Скальный монастырь Челтер-Коба |
Если ехать из Севастополя, нужно не доезжая до Бахчисарая свернуть на право в сторону с. Куйбышево. После поворота рекомендуется ехать не быстро, наслаждаясь открывающимися видами Бельбекской долины.
Доехав до с. Малое Садовое у подножия г. Чутхырган, нужно свернуть направо в деревню, и ехать в сторону трех высоких каменных скальных мысов, виднеющихся впереди. В предгорье дорога заканчивается. Дальше нужно идти пешком.
2. Начало подъема. В левой части виднеется Куле-Бурун, где находятся развалины Сюйреньской крепости, а прямо перед глазами - Челтер-Коба.
Видно дорожную колею, но по ней можно было проехать только на тракторе или серьезном внедорожнике, т.к. колея глубокая и очень сырая, как и вся земля в тот день.
3. Оглянувшись назад, видно Курушлю, Чутхырган и Каратлых, нависающие над трассой.
4. Через несколько сотен метров подъема поляны заканчиваются и чем выше в гору, тем уже становится тропа, окруженная кустарниками, кизилом, можжевельником и терном. Примерно через 1 километр от начала пути упираемся в развилку тропу. Тропа прямо ведет через ущелье на мыс Куле-Бурун и к развалинам Сюйреньской крепости, а поворачивающая направо тропа - к монастырю. На развилке стоит крест.
По этой тропе нужно идти около 1-1,5 километров в гору, она огибает выступ горы, выходя из кустарников на открытые поляны, с которых открываются очень красивые виды на противоположную гору, называемую местными жителями Китом, а также на деревню у подножия и Бельбекскую долину. Еще через несколько сотен метров, обогнув очередной выступ, выходим к скальному навесу, где и располагается монастырь.
5. Лестница перед входом на территорию монастыря. Услышав лай собаки, к нам вышел настоятель, очень вежливо пригласив посетить его обитель и рассказав очень много интересного о ней.
Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.
Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров - Стратилата, Тирона или Студита - назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.
Святой Феодор Студит родился в Константинополе в 758 году. Он известен тем, что восстановил и обустроил Студийский монастырь, увеличив в нем число монахов до 1000 человек. Преподобный Феодор составил строгий монастырский устав, который приняли и в Киево-Печерской Лавре. Этот устав так и назвали Студийским. Во время правления императора Льва V Армянина началось новое гонение почитателей икон. Святой Феодор Студит с братией совершил крестный ход с иконами вокруг монастыря, проявив мужество в защите веры. За это император отправил его в ссылку, там святого подвергли истязаниям, не давали еды и воды, но преподобный Феодор все переносил с кротостью и молитвою.
Через некоторое время император Лев V Армянин был убит восставшими воинами. Новый император Михаил II Травлий, хотя и не был поклонником почитания икон, освободил из заточения всех христиан. Святой Феодор Студит написал много поучительных книг и церковных песнопений. Он умер в 826 году, церковь чтит его память 24 ноября.
6. Звонница монастыря
Сам храм разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма.
7. Вход в храм. К сожалению мы побывали здесь во время службы, а настоятель очень просил не вести съемку в это время внутри храма. Служба начинается в обычные дни в 15.00, поэтому в любое время до нее можно снимать и внутри.
Монастырь Челтер-Коба не является специально вырубленным в скале, как некоторые другие подобные - под него были приспособлены естественные скальные гроты.
8. Достаточно широкий и протяженный естественный скальный навес, защищающий от ветра и дождя достаточно большую площадку, где ведется основная жизнедеятельность жителей монастыря.
9. Бытовые помещения, а также трапезная на открытом воздухе. Маковка, стоящая на земле должна в скором времени быть установлена над входом на территорию монастыря.
10. Двадцать первый век ощущается и в этом месте. У живущих здесь есть ноутбук, свой сайт. Электроэнергию они получаются при помощи солнечных батарей
11. Проход вдоль скалы к храму. Вниз идет обрыв, поэтому из бревен везде сделаны перила. Вертикальный столбики крепятся в выдолбленных в скале ямках.
Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу - четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников крепости. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14-16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.
12. Жилые кельи. Ко всем ведут деревянные лесенки.
13. Эта келья вырублена вручную, в отличие от многих пещер здесь и является самой дальней. Из-за защищающей ее стены открывается красивый вид на Бельбекскую долину.
14. Одна из келий и лесенка к ней. Внутри все по-спартански.
15. В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» - «пещера»).
16. Трехэтажные кельи. Здесь живут здешние обитатели.
17. Келья настоятеля.
18. Вид от входа на территорию монастыря
19. Под дальним крылом почти 150 метрового кряжа располагаются закопченные кастрюли и пакеты с мусором, который обитатели монастыря каждый день носят вниз в деревню.
20. Ботанический сад. Зимой здесь только кактусы с агавой, а весной и летом еще и цветы
21. По правую сторону от монастыря, метрах в 200-х располагается источник и купель с родниковой водой, где осуществляют омовение его обитатели...
22. ... с просьбами обитателей к дамам в первую очередь.
Источник : http://aquatek-filips.livejournal.com/180854.html
Рубрики: | памятники, достопримечательности |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |