Радуйся! Радуйся! Радуйся! Ловец! Трижды позванный. 140 лет со дня рождения Николая Рериха. |
Мечтать — это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями.
Сегодня - 9 октября, 140 лет со дня рождения художника, писателя и философа Николая Рериха.
Обеднело человечество и оскудело духовно. Потому-то так радуемся, видя каждое прекрасное, но и доступное издание. Итак, тесная быль обратится в сказание, а из сказания вырастет опять сказка. Жизнь - прекрасная сказка.
Читая легенды, молодежь учится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими, мощными огнями. Этими огнями сердца молодежь познает, как различить, где истина.
Легенда. из серии Мессия 1923 г.
Разве легенды не есть гирлянды лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. … Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычайное. Не ведет ли эта необычность дух человеческий поверх сумерек механического стандарта?
Дымкой легенды овеяна воистину подвижническая жизнь Николая Константиновича Рериха (1884-1947). Еще не составлен полный каталог его картин. Называют лишь приблизительную цифру: семь тысяч полотен. Не изучено, не собрано воедино литературное наследие Рериха: статьи, повести, рассказы, сказки, стихи. Несомненно лишь, что оно займет десяток полновесных томов, а то и больше.
Великий художник, ученый, писатель, он был великим путешественником. Его экспедиция в неисследованные и малодоступные области Центральной Азии длилась пять с половиной лет. Она побывала в таких местах Тибета и Гималаев, куда до нее не ступала нога европейца.
Невозможно представить себе Николая Рериха замкнувшимся в стенах мастерской или лаборатории, отрешившимся в творческом уединении от нужд и забот мира. Он жил заботами и тревогами своего времени, он был активным участником великого общественного движения века, он был борцом за мир.
Он был страстным патриотом своей отчизны. Через всю жизнь, полную тягот, трудов и опасностей, он пронес в чистоте образ Родины. К ней обращены его мысли, к ней обращены его вдохновенные слова, звучащие сегодня столь современно: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах будем оборонять".
Голубиная книга. 1922. Холст, темпера. Государственный музей Востока. Москва
Две главные темы владели творческим воображением художника: Россия и Индия. За несколько лет до смерти он заносит в записную книжку знаменательные слова: "Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи". Почти четверть века прожил Рерих в Индии. Но ничто не могло сломить великий дух художника, ничто не могло поколебать его веры в свою миссию. Среди сверкающего великолепия гималайских снегов он ощущал себя полномочным духовным представителем русского народа. Его жизнь, его творчество стали своеобразным мостом между двумя странами.
Я привел тебя к широким
рекам и к необъятным озерам. И я тебе показал океан. Видевший бесконечное, не потеряется в конечном. Ибо нет бесконечного леса. И каждую топь можно обойти. Без меня не познал бы ты океана. Без тебя не узнаю радость твоего счастливого лова. Я люблю тебя, мой ловец! И Сыном Света я лов представлю твой. Ты знаешь, как по солнцу путь находить. И как по вихрю обернуться к дороге. А кто зажег его - Солнце? И кто пригнал его - Вихрь? Но из области Солнца говорю с тобою. Твой друг и наставник и спутник. Знающий ищет. Познавший - находит. Нашедший изумляется легкости овладения. Овладевший поет песнь радости. Радуйся! Радуйся! Радуйся! Ловец! Трижды позванный.
Н.К.Рерих. "Ловцу, входящему в лес"
(отрывок). |
Пещное действо (XVII век), 1907. Эскиз декорации для постановки мистерии Три волхва в Старинном театре в Петербурге
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника, Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского купеческого рода. Сама атмосфера в родительском доме была пронизана художественными и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека. Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая. Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин.
После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А. И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни” — вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее, в Нижегородском музее и в Новосибирской галерее. Картины Рериха в собрании Третьяковки представляют основные этапы творческого пути художника. В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно "Гонец. Восста род на род" , выставленное на весенней ученической выставке. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Умер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое — мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера. Два пути творчества. Но цель одна. Достигая ясновидения, и те и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. Цель — символ, открывающий за внешним образом мистические дали. Так, от вершин одинокой личности к далям безликого бытия и от них снова к загадочной правде личного человека, смыкается круг творческой прозорливости.
Путей много, но сердце знает ближайший.
Не опаздывайте, если хотите, чтобы вас уважали. Не лгите мысленно, если собираетесь найти друзей.
Любовь - самый мощный магнит,
Она приближенье творит,
Она сокращает пути,
Она помогает дойти,
Она зажигает огни.
Любовь - самый мощный магнит!
Песнь водопада (Песнь потока) 1920 г.
Дордже дерзнувший. Из серии Знамёна Востока
Нагарджуна-победитель змия (вариант)
И мы открываем врата (И открываем).
Не случайно святых тружеников мастер называл "Светочи", Над головами его героев нет нимбов: свет сотворчества, свет созидания разливается не над головой, а по всему пространству - и когда напряжена мысль, и когда "не знают, чью жажду утолят", и когда приносят свет, и когда открывают врата, и когда творят лики "Самих Первообразных", и когда ловят рыбу, и когда возносят молчаливую молитву. "Ведь не '"сидение на тучах" и не "играние на арфе", и не "гимны неподвижности", но упорный и озаренный труд сужден , - писал Николай Рерих. - не маг, не учитель под деревом, не складки хитона, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведет к вратам прекрасным. Приведет в полной находчивости и непобедимости"
Ярослав Мудрый
Святой Франциск
Дед Мороз
Ошибаешься, мальчик! Зла — нет.
Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как-то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком
лжи, гнева и глупости
создаем бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусных.
Они стремятся за нами,
наши творенья! Размеры
и вид их созданы нами.
Берегися рой их умножить.
Твои порожденья тобою
питаться начнут. Осторожно
к толпе прикасайся. Жить трудно,
мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Темные твари все это очень
не любят. Сохнут и гибнут
тогда.
Гонец. Восстал род на род 1897 год
Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война — с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Музыка: Vangelis - Fields of Coral
http://roerih.ru/rerih.php
http://roerich-museum.org/
http://artcyclopedia.ru/rerih_nikolaj_konstantinovich.htm
Рубрики: | стихи живопись,painting цитаты поэзия ЖЗЛ искусство,art |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |