-Метки

crfprf shpruch Карлов Мост Фаина Раневская Шекспир акварель александр блок ангел англия архитектура барышня болгария булгаков веер вербное воскресенье версаль весна гадание горы дерево дом с историей египет женский образ живопись замок изумруд икона иллюстрации иллюстрация индия история карикатура карпаты картина костюм кофе крылатая фраза легенда любовь мадонна макро макромир мистика миф мода монастырь море москва натюрморт новый год озеро осень открытка париж пасха пейзаж песах пещера питер поздравление портрет пословица прага прага. чехия природа притча птица пушкин религия ретро рождество роза роза. цветок россия санкт-петербург саратов сирень сказка сказка. осень снегурочка собор стихотворение сюрреализм театр тест традиция туман фарфор фото фотография франция храм художник художники картины живопись искусство цветок чай чехия шоколад юрий егоров. стихотворение япония

 -Рубрики

 -Стена

Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 16.11.2014 23:23:22:
мррррр)
БуТоН БуТоН написал 28.07.2014 00:14:17:
Мадлена_де_Робен Мадлена_де_Робен написал 16.07.2014 01:38:48:
ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ !!!!!!!
OlgaCHET OlgaCHET написал 20.05.2014 20:12:34:
Нина-Яковлева Нина-Яковлева написал 24.04.2014 10:23:03:
Обожаю Вас!)))

 -

Быстрый переход по страницам блога Мадлена_де_Робен:

 -

Радио в блоге

[Этот ролик находится на заблокированном домене]
Добавить плеер себе
© Накукрыскин


Воскресенский Новодевичий монастырь

Среда, 20 Мая 2009 г. 21:06 + в цитатник


Воскресенский Новодевичий монастырь - первая женская обитель Санкт-Петербурга. Изначально она находилась в районе Смольного собора: императрица Елизавета Петровна пожертвовала свой летний дворец для помещения монастыря.


При Екатерине II монастырь обрел новый статус – в штат была назначена игуменья Ельпифидора, а в двух корпусах разместились инокини из Московского Новодевичьего и Смоленского Воскресенского монастырей. В то же время было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 году часть монахинь перешла в другие обители, а в 1803 году здесь остались только игуменья Анатолия (Яковлева, Рейнбор) и три пожилые насельницы. В 1827 году Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт.


Весной 1845 года император Николай I решил возобновить Новодевичий монастырь и в марте этого же года подписал об этом указ. Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове, угол малого проспекта и 8-й линии, при Благовещенской церкви. Осенью 1848 года было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. По распоряжению Государя Николая Павловича для монастыря был выделен большой лесной участок 1418 кв. сажен.


Проект монастыря создал в 1848 году зодчий Николай Ефимович Ефимов (1799 - 1851), который был учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. После его кончины строительство вел архитектор Л.Л. Бонштедт, затем Н.А. Сычев. Это был огромный комплекс с генеральным планом всего участка - с парком, кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором.


Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 года по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери.


Позднее был возведён каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.



Горизонтальные корпуса сестринских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Монастырские кельи расположены буквой "П", выходящей передней стороной на Московский проспект.


Собор Воскресения Христова

Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 года в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849 - 1850 гг. на сумму, выданную из казны.


Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 года. 6 сентября 1862 викарный епископ Ревельский Леонтий – освятил последний престол во имя Всех святых. В 1885 позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет. (В 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 главный престол был украшен серебряными рельефами.


Итого, в соборе было шесть приделов: Главный центральный во имя Воскресения Христова, южный во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный во имя Архангела Михаила, южный на хорах во имя Всех Святых, северный во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении - святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского.


Почти полвека монастырь простоял без колокольни. 29 июня 1895 года, после трех лет постройки по проекту Л. Н. Бенуа(1856-1928) при участии архитектора В.П. Цейдлера (1857-1914), высокая (27 саж.) четырехъярусная колокольня с золоченым куполом, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Москве, была освящена над святыми вратами. В честь юбилея правящего архиерея она получила название Исидоровской. Главный колокол на ней весил 563 пуда. В колокольне в 1918–1919 была освящена и небольшая церковь во имя св. Исидора Пелусиота, в которой служили лишь зимой.


По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви: церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божьей Матери и церковь во имя Трех Святителей Вселенских в больничном корпусе.


Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой "Отрада и Утешение"

Вместе с собором Воскресения эта пятиглавая церковь с каменной колокольней, возведенная по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в 1850 - 1854 гг., являлась частью главного архитектурного ансамбля монастыря. Автором иконастаса церкви, стилизованном под XVII век, был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители. Закладка храма произошла 10 июля 1850 г., освящение - 28 июля 1854 г.; церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны.


В 1852 известный старец Серафим, автор „Писем святогорца“, с которым игуменья Феофания состояла в переписке, прислал храму с Афона список Ватопедской иконы „Отрада и утешение“, праздник которой 21 июля торжественно отмечался в монастыре.


В 1928 в покоях рядом с церковью поселился митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, будущий священномученик, и до 1933 она считалась митрополичьей.


Церковь во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)

Здание этой церкви, предназначенной для обслуживания монастырской больницы, было возведено в 1850 - 1855 гг. по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева; оно располагалось симметрично Ватопедской церкви с другой стороны от Воскресенского собора. Пятиглавая церковь с шатровой звонницей находилась на втором этаже северного, больничного, корпуса. Она была заложена 30 июля 1850. Церковь была построена на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего в монастырь 10 тысяч рублей, прося употребить капитал на устройство церкви во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, празднуемых 30 января, в день его Ангела. Также в строительство церкви были вложены и средства игуменьи Феофании.


Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери "Благоуханный Цвет", находившейся в алтаре.


Церковь во имя Святого Пророка Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря


Ильинская церковь была небольшой и стояла справа от входа на кладбище. Ее построил архитектор В.П. Цейдлер по проекту Л.Н. Бенуа в 1883 - 1888 гг. в стиле московских церквей XVII в. над могилой известного лесопромышленника и мецената Ильи Феодуловича Громова (ум. 1882) по его духовному завещанию душеприказчиками покойного, потратившими на постройку более 120 тысяч рублей. Заложен был надгробный храм 22 июня 1884, освящен 25 сентября 1888 митрополитом Исидором.


Пятиглавый каменный храм вмещал 100 человек и был одной из самых интересных в городе церквей по архитектуре и внутреннему убранству. Он простоял до лета 1929, когда был закрыт и через год разобран на кирпич.


Рубрики:  Питер и пригороды
храмы, монастыри
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку