В программе аудио гида
"1000 Guides", о которой я писал ранее, уже есть несколько проложенных маршрутов. Но мы решили не следовать строго по их траекториям, потому что в первой поездке в Вену часть культурных объектов по этим маршрутам мы уже посетили.
В итоге проложили свои пути-дороги, по принципу: "Не видели? Вперед!".
Итак, приятно обосновавшись в апартаментах, мы не стали там отдыхать с дороги, а только подкрепившись кофе с фруктами, сразу устремились на улицы столицы Австрии. Тем более, что погода за окном была самая благоприятная: солнце и плюс семь градусов. Вышли на площадь перед домом и повернули направо, на улицу
Wipplingstraße.
Пройдя меньше сотни метров, увидели
Старую ратушу (Alter Rathaus).
Тут в моем айфоне раздался мелодичный звук и голос диктора
На Випплингштрассе находится Старая венская ратуша. Здание было построено в 1316 году и находилось во владении зажиточного буржуа Отто Хеймо. Но при герцоге Фридрихе Красивом владельцы дома были обвинены в участии в заговоре против Габсбургов, после чего здание конфисковали и передали во владение городу. До 1883 года в нем располагалась ратуша, затем городские власти перебрались в другое здание, а здесь разместились административные учреждения.
Фасад Старой ратуши, который был построен в 1700 году, является ярким образцом барокко. В этом же стиле оформлены и интерьеры, в которых особенно поражают великолепные лепные потолки. Сейчас в этом здании располагается архив австрийского Сопротивления. Старую ратушу можно посетить только во время проведения мероприятий. Стоит заглянуть во двор ратуши, чтобы увидеть фонтан Андромеды, созданный в 1740 году скульптором Рафаэлем Доннером.
Кому как, а мне жаль буржуя Отто Хеймо. Приглянулся кому-то из чинуш домик, вот и нашли причину придраться к хозяину. конфисковали в сурово-коммунистическом стиле задолго до октябрьской революции 1917-го. Что стало с Отто и его семьей, путеводитель не сообщает. А вот судьба Фридриха Красивого после этого была незавидной. Вскоре его армия была разбита в сражении, и он попал в плен, был брошен в темницу замка Траузниц. Потом, правда, его освободили, и он помер в 1330 году в замке Венского леса, похоронен в соборе святого Стефана.
Мы заглянули во двор ратуши, посмотрели фонтан Андромеды.
На другой стороны улицы, буквально в 50 метрах ( дом 7)мы увидели здание бывшей
Богемской придворной канцелярии.
Слушаем гида:
Между Старой венской ратушей и Еврейской площадью располагается здание бывшей Богемской придворной канцелярии. Она была создана в 1527 году по указу императора Фердинанта Первого, который являлся также королем Богемии и Венгрии. Первоначально канцелярия располагалась в Праге. Ее перенос в Вену был связан с так называемой "Пражской дефенестрацией". Дефенестрацией является акт насилия, связанный с выбрасыванием в знак протеста кого-либо из окон. 23 мая 1618 года группа оппозиционных чешских дворян во главе с графом Тумрном совершили этот акт в отношении королевских наместников: СлаваМты, МартиМницы и их секретаря Фабриция. Это послужило поводом для начала Тринадцатилетней войны - маштабного военного конфликта, в который оказались втянуты практически все европейские страны. Конфликт сначала разгорелся между католиками и протестантами, а затем перерос в борьбу против гегемонии Габсбургов. Продолжалась война до 1648 года. Через два года после конфликта, в 1620-м Богемская придворная канцелярия была перенесена в Вену. В 1714 году для нее построили новое здание, которое стало выдающимся творением Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха. В этом здании Эрлаху удалось соединить черты как итальянского, так и французского барокко. Скульптуры, украшающие здание канцелярии, выполнены Лоренцо Маттие.
Во время Второй мировой войны здание канцелярии сильно пострадало. Восстановительные работы проводились с 1946 по 1951 год. Сейчас в здании размещается административный и конституционный суды.
Впечатленные термином "дефенестрация", мы молча постояли возле этого здания, как бы почтив память выброшенных из окон наместников и секретаря. Надеясь, что их выбросили с первого этажа, и все остались живы и даже здоровы.
Через несколько шагов от бывшей канцелярии мы свернули влево на улицу
Futterergasse, и сразу оказались на
Judenplatz (Еврейская площадь).
На площади Юденплатц в 12-м веке существовало старейшее еврейское гетто. Его история трагически закончилась в 1421 году жестокой компанией преследования евреев, инициированной герцогом Альбрехтом Пятым. Преследования сопровождались конфискацией имущества, принудительным обращением евреев в христианство, высылкой, разрушением синагог и сожжением свыше двухсот евреев. Об этих трагических событиях напоминает фундамент разрушенной синагоги, который был обнаружен на площади во время раскопок. Сейчас он является экспонатом Еврейского музея Вены.
Напоминанием о Венском гонении служит и сохранившийся до нашего времени средневековый барельеф на доме номер 2. Под барельефом, изображающим крещение Христа, надпись, сделанная готическим шрифтом. Она свидетельствует о событиях 1421 года и отражает антисемитские настроения того времени. Пламя костров, в котором сгорели ни в чем не повинные жители гетто, называется "очищающим огнем".
Вот этот барельеф.
В центре площади - памятник жертвам Холокоста, установленный в 1996 году. Он выполнен британским скульптором Рейчел Уайтрид и представляет собой здание в виде бетонного куба высотой в два человеческого роста. Две запертые двери символизируют изгнание евреев. Грани куба выполнены в виде полок с бесчисленным количеством книг, стоящих корешками внутрь куба. Каждая страницы - это чья-то жизнь, оборванная в Холокосте. Среди жертв - 65000 австрийских мужчин, женщин и детей. На основании монумента выбиты названия мест уничтожения евреев.
Частью мемориального комплекса стал и еврейский музей Вены, который имеет два филиала. Один расположен на Юденплатц, другой на улице Доротейгассе. В музее на Юденплатц вы можете познакомиться с историей еврейской общины средневековой Вены, совершить виртуальную экскурсию по австрийской столице 14-го века и увидеть раскопки средневековой синагоги. Музей знакомит с религиозными и культурными условиями жизни венских евреев до начала гонений, изгнания и казни жителей гетто в 1421 году. В музее вам предложат аудио гиды на русском языке. Часы работы: воскресенье-четверг с 10 до 18 часов, пятница с 10 до 14 ч. Суббота выходной, стоимость билетов 10 евро, для студентов - 5 евро, аудио гид 2 евро.
В 1935 году на площади Юденплатц был установлен памятник Годфриду Лессингу, великому просветителю 18-го века, еврею по национальности.
В последующие дни мы еще пару раз проходили через эту площадь. Как-то вечером увидели, что здесь снимают какой-то фильм.
Похоже - главное действующее лицо эпизода.
С площади мы направились в сторону улицы Грабен. И сразу натолкнулись на достопримечательность, не указанную в путеводителе. В доме номер 12 на
улице Кurrentgasse какое-то время жил великий Моцарт.
От этой улицы мы берем левее и вскоре выходим на площадь
Peterplatz. Здесь находится известный собор -
церковь Святого Петра.
Великолепную барочную церковь святого Петра - Питерскирхе, можно узнать по оригинальному вогнутому фасаду, вписанному в небольшую площадь. Церковь была построена в 1733 году по проекту главного придворного архитектора Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта. По преданию Петерскирхе стоит там, где в 4-м веке на месте римских казарм был возведен первый храм Святого Павла. Он простоял несколько веков и был разрушен. В 8-м веке, возможно, по инициативе самого Карла Великого храм восстановили, но уже в готическом стиле. Готическое сооружение просуществовало до конца 17-го века, но погибло в пожаре. В начале 18-го века на его месте заложили новую церковь в барочном стиле. Изогнутый фасад церкви зажат между двумя высокими колокольнями. Венчает церковь овальный купол, характерный для стиля барокко. Петерскирхе знаменита своим богатым убранством, обилием скульптур, рельефов и росписей. Просторный овальный зал церкви имеет неглубокие ниши с алтарями, украшенными живописными произведениями. Роспись главного алтаря, созданная Мартином Альтомонте, посвящена Святому Павлу и Иоанну, излечивающим больного.
Справа от алтаря расположен рельеф, изображающий знаменитого чешского святого Иоанна Непомука, казненного чешским королем. Рельеф изображает сцену казни; по преданию святого сбросили с Карлова моста в Праге. Чтобы понять, почему именно этот сюжет, отражающий не самую главную страницу истории Чехии, был использован в венском храме, нужно вспомнить, что именно богемские короли были главными соперниками Вены на владение короной священной Римской империи.
Напротив рельефа, над кафедрой, расположен прекрасный балдахин с фигурами Ангелов и Святой Троицы. Фреска на куполе - успение Девы Марии - выполнена Иоганном Михаэлем Роттмайером.
Буквально в 50 метрах от собора святого Петра находится известная улица
Грабен (Graben).
Грабен, соединяющая собор Святого Стефана и императорскую резиденцию Хофбург, является одной из самых известных и красивых улиц Вены. Она проложена на месте древнеримского оборонительного рва. В 13 веке, когда границы города стали расширяться, ров засыпали и сделали на его месте улицу, получившую название "Грабен", то есть "ров".
До середины 17-го века на этой улице торговали овощами, мукой и другим продовольствием, но со временем Грабен превратилась в одну из самых элегантных улиц Вены. Внешне она больше похожая на вытянутую площадь, которую украшают два фонтана - фонтан Леопольда и фонтан Йозефа.
Сходство с площадью добавляет и нумерация домов, которая идет по часовой стрелке. В центре Грабена расположенная чумная колонна, созданная в 1682-1692 году архитектором Матиасом Раухмюллером. Барочная колонна установлена в честь окончания эпидемии чумы, бушевавшей в Вене в 17 веке.
В 19 веке большая часть домов на Грабене была перестроена, тогда улица и приобрела современный вид. А в 70-х годах прошлого столетия она стала пешеходной зоной. Сегодня здесь сосредоточено большое количество кафе и магазинов, в том числе в доме под номером 19 располагается знаменитый трехэтажный гастроном Юлиус Майнл.
Обратите внимание на дом номер 10, который является прекрасным образцом модерна. Здание, которое называют Домом с якорями (Anker-Haus), построено венским архитектором, одним из крупнейших представителей венского модерна Отто Вагнером.
Вагнер был не только выдающимся мастером, но и успешным предпринимателем: он обычно сам владел зданиями, которые строил, вкладывая доход от домов в новое строительство. В Доме с якорями ателье художника располагалось наверху, а коммерческие этажи - внизу. Позже в этом здании находилась мастерская Фридриха Хундертвассера - известного австрийского архитектора и художника, автора "сказочных домов".
Черно-мраморный фасад дома под номером 13, где располагался магазин мужской моды Кнайз (Knize), принадлежит другому известному австрийскому архитектору Адольфу Лоосу, - стороннику упрощенных архитектурных форм. Дом был построен в 1910 году.
Автором дома номер 21, где находится ювелирный магазин
Дойтч (Deutsch), является известный австрийский архитектор и дизайнер, представитель постмодернизма в архитектуре Ханс Холляйн. Здание построено в 1972 году. На его стеклянном фасаде можно наблюдать отражение собора святого Стефана.
В самом конце Грабена обратите внимание на здание с огромной золотой пчелой на фасаде. Это первая австрийская сберкасса, построенная в 1836 году. Пчела является символом трудолюбия новых буржуа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/17934/34986614.4e/0_15f423_8a4d4af5_XL.jpg)
На пересечении Грабена и улицы Хабсбургерагассе сохранился общественный туалет, оформленный архитектором Вильгельмом Битцем в элегантном стиле ар-деко.
фото из интернета
Между туалетами -
фонтан Святого Йозефа.
Вот так, гуляя по Вене с аудио гидом, мы узнавали столько нового для себя. А ведь в первой поездке мы гуляли по этим местам, даже не подозревая, мимо каких известных зданий мы проходим.
Поэтому в первый день настроение было самым замечательным. Особенно у моей жены. Фото на память.
В заключение - карта первой части нашего маршрута.
Цифрами обозначены:
1) Дом, где расположены наши апартаменты
2) Старая ратуша
3) Здание бывшей Богемской придворной канцелярии
4) Юденплатц
5) Собор Святого Петра
6) Грабен
В следующей части - продолжение маршрута 1-го дня.