Когда в 1830 году декабристов перевели в Петровский Завод, Елизавета Петровна вместе с другими женщинами боролась за улучшение условий содержания заключенных. В казематах было темно и сыро, туда не проникал дневной свет, и тогда, по словам Михаила Бестужева, «наши дамы подняли в письмах такую тревогу в Петербурге, что, наконец, разрешено было прорубить окна на улицу в каждом номере».
В конце 1883 года осужденные по IV разряду, в том числе М.М. Нарышкин, были переведены с каторги на поселение. В 1833 году Нарышкины прибыли в город Курган Тобольской губернии, где прожили пять лет. На деньги, полученные от родных, они купили дом. Михаил Михайлович получил 15 десятин земли и занялся сельским хозяйством.
Он попросил прислать ему несколько племенных лошадей и завел небольшой конный завод. Будучи состоятельными людьми, Нарышкины оказывали всевозможную помощь местным жителям. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал: «Семейство Нарышкиных было истинным благодетелем всего края. Оба они, и муж, и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства за свои деньги… Двор их по воскресениям был обыкновенно полон народу, которому раздавали пищу, одежду, деньги».
Герман Травников. Вечер у Нарышкиных. 1984. Акварель. Курганский музей.
Когда в 1837 году полковника М.М. Нарышкина, как и других декабристов, «по высочайшему повелению» определили рядовым на Кавказ, Елизавета Петровна снова последовала за ним. В дороге она получила радостное известие: ей было разрешено свидание с родными (с запрещением заезжать в Москву и Петербург).
В октябре 1837 года Е.П. Нарышкина прибыла в Кярово – имение матери: «Это для меня навсегда будет памятный день, потому что в этот день я увидела свою дорогую семью. Я наслаждалась всевозможными ласками, мне расточаемыми, я окружена любовью и заботами, я была счастлива, но это-то и побуждает меня поскорее ехать на Кавказ, потому что счастье, не разделенное с моим старым, добрым мужем, для меня не полно».
1. Храм Покрова Богородицы (1789 г.) в имении Кярово. Построена П.П.Коновницыным
2.Могилы Петра Петровича (1764-1822) и Анны Ивановны (1769-1843) Коновницыных.
Фото: Александр Сидоренко
http://gubernia.pskovregion.org/
В феврале 1838 года Елизавета Петровна выехала на Кавказ. Нарышкины поселились в станице Прочный Окоп, в 65 верстах от Ставрополя. Они приобрели дом, в котором по приглашению гостеприимных хозяев часто останавливались отправляющиеся на Кавказ декабристы. Бывший полковник Нарышкин был назначен в Навагинский пехотный полк рядовым солдатом. Каждый год весной на Кавказе проводились военные экспедиции против горцев, и Елизавета Петровна с тревогой ожидала этого времени. Но муж выходил из боев невредимым.
Михаил Михайлович Нарышкин, художник Бестужев Н.А.
В 1843 году Нарышкину постигла тяжелая утрата – умерла ее мать.В 1844 году М.М. Нарышкин был уволен с военной службы с обязательством безвыездно жить в своем имении Высокое Тульской губернии. После амнистии с декабристов были сняты все ограничения, и Нарышкины получили возможность ездить в гости к родным и друзьям, путешествовать. Они посетили декабристку Наталью Дмитриевну Фонвизину в имении Марьино под Москвой.
Наталья Дмитриевна Фонвизина,Знаменский М.С.
То, что осталось от флигеля для прислуги в Марьино
М.Д. Францева, гостившая в Марьине, писала о Нарышкиной: «Елизавета Петровна некрасивая, но очень умная, у нее острый, игривый ум, она все подметит, ничего не пропустит без замечания. С ней очень весело и приятно. У нее блестящее образование. Ее связывала дружба с Натальей Дмитриевной, перед которой она благоговела за ее внутреннюю духовную жизнь».
Нарышкины ездили в Петербург, вели там «светскую жизнь, весь день в карете», нанося визиты друзьям и родственникам; в 1859 году посетили Францию.
В 1863 году М.М. Нарышкин скончался. Елизавета Петровна пережила мужа на четыре года. Супруги Нарышкины похоронены в Москве, на кладбище Донского монастыря.
Донской монастырь
Могила М.М. Нарышкина. Рядом виден фрагмент черного надгробья на могиле его жены. Фото из Википедии
Декабрист Евгений Петрович Оболенский писал о чете Нарышкиных, что между ними была «полная гармония стремлений, жизненной цели, надежд, желаний. На Кавказе, в Сибири – везде вместе… Их любовь отражалась во всем строе жизни… Нам остается удивляться подвигам этих людей, этой женщины».