-Метки

crfprf shpruch Карлов Мост Фаина Раневская Шекспир акварель александр блок ангел англия архитектура барышня болгария булгаков веер вербное воскресенье версаль весна гадание горы дерево дом с историей египет женский образ живопись замок изумруд икона иллюстрации иллюстрация индия история карикатура карпаты картина костюм кофе крылатая фраза легенда любовь мадонна макро макромир мистика миф мода монастырь море москва натюрморт новый год озеро осень открытка париж пасха пейзаж песах пещера питер поздравление портрет пословица прага прага. чехия природа притча птица пушкин религия ретро рождество роза роза. цветок россия санкт-петербург саратов сирень сказка сказка. осень снегурочка собор стихотворение сюрреализм театр тест традиция туман фарфор фото фотография франция храм художник художники картины живопись искусство цветок чай чехия шоколад юрий егоров. стихотворение япония

 -Рубрики

 -Стена

Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 16.11.2014 23:23:22:
мррррр)
БуТоН БуТоН написал 28.07.2014 00:14:17:
Мадлена_де_Робен Мадлена_де_Робен написал 16.07.2014 01:38:48:
ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ !!!!!!!
OlgaCHET OlgaCHET написал 20.05.2014 20:12:34:
Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 24.04.2014 10:23:03:
Обожаю Вас!)))

 -

Быстрый переход по страницам блога Мадлена_де_Робен:

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин


"Дама в голубом" Константина Сомова

Четверг, 02 Марта 2017 г. 01:23 + в цитатник
 

"Дама в голубом". Константин Сомов. 1897-1900год. Холст, масло. 103x103 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Елизавета Михайловна Мартынова родилась в 1868 году в Петербурге в семье врача. С детства брала уроки живописи, мечтала о карьере профессионального художника, и к 1890 году эта мечта стала осуществимой. В том году Императорская Академия художеств впервые разрешила сдачу вступительных экзаменов женщинам. Мартынова обратилась с просьбой зачислить ее в мастерскую И. Е. Репина, но совет профессоров-руководителей исключил ее из списка. По окончании Академии выдали лишь свидетельство на право преподавать рисование в средних школах. Творчество требовало душевного и физического напряжения, а болезнь лишала сил.

 


"Зачем меня так мучает судьба! Как мне завидно на всех, кто работает",- писала Сомову Елизавета Мартынова.

Константин Сомов дружил с ней с юности, когда оба они были студентами Петербургской Академии художеств. Уже тогда она заинтересовала его своей поэтичностью и духовным изяществом. В студенческие годы он сделал с нее несколько портретных этюдов. В 1897 году начал писать картину под названием "Портрет". Затем художник стал называть её "Портрет дамы в голубом платье", в музейной же традиции закрепилось более краткое - "Дама в голубом". Благодаря художнику имя Елизаветы Мартыновой осталось в истории живописи, а для Константина Сомова картина “Дама в голубом” стала одной из немногих романтических, ведь о нем говорили тогда, как о первом русском художнике, который ввел “шокирующе-откровенную эротику” в отечественное искусство.

Картина писалась с длительными вынужденными перерывами, так как Мартынова уже была больна чахоткой. Начав писать "Даму в голубом", Сомов вынужден был прервать работу на три года, пока Лиза лечилась за границей. Только в 1900-м картина, наконец, была представлена на выставке "Мира искусства". Друзей Мартыновой портрет потряс. Талантливая, жизнерадостная, очень веселая,всегда была в центре внимания, свято верящая в свое призвание и беззаветно преданная искусству. Не многие знали о её болезни. Сокурсница М. Ямщикова, писала:


"Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?".


Третьяковская галерея тут же захотела приобрести "Даму" для своей коллекции, но этому Лиза неожиданно воспротивилась написав Сомову письмо:


"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."


Через 3 года картина всё же была продана Третьяковской галерее. Сомову, очевидно, нужны были деньги. Вскоре в 1904 году Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Ей было 36 лет. Мечта её осуществилась, она стала известной, но лишь образом "Дамы в голубом платье" на полотне художника. Эту картину критики единодушно назвали символом эпохи Серебряного века и лучшим творением Константина Сомова. Никогда уже больше он не создаст ничего равноценного по возвышенности, поэтичности и чистоте образа.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку