-Метки

Диалог Преданность благодарность бутерброды быть понятным вера вокруг света волшебство все о фэн-шуй вырезки и статьи из газет высказывания город моей мечты. санкт-петербург грусть.. дождь грусть..дождь дети и все что связано с ними детишки дизайн комнат-спальни-мебель-предметы для души дождь..грусть домашние и другие растения древности другие миры дружба духовнность душевнное женственность загадки древности загадки истории загадки природы закрутка на зиму замки здоровье и красота здоровье.. исследования истории из реальности источник источник различных статей к чаю камни и все о их значении короли кошки красота красота городов криминал легенды крыма литература любовь магическая тематика мнение психологов мосты музыка мультяшки мысли надежда вера и любовь нежность необъяснимые факты... новости новости культуры новости мира ночь о других мирах о знаменитых женщинах истории ожидания оружие осень открытки отрывки из произведений отрывки из прочитаных книг пещер письма с фронта питер повседневность позновательный журнал природа про женщин просто мысли прощение психологичиские стать психологичиские статьи птицы различные ссылки рисунки родители и дети секс сказки словно реальность сладость слезы статьи из женского журнала стиль ретро стихи с картинками тайны истории так просто мысли талисманы танец творчество художник художники и их работы цветы цитатник что я читаю

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анюта_оленник

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 79828


Эпоха, в какую мы жили.

Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 00:09 + в цитатник

Петр Киле

Эпоха, в какую мы жили.

 10 октября 2005 года.
С моей точки зрения, идеология не набор теоретических постулатов, сухой экстракт, которым оперируют политологи, культурологи, философы, а миросозерцание, мироощущение эпохи и личности, сфера тончайших, полуосознанных постижений, всегда живое чувство, с которым человек вступает в жизнь, идет по жизни и уходит, с переменами в его умонастроении, порою роковыми. Атмосфера эпохи имеет едва ли не решающее значение, существенно важно и то, человек думающий с детских лет или нет, - в последнем случае он просто не заметит, в какое время живет, как животное, и исчезнет без следа.

Я родился на Дальнем Востоке в маленьком нанайском селе, где русских не было, лишь изредка видел их на пароходе; я еще не ходил в школу, когда у нас в селе поселилась семья пекаря, в ней росла девушка значительно старше меня, она заговаривала со мной, я молчал из застенчивости.

А знал ли я русский язык? Откуда? Затем приехала другая семья, тоже пекаря, в ней рос мальчик в возрасте моего младшего брата, который запросто болтал с ним по-русски, а в школу еще не ходил. В подготовительном классе мы учились по нанайскому букварю, но этого я не помню, далее мы учились по обычной школьной программе и учебникам, как в Москве.

Первой моей учительницей была моя родная тетя по матери, как две капли воды, похожая на вузовку 30-х годов из картин той эпохи. Я веду речь о культурном пространстве, можно даже сказать, гуманистическом, которое еще до войны и в суровые годы войны охватывало самые отдаленные уголки СССР.

У нас было радио. По нему звучала русская речь, музыка, русская песня. Это мои колыбельные песни, какие я слышал с первыми звуками голоса моей матери. Она, конечно, разговаривала со мной по-нанайски, и тут же в унисон с ее речью я ловил бессознательно, как всякий ребенок, речь другой тональности.

Теперь я точно знаю: уже обучаясь по нанайскому букварю, я знал русский язык как родной. У меня два родных языка. Я не помню себя, когда бы я думал нанайскими словами, вероятно, со школьных лет я думаю по-русски, что было естественно.

Об этом, конечно, не ведали те, с кем меня свела судьба с первыми моими опусами. Помню, я принес рукопись первой моей повести
"Птицы поют в одиночестве" в редакцию нового тогда журнала "Аврора". Елена Клепикова спросила у меня, судя по внешности: "Это по-русски? А русским вы владеете вполне?"

Я растерялся и ушел, уверенный, что она меня не поймет. Нет, к счастью! А ее муж Владимир Соловьев написал первые рецензии о моих повестях. Это были не ортодоксальные редактор и критик, а из будущих диссидентов, вскоре уехавших в США. По тем временам даже название моей первой повести должны были изменить, а "соблазнительные" места исключить, поскольку моя проза была сплошная любовная лирика.

Иллюстрации. Кремль. Голос Москвы я слышал с младенческих лет, и она была рядом. Классическая музыка у меня с детства на слуху, что говорить о песне. Пароход остановился у села Дада. Фотография, на которой бабушка с внуком, справа одна из младших сестер моей матери, моя первая учительница Анна Григорьевна, слева - ее муж, директор начальной школы. Амур - могучая река с удивительнейшими видами.

Недавно случилось, молодому критику заказали статью о моей книге повестей "Весенний август", изданной в Москве еще в 1981 году. "Петр Киле - нанайский писатель, и этим все сказано", - заявила Василина Орлова. Конечно, этим еще ничего не сказано, поэтому ее фраза подверглась правке при публикации и на ее сайте, что не внесло ясности.

Кто я? В США или во Франции таких вопросов не возникает. В США все американские писатели, независимо от национальной принадлежности. В СССР все были советскими писателями, независимо от национальности и тематики произведений, с дальнейшими уточнениями по необходимости.

Ныне ситуация изменилась. Все самоопределяются по национальной и конфессиональной принадлежности, а также по идеологическим соображениям. Для партий и религий это естественно, но не для писателей. Подозреваю, мои обращения к Александру Проханову в газету "Завтра" или к Юрию Полякову в "Литературную газету" остались без ответа не без того, что они решили, мол, не "нанайскому писателю" рассуждать о Русском Ренессансе.

Я не претендую на то, чтоб меня считали русским писателем, это не звание и не оценка, а данность, как пол, религия, место рождения, язык. Достоинство писателя - талант и полнота его творчества, что определяется его причастностью к великой эпохе, а также к культуре мирового масштаба или местного, в пределах этнической и конфессиональной принадлежности человека.

С пятого класса по седьмой я жил в интернате в соседнем селе, где было много русских, и мы учились вместе с русскими детьми. Уже в пятом классе на уроках по истории я получил столь отчетливое представление о Парфеноне и Перикле, что когда писал трагедию "Перикл", мне казалось, что все мои знания о золотом веке Афин - из моего детства на Дальнем Востоке. И в пятом же классе я впервые открыл для себя лирику Пушкина, по сути, одно стихотворение "Я вас любил; любовь еще, быть может..."

Значит, все это было в атмосфере эпохи, во всяком случае, заложено в школьных программах, и, хотя я никогда не был прилежным учеником, не помню себя, когда бы я готовил уроки, все схватывал на лету бессознательно, поскольку на уроках вечно витал в облаках, что, впрочем, обернется чуть ли не катастрофой, когда мне вздумается удостоиться золотой медали.

И уже по ту пору, еще не ведая, кем хочу быть, я с замиранием сердца слышал о великих эпохах расцвета искусств и мысли, и меня удивляло, почему о Ренессансе говорят в отношении Италии и других стран, а России - нет?!

Школьное образование в СССР 50-60 годов XX века, я думаю, уникальное явление в истории мировой культуры. Я приехал в Ленинград после седьмого класса, и классический Петербург с Эрмитажем и Русским Музеем, куда нас водили на экскурсии, с поездками в Царское Село и в Петергоф, я воспринимал как с детства знакомый мир, что впитывают, как говорится, с молоком матери и что определило, конечно, мое призвание и все мое творчество.

Как объяснить? Читая "Евгения Онегина" в восьмом классе, буквально на берегах Невы, - на занятия я бегал через Невский проспект у Мойки, а в весенние дни, проснувшись раньше, я выходил к Неве у Эрмитажа и мимо Адмиралтейства, мимо Медного всадника возвращался к Мойке, - я переносился мыслью на Дальний Восток, как в деревню, где скучал герой романа и жила Татьяна, будто я там рос во времена Пушкина.

О том, как я зачитывался "Войной и миром" в 9 классе во время зимних каникул, отправленный в дом отдыха как отличник, я писал в одной из своих повестей. Эпоха Пушкина и Льва Толстого пронизывала мою жизнь, прекрасная, величественная, как Россия в вечности. Я только еще не сознавал, что это вечно живое, вершинные достижения Русского Ренессанса.

Это было время, когда в России, как на рубеже XIX-XX веков, снова наметился поворот от утилитаризма и нигилизма к эстетизму, со всеобщим увлечением поэзией, с музейным бумом, с открытием серебряного века русской поэзии и, можно сказать, золотого века русского театра. Точнее, века Русского модерна. Я открывал ту эпоху по окончании Университета, получив свободный диплом на основании, видите ли, того, что писал стихи, в бесконечных прогулках по улицам классического Петербурга и его знаменитым окрестностям.

Античность, эпоха Возрождения в странах Европы (в странах Востока откроется позже), классическая русская литература, архитектура, живопись, музыка, с осознанием ныне, что это Ренессанс, - все это было заложено уже в школьном образовании и проступало в атмосфере эпохи, даже на философском факультете Университета я уже ничего принципиально нового не узнал, - все это я и называю идеологией и эстетикой Русского Ренессанса, что, как веяния весны, обвевало мне лицо с младенческих лет, проступало в синей цепи гор по горизонту, в просторах лесов, полей и рек, пока я несся на поезде через всю страну и в удивительной, прозрачно ясной, сугубо классической архитектуре Петербурга, будь то барокко, классицизм или модерн, взошедших здесь как эстетика Русского Ренессанса, застывшая в вечности музыка.

источник:http://www.renclassic.ru/Ru/Journal2/847/960/

Рубрики:  ЭХО ПРОШЛОГО

Понравилось: 1 пользователю

Russlana   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 00:20 (ссылка)
Спасибо Анюта,интересная статья!
Ответить С цитатой В цитатник
Leykoteya   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 08:46 (ссылка)
Прекрасная статья.
Ответить С цитатой В цитатник
alina-vasilyok   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 11:00 (ссылка)
Для меня нет разделения на нанайских, казахских, русских, и т.д. писателей. Есть хорошие книги, и г*но! Вся та хрень, которая продаётся в каждом киоске, будь она написана трижды русским, не перестаёт быть хренью от этого!
Ответить С цитатой В цитатник
Gabriela_Lizard   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 11:30 (ссылка)
Прекрасный пост, история семьи интересная!:)
Ответить С цитатой В цитатник
ershow-grigoriy   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 11:58 (ссылка)
Смотри ролик Вопросы по пятницам




Каждую пятницу я (Ершов Григорий) буду отвечать на вопросы, заданные вконтакте в группе "Родина СССР Россия" в теме "вопросы по пятницам".
1. Скажите пожалуйста что это за знахарские кланы?
2. Почему без референдума вы позволяете от имени КПЕ пропагандировать вегетарианство?
3. почему классическая музыка верх станизма?
4. где в кпе вступить и что это из себя представляет?
5. Как ты относишься к староверам?
6. я чего-то не пойму как Сталин сумел "сделать толпу народом, повести её за Партией не потакая ей (толпе) ?
7. А Вы знаете основные принципы Либерализма, как идеологии?
8. КПЕ путь к свободному обществу или ПОЛИЦЕЙСКОМУ Государству?
9. Как вам президент Янукович ? и его политика ?
Ответить С цитатой В цитатник
Alfa_i_Omega   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 12:58 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Ta_Azerina   обратиться по имени Воскресенье, 03 Октября 2010 г. 22:18 (ссылка)
.
 (450x300, 192Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:00 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:00 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:00 (ссылка)
Russlana, пожалуйста
Лорелея
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:02 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:07 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:08 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:10 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Анюта_оленник   обратиться по имени Понедельник, 04 Октября 2010 г. 22:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку