Апостол Петр, отрекающийся от Христа Рембрандт Харменс ван Рейн
«Как мощный блок, охваченный широкими плоскостями шерстяного плаща, возвышается грузная фигура Петра. Твёрдо и тяжело обрамляет плащ сильное широкое лицо апостола с открытым лбом, прямым благородным носом, окладистой бородой и большими добрыми глазами. Как предназначенная для вечности статуя вырастает его фигура среди толпы грубых и жестоких людей: служанки и охранников...
Поучительное полотно, на первый взгляд - этюдное, но очень современное.
Один из кудесников рисунка,колорита и чЕстной кисти, Рембрандт, живший в т.н. "Средневековье", два затронул важнейших вопроса, который волует все нормальные души, стремящиеся к совершенству:
-допустима ли ЛОЖЬ во спасение собственной жизни?
-чем расплачивается душа за предательство?
Можно отыскать в сюжете, так сильно затронувшем художника,и другие "мысли по поводу", но они не так важны.
Итак, НЕ НАВЯЗЫВАЯ НИКОМУ СВОЕГО МНЕНИЯ, не совпадающего с приведённым выше, "официальном"описанием полотна, хочу поделиться своими выводами.
1.Пётр солгал,спасая себя.Взгляд его не "добрый", а испуганно-страдающий.Он струсил, и сам себя презирает.ПОЧЕМУ художник обрисовал его стариком? Думая,это намёк на мудрость,которая пришла к Петру слишком поздно.
2.Пётр поддался инстинкту самосохранения, презрев и предав ВСЁ, что было связано его жизнью с Иисусом из Назарета(по версии церкви).Он жалок.Правой рукой прикрывая,очевидно,нагрудный медальон-"улику", левую простирает в сторону Учителя, готовясь "оправдаться".Фигуры на втором плане и левый стражник пристально смотрят на Петра,ожидая ответа на обвинение служанки.
Рембрандт схватил самый момент ПРЕДАТЕЛЬСТВА.И показал своё отношение к нему.
Вывод: СПАСАЯ свою телесную жизнь ложью и предательством, человек оступается в инферно, УНИЧТОЖАЯ часть души.