь рост, в изгибах ее туловища я отметил: «Стан Венеры», - лица ее я не успел разглядеть, как следует, они повернули в сторону, а затем я снова их увидел, стоя на платформе, а электричка уже подходила, они спокойно вышагивали внизу, вдруг заспешили, снова через рельсы, и тут же - очень быстро - поднялись на платформу (без лестницы, по правилам следует через мост). Очень легкомысленно и весело, словно сестра с братцем.
Осталось неизгладимое впечатление, которое лучше выразить в стихах.
На станции.
Откуда вдруг взялась? Леса и веси!
Легко вышагивая через рельсы,
С ребенком под руку путь перешла
Пред поездом, спокойно-весела,
Со станом Афродиты, в джинсах...
Ужель богиня мне приснилась?
И снова показались: не спешат,
О чем-то увлеченно говорят, -
Вдруг, оглянувшись, побежали
И через рельсы... Нет, не опоздали.
Ах, как довольны. Рад и я.
Ликующая радость бытия!
С походкой легкой, в джинсах,
Я видел Афродиту в жизни!
* * *
Ну, чем она особенна? Проста,
Ребячески беспечна... Красота?
Лица ее я не заметил, стана
Захвачен сокровенной тайной,
Как статуи без рук и головы,
Иль туловища лишь, увы!
Но прелесть женская нам снится
И в камень можно бы влюбиться.
А тут живая, с кровью, не мечты, -
Любовь же и святыня красоты,
С игрою резвою с самим Эротом,
И мы с природой всей им вторим,
И песнь любви поем мы вновь.
Благослови нас, женская любовь!
Лирика Марины Цветаевой лучше всего обнаруживает сущность женской любви, в принципе ее самодостаточность в духовном плане, ибо любовь - явление духовное, пусть на основе инстинкта, как у животных, да и у людей. Есть интересная статья «Поговорим о странностях любви: Марина Цветаева» Ирмы Кудровой, которую я подхватил для сайта, еще не зная зачем.
Теперь мне ясно: то, о чем идет речь как о странностях любви, а иные склонны на своем уровне муссировать как повышенную сексуальность, вплоть до лесбийской, - это проявления женской любви, да поэта, с безоглядной искренностью, с сознанием самодостаточности любви ее и творчества, когда не нужно встреч, достаточно песнопений. Это и есть феномен Сафо, которую считают первой из лесбиянок, самой знаменитой, когда на самом деле она воплощение женской любви и красоты, первообраз и насущный идеал гетер.
Поразительно, мне представилось вполне отчетливо, что я однажды уже видел ту молодую женщину, скорее рослую юную девушку, с мальчиком, как они одни шли по платформе, сойдя с электрички на уединенной местности среди леса, вокруг, кроме нескольких строений и водонапорной башни, давно не действующей, ничего не видно. По пустой платформе они шли беззаботно, налегке, на руках ничего, даже сумочки и зонта, как вышли на прогулку, или просто прокатились несколько остановок, чтобы, перейдя через рельсы на другую платформу, вернуться назад? Значит, при всей веселости их что-то сильно беспокоит, и они готовы пускаться в самые неожиданные приключения? Или это Афродита с Эротом решают дела влюбленных в этих местах, как и повсюду, где проносятся поезда по лесам и весям?
Возможно, проезжая по проселочным дорогам некогда, Тютчев замечал взоры русских девушек мельком, с их невысказанной любовью, на что поэт не мог не отозваться.
Русской женщине
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои...
И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезают облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспросветной мгле...
Поэт не подозревал, что это русские женщины с их веселостью и грустью одарили его вдохновением, как в случае создания стихотворения Некрасова «Тройка», да и романа «Воскресение» Льва Толстого. Песенная стихия русской деревни - это же прежде всего проявления женской любви, здесь истоки как русской лирики, так и музыки, оформившейся как классическая в условиях Ренессанса в России.
Тема женской любви здесь лишь обозначена, можно сказать как вступление к целой серии эссе в историческом плане и творчестве поэтов от классической древности и эпохи Возрождения до нашего времени. До сих доминировал акцент на красоте, а именно женской красоте, по сути на проявлениях женской любви. Если красота женщин так или иначе признавалась во все века, то женская любовь под эгидой религиозных и обшественных установлений была потаенной, преследуемой, с превращением ее в предмет купли-продажи.
Но и современная свобода отношений, особенно в России, чаще оборачивается против женской любви. Красота расцветает и губит любовь, подменяя ее культом секса.
© Петр Киле
источник:http://renclassic.ru/Ru/1017/1022/1024/
Рубрики: | ЛЮБОВЬ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |