Мозаичное убранство Спаса-на-крови |
Исключительность положения храма Воскресения Христова (Спаса на крови) определило его назначение. Храм не являлся приходским, он находился в ведении Министерства двора и не был рассчитан на массовые нерегламентированные посещения. В нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Специфичность храма-памятника определило его оформление. Оно включает в себя обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, отличающихся высоким мастерством исполнения. Уникальными произведениями камнерезного и ювелирного искусства являются киоты и сень храма. В их создании принимали участие получившие всемирное признание мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Стоимость только декора составила 2 млн. рублей.
При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.
В объявленном конкурсе приняли участие мозаичное отделение Академии художеств, ряд зарубежных фирм, а также частная фирма Фроловых. Она и получила самый большой заказ на мозаичные работы. Заказ на 800 тысяч рублей поручили выполнить мозаичному отделению Академии художеств, а четыре иконы в боковых приделах – немецкой фирме «Пулл и Вагнер».
Мозаики храма знаменуют начало нового этапа в развитии русского мозаичного искусства. Работа велась группой мозаичистов. Особым талантом выделялись Г.Ф.Батюшков, В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, М.А.Петров. Эти мастера обладали в большой степени интуитивным чувством цветовой гармонии. В основе примененного ими способа набора мозаик лежит упрощение письма живописных оригиналов путем использования только основных цветовых тонов. Этот прием письма не стеснял творчество художника, предоставляя свободу как в области рисунка, так и в области композиции.
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо выделить работы, созданные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева.
Иначе решен Нестеровым образ Христа в мозаике южного киота. Композиция построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне сияющего золотом входа в гробницу возвышается фигура Христа в белой накидке. Колорит мозаики светел. Бледно-жемчужные тона трудно воспроизводились в мозаике. Но благодаря им работа эффектно выделяется на фоне темно-розового орлеца киота. Сдержанный, неяркий колорит, характерный для творчества Нестерова в 90-е годы, и повышенная внутренняя экспрессивность композиции мешали художнику создавать монументальный образ. Но в мозаиках храма-памятника Нестеров сумел сохранить индивидуальный почерк. Все работы завораживают лиризмом, чистотой и удивительной гармонией красок.
Дарование Харламова как художника-монументалиста было общепризнанным, и ему было поручено оформление алтаря и пяти куполов, венчающих весь мозаичный ансамбль.
Н.Н.Харламов возродил технические приемы византийского письма, такие, как обобщенность композиции и цвета, статичность. Наиболее отчетливо это проявилось в мозаике «Пантократор». Лик Христа с огромными темными глазами, устремленными на зрителя, необычайно притягателен. Композиция схематична, не детализирована. Цвет положен не более чем в двух оттенках. Четко очерченный силуэт Христа на голубом фоне подчеркивает плоскостность изображения. Все это позволило мастеру создать яркий монументальный образ.
По канонам византийского искусства исполнены мозаики «Христос во славе», «Иоанн Предтеча», «Богоматерь» и другие. Они логично завершают композиционный строй конхи алтаря и малых куполов собора.
А ниже представлены фрагменты икон. На них видно как сделана мозаика. Думаю, специалисты даже смогут определить камни, которые использовались в иконах.
Тоже мозаика, но на полу.
Рубрики: | Санкт-Петербург |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |