Цель игрового праздника — пропаганда активных форм спортивного семейного отдыха для формирования здорового образа жизни детей и родителей; укрепление эмоционально-позитивных межличностных отношений детей и родителей.
Праздник рассчитан на большое количество участников, чередующихся в играх и конкурсах. Но можно проводить его и для детей и родителей одной-двух групп. Тогда сформированные команды смогут принимать участие во всех конкурсах, а праздник можно проводить не только на улице, но и в спортивном или в музыкальном зале.
Внимание! Внимание!
Объявляется конкурс на самую оригинальную или красивую шляпу.
Любезные мамы и папы!
Пожертвуйте старые шляпы!
В шедевры вы их превратите
И в них к нам на праздник придите.
В конкурсе могут участвовать шляпы и шляпки, шляпочки и шляпищи, сделанные своими руками или украшенные по вашему вкусу.
Требования к шляпам.
Шляпа должна:
1) не падать с головы во время эстафет;
2) когда нужно, легко сниматься с головы;
3) остаться целой до конца праздника.
Итоги конкурса будут подводиться на празднике «Шляпное сражение», который состоится «___».
Пропуском на праздник будет служить наличие на голове взрослого и ребенка головного убора — шляпы.
Оборудование
— 4 стойки с креплениями для обручей;
— 2 больших обруча;
— 12 маленьких обручей;
— шляпы (их количество зависит от количества детей-участников в двух командах);
— тряпичные мячи (их количество зависит от количества участников);
— маленькие резиновые мячи (их количество зависит от количества участников);
— 4 мольберта;
— 4 ватмана;
— 4 фломастера;
— канат с привязанной посередине шляпой;
— свисток;
— веревка;
— скрепки (20 шт.);
— 2 большие стойки;
— 2 пластмассовых ведра;
— 2 столика;
— 2 маленьких стульчика;
— аудиозапись плясовых мелодий разных народов;
— аудиозапись марша для парада головных уборов;
— эмблемы в виде ромбов разных цветов (по 10 шт. каждого цвета);
— призы участникам эстафет;
— призы за шляпы;
— конфеты.
Предварительная работа
Детям и родителям необходимо:
сделать шляпу своими руками или украсить старую;
вспомнить песни, где упоминается головной убор;
найти текстовой и иллюстративный материал о головных уборах, которые носили раньше и которые носят сейчас.
Педагогу необходимо:
продумать расстановку оборудования, расположение детей и взрослых во время всей игры, место ведущего, систему отбора детей и взрослых в команды (это могут быть эмблемы разного цвета в виде ромба);
подготовить призы и подарки для участников праздника, все необходимые для эстафет атрибуты;
особое внимание уделить подбору музыки и средств ее трансляции, так как музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, заполняет паузы, сигнализирует о начале и конце эстафет;
найти помощников, которые будут расставлять и убирать оборудование, обеспечивать музыкальное сопровождение.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребята! Не ошибусь, если скажу, что вы все любите играть и конечно же много раз играли с друзьями в крестики-нолики, морской бой, теннис, футбол. Но наверняка никогда не участвовали в «Шляпном сражении». Сегодня мы предоставим вам такую возможность. Командовать сражением буду я (надевает офицерскую шляпу)! Чтобы чего-нибудь не прошляпить, назначаю себе помощников. Встречайте: скоморох Тимошка, скоморох Антошка и девочка Матрешка!
Под музыку в зал вбегают скоморохи.
Тимошка:
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Привет вам от Скоморошки —
Веселого парня Тимошки!
Антошка:
Ах, как приятно нам, друзья,
Видеть в огромном зале,
Как ваши дочки и сыновья
Вместе нас всех собрали.
Вы поможете им одержать
Первую их победу.
Ведь трудно порою выдержать
Спортивную эстафету!
Матрешка:
Вижу, настроение у всех у вас на «пять»,
Значит, и сражение можно начинать!
Следить за ним я буду пристально, внимательно.
Веселых, ловких, смелых отмечу обязательно!
Ведущий: Следить за вашими успехами Матрешке будет помогать… (называет членов жюри).
Небольшая тренировка
И к сражению подготовка:
Шляпы нужно в руки взять
И по ряду передать.
Как достигнут конца ряда,
Их назад отправить надо.
Игра с залом «Передай шляпу»
По ряду участников праздника пускается шляпа, которую стараются передавать под музыку туда и обратно. Не дожидаясь конца движения, пускают вторую шляпу. В результате на пути продвижения шляп могут происходить смешные «заторы».
Ведущий:
Внимание, внимание!
Начинаем состязания.
Зрители, активнее болейте,
Но успокоительных не пейте!
Начинают наше сражение команды с красными и синими эмблемами. Прошу команды выйти на старт.
Первое сражение — «Меткая шляпа»
Ведущий:
Шляпу не только можно носить,
В шляпе не только можно форсить,
Очень удобно шляпой любою
Летящий навстречу вам мячик ловить.
Дети каждой команды строятся в колонну, друг за другом, на одной стороне площадки. Взрослые стоят такой же колонной напротив детской команды, на другой стороне. Расстояние между первым игроком из команды взрослых и первым игроком из команды равно приблизительному детскому броску. У первого взрослого в руках шляпа. На линии старта стоит корзинка с мячиками, по размеру вмещающимися в шляпу. Первый ребенок в колонне берет мяч и кидает в сторону взрослого, целясь в шляпу — вперед и вверх. Взрослый старается поймать мяч шляпой. Затем передает шляпу следующему взрослому игроку и встает в конец колонны. Ребенок тоже встает в конец своей колонны, передав эстафету следующему ребенку.
Жюри считает количество удачных попаданий и промахов.
Второе сражение — «Шляпная башня»
Ведущий:
Башню построим сейчас мы из шляп.
Двух нужно смелых для этого пап.
Им здесь придется нам класс показать —
На голове башню шляп удержать.
Из числа болельщиков выбираются два папы — по одному папе для участия в состязании команды. Оба папы садятся на стулья, поставленные напротив каждой команды. По сигналу первая пара участников состязаний — взрослый и ребенок (каждый со своего конца) — подбегает к сидящему папе и надевает ему на голову свои шляпы, затем возвращается к своим командам и передает эстафету следующей паре. Если есть необходимость, взрослый может поднять ребенка, чтобы он свою шляпу надел сам. Тимошка и Антошка перед эстафетой должны обратить внимание на шляпы участников. Ту пару игроков, у которых шляпы непрочные, или тех, у кого украшения на шляпе могут измяться, лучше поставить в конце колонны. Тогда их шляпы окажутся сверху «башни» и не повредятся.
Матрешка: Для подведения итогов соревнования командам построиться!
Жюри подводит итоги двум конкурсам. Выбираются команды, заслужившие звание «Самая меткая», «Самая быстрая», «Самая веселая» и т.п. Жюри старается не обойти вниманием обе команды. Также удостаиваются специальных призов некоторые игроки.
Ведущий: А теперь прошу команды совершить круг почета.
Команды проходят торжественным маршем мимо жюри и зрителей, демонстрируя свои шляпы. Жюри выбирает из каждой команды по два человека в самой оригинальной или красивой шляпе и вручает им специальный знак отличия.
Ведущий: На арену борьбы приглашаются команды с желтыми и сиреневыми эмблемами на груди.
Третье сражение — «Перенеси в шляпе»
Ведущий:
В корзину мы шляпу
Сейчас превратим.
Скучать нашей шляпе
Мы здесь не дадим.
Попробуем шляпой собрать урожай.
Готовы к работе?
Тогда начинай!
Соревнующиеся команды выстраиваются на старте в колонну по два в затылок друг другу. Пару составляют взрослый и ребенок. У ребенка и взрослого в руках по шляпе. Им нужно добежать до маленьких мячиков, сложенных в обруче в конце беговой дорожки. На пути есть препятствие — обручи, закрепленные на стойках, в которые надо пролезть: большой обруч для взрослого и маленький — для ребенка. Игроки пролезают в обручи, подбегают к обручу, где сложены мячики, кладут по мячику в свои шляпы и, взявшись за руки, бегут назад и встают в конец колонны, предварительно выложив мячики в ведро, установленное рядом с местом старта команд. Эстафету принимает следующая пара.
Четвертое сражение — «Необычный головной убор»
Ведущий:
За дело берутся художники дружно,
Убор головной придумать им нужно.
Подобная шляпа тебе или мне
Не сможет явиться даже во сне.
Игроки команд строятся парами в колонну. Перед участниками каждой команды стоят мольберты с прикрепленными к ним листами ватмана. От каждой команды выходит пара участников — ребенок и взрослый. У них в руках по фломастеру. Игроки подбегают к мольберту и рисуют по одной детали головного убора, после чего возвращаются к команде и передают эстафету следующей паре, а сами встают в конец колонны. Следующая пара пририсовывает новые детали. В конце эстафеты ведущий показывает болельщикам итоговый результат коллективного творчества.
Жюри подводит итоги двум конкурсам. Затем команды проходят торжественным маршем мимо жюри и зрителей, демонстрируя свои шляпы. Жюри выбирает из каждой команды по два человека в самой оригинальной или красивой шляпе и вручает им специальный знак отличия.
Ведущий:
Что-то гости погрустнели,
Видно, пляски захотели.
Пляска — это наш сюрприз.
У кого за шляпы приз?
Матрешка: Я попрошу выйти в зал тех, кто получил знак отличия за лучшую шляпу.
Если выходит ребенок, Матрешка восторгается его шляпой и спрашивает: «С кем ты пришел на праздник? Как ты думаешь, папа (мама) тоже в этой шляпе будет выглядеть так же элегантно, как ты? Давай наденем ему (ей) эту шляпу и посмотрим!» На сцену приглашаются взрослые, сопровождающие ребенка. Ведущий и его помощники расставляют пары детей и взрослых в разных концах зала, а участникам игр предлагают встать вокруг них — вокруг той пары, чья шляпа им больше всего понравилась. Скоморохи и Матрешка незаметно регулируют построение так, чтобы образовалось четыре примерно одинаковых круга.
Ведущий:
Ай да мамы, ай да папы!
Как украсили вы шляпы!
С нами вы теперь спляшите!
Нам движенья покажите!
Звучит веселая музыка. Победители парада шляп показывают остальным участникам хоровода танцевальные движения, а те их повторяют. Скоморохи весело вмешиваются в процесс и тоже танцуют в середине кругов.
Ведущий: Еще не закончилось наше сраженье.
Антошка и Тимошка: Будет сраженью сейчас продолженье.
Ведущий: К сражению готовятся команды с зелеными и розовыми эмблемами.
Пятое сражение — «Шляпная перестрелка»
Ведущий:
Что такое, что случилось?
От чего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось кувырком?
Шляпы в воздухе летят,
Упасть на пол норовят.
Это наши ребятишки,
Шалуны и шалунишки,
Свои шляпы вверх кидают,
Вам ловить их предлагают.
Дети каждой команды стоят друг за другом на одной стороне площадки, взрослые — напротив, на другой стороне. У первого взрослого в руках гимнастическая палка. Ребенок подбегает к стулу, на котором лежит шляпа, берет ее и кидает вверх, в сторону взрослого. Взрослый должен поймать шляпу на палку и вернуть на место, затем передать палку следующему и встать в конец своей колонны. Ребенок тоже встает в конец своей колонны, передав эстафету следующему ребенку.
Шестое сражение — «Вежливая шляпа»
Ведущий: Сейчас мы будем соревноваться не в скорости, не в ловкости, а в артистичности — в том, кто оригинальнее поприветствует друга с помощью шляпы.
Тимошка и Антошка предлагают себя в качестве друзей и встают перед каждой командой. Команды могут строиться парами «ребенок — взрослый» или чередуя в своем строю взрослых и детей. По сигналу пара игроков (или один игрок) бежит к линии финиша, за которой их ждет «друг». (Скоморохи стоят примерно за полметра от финиша.) Они снимают свои шляпы и приветствуют Антошку с Тимошкой каким-нибудь невероятным движением. Затем бегут обратно и передают эстафету следующей паре играющих.
Жюри подводит итоги двум конкурсам. Команды проходят торжественным маршем мимо жюри и зрителей, демонстрируя свои шляпы. Жюри выбирает из каждой команды по два человека в самой оригинальной или красивой шляпе и вручает им специальный знак отличия.
Ведущий: Завершают наше сражение команды с голубыми и оранжевыми эмблемами. Прошу команды выйти на старт.
Седьмое сражение — «Турнир силачей»
Ведущий:
Друг с другом помериться силой вам нужно,
В этом поможет вам только дружба.
Если в команде работать привычно,
Шляпа достанется вам необычная.
Члены каждой команды снимают свои шляпы, раскладывают их на столике, установленном на финише, и строятся в колонну по два на старте. По сигналу первая пара игроков каждой команды бежит к своему столику с головными уборами, быстро отыскивает и надевает свои шляпы, а потом так же быстро занимает место у каната, разложенного недалеко от финиша. В центре каната прикреплена шляпа. Как только первая пара заняла нужное место, бежит вторая пара. Если хотя бы одна из команд собралась у каната в полном составе, ведущий дает свисток. Это сигнал к перетягиванию каната. Тут же все игроки у каната должны за него схватиться и тянуть в разные стороны. Победителям достается приз — конфеты или шоколадки, сложенные в шляпе.
Восьмое сражение — «Большая стирка»
Ведущий:
Шляпы сегодня устали чуть-чуть.
Надо дать шляпам сейчас отдохнуть.
Пыль с них стряхнем и повесим сушиться,
Могут нам шляпы потом пригодиться.
Команды строятся в колонну парами. На финише натянута веревка в рост взрослого. На ней — прищепки. По условному сигналу пары игроков бегут от старта к веревке. Взрослый приподнимает ребенка, и тот с помощью прищепки подвешивает свою шляпу на веревке. Затем игроки бегут назад и передают эстафету следующей паре.
Жюри оценивает скорость выполнения задания каждой командой.
Жюри подводит итоги двум конкурсам. Команды проходят торжественным маршем мимо жюри и зрителей, демонстрируя свои шляпы. Жюри выбирает из каждой команды по два человека в самой оригинальной или красивой шляпе и вручает им специальный знак отличия.
Затем отличившихся приглашают на сцену.
Ведущий:
Полюбуйтесь еще раз:
Ай да шляпы, просто класс!
И задание под стать.
Нужно вам поэтом стать
И придумать сей момент
Необычный комплимент.
Мы все привыкли, что комплименты чаще всего делают женщинам. Сегодня мы исправим такую несправедливость и подарим комплименты мужчинам.
Ведущие выбирают из болельщиков тех, кому участники игры будут делать комплименты. Условие: в комплименте обязательно должно присутствовать сравнение с каким-нибудь предметом или живым существом.
Ведущий: Пока участники игры изучают тех, кому они будут делать комплименты, и думают над содержанием своей фразы, пришло время проверить, что вы знаете о шляпах.
Блицопрос «Изучение шляпной темы»
1. Назовите головной убор почтальона Печкина из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». (Шапка-ушанка)
2. Какой головной убор носил
— А.С. Пушкин? (Цилиндр)
— Чарли Чаплин? (Котелок)
3. Из чего папа Карло сделал головной убор для Буратино? (Из носка)
4. Какой головной убор предпочитает носить Юрий Лужков? (Кепку)
5. Какую шапку нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
6. Назовите головной убор Рассеянного с улицы Бассейной. (Сковорода)
Жюри выбирает самых активных детей, отвечавших на вопросы, и вручает им призы.
Затем слово предоставляется игрокам, готовившим комплименты. Выбираются авторы самого оригинального, изысканного, доброго, точного и т.п. комплимента.
Тимошка: Закончился праздник, закончилась встреча.
Антошка: Настал расставания час.
Матрешка:
Немножко нам грустно,
Но нас согревают
Улыбки и блеск ваших глаз.
Ведущий:
Улыбайтесь, гоните печали,
Никогда не старейте душой,
И пусть дети всегда для вас будут
Путеводною в детство звездой.