Оскар |
Если говорить людям только правду, рано или поздно вас уличат в этом», – сказал в пору звездной славы Оскар Уайльд. Общество накрахмаленных воротничков и строгих цилиндров не просто уличило писателя. Оно его растоптало. И не простило Уайльду связи с юным, красивый и дерзким сыном лорда.
Апрель, 1893 год
В тот вечер Уайльд был нарасхват. Богемные салоны желали видеть его у себя. Он принял приглашение Бланш Рузвельт. Конечно же, чуть опоздал -Уайльд любил привлекать внимание. Черные бриджи, шелковые гетры, ботинки с блестящими пряжками, белая рубашка с кружевами и ароматная лилия в петлице. Верх экстравагантности и эпатажа! В конце вечера появился еще один гость – хиромант по имени Кейро. Желающие протягивали ему и сквозь занавеску, скрывая лица. Согда ладони протянул Уайльд, предсказатель пришел в замешательство. Жвое смущение он пояснил тем, что ладони этого господина так различны, ыжовно принадлежат разным людям. Левая говорила о гениальной наследственности, блестящем уме, великом будущем. На правой же ничего, кроме пустоты, хиромант не увидел… Присутствующие снисходительно усмехнулись: 39-летний драматург был обласкан судьбой. Уайльд же расстроился, помрачнел и покинул салон.
Ноябрь, 1895 год
В Релингскую каторжную тюрьму из Лондона доставили заключенного. Он был в кандалах и полосатой робе. Толпа сопровождала арестанта от самого вокзала, улюлюкала и хохотала. А заключенный плакал. Им был Оскар Уайльд…
Он родился в семье известного врача-ирландца, где уже был сын, и мать мечтала о девочке. Но родился мальчик. Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллз Уайльд (таково полное имя писателя) появился на свет 16 октября 1854 года. Отец, балагур, весельчак, любитель вина и женщин, увлекался этнографией, собирал ирландский фольклор и даже издал книжку легенд и сказаний. Он был удостоен титула баронета. А пока папа лечил королеву Викторию, мама, леди Ажейн Франческа Уайльд, защищала права ирландцев и писала против монархии обличительные статьи. Она слыла эксцентричной дамой, содержала модный светский салон, обожала древнегреческую литературу, писала стихи. Оскара она одевала как девочку и говорила о нем в женском роде. Мать пребывала в мире иллюзий и увлекла туда сына. Герои Эсхила и Софокла были им ближе и понятнее, чем, скажем, соседи. А эллинская речь роднее английской. Завидев грязь и нищету, Оскар поскорее «убегал» в мир древней Эллады с ее безмятежной красотой, гармонией и страстным романтизмом. Подобный мир он стремился создать вокруг себя: любил красивые вещи, красивые слова, красивых людей. В Оксфорде он встретил учителя, который восхитил его. Джон Рескин внушал студентам, что красота – то главное, ради чего сотворен мир. Уайльд на каникулы ездил в Италию и часами стоял у полотен великих флорентийцев. Однажды из окна своего отеля он увидел нищего в убогой одежонке. Уайльд передал через слуг деньги и велел сшить попрошайке костюм, чтобы он не портил вид из окна. Оригинальный в суждениях студент превзошел учителя, заявив, что эстетика выше этики и норм морали. Он даже отказался заниматься спортом, потому как на физкультуре нужно было принимать некрасивые позы. Жилище Оскара напоминало комнату экзальтированной леди: цветы, тончайший фарфор, кружева, рюши… Одевался Уайльд вызывающе: бархат, кружева, шелковые чулки. Эту моду прошлого он считал безумно красивой. А строгие френчи, смокинги, скучные брюки и цилиндры – безвкусицей. Уайльд придумал свой мир и жил в нем, не считаясь с действительностью. Эпатаж стал нормой жизни. Но юноше все прощали. Он был образован, красив и настолько остроумен, что мода на щеголя-острослова быстро вошла в салоны.
Бози
Оскар встретил девушку и влюбился в нее. Ее звали Констанс Мэри Ллойд. Говорят, она была похожа на красавиц Боттичелли. «Изящная маленькая Артемида с глазами-фиалками, копной вьющихся волос и чудесными точеными пальчиками», – писал о ней влюбленный Уайльд. К тому же красавица была умна и самостоятельна в суждениях. Венчание с дочерью известного адвоката состоялось в Лондоне в 1884 голу. Оскар был безмерно счастлив, когда на свет появились сыновья: в 1885 году один, через пару лет второй. А в промежутке между этими событиями у молодого, но уже известного писателя появился друг. Его звали Роберт Росс. Оскар поначалу не придал значения встрече с очаровательным 17-летним юношей. Тот же боготворил Уайльда, его стихи, независимость, дерзость суждений. «Эстетика выше норм морали! » – вторил восхищенный юноша, зачитываясь только что вышедшим романом «Портрет Дориана Грея». Постепенно их отношения перестали быть только дружескими. Влечение мужчин друг к другу было опасной игрой – гомосексуализм преследовался законом. Однако черту они уже переступили. Роберт познакомил Оскара с «ангелочками» – так они себя называли. Среди них выделялся Альфред Дуглас, или Бози. Очарованный писателем, как и Роберт Росс, 21-летний сын маркиза Квинсберри утверждал, что прочитал роман «Портрет Дориана Грея» 11 раз! И ничего более гениального не видел. Возможно, эстетика романа пришлась ему по нраву еще и из-за мощного гомосексуального подтекста. У Бози была за плечами скверная история. Однажды юный лорд, чей род вел свое начало от Карла Великого, гостил у несовершеннолетнего друга, и они немного «шалили». Бози потом писал своему другу красивые письма фривольного содержания. Но письма попали в руки родителей адресата, и те решили шантажировать растлителя сына. Бози страшно боялся огласки. Единственный человек, который мог бы понять его влечение, был едва знакомый ему мистер Уайльд. И писатель выкупил письма Бози. Мололой лорд тоже произвел впечатление на Уайльда – он был удивительно похож на его Дориана Грея по духу. Настоящий же прототип был всего лишь красив. Писатель увидел его в мастерской одного художника. Когда натурщик ушел, Оскар, любуясь портретом, грустно заметил: «Как жаль, что это прекрасное существо когда-нибудь состарится». – «Да, – ответил художник. – Я бы согласился, чтобы старился и покрывался морщинами его портрет, а юноша оставался таким же красивым». Уайльд выразил живописцу признательность за великолепную идею и поспешил к чернильнице. И вот роман написан. Критики негодуют, велят публично сжечь тираж, но Бози восхищается книгой. Он не боится своей любви к Оскару. Аля Констанс это неравная схватка. Она тщетно пытается вернуть мужа в семью.
…В тюрьме Оскар вспоминал свою первую встречу с Бози. Альфред Дуглас появился в их доме четыре года назад. Был удивительно застенчив и робок. Юноша беседовал с Уайльдом и стеснялся признать, что тоже пишет стихи. Спустя полвека Бернард Шоу назовет Альфреда Дугласа одним из лучших поэтов Англии, а его стихи войдут в «Оксфордскую книгу английского стиха». Белокурый лорд поначалу умилил и Констанс: никто столь пылко не признавал гениальность ее мужа. Похвала льстила и писателю, но магическая красота Бози (так просил называть себя лорд) затмевала все. «У него лик непорочного ангела, воскресшего из греческих мифов», – написал позже Уайльд о Бози. Не влюбиться в эту красоту он не мог. В одном из писем Россу Уайльд признавался: «Бози подобен цветку нарцисса… А когда он возлегает на диване, он словно Гиацинт – я преклоняюсь перед его красотой». Уайльд настолько увлекся, что пренебрег всеми понятиями морали и нравственности. Лорд был пол стать новому другу: с таким же высокомерием относился к общественному мнению. Они вместе разъезжали по Европе, а об их отношениях говорили в Англии, шептались во Франции, кричали в Италии и сплетничали в Алжире. Но… Маркиз Квинсберри решил покончить с этой «грязной историей».
Март, 1893 год
Уайльд вышел из театра. Его остановил некий джентльмен и с напускной дерзостью сказал, что готов продать писателю оригиналы его писем к Дугласу за 10 фунтов стерлингов. «Всего 10 фунтов?- возмутился Уайльд. – Да вы ничего не смыслите в литературе Если бы вы попросили 50, может быть, я и заплатил бы. Но у меня есть копии, и оригинал не нужен». Уайльд ушел, и письма попали к маркизу Квинсберри, отцу Бози. Тот читал их с от вращением и ужасом, представляя, как пресса смакует каждую строку мерзкой переписки. «Твоя тонкая душа странствует между страстью и поэзией. Я верю в то, что нежно любимый Аполлоном Гиацинт был твоим воплощением в далекие античные дни». По правде сказать, маркиз плевать хотел на сына и на все свое семейство. Их дом был наполнен скандалами, из-за которых повесился старший сын, младшие тоже ненавидели отца. А жена, устав от бесконечных измен мужа, затеяла порочащий их имя развод. Маркиза исключили из Палаты лордов, и он страстно желал на ком-нибудь отыграться. Надо упечь писаку в тюрьму! Квинсберри был отлично подготовлен к тяжбе и представил список из двенадцати молодых людей, которые подтвердили в суде сексуальные домогательства Оскара Уайльда к Альфреду Дугласу. Друзья советовали Уайльду покинуть Англию. Но тот был непреклонен. «На этом суде прокурором буду я!» – самоуверенно заявлял поэт. Суд состоялся в 1895 году. Когда прокурор спросил его: «Что вы подразумеваете под «любовью, которая не смеет назвать своего имени?», Уайльд разразился пылкой речью. «Это любовь, -говорил он, – которая означает большую страсть. Ее вы найдете в творчестве Микеланджело и в сонетах Шекспира. Это глубокое, одухотворенное чувство, которое так же чисто, как и совершенно. Оно порождает и наполняет собой шедевры искусства. В нашем веке об этом чувстве можно говорить как о любви, не смеющей назвать своего имени. Я жертва этой любви». Уайльд просчитался. Писателя, эстета и романтика приговорили к двум годам каторжных работ в тюрьме строгого режима. От него все отвернулись. Имя его стало нарицательным. Жену, бежавшую с сыновьями в Швейцарию, отказались поселить в отеле из-за «грязной» фамилии. Она сменила ее на другую. Не дождавшись мужа из тюрьмы, женщина умерла от стыда и горя. Умерла и матушка Уайльда. Не от стыда. В свои 70 лет она продолжала утверждать, что «грех – это единственное, ради чего стоит жить». Книги Уайльда перестали печатать, пьесы сняли со сцены. В 1897 году он вышел из тюрьмы сломленный, без состояния и положения в обществе. Преданный Роберт Росс увез друга во Францию и поселил в скромной гостинице.
«Из бездны взываю к Тебе, Господи»
Бози не написал в тюрьму ни единой строчки. Молчание Бози, любовь к которому так отчаянно защищал Оскар Уайльд, ранило его сердце больнее всего. Теперь лохмотья не вызывали в писателе брезгливости. Уайльд был даже благодарен судьбе за эти чудовищные два года тюрьмы. Он там много работал. Свои записи озаглавил De Profundis («Из глубин»). De Profundis – молитва верующих-католиков. Первые слова ее –«Из бездны взываю к Гебе. Господи» Не эту ли бездну предвидел когда-то хиромант Кейро?
Декабрь, 1900 год
Бози едва успевал на кладбище. Он тоже хотел умереть. Ламы закричали, увидев, как элегантно одетый, заплаканный джентльмен соскальзывает в могилу Оскара Уайльда. Его подхватили, отвели поодаль. Спустя полчаса на свежей могиле под промозглым небом рыдал лишь этот человек – лорд Альфред Дуглас. Он знал, что Оскар был болен, но не поехал в Париж проведать его. И теперь был безутешен.
Роберт Росс любил Уайльда. Но мирился и прощал ему привязанность к Бози. Самого Бози, истеричного, властного и капризного, он винил в смерти своего друга и великого поэта. Так считали и другие поклонники Уайльда. Смерть Оскара сделала Бози кротким. Он больше не появлялся в салонах, перестал писать стихи и решил жениться. Его избранница вопреки воле родителей вышла за него замуж и родила сына. Но светские пересуды не оставляли Дугласа. Никто не хотел замечать ни его работ в журналах, ни статей об искусстве. Тень Уайльда преследовала его. Главный обвинитель – Роберт Росс. Он опубликовал De Profundis, предварительно отредактировав и высветив роль Альфреда в непригляднейшем свете. Дуглас был в бешенстве. Теперь при каждом возможном случае он говорил, что его связь с Уайльдом – сплетни и выдумка. Он обвинил во лжи Росса и подал на него в суд за «гомосексуализм». В суде Бози приводил интимнейшие подробности из жизни и физиологии Роберта, чем поверг в шок даже своих друзей. Суд признал показания Дугласа, но Росса оправдал. Это был скандал грязнее предыдущего. Бедняжка Олив не выдержала и ушла от мужа, а их10-летний сын перенес нервное расстройство и попал в психиатрическую лечебницу. Одержимый лорд решил свести счеты с Россом.
Потомок Карла Великого продолжал смаковать «позорные» страницы жизни бывшего друга, называя его подонком-содомитом, пригревшимся в лучах славы Уайльда. Так продолжалось 5 лет. Росс умер, ему не было даже 50-ти лет. Но Альфред Дуглас продолжал бороться с призраками врагов. Однажды он явился в зал суда с плакатом: «Оскар Уайльд – самое большое зло, которое было в Европе за последние 350 лет».
Воинствующий Дуглас восстановил против себя всех. Свою жизнь он превратил в борьбу. В 1922 году Альфред обвинил лорда Уинстона Черчилля в политическом заговоре. Его привлекли к суду и дали полгода тюрьмы за клевету. Суд состоялся в том же зале, откуда некогда увели Оскара Уайльда. На холодных нарах Альфред вдруг вспомнил письма своего возлюбленного: «Ты пришел ко мне в поисках смысла жизни и смысла наслаждений. Наверное, я избран научить тебя чему-то более важному. Смыслу страдания, красоте страдания». В тюрьме Альфред Дуглас написал свои лучшие стихи. За этот сборник даже недруги все ему простили. Выйдя на свободу, Альфред с наслаждением рассказывал о дружбе с великим Уайльдом. В 1940-м он даже издал книгу Oscar Wilde. А Summing Up («Оскар Уайльд. Подведение итогов»), где назвал писателя любовью всей своей жизни. Безбожник Дуглас, как некогда и Уайльд, принял католичество. Его жена, как и жена Уайльда, прожила недолгую жизнь. В психиатрической лечебнице умер и ее сын, а следом за ним и сам Вози. Однако газеты в некрологах написали, что скончался бывший любовник Оскара Уайльда. Бози опять оказался в тени.
Сентябрь, 2008 год
Могила Оскара Уайльда на парижском кладбище Пер-Лашез утопает в цветах. Их несут приверженцы «любви, не смеющей назвать своего имени». Их несут почитатели его таланта. Я положила скромную лилию. Мне не было дела до сексуальной ориентации Уайльда. Я просто люблю его нежные сказки.
Татьяна Козлова
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |