-Я - фотограф

Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы

 -Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЕЖИЧКА

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.03.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 208985


✿ღ✿«Шедевры» Михаила Турецкого✿ღ✿

Пятница, 27 Ноября 2015 г. 07:13 + в цитатник

HorTureckogoAlliluja (408x574, 212Kb)
Once upon a time... Так обычно начинаются английские народные сказки, и переводится эта речевая заставка как "Когда-то давным-давно". Так вот, когда-то давным-давно, навещая Москву, я в так называемой "большой синагоге", что в Спасоглинищевском, на бывшей улице Архипова, слушал субботние молитвы в исполнении потрясающего хора.

Казалось, вся древняя красота Торы, вся древняя мудрость нашего народа, воплотившись в неземной музыке, творимой потрясающей силы голосами, заполняет зал и парит над морем голов в ермолках, под уносящимися ввысь сводами Хоральной синагоги у подножий вспыхнувших на стене золотистых деревьев, словно пересаженных сюда прямо из Райского сада.


Нет, это звучали не просто великолепные голоса, это пели великолепные еврейские души, и прихожане с благоговением произносили имя главного творца чуда, вершившегося на наших глазах, вернее, в наших ушах - Михаил Турецкий.

С тех пор утекло много воды, а также денежных потоков и слез умиления посетителей синагог и концертных залов. Давно уже Хор Турецкого расстался с Хоральной синагогой, не знаю и не хочу знать подробности, но, похоже, расстался не совсем мирно - смутно помню, как в очередные приезды в Москву читал заявление администрации синагоги, в котором она сообщала, что не имеет никакого отношения к концертам, кои Турецкий и его команда где-то давали по субботам. Помню свое удивление. Видит Б-г (не знаю, одобряет ли), я никого не собираюсь загонять в иудаизм пинчищами! Но именно творчество Турецкого казалось мне насквозь проникнутым духом нашей веры, и вдруг такой плевок в ее сторону! Как сказал много лет назад один мой приятель, узнав об одном из расстрельных приказов Владимира Ильича, "не вяжется со светлым образом"!

Не думал я, что суждена мне еще встреча с Турецким - а вот случилась. Довелось мне по делам литературным побывать в олимпийском граде Сочи. И когда я увидел большую афишу хора Турецкого, екнуло мое сердце, зазвучало в ушах эхо Б-жественных песнопений двадцатилетней давности и выложил я за билетик полторы тысячи - к счастью, не шеккелей и не долларов, а всего лишь рублей.

Пели, как всегда, восхитительно. Пели все - от "Королевы красоты", шлягера семидесятых, до попурри из Верди, Моцарта и прочих гениев. Пели на русском. Пели на английском. Пели на итальянском и на французском. А почти в конце мэтр обратился к публике и извиняющимся тоном объявил: "Сейчас мы споем "Хаву нагилу", песню на ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОМ языке, языке, на котором написаны Тора и Библия (!!!), языке, на котором, должно быть, говорил САМ Иисус Христос!"

Как говорится, капец! Любопытно, что Турецкий регулярно бывает в Израиле и выступает с программами на идише и иврите. К сожалению, я, как и любой работающий человек, выбираюсь в свет либо когда сам еду куда-нибудь за границу, либо когда ко мне приезжает кто-нибудь из-за границы. А то бы не поленился и сходил на его концерт в очередной его приезд послушать, демонстрирует ли он у нас в стране глубокое понимание различий между Торой и Библией, и апеллирует ли он в своей защите "древнееврейского" к авторитету Иисуса, кстати, говорившего на арамейском, а не на иврите. Интересно, где же все-таки настоящий Турецкий?

Чем больше я слушал шедевры, созданные им и его хором, тем больше открывались мне удивительные вещи – в особенности, его ремарки и призывы между песнями и композициями...

Вернемся к началу концерта. Прежде всего, прозвучали комплименты прекрасному (и с этим я полностью согласен) Сочи и его замечательным жителям, а также гостям города. О’кей. Долг вежливости. Но через пару номеров комплименты повторились. Ну что ж, не боясь повториться, соглашусь - и город, и его жители, и, наверное, многие из визитеров того заслуживают. Минут через двадцать - опять. Потом - еще. Стало возникать ощущение неловкости. Казалось, гений всеми силами пытается показать нам, как он нас любит, и добиться ответной любви. Я старался не обращать внимания — уж больно талантливо было все, что исполнялось в промежутках между этими объяснениями в вечной любви. Какой-нибудь «Одессит Мишка» звучал так, что ком вставал в горле. И вдруг перед завершением первого отделения Турецкий провозгласил:
 А теперь для тех, кого в этом зале не меньше семидесяти процентов — тех, кто родился и вырос при советской власти, тому хорошему, что было в СССР, посвящается следующая композиция...

И под сводами концертного зала «Фестивальный» зазвучали «Забота у нас такая...» , «Комсомольцы-добровольцы», «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди»...

Конечно же, была во всем этом некоторая ирония. Конечно же, артист, стоящий на стуле и протягивающий по-ленински руку, вызывал не священный трепет, а улыбку, но улыбку добрую, понимающую...

Я отказываюсь понимать ностальгию по Совку. Не вижу разницы между Советской Россией и нацистской Германией. Убежден, что любой цивилизованный человек и, конечно же, сам Турецкий видит в Ленине обладателя не светлого образа, а темной образины. Зачем же ему понадобилось это шутовство?

Второе отделение началось с того, что Турецкий стал сначала приглашать, а затем буквально выволакивать зрителей на сцену. Не очень понятно, зачем это нужно было, но выглядело бы забавно, кабы опять же не нотки — только нотки! - подобострастия в его призывах, обращенных к почтенной публике.

Далее прозвучала уже упоминавшаяся «Хава Нагила», а потом начался крутой ура-патриотизм — через тексты песен шли прославления России, призывы служить России... Предпоследней песней, которая прозвучала со сцены, была «We Аre the Champions”, но на новые слова. В первом куплете прославлялись успехи России на Олимпиаде, а к последнему понятие Champions уже расширилось и приобрело зловещий оттенок. А последней была пахмутовско-добронравовская «Надежда», которую по призыву Турецкого весь зал стал петь хором. И вдруг, когда дело дошло до припева, Турецкий вместо «Надежда!..» выкрикнул: «Россия, мой компас земной!»

И тут сам собой родился во мне ответ на вопрос, где же настоящий Турецкий — а нигде! Есть гениальность в чистом виде без каких-либо взглядов или личных пристрастий. Была мода на еврейство — пожалуйста, мы создаем еврейский хор. Уставшие от демократии (и от коррупции, которую они принимают за ее непременный атрибут) массы начинают ностальгировать по Совку, и Турецкий, естественно, вместе с ними. Нет, ну действительно, если уж ты через слово клянешься в любви к аудитории, если упрашиваешь ее плясать на сцене во время твоего концерта, то как не потрафить ее взглядам, ее вкусам и чаяниям!?

Старый добрый принцип — отклоняться от линии партии только вместе с линией. Главное - нигде не переходить границы вкуса. Никакого антиамериканизма, никаких подниманий с колен, никакого вылизывания президентских частей тела — не Резник, чай, не Газманов и не Распутина!

Кстати, «Хава Нагила» — единственный обломок прежнего еврейского репертуара - публика встретила, скажем так, напряженным молчанием и помягчела лишь после того, как мэтр смазал свое предисловие Библией с Торой и ивритоязычным Иисусом. Так что прав он был — думай, какие времена и что исполнять, а не то пролетишь, как Макаревич с его «Идишпилем».

Ну а собственные-то взгляды у Турецкого есть? Может, и есть. Но он их — ну вот совсем не разделяет. Так что нам и не надо их знать. Лучше будем время от времени посещать его концерты и по тому, что там звучит, определять, куда ветер дует в российских мозгах. Как зазвучат речи и песни о мире, о вечных ценностях, единстве человечества без границ, - значит, появилась надежда.


Александр Казарновский,
Пардес-Хана
http://www.newswe.com/
http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post102782702



klavdia-France
Рубрики:  =М У З Ы К А=
=И З Р А И Л Ь= (еврейские темы)
=ОБЩИЙ ОТДЕЛ=
=И С К У С С Т В О=


Процитировано 22 раз
Понравилось: 20 пользователям

ЖАРКАНДИЙ   обратиться по имени Пятница, 27 Ноября 2015 г. 11:15 (ссылка)
На мой взгляд автор текста не понимает, что сцена это театр, а театр - игра. Зритель приходит на зрелище, зритель разный и задача артиста удовлетворить вкусы любого потребителя. Если оперную классику изворачивают, то уж в песенном шоу допустимы разные акценты.
Ответить С цитатой В цитатник
Ирина_Федорченко_01   обратиться по имени Впечатление от статьи Пятница, 27 Ноября 2015 г. 11:37 (ссылка)
Отвратительная статья. Злобная статья старого сплетника, сидящего на лавочке у подъезда и осуждающего всех проходящих мимо. Чудесный хор, чудесные песни на разные вкусы. Не нравится - не ходите, не слушайте. Потратьте свои полторы тысячи на что-то, не вызывающее раздражения у вас, покинувших страну, которая дала вам всё и которую вы так пренебрежительно называете "совок".
Ответить С цитатой В цитатник
Ниноччка   обратиться по имени Пятница, 27 Ноября 2015 г. 13:24 (ссылка)
Хор Турецкого пользуется в России любовью. А рассматривать их творчество через узкую щель еврейского национализма - это признак ущербности. Великолепные, талантливые артисты, они несут миру как еврейскую культуру, так и русскую, и мировую.
Ответить С цитатой В цитатник
Люся-Людмила   обратиться по имени Пятница, 27 Ноября 2015 г. 20:19 (ссылка)
ЕЖИЧКА,
Обожаю хор Турецкого. С одинаковым восхищением слушаю весь репертуар, в том числе и еврейские песни. Какие голоса...!
А вот статья, честно говоря, не понравилась....
Ответить С цитатой В цитатник
сероглазая_казачка   обратиться по имени Понедельник, 30 Ноября 2015 г. 12:40 (ссылка)
Странно, что автор не видит разницы между СССР и фашисткой Германией. В Германии был холокост, а в СССР для евреев организована глубокая эвакуация. Одно это уже делает их совершенно разными по отношению к одному народу. Именно во время войны в СССР прибыло много евреев из Польши, других стран Европы, прифронтовых областей и благополучно переждало войну в республиках Средней Азии и Казахстане. Так что не нужно злобно клеветать на страну, которая спасла многих от геноцида. А хор Турецкого популярен и неплохо зарабатывает в России. Было бы странным, если бы его члены вели себя по-хамски.
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 01 Декабря 2015 г. 13:43 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку