-Я - фотограф

 -Битвы

Кто лучше выглядит?

Я голосовал за pRiNtSeZzZka


pRiNtSeZzZka
Голосовать
VS
Krecki
Голосовать

Прикиньте, еще есть много других битв, но вы можете создать свою и доказать всем, что вы круче!

 -Стена

Лалаин-Мария Лалаин-Мария написал 15.05.2009 21:42:10:
Время пройдет,а любовь останется навсегда.
Лалаин-Мария Лалаин-Мария написал 15.05.2009 21:41:37:
Время пройдет,а любовь останется навсегда.
Лалаин-Мария Лалаин-Мария написал 15.05.2009 21:19:43:
Ричи,пиши сюда!Я здесь!
Я тебя все еще продолжаю ждать,а значит любить!

 -Шутливый гороскоп блоггера

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лалаин-Мария

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 11126


Тема 1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук

Вторник, 07 Мая 2013 г. 19:11 + в цитатник

Настроение сейчас - Отличное

 


«Удовольствие, доставляемое мне моей собакой, очень сродни той радости, которую приносит ворон, серые гуси и другие дикие животные, оживляющие наши загородные прогулки. Мне кажется, именно они помогают нам вернуться к тому подсознательному всеведению, которое мы и называем природой. Некогда мы порвали с природой, и это была та цена, которую человечество уплатило за свою культуру и цивилизацию, за то, чтобы получить специфическую свободу воли. Но неустанное наше стремление к утраченному раю - это не что иное как подсознательная попытка восстановить эти разорванные связи»[1].

К. Лоренц. Этолог, лауреат Нобелевской премии.

 

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

Санкт-Петербург 2003

Составители: Ст. преп. каф. общей психологии, к.б.н. Зубарева О.Е

Ст. преп. каф. общей психологии, к.б.н. Лебедев А.А.

Ст. преп. Каф. общей психологии А.Г. Кусов

Авторы выражают глубокую признательность А.В. Забарину, В.Р. Келиху, Л.Н. Коротковой, и другим коллегам – преподавателям С.-Петербургской Акмеологической академии, принявшим участие в обсуждении материалов данного пособия.

Тема 1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии. Их место в системе психологических наук

Виды животных, их природа, классификация. Науки о поведении. Предмет, цели и задачи зоопсихологии. Сравнительная психология как наука об общем и различном в психической деятельности человека и животных. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с этологией, нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности, генетикой поведения и другими областями знания. Прикладная зоопсихология.

Литература основная:

1. Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989.

2. Леонтьев А.И. Развитие психики животных //Проблемы развития психики. М., 1981.

3. Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. СПб., 1992.

Литература дополнительная:

1. А.Р. Лурия. «Основы нейропсихологии», МГУ, 1973.

2. А.С. Батуев. Физиология ВНД, М., 1991.

3. Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. СПб., 1999.

4. Богословская Л. С., Поляков Г. И. Пути морфологического прогресса нервных центров у высших позвоночных. М.: Наука, 1981. кация. Науки о поведении. Предмет, цели и задачи зоопсихологии. Сравнительная психология как наука об общем и различном в психической деятельности человека и животных. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с этологией, нейрофизиологией и физиологией высшей нервной деятельности, генетикой поведения и другими областями знания. Прикладная зоопсихология.

 

Литература основная:

1. Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989.

2. Леонтьев А.И. Развитие психики животных //Проблемы развития психики. М., 1981.

3. Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. СПб., 1992.

Литература дополнительная:

1. А.Р. Лурия. «Основы нейропсихологии», МГУ, 1973.

2. А.С. Батуев. Физиология ВНД, М., 1991.

3. Андреева Н. Г., Обухов Д. К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. СПб., 1999.

4. Богословская Л. С., Поляков Г. И. Пути морфологического прогресса нервных центров у высших позвоночных. М.: Наука, 1981. Зоопсихология и сравнительная психология

 

 

1. 1. Виды животных, их природа, классификация.

Процесс видообразования происходит в течение миллионов лет, соответствует истории ветвления эволюционного древа. Для воссоздания правдоподобной картины главных этапов эволюции, используются данные палеонтологии, сравнительной морфологии и зоогеографии, а также анатомии, физиологии, генетики, эмбриологии, экологии и этологии.

Зоопсихология и сравнительная психология

 

Рис. 1. Первые млекопитающие, судя по ископаемым останкам, были величиной с крысу, вероятно, жили на деревьях, вели ночной образ жизни и питались насекомыми (по Р. Каррингтон, 1974).

Эволюционную историю удобнее всего изображать в виде дерева. Происхождение видов путем естественного отбора в эволюции идет от более древних примитивных форм жизни (от исходной группы животных, отображаемой в виде ствола); с течением времени отходят многочисленные ветви, которые постепенно ветвятся и в конце концов образуют множество разнообразных видов. Например, основной ствол плацентарных млекопитающих, по-видимому, берет начало от насекомоядных - отряда, к которому относятся землеройки, кроты и ежи. Как ветви, расходящиеся в разные стороны от ствола насекомоядных, возникли грызуны, хищные, приматы и другие отряды плацентарных. Линии, ведущие к грызунам, хищным и приматам, шли от насекомоядных независимо. Ни один грызун не был предком какого-либо хищного или примата. Таким предком было какое-то насекомоядное, возможно, сильно отличавшееся от большинства ныне живущих насекомоядных (рис. 1).

Понимание аналогии с деревом и «ветвящегося» характера процесса эволюции имеет важное значение при сравнительном изучении видов.

Определением, наименованием и классификацией животных занимается наука таксономия. Каждый вид имеет собственное научное название, состоящее из двух латинских слов, так называемая биномиальная система номенклатуры. Название рода и вида всегда выделяется курсивом, причем первое слово, обозначающее род пишется с заглавной буквы, а второе, обозначающее вид, со строчной (например, Rattus norvegicus (белая крыса), Homo sapiens (человек разумный)). Большинство видов помимо научного названия имеет еще одно или несколько обычных (тривиальных) названий. В некоторых случаях тривиальное название может быть таким же надежным, как и научное (так, например, существует только один вид львов). Однако во многих случаях использование тривиальных названий создает большую путаницу, так как эти названия часто различаются в разных областях земного шара и бывают далеко не однозначными.

Виды и роды - всего лишь две низшие таксономические категории в сложной иерархической системе, принятой во всем мире для классификации животных. Эта иерархия состоит из следующих основных уровней или категорий (снизу вверх): вид, род, семейство, отряд, класс, тип и царство. Более широкие таксономические категории (например, тип) можно называть категориями более «высокого» ранга, чем менее широкие (например, род). В приложении 1 (в конце пособия) приведен весьма неполный перечень таксонов животных (группы животных различного таксономического ранга). Назначение этой таблицы – дать общее представление о системе классификации и о месте, занимаемом в ней различными животными, которые будут упоминаться в дальнейшем изложении. Главное внимание в ней уделяется млекопитающим, и в особенности приматам. Данную таблицу нельзя рассматривать как полную систему животного царства; такие системы можно найти в большинстве вводных курсов зоологии.

Общее число видов - около двух миллионов. Не менее половины всех видов составляют членистоногие. Млекопитающих всего лишь 5000-6000 видов. Большая часть работ по сравнительному анализу поведения, и особенно по сравнительной психологии, выполнена на позвоночных.

Особенности изменения строения мозга в эволюции.

Низшие простейшие животные состоят из одной клетки, у них нет дифференцированных органов чувств, нет нервной системы. У более высокоразвитых животных появляется нервна система, которая может быть сетчатой, узловой и трубчатой (рис. 2). Сетчатый тип нервной системы характерен для низших многоклеточных животных (кишечнополостных, низших червей и др.). Эта система характеризуется приблизительно равномерным распределением нервных элементов во всем теле животного. Узловой тип нервной системы характерен для высших беспозвоночных. Такая нервная система состоит из скоплений нервных клеток (ганглиев), соединенных между собой. Трубчатая нервная система представляет собой нервную трубку, состоящую из двух отделов – головного и спинного мозга, образующих вместе центральную нервную систему. Периферическая нервная система соединяет центральною нервную систему со всеми частями организма. Этот тип присущ хордовым животным, в том числе человеку.

Зоопсихология и сравнительная психология

 

 

 

Рис. 2. Типы нервной системы: (А) сетчатая (гидра), (Б) узловая (насекомое), (В) трубчатая (лягушка).

В филогенезе развитие нервной системы идет по пути цефализации (увеличения объема нервной ткани на головном конце тела) и дифференцировки – специализации нервных центров.

У позвоночных прослеживаются следующие тенденции:

1. Увеличение количества интернейронов, ассоциативных нейронов. Увеличение площади коры больших полушарий, особенно ассоциативных (не связанных с какой-либо одной сенсорной системой) полей мозга (рис.3). Усложнение архитектоники (вертикального строения коры), особенно верхних слоев (рис. 4) .

2. Увеличение процентного содержания клеток глии (в настоящее время предполагается, что глия осуществляет не только трофическую (питательную) и опорную функцию, но и участвует в реализации сложных психических функций, например, памяти).

3. Усиливается межполушарная асимметрия.

Зоопсихология и сравнительная психология

Рис. 3 Увеличение площади ассоциативных областей коры больших полушарий на разных этапах эволюции (ассоциативные области обозначены мелкими точками); а - мозг ежа, б - мозг крысы, в - мозг собаки, г - мозг низшей обезьяны, д- мозг высшей обезьяны, е – мозг человека. (по А.Р. Лурия, 1973).

 

 

 

Зоопсихология и сравнительная психология

Рис. 4. Сравнительная толщина верхних слоев коры в филогенезе (по А.Р. Лурия, 1973).

 

Вопросы по теме:

1. Назовите основные типы и классы животных.

2. Чем отличаются различные типы нервной системы?

3. Укажите особенности развития нервной системы на каждом уровне.

 

Тема 1. 2. Науки о поведении. Предмет, цели и задачи зоопсихологии.

Основная литература:

1. Зорина З.А., Полетаева И.И. «Зоопсихология, элементарное мышление животных», М., 2001

2. Фабри К.Э., Основы зоопсихологии, М., 2001

 

Литература дополнительная:

1. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981.

2. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

3. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М.: Мир, 1982.

4. Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

5. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. М., Олма- пресс, 2003.

Основной проблемой психологии как науки является исследование поведения человека, причин и мотивов этого поведения. Человек является субъектом достаточно сложным для изучения, поэтому многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с целью выявления биологических предпосылок и предыстории зарождения сознания и членораздельной речи.

В изучении поведения животных выделилось несколько самостоятельных, исторически сложившихся направлений: зоопсихология, сравнительная психология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, гештальтпсихология, этология и генетика поведения.

 

Бихевиоризм - основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»). Бихевиоризм не занимается анализом происходящих процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе. «Интеллект», «представления» - эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) – основанное в начале XX века И. П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением физиологических основ психики (в том числе и человека) методом условных рефлексов. В настоящее время предметом физиологии ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти. Исследования реализуются на основе комплексного подхода с использованием нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов.

Психофизиология ориентирована на установление корреляций между психическими явлениями или состояниями (о которых узнают по словесному отчету или другой произвольной реакции субъекта) и физиологическими процессами (вегетативной или двигательной реакции), которые регистрируют объективными методами. Психофизиология исследует преимущественно человека, поскольку только он может дать отчет о своих субъективных переживаниях и психических состояниях.

Поведенческая экология - многие зоологи занимаются поведением животных (ихтиологи - поведением рыб, орнитологи –птиц, маммологии – млекопитающих и т.д). Основная рассматриваемая проблема – приспособление соответствующих видов животных к среде.

Антропология междисциплинарная наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человекаРассматривая вопрос о происхождении человека антропологи изучают ископаемые останки, а также приматов, за пределы этого семейства в своих исследованиях не выходят.

Гештальтпсихология – направление, возникшее в 20-е годы в Германии. Первичные элементы психической деятельности в гештальтпсихологии – не отдельные ощущения, а целостные образы, которые характеризируются константностью и устойчивостью. Гештальтпсихология в период своего возникновения была непосредственно связана с разработкой проблемы мышления, благодаря ей произошел коренной перелом в экспериментальном изучении интеллекта животных. Гештальтпсихолог В. Келер первым доказал наличие элементов мышления (инсайта) у животных.

Генетика поведения изучает феномен наследования особенностей поведения (в частности, генетических механизмов когнитивных способностей), роль среды и наследственности в развитии различных форм поведения. Используются генетические модели – трансгенные и нокаутные животные, генотип которых изменен с помощью методов генной инженерии (т.е. животных со сверх- или недостаточной продукцией определенных белков). Выявление особенностей поведения этих животных позволяет говорить о механизмах организации определенной формы поведения.

Этология – наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания. Сформировалась в 30-е годы ХХ века на базе зоологии и эволюционной теории. Основатели – К. Лоренц и Н. Тинберген. Возникнув как направление описательное, связанное, преимущественно с изучением врожденных действий, в настоящее время этология превратилась в целостную концепцию, включающую анализ поведения в онто- и филогенезе, изучение его механизмов и приспособительного значения. Этологов интересует сам феномен поведения, двигательная картина. Этограмма — подробное описание, основанное на видеосъемке и подробно покадрово анализируемое. В результате возникает картина поведения животного в различных ситуациях (функциональные схемы), выявляющая черты сходства с представителями близких и далеких групп. Этология изучает врожденные, инстинктивные формы поведения. Иногда изучаются отдельные формы поведения: движение млекопитающих, поведение как фактор адаптации к среде и т. д. (подробно – см. тему 2).

Социобиология изучает биологические основы общественного поведения. Направление получило развитие в 60-70-е годы 20 века на базе теории естественного отбора и популяционной биологии. В рамках социобиологии рассматриваются, в частности, проблема генетической приспособленности (вклада определенного генотипа популяции в следующее поколение), стратегии размножения, совокупная приспособленность[2] близких родственников, альтруистическое поведение. Большое внимание уделяется также родительскому поведению.

Эволюционная психология[3]новое направление, возникшее в конце 90-х годов 20 века. Изучает адаптивное значение поведения, пытается объяснить, как в эволюции развивались определенные модели поведения, обеспечивая выживание и повышая вероятность выживания потомства, какие аспекты человеческого поведения отражают эволюционно сложившиеся психологические механизмы, каким образом окружающая среда могла влиять на формирование поведения в эволюции. Направление возникло на базе этологии и социобиологии.

Зоопсихология изучает психологию животных: проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Объектом в зоопсихологии является поведение животных. Предметом изучения – происхождение и развитие ( в фило- и онтогенезе) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания. Развитие зоопсихологии связано с такими учеными как Ладыгина- Котс, Гесс, Фриш и др.

Сравнительная психология – это наука об общих принципах и закономерностях развития психических форм отражения и познавательной деятельности. Используя данные психологии животных и психологии человека, сравнивая психические феномены человека и животных, сравнительная психология устанавливает законы возникновения и развития психических способностей в филогенезе.

Главная задача сравнительной психологии - раскрыть ход формирования психики человека, изучить ее историю. Сравнительная психология ставит проблему происхождения и развития психических процессов разных уровней (сенсорных, перцептивных, мнестических, логических), изучает филогенез потребностей, эмоций и способностей человека, решает проблемы происхождения речи, труда, сознания, общества. Таким образом, сравнительная психология изучает наследственный фонд, филогенетические программы психики человека и процесс их образования. Савнительная психология базируется на достижениях зоопсихологии (см. выше), палеопсихологии (психология древних животных и гоминид), антропогенеза (наука о происхождении специфически человеческих психических форм отражения, труда и общества). Важное значение для решения задач, стоящих перед сравнительной психологией, имеет исследование генетических связей между онтогенезом психики человека и онтогенезом психики животных разных филогенетических рядов

В настоящее время наблюдается сближение разных направлений, занимающихся поведением животных. Научные общества (Animal behaviour society (США), Association for study of animal behaviour (Англия)) объединяют ученых разных областей. Журналы (J. of comparative and physiological psychology, Behaviour и др.) публикуют работы этологов, зоологов и других специалистов.

 

Прикладное значение зоопсихологии.

Человеку необходимо было знание о поведении животных с древних времен - при охоте, при одомашнивании, при содержании дома и т. д.

1. Анимотерапия — область психокоррекции, где животное воздействует на человека.

- повышается и улучшается эмоциональное состояние человека;

- снижается стресс;

- снижается давление;

- для улучшения состояния психических больных (например, организация “Живая нить” при работе с аутичными детьми использует лошадей).

2. Промышленное рыболовство.

Рыбы учатся избегать орудия ловли, отличают корабли по типу двигателя. Стайные животные учатся на основе подражания, такое научение происходит быстро и легко. Регуляция размножения рыб.

3. Птичьи крики бедствия, записанные на пленку, отпугивают птиц от взлетных дорожек на аэродромах.

4. Половые и пищевые аттрактанты (привлекательные вещества) используются для выявления и уничтожения вредных насекомых.

5. Знания, полученные зоопсихологами, используются при дрессировке домашних животных.

 

Вопросы по теме.

1. Что такое поведение?

2. Какие научные направления занимаются изучением поведения? В чем разница их подходов?

3. В чем заключаются цели и задачи зоопсихологии?

4. Что изучает этология; чем она отличается от зоопсихологии?

5. В чем прикладное значение зоопсихологии?

 
 
Рубрики:  Здоровье
Интересное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку