-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в сестра_колибри

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) притчи_мифы_сказки КЕТЦАЛЬКОАТЛЬ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2009
Записей: 414
Комментариев: 107
Написано: 1072


Ласточкино гнездо - замок любви!

Среда, 24 Июня 2009 г. 19:24 + в цитатник
Пользовательpeyrifoy поместил в своём дневнике замечательные виды "Ласточкиного гнезда" и вдохновил меня на рассказ об этом прекрасном замке.
 (360x540, 53Kb)На самом краю большой Аврориной скалы мыса Ай-Тодор на сорокаметровой высоте каким-то чудом держится миниатюрный, воздушный замок в готическом стиле. Это знаменитое "Ласточкино гнездо", символ южнобережной архитектуры.  (460x690, 110Kb)
История Ласточкиного гнезда интересует каждого, кто хоть раз видел его. Действительно, кто и зачем прилепил над пропастью это эффектное сооружение? Кто в нем жил?
…Старый генерал, тяжело опираясь на трость, поднялся на Аврорину скалу и долго стоял здесь, вглядываясь в широко открывшийся морской простор; потом перевел взгляд на одинокое, стелющееся по скале дерево и - забыл о море.
Дерево росло прямо из голого каменного монолита. Сам не уступающий в твердости камню, ствол поднимался из круглого отверстия, равного ему диаметром. Солнце и зной иссушили его, но жизнь держалась в нем непостижимо цепко, и над ним поднималась сочно-зеленая крона.
Нет, не о прозябании в одиночестве, не о бессмысленном упорстве в сражении с камнем поведало генералу это дерево – оно явило ему поучительный пример стойкости. Видно, и в природе, как в бою, кто-то должен первым броситься на врага, пробить хоть малую брешь в его обороне, опровергнув ее неуязвимость, и тем самым расчистить путь другим. Генералу, участнику русско-турецкой войны, было хорошо известно, как это бывает в бою, и теперь он проникся симпатией к стойкому дереву и, спускаясь, все оглядывался на него.
На самом деле неизвестно даже имя первого владельца – как раз того, кто осмелился первым построить дачу на этом скалистом пятачке. Знаем только, что был это генерал в отставке, участник русско-турецкой войны (тогда многим героям были пожалованы земли в Крыму) и был он большим романтиком, ведь только романтику под силу построить такой замок как Ласточкино гнездо.
А кто еще мог решиться на такое предприятие и назвать все это «Замком любви»? А уж какой любви это посвящалось – осталось тайной. В конце концов, может быть, самой Авроре — здесь генерал мог встречать Богиню Зари каждое утро и никто, кроме чаек, не мешал ему.

Спустя некоторое время на мысе Ай-Тодор застучали топоры: для генерала строили деревянную дачу, которую позже назвали «Генералиф». Дальнейшая судьба дачи куда более прозаичней ее рождения. Дачу приобрела московская купчиха Рахманова и перестроила по своему купеческому вкусу, назвав Ласточкиным гнездом, а в 1911 году перепродала немецкому нефтепромышленнику барону Штейнгелю. Новый владелец приказал сломать деревянную дачу и построить на ее месте каменный замок, проект которого был заказан русскому архитектору А. Шервуду, сыну известного архитектора В.О. Шервуда, автора проекта Исторического музея на Красной площади в Москве.
Замок был выстроен в 1912 году, а в 1914 продан московскому купцу Шалапутину, открывшему здесь ресторан.  (600x400, 43Kb)
У Ласточкиного гнезда раскинулся санаторий "Жемчужина". В советские годы в здании некоторое время работала туристская база, затем библиотека санатория «Жемчужина». В разное время здесь отдыхали видные военачальники Буденный, Якир, Рокоссовский и др. Пляж санатория- просто великолепен, выше всяких похвал. Теплое море (вода в бухточке теплее, чем в целом на побережье), прибрежный "сад камней"- видимо в таком же месте жила знаменитая Русалочка Андерсена. В 1927 году во время землетрясения часть Аврориной скалы обрушилась, видовая площадка перед зданием нависла над пропастью. В стенах замка появились трещины; острые шпицы, венчающие его, сорвались в море. Состояние здания было признано аварийным и доступ в него закрыт. В 1968 году начаты работы по укреплению и частичной реконструкции Ласточкиного гнезда. (360x540, 46Kb)
Попытаемся разобраться в его архитектурных особенностях. Здание невелико: длина – не более двадцати метров, ширина – десять, высота – двенадцать. Четыре внешних объема объединены в ступенчатую композицию, возвышающуюся к морю. Внешним объемам соответствует в плане прихожая, гостиная, лестница и две спальни, расположенные в двухэтажной башне. Объемы - неудачных пропорций и неудачно сочленены: два куба и параллелепипед впритык лепятся друг к другу и все вместе зрительно как бы напирают на цилиндр башни, чтобы столкнуть в бездну, а не придержать, уравновесить. Объемы не «вытекают», не растут один из другого как части единого организма, как, скажем, ветки у ствола. Они сопряжены механически, по принципу «бабка за дедку», только с противоположной нагрузкой – они не тянут, а подталкивают. От этого здание кажется более аварийным, чем на самом деле: как будто башне недостает только очень небольшой тяжести на тонком свесе балкона, чтобы рухнуть вниз, увлекая за собой весь «прицеп».
Но допустим, что Шервуд преднамеренно задумал такой пугающий эффект. С известной оговоркой его даже можно зачислить в актив архитектору. А другим нелепостям в архитектуре Ласточкиного гнезда оправдания вряд ли удастся подыскать.
Объемы возрастают по высоте унылой лесенкой, согласно законам арифметической прогрессии: каждый последующий равной высотой высится над предыдущим. Но, может быть, на каком-нибудь из четырех объемов сосредоточено большее внимание автора? Ничего подобного – все они стараются быть одинаково значительными, словно группа сановников одного ранга, но различного роста. Значительность придается масштабом деталей. Чем ниже объем, тем крупнее, массивнее зубчатый венец завершения. Несколько выделена гостиная. У нее и окно пошире, и шпицы прилепленны к аркатуре, но зато башня «взяла» высотой, балконами, рустованным цоколем.
Если прибавить ко всему сказанному разнобой оконных и дверных проемов, крайнюю скупость внутренней отделки здания (только бетонный камин и деревянные под черное дерево балки с уродливыми кронштейнами – лягушками), то итог можно подвести следующий: Ласточкино гнездо в архитектурном отношении – отнюдь не шедевр.
Да, замок смотрится эффектно. Но это заслуга не архитектора, а того, кто выбрал столь необычное место для постройки здания. Перенесите Ласточкино гнездо с Аврориной скалы куда-нибудь в местность менее живописную, лишите его столь эффектного основания – нависшей над бездной скалы, и сразу исчезнет его броскость, экзотичность.
После реконструкции Ласточкино гнездо предстало в значительно лучшем виде. Башня стала выше, наряднее, обросла четырьмя шпицами и, нарушив однообразный ритм возрастания объемов, стала господствующей. Согласно проекту реконструкции (автор – ялтинский инженер – конструктор В. Н. Тимофеев), часть здания посажена на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объем, и осталась висеть, несмотря на обрушившуюся в море часть скалы.


Источник: Крикун Е. В. Архитектура Южнобережья
 (460x690, 95Kb)

Дорожка солнечных лучей, раскаленная солнцем скала и маленькая лодочка, спрятавшаяся в заливе. Возможно, здесь тоже начинается сказка.
Рубрики:  достопримечательности
Метки:  

Процитировано 9 раз

Граф_Олаф   обратиться по имени Среда, 24 Июня 2009 г. 21:44 (ссылка)
Спасибо за замечательный рассказ! О, "Ласточкино гнездо", о Ялта... До сих пор во мне горят детские воспоминания, когда я с матушкой и дедом приехал в Крым. Помню, как я смотрел вниз с этой скалы и совсем не боялся (а в ту пору я был чуть выше перил "гнезда"), а мой дедушка шёл буквально по стеночке, хотя будучи лётчиком покорял и не такие высоты:) Вновь побывать в Ялте - моя мечта! Я был там в далёком 1982-м, но многое помню, как сейчас. Так хочется вновь прогуляться по набережной, навестить компанию пиратов на "Эспаньоле", проведать героев "Поляны Сказок"... Ну и, конечно, ещё раз посмотреть вниз со скалы "Ласточкиного гнезда", ведь интересно, будет ли страшно на этот раз, спустя 27 лет...:) Да, ещё нужно не забыть купить сувенирных "божков" на подступах к "гнезду" у местных торговцев! Быть может, когда-нибудь...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 24 Июня 2009 г. 22:14ссылка
Мечты нужно сбывать. Приезжайте.
L_e_n_u_s_y_a   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2009 г. 17:34 (ссылка)
Спасибо!! Как же я люблю Крым!!!!)
Ответить С цитатой В цитатник
сестра_колибри   обратиться по имени Четверг, 02 Июля 2009 г. 17:39 (ссылка)
L_e_n_u_s_y_a, а где Вы отдыхали?
Ответить С цитатой В цитатник
ANDREI-STOLIAR   обратиться по имени Воскресенье, 26 Июля 2009 г. 11:07 (ссылка)
ооочень интересно,спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
сестра_колибри   обратиться по имени Воскресенье, 26 Июля 2009 г. 11:23 (ссылка)
ANDREI-71, заходите на досуге
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2010 г. 22:40 (ссылка)
Исходное сообщение сестра_колибри
Пользовательpeyrifoy поместил в своём дневнике замечательные виды "Ласточкиного гнезда" и вдохновил меня на рассказ об этом прекрасном замке.
На самом краю большой Аврориной скалы мыса Ай-Тодор на сорокаметровой высоте каким-то чудом держится миниатюрный, воздушный замок в готическом стиле. Это знаменитое "Ласточкино гнездо", символ южнобережной архитектуры.
История Ласточкиного гнезда интересует каждого, кто хоть раз видел его. Действительно, кто и зачем прилепил над пропастью это эффектное сооружение? Кто в нем жил?
…Старый генерал, тяжело опираясь на трость, поднялся на Аврорину скалу и долго стоял здесь, вглядываясь в широко открывшийся морской простор; потом перевел взгляд на одинокое, стелющееся по скале дерево и - забыл о море.
Дерево росло прямо из голого каменного монолита. Сам не уступающий в твердости камню, ствол поднимался из круглого отверстия, равного ему диаметром. Солнце и зной иссушили его, но жизнь держалась в нем непостижимо цепко, и над ним поднималась сочно-зеленая крона.
Нет, не о прозябании в одиночестве, не о бессмысленном упорстве в сражении с камнем поведало генералу это дерево – оно явило ему поучительный пример стойкости. Видно, и в природе, как в бою, кто-то должен первым броситься на врага, пробить хоть малую брешь в его обороне, опровергнув ее неуязвимость, и тем самым расчистить путь другим. Генералу, участнику русско-турецкой войны, было хорошо известно, как это бывает в бою, и теперь он проникся симпатией к стойкому дереву и, спускаясь, все оглядывался на него.
На самом деле неизвестно даже имя первого владельца – как раз того, кто осмелился первым построить дачу на этом скалистом пятачке. Знаем только, что был это генерал в отставке, участник русско-турецкой войны (тогда многим героям были пожалованы земли в Крыму) и был он большим романтиком, ведь только романтику под силу построить такой замок как Ласточкино гнездо.
А кто еще мог решиться на такое предприятие и назвать все это «Замком любви»? А уж какой любви это посвящалось – осталось тайной. В конце концов, может быть, самой Авроре — здесь генерал мог встречать Богиню Зари каждое утро и никто, кроме чаек, не мешал ему.
Спустя некоторое время на мысе Ай-Тодор застучали топоры: для генерала строили деревянную дачу, которую позже назвали «Генералиф». Дальнейшая судьба дачи куда более прозаичней ее рождения. Дачу приобрела московская купчиха Рахманова и перестроила по своему купеческому вкусу, назвав Ласточкиным гнездом, а в 1911 году перепродала немецкому нефтепромышленнику барону Штейнгелю. Новый владелец приказал сломать деревянную дачу и построить на ее месте каменный замок, проект которого был заказан русскому архитектору А. Шервуду, сыну известного архитектора В.О. Шервуда, автора проекта Исторического музея на Красной площади в Москве.
Замок был выстроен в 1912 году, а в 1914 продан московскому купцу Шалапутину, открывшему здесь ресторан.
У Ласточкиного гнезда раскинулся санаторий "Жемчужина". В советские годы в здании некоторое время работала туристская база, затем библиотека санатория «Жемчужина». В разное время здесь отдыхали видные военачальники Буденный, Якир, Рокоссовский и др. Пляж санатория- просто великолепен, выше всяких похвал. Теплое море (вода в бухточке теплее, чем в целом на побережье), прибрежный "сад камней"- видимо в таком же месте жила знаменитая Русалочка Андерсена. В 1927 году во время землетрясения часть Аврориной скалы обрушилась, видовая площадка перед зданием нависла над пропастью. В стенах замка появились трещины; острые шпицы, венчающие его, сорвались в море. Состояние здания было признано аварийным и доступ в него закрыт. В 1968 году начаты работы по укреплению и частичной реконструкции Ласточкиного гнезда.
Попытаемся разобраться в его архитектурных особенностях. Здание невелико: длина – не более двадцати метров, ширина – десять, высота – двенадцать. Четыре внешних объема объединены в ступенчатую композицию, возвышающуюся к морю. Внешним объемам соответствует в плане прихожая, гостиная, лестница и две спальни, расположенные в двухэтажной башне. Объемы - неудачных пропорций и неудачно сочленены: два куба и параллелепипед впритык лепятся друг к другу и все вместе зрительно как бы напирают на цилиндр башни, чтобы столкнуть в бездну, а не придержать, уравновесить. Объемы не «вытекают», не растут один из другого как части единого организма, как, скажем, ветки у ствола. Они сопряжены механически, по принципу «бабка за дедку», только с противоположной нагрузкой – они не тянут, а подталкивают. От этого здание кажется более аварийным, чем на самом деле: как будто башне недостает только очень небольшой тяжести на тонком свесе балкона, чтобы рухнуть вниз, увлекая за собой весь «прицеп».
Но допустим, что Шервуд преднамеренно задумал такой пугающий эффект. С известной оговоркой его даже можно зачислить в актив архитектору. А другим нелепостям в архитектуре Ласточкиного гнезда оправдания вряд ли удастся подыскать.
Объемы возрастают по высоте унылой лесенкой, согласно законам арифметической прогрессии: каждый последующий равной высотой высится над предыдущим. Но, может быть, на каком-нибудь из четырех объемов сосредоточено большее внимание автора? Ничего подобного – все они стараются быть одинаково значительными, словно группа сановников одного ранга, но различного роста. Значительность придается масштабом деталей. Чем ниже объем, тем крупнее, массивнее зубчатый венец завершения. Несколько выделена гостиная. У нее и окно пошире, и шпицы прилепленны к аркатуре, но зато башня «взяла» высотой, балконами, рустованным цоколем.
Если прибавить ко всему сказанному разнобой оконных и дверных проемов, крайнюю скупость внутренней отделки здания (только бетонный камин и деревянные под черное дерево балки с уродливыми кронштейнами – лягушками), то итог можно подвести следующий: Ласточкино гнездо в архитектурном отношении – отнюдь не шедевр.
Да, замок смотрится эффектно. Но это заслуга не архитектора, а того, кто выбрал столь необычное место для постройки здания. Перенесите Ласточкино гнездо с Аврориной скалы куда-нибудь в местность менее живописную, лишите его столь эффектного основания – нависшей над бездной скалы, и сразу исчезнет его броскость, экзотичность.
После реконструкции Ласточкино гнездо предстало в значительно лучшем виде. Башня стала выше, наряднее, обросла четырьмя шпицами и, нарушив однообразный ритм возрастания объемов, стала господствующей. Согласно проекту реконструкции (автор – ялтинский инженер – конструктор В. Н. Тимофеев), часть здания посажена на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объем, и осталась висеть, несмотря на обрушившуюся в море часть скалы.


Источник: Крикун Е. В. Архитектура Южнобережья


Дорожка солнечных лучей, раскаленная солнцем скала и маленькая лодочка, спрятавшаяся в заливе. Возможно, здесь тоже начинается сказка.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 10 Марта 2012 г. 16:13 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку