-Метки

12 апреля гагарин космос полёт 90 лет приморье zaz изабель жеффруа акварель бальмонт безглагольность бдк 98 бредбери видео видео енисей счастливые люди вилькицкий открытие северная земля владивосток вокзал время владивосток глобус владивосток японцы резня выставка шиляев марина германия гимназия №2 дневники друзей живопись айвазовский снег заградотряды хемингуэй борзописцы история приморье меркуловы кирсанов китай харбин маньчжурия квжд клипер разбойник анадырь ново-мариинск крейсер взрыв затяжной выстрел кузина каховка севастополь ларисса моя страна и в ней моя дорога юнна мориц муссон трагедия тоф наши отец норвегия осень пе-2 герои полк рвсн р-12 sandal пушкин китай шанхай россия зельдис кучинский живопись фото рубцов стихи севастополь 2014 старк приморье стихи стихи заболоцкий стихи наталья нечаянная техника будущее радио телевизор компьютер тоф подводный флот юбилей фотографии харбин абломский херсонес художник россия чехов с новым годом шевчук новая газета мост шишков россия щербак гринландия золото

 -Цитатник

Темерев. Коты. - (0)

Сергей Темерев. Акварельно-кошковое. Белая кошка. Ожидая улов. Нейтралитет. Со...

Без заголовка - (0)

Художник Орловский Владимир Донатович(1842-1914) http://x-lines.ru/icp/ghW88/17ab1c/0/48/Ro...

Порто-франко - (0)

  Как военный пост Владивосток стал городом ...

Графика Зорина - (0)

Восхищаюсь этой графикой... Подольский художник Владимир Николаевич Зорин. Закончил МАРХИ. Род...

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Сергей Темерев
Сергей Темерев
17:59 08.02.2012
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии Виктория Косенко
Виктория Косенко
15:37 31.01.2012
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Былое
Былое
12:48 09.11.2011
Фотографий: 20

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Antreader

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1426


Харбин

Среда, 31 Марта 2010 г. 11:52 + в цитатник

       

 (330x244, 41Kb)

      Когда произносят Харбин, то, как правило, добавляют фразу «когда-то это был русский город». Действительно, в 20-е годы Харбин был центром белой эмиграции. В середине двадцатого века здесь проживало почти двести сорок тысяч русских, да и сейчас, в начале  третьего тысячелетия, судьбы очень многих россиян связаны с этим китайским городом.

        Почему в далекой заснеженной Маньчжурии возник город, где говорили по-русски, где строили православные церкви, где обожали Вертинского, а улицы называли Цветочной, Владивостокской, Торговой, Центральной?

       В 80-х годах девятнадцатого века на Дальнем Востоке российское правительство вело политику экспансии – тогда Россия могла себе это позволить. В конце XIX века уже было ясно, что война с Японией неизбежна. Транссиб еще не был построен и Приморье, да и весь Дальний Восток не был защищен ни в военном, ни в экономическом плане. Министр финансов С. Ю. Витте предложил проложить железную дорогу по территории Китая. Данный проект был намного дешевле, чем проект Транссиба, и мог быть воплощен в жизнь намного быстрее. Приморье получало связь с европейской частью России, и правительство могло быстро обеспечить бесперебойную доставку войск и вооружения в район будущих боевых действий. Надо отметить, что Китаю строительство КВЖД также было выгодно: во-первых, железная дорога должна была быть проложена на территории слоборазвитой Маньчжурии за счет российской казны; во-вторых, осуществление проекта КВЖД автоматически делало Россию союзником Китая в приближающейся войне с Японией. В 1896 году договор о строительстве КВЖД был подписан, а в мае 1898 года русские пароходы «Благовещенск» и «Св. Иннокентий» пришваровались к одному из берегов Сунгари и персонал управления строительством КВЖД ступил на незнакомый берег. Местность, лежавшая поблизости, носила название Харбин. Недалеко раскинулось маковое (опийное) поле и небольшой ханшинный (водочный) заводик. Решили, что стройку нужно начинать здесь. В одном из бараков разместили первую контору Русско-Китайского банка и приступили к работе. Так начинался Харбин – город, который стал центром КВЖД, а впоследствии центром русской эмиграции на Дальнем Востоке.           

        КВЖД была построена за пять (!) лет, причем железная дорога – это не только рельсы и шпалы. Это мосты, туннели, подъездные пути, общежития для рабочих, здания вокзалов и управлений…Строительство было закончено в 1903 году. По тем временам, с технической точки зрения, КВЖД считалась одной из лучших дорог в мире Было спроектировано и построено 92 станции, 1464 моста, проложено 9 тоннелей. Самым грандиозным стал тоннель через Хинганский хребет длиной 3080 метров (высота над уровнем моря 970 м). Остальные тоннели были относительно короткие: от 25 до 45 метров. Все эти сооружения служат до сегодняшнего дня. Интенсивно велось строительство административных зданий, путевых и станционных сооружений; одних жилых домов за это время построено 280 тысяч квадратных метров. В  1903 году в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Затраты на строительство КВЖД за 1897 – 1903 гг. составили более 375 млн. руб. золотом.Благодаря новой дороге грузы из Европы стали поступать на Дальний Восток в 3 раза быстрее, чем морем. Административным центром всей полосы отчуждения был Харбин. Здесь разместились заводы, банки, фабрики и представительства всевозможных фирм. Уже через несколько лет место, где пришвартовались первые русские пароходы, нельзя было узнать. Газеты того времени писали: «Харбин по справедливости считается русским городом. Он только начинает строиться, и здесь отсутствуют хорошие мостовые и тротуары, зато есть первоклассные театры, рестораны и кафе-шантаны с невероятными ценами». 

      В начале двадцатых годов, когда в Москве напевали - «ешь ананасы, рябчиков жуй!», центр Маньчжурии стал еще и центром русской эмиграции. Здесь были сконцентрированы ударные силы атамана Семенова, генерала Каппеля и других вооруженных формирований. Позже выяснилось, что боролись они за правое дело, но выяснилось это далеко не сразу. В Харбине сложилась сюрреалистическая ситуация – в городе жили подданные империи, которой уже не было на карте мира. Это был единственный город, где до середины двадцатого века сохранялись и старая русская культура, и настоящий русский уклад жизни. В Советском Союзе традиционный русский уклад был полностью уничтожен, в Париже и Нью-Йорке изменен до неузнаваемости, и только в далеком заснеженном Харбине все оставалось по-прежнему: купола православных церквей, рождественские елки, румяные гимназистки, катание на санках, поездки на дачи, неспешные беседы за вечерним чаем и обращения по имени-отчеству. Люди ходили на службу и исправно получали жалование. Так что беженцев из Советского Союза в Харбине ждал не только привычный уклад, но и работа. Все было хорошо, кроме одного обстоятельства: эмигрантам путь на родину был заказан уже навсегда. В конце тридцатых годов советское правительство объявило амнистию всем русским харбинцам и разрешило вернуться. Жители Харбина ликовали. Город разделился на тех, кто уезжает, и тех, кто остается. Люди ходили по магазинам и закупали все, что им может пригодиться на родине. Однако эшелоны с плакатами «Принимай, Родина, своих сыновей!» доходили до Читы, где составы переформировывались и направлялись прямиком … в сибирские лагеря.

        В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала в 1932 году на ее территории марионеточное государство Маньчжоу-го. В то время количество русских в Харбине достигало 200 тыс. человек. Японцы разрешили русским выезжать из страны. У кого были деньги – уезжали, и центр русской эмиграции переместился в Шанхай. Что касается жизни оставшихся эмигрантов, то японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый их шаг. В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим.  В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома... Современники вспоминали: «Не стало русских кондукторов и стрелочников, исчезли русские носильщики. Все заняли японцы. На смену русскому «здравствуйте» пришло японское «конничива», вместо «до свидания» – «сойонора», вместо «спасибо» – «аригато»».

       Девятого августа 1945 года СССР объявил войну Японии и ввел войска в Маньчжурию. Узнав об этом, 16 августа 3000 человек местного русского эмигрантского населения совместно с консульством СССР организовали отряды обороны и взяли в свои руки радиостанцию, водокачку, железную дорогу и пристань, и удерживали их до прихода советских войск. Однако сухопутные части Красной Армии пробивались к Харбину с большим трудом. Японцы оказывали мощное сопротивление и сражались с завидным упорством. В этих условиях было принято решение взять город с воздуха. На аэродром Харбина высадился десант генерала Г. А. Шелахова, состоявший из 120 десантников, и принудил к сдаче 40-тысячный японский гарнизон.  Освобождение от японцев Харбина стало настоящим праздником для жителей города. Многие старожилы Харбина с теплотой вспоминают советских солдат, которых здесь до сих пор называют «большие пальто» – такое впечатление произвели на местных китайцев добротные шинели красноармейцев.  На местном ипподроме была организована выставка трофейного японского оружия. Особое внимание привлекали длинноствольные пушки, которые могли стрелять по Владивостоку с территории Хэйлунцзяна. Эта выставка надолго стала самым посещаемым местом Харбина.  В сентябре в Харбине состоялся Парад Победы, на котором присутствовало 20 тысяч человек. Колонны советских солдат местное население забросало (в буквальном смысле) цветами. На параде прошли и отряды харбинских старожилов в старой парадной российской форме. Харбин стал центром советской администрации.

     В середине 50-х Харбин покинули последние русские, из тех, кто хотел уехать. Однако чуть меньше тысячи русских так и остались жить в Маньчжурии. На их долю выпали тяжелые испытания: «большой скачок», голод, «Культурная революция», конфликт на Даманском…. В самом начале XXI века в Харбине проживало около 10 русских. Уже тогда это были люди очень преклонного возраста – самой молодой прихожанке единственного действующего Покровского храма было далеко за 70.  И по-настоящему жаль, что со смертью последнего из них окончательно закончится тот старый русский Харбин, где говорили по-русски, где строили православные церкви, где обожали Вертинского, а улицы называли: Цветочная, Владивостокская, Торговая, Центральная…

Рубрики:  Забыты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку