В фильмографии этой актрисы очень мало главных ролей, однако каждое её появление на экране превращалось в маленький театр одного актёра. У Киры Крейлис-Петровой был очень яркий комедийный дар, правда, режиссёры долгое время его не использовали, она смогла прославиться уже в зрелом возрасте. Но она никогда не унывала, с юмором относилась к недостаткам собственной внешности, а в юности смогла всего за несколько дней завоевать сердце своего будущего мужа, вместе с которым прожила 45 лет. Она любила смешить людей и всю жизнь смеялась сама, и когда копейки считала, и когда сказочно разбогатела.
Блокадное детство
Кира Крейлис-Петрова (в центре) в детстве в музыкальной школе. / Фото: www.7days.ru
Она навсегда запомнила тяжёлые блокадные годы ощущением бесконечного всепоглощающего голода и прививкой к чужому несчастью, которое видишь, но через себя не пропускаешь. Слишком много беды обрушилось тогда на город. Всю жизни актриса считала, что забывать об этом нельзя, и рассказывать о войне нужно исключительно правду, чтобы она никогда не повторилась. Отец Киры ушёл на фронт, а она вместе с мамой и старшей сестрой Надей осталась в Ленинграде.
Уже в то время 12-летняя Кира старалась хоть как-то отвлечь и развеселить малышей, сидевших рядом в бомбоубежище, да так потешно пародировала Гитлера, что смеялись не только дети, но и взрослые. Кира Петрова (в то время у неё была не двойная фамилия) видела, как умирают люди вокруг, а мама старается всем помочь. Увидит упавшего человека на улице, обязательно подойдёт, поможет подняться и до дома доведёт. Тогда многие на улицах падали от голода и холода.
Блокадный Ленинград. / Фото: www.vk.com
И Кира с Надей вместе с ней на своих детских плечах выносили стариков, делились с ними размоченным в солёной воде жмыхом. Но ещё было и постоянное чувство страха. Кира была девочкой круглолицей, румяной, даже в голодное время казалась упитанной и не раз ловила на себе плотоядные взгляды прохожих. Она рассказывала, что в Ленинграде боролись с людоедами, но голод иногда лишал человека разума, оставляя только желание ощутить забытое чувство сытости.
Они выжили, отец вернулся с фронта, казалось, начнётся счастливая жизнь, но было по-прежнему тяжело. Родители будущей актрисы вскоре развелись, да ещё и не без помощи Киры. Она была жуткой максималисткой и, узнав, что отец изменяет матери, поставила ей условие: она должна с ним развестись, если хоть капельку себя уважает. Мама выставила мужа, и в результате всю оставшуюся жизнь тосковала одна. Кира, только повзрослев, поняла, что её подростковый максимализм сделал маму несчастной. Но изменить уже было ничего нельзя.
Не было бы счастья
Кира Крейлис-Петрова с мамой и сестрой. / Фото: www.nyafoto.ru
В детстве Кира Петрова собиралась стать скрипачкой и готовилась к поступлению в консерваторию. Педагог в музыкальной школе считала её очень талантливой, но добиться значительного успеха девочке мешала лень. Она всегда находила оправдание невыученным пьесам, а если их не было, что-то придумывала и кривлялась так, что учительница плакала от смеха. А однажды в Ленинград приехали педагоги из Школы-студии МХАТ, и Кира Петрова, как и сотни других юношей и девушек, отправилась на прослушивания.
Увидев нарядных и красивых своих ровесниц, Кира, и так не блиставшая красотой, совершенно застеснялась и своего латанного платья, и несуразной внешности. Она собиралась уже сбежать, но тут её подхватил под белы рученьки Леонид Харитонов и буквально затащил в комнату, где заседала комиссия. Когда она вознамерилась читать басню «Ворона и Лисица», педагоги тягостно стали вздыхать, ибо прослушали её за день уже не один десяток раз. И Кира вдруг разозлилась. Она декламировала так, что уставшие члены комиссии мгновенно взбодрились, а после стали хохотать до слёз. Из всех девушек в тот день выбрали её одну. После получения диплома она могла остаться в столице, её приглашали в Театр Советской армии, вот только Кира Петрова рвалась в Ленинград, по которому очень скучала.
Кира Крейлис-Петрова. / Фото: www.filmfed.com
Правда, обойдя все питерские театры, девушка страшно расстроилась: для неё нигде не было места. От отчаяния она написала письмо в Сахалинский драматический театр, и там оказались готовы её взять. За пару недель до отъезда в дверь квартиры, где жила актриса вместе с мамой, позвонили. Открыв, она увидела на пороге писанного красавца, высокого стройного молодого человека, настоящего стилягу. Молодой человек, оглядев её с головы до ног, спросил, не она ли та самая Кира Петрова, которая едет на Сахалин. Услышав утвердительный ответ, он и сам отрекомендовался. Это был Яков Крейлис, выпускник Ленинградского театрального института, который поступил в тот же театр на Сахалине. Он предложил ехать вместе, чтобы было веселее.
Кира пригласила нового знакомого в дом, напоила чаем, они долго разговаривали. Молодой актёр успел ей рассказать свою грустную историю. Он родился и рос в богатой семье в Риге, отец его владел пивоваренным заводом, и у семьи была потрясающая усадьба. Позже отец погиб, сёстры уехали учиться в Англию. Когда в Прибалтику пришла советская власть, семью раскулачили, маму вместе с Яковом и его братом Артуром посадили в теплушку и отправили на Север.
Яков Крейлис. / Фото: www.brodovoe.ru
Но по дороге мама умерла, а братья оказались в детском доме. К счастью, их забрала оттуда адвокат, а после войны братья вернулись в Ригу, нашли оставленные мамой в тайнике золотые монеты, это позволило им прожить какое-то время. Потом Яков поехал в Ленинград к тётке, окончил театральный институт и предстал пред ясные очи Киры Петровой. В поезд они садились уже друзьями, а во время долгого пути на Сахалин успели влюбиться друг в друга. На длинных остановках они выходили на перрон и танцевали вальс. Как говорила Кира Петрова, музыка была им не нужна, она звучала у них в душе.
Счастье длиною в жизнь
Кира Крейлис-Петрова с мужем на регистрации дочери Марии. / Фото: www.2aktera.ru
Кира Петрова и Яков Крейлис оказались настоящими родственными душами. Они подтрунивали друг над другом и заразительно хохотали. Их в театре с первого дня считали семейной парой, даже во время гастролей селили в одном номере, но при этом до того дня, как влюблённые расписались, никакой близости между ними не было. Они оба были так воспитаны. После они поженились, и Кира взяла себе двойную фамилию Крейлис-Петрова. На Сахалине актриса была занята во многих спектаклях, а вот у Якова карьера не складывалась. Супруги решили вернуться в Ленинград и поселились в 15-метровой комнате в коммуналке вместе с мамой Киры.
В родном городе актриса долго не могла найти работу, прослужила недолго в Малом театре, откуда её сократили, а после её пообещал взять в ТЮЗ Зиновий Корогодский. И надо же было такому случиться, что прямо перед трудоустройством Кира Крейлис-Петрова узнала о своей беременности. Но в театре о своём интересном положении она сразу рассказывать не стала, хоть и чувствовала себя очень плохо. До самого декрета выходила на сцену, а врачи настаивали на том, что рожать ей нельзя, требовали сделать аборт. Но этот вариант актриса даже не рассматривала. Родила дочь и вскоре вернулась на работу в театр.
Кира Крейлис-Петрова. / Фото: www.kino-teatr.ru
Жили с мужем они очень скромно. Он работал режиссёром на телевидении с небольшим окладом в 120 рублей, да и она зарабатывала немного. Кира Крейлис-Петрова даже тайком от мужа иногда бегала сдавать кровь как донор. Денег за это тогда не платили, зато кормили полноценным обедом, какая-никакая экономия для семейного бюджета. Если бы Яков Крейлис об этом узнал, был бы скандал.
По признанию Киры Александровны, жили они душа в душу, никогда не ссорились даже в то время, когда от зарплаты до зарплаты копейки считали.
Радовались малому, смеялись над проблемами, растили дочь. Яков Крейлис был идеальным мужем и отцом. Ни разу он не дал ей повод для ревности. Хотя на самом деле был красавцем, и многие коллеги актрисы удивлялись: что он мог в ней найти? А он хоть и не говорил бесконечных слов любви, был очень сдержан в проявлении чувств, но своими делами всегда давал понять, что жена любима и желанна.
Кира Крейлис-Петрова с мужем, внуком и собакой. / Фото: www.really-nice.ru
Когда она была плотно занята в спектаклях, он приносил ей обеды на работу, а по вечерам ждал её к ужину за красиво накрытым столом. Кира Александровна возвращалась домой после спектаклей позже супруга. Она чувствовала себя за мужем, как за каменной стеной. Он и отцом был прекрасным, дочь обожал. Супругов денежный вопрос особо не волновал. Сёстры Якова Крейлиса, в то время жившие в Канаде, передавали им посылки с одеждой, дочь и муж всегда ходили одетыми с иголочки, а самой Кире Александровне ничего не шло. Одна из соседок её даже презирала, говорила: «Тоже мне артистка в ситцевом платье».
Кира Крейлис-Петрова и Яков Крейлис. / Фото: www.vk.com
Они все вместе так и продолжали смеяться над проблемами и жить весело, несмотря на все трудности. Во время перестройки Яков Крейлис смог, наконец, повидаться с сёстрами. За океан он отправился вместе с женой, но она спустя время была вынуждена вернуться домой, её ждал театр, а супруга оставила в Канаде, чтобы мог подольше побыть с родными. Он к тому времени работу на телевидении потерял, поэтому мог задержаться. Ему и работу там предлагали. Кира Александровна, поразмыслив, написала супругу письмо о том, что он может себя считать свободным и оставаться в Канаде. Но он без жены жить не захотел, вернулся к ней. Такая была любовь.
Кира Крейлис-Петрова с дочерью и внуками. / Фото: www.7days.ru
После развала Советского Союза Латвия вернула бывшим владельцам недвижимость, отобранную при Советской власти, и супруги стали настоящими помещиками. Муж получил гражданство Латвии, пытался привести в порядок свалившееся имущество, правда, у него это получалось не слишком хорошо. Кира Крейлис-Петрова при каждой возможности ехала в Ригу к мужу, да и он много времени проводил в Санкт-Петербурге с семьёй. Но в 2003 году его не стало, умер он в Риге от сердечного приступа.
Кира Крейлис-Петрова. / Фото: www.poisk-po-photo.ru
После его смерти на актрису посыпались роли в театре и в кино, она считала, будто любимый Яша помогает ей с небес. Первую свою главную роль она сыграла в 71 год, а зрители запомнили актрису по сериалу «Кухня» и фильму «Окно в Париж». Она думала всё время о том, что лучше бы Яша пил да обижал её, тогда было бы не так больно без него. Кира Крейлис-Петрова пережила мужа на 18 лет. И не было дня, чтобы она не вспоминала о нём, не перечитывала его письма и не думала о том, как счастлива она была целых 45 лет.
https://kulturologia.ru/